Организм человека — слаженный механизм. Всё просчитанно до мельчайших деталей! Каждый орган выполняет свою функцию, и всё в нашем теле взаимосвязано. К примеру, все знают, что большинство болезней возникает из-за расстройств нервной системы.

Редакция «ОФИГЕННО» предлагает тебе присоединиться к виртуальной экскурсии по человеческому организму. Многое тебе не показывали во время учебы в школе.

Это 18 фотоснимков, сделанных с помощью электронной микроскопии. При виде № 11 у меня всё внутри переворачивается!

Человеческий глаз

Подушечки пальцев


Основание ногтя


Ресницы


Язык


Сперма


Легкие


Артерия и кровь


Красные кровяные тельца


Сгусток крови


Процесс менструации


Альвеолы легких с двумя красными кровяными тельцами


Красные кровяные тельца выходят из разорванного капилляра


Потовая пора, выходящая на поверхность кожи


8-дневный эмбрион


Сперма в семенных каналах


Слизистая желудка


Человеческий волос


Наверняка привычные процессы, происходящие в человеческом организме, для тебя открылись с новой стороны. Какой из них вызвал у тебя восторг или, наоборот, отвращение? Восполни пробелы в образовании своих друзей и поделись с ними фотоснимками, сделанными с помощью микроскопа.

Даже представить себе сложно, что тело человека может выглядеть так...

Впервые увидев на страницах школьного учебника по анатомии, из каких органов состоит тело человека, каждый из нас сделал для себя маленькое или большое открытие. И уж точно, с тех пор к своему «слаженному механизму», где важна даже самая маленькая деталь, больше никто не относился легкомысленно...

Но, похоже, пришло время делать новую ступень в познании себя и заглянуть ещё глубже – в микроскоп!

Приготовьтесь, мы отыскали 23 снимка органов человека сделанных с помощью электронной микроскопии, от которых у вас всё внутри «перевернётся»!

1. Вы не поверите, но именно так выглядит ваш глаз при максимальном приближении!

2. А вот так – основание ногтя, которым вы сейчас постукиваете по клавиатуре…


3. Спокойно дышится? Так ведь это благодаря клеткам лёгких!


4. А вот так клетки лёгких выглядят ещё ближе!



6. Ну а если у вас сейчас закружилась голова, то будьте уверенны, причиной этого вполне могут быть балансирующие камушки во внутреннем ухе!


7. Невероятный момент – вот так выглядят артерия и кровь!


8. И вам тоже не давали покоя эти красные кровяные тельца, о которых рассказывали на уроках? Так смотрите же на них…


9. Спокойствие, только спокойствие – это просто сгусток крови!


10. Ещё один уникальный кадр – красные кровяные тельца выходят из лопнувшего капилляра.


11. Ну что, пора увидеть то, как начинаются «критические дни»!


12. А вот так выглядят жировые клетки, после того, как вы сели на диету и потеряли пару кг!


13. И если вы вдруг сомневаетесь – лечить посечённые кончики волос или нет, то взгляните, как в этот момент им плохо…


14. А вот так наша шевелюра выглядит у корня!


15. А после этого фото вы больше не ляжете спать, пока не снимите макияж с глаз – это наши реснички!


16. Хотите показать язык? А сегодня вы его чистили во время утренних процедур?

17. Кстати, пот на поверхность из пор выглядит практически так же отвратительно, как и «пахнет»…


18. А это – слизистая желудка. А ведь вы точно представляли её совсем иначе!


19. Давно не покупали себе крем для рук? А напрасно – кончикам пальцев он точно нужен!


20. Ну что ж, пора, наконец-то узнать, как выглядит при максимальном приближении …сперма!


21. А вот так она выглядит в семенных каналах? Неожиданно?


22. И вот примерно таким каждый из нас был на шестом дне жизни в утробе мамы! Разве это не счастье?


23. А ведь счастье с самого близкого расстояния выглядит именно так – кристаллы гормона серотонина!


Тема : Изучение строения клетки и тканей организма под микроскопом .

1.Изучить клетку и ткани организма человека. 2.Развивать навыки наблюдения, сравнивания, работая с микроскопом.

3.Воспитание культуры поведения.

Метод: наглядный, словесный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2. Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(1-5)

Проверка выполнения таблицы в тетради. Стр: 28.

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

.

Цель: Ознакомление со строением клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Порядок работы:

1.Рассмотреть готовые препараты строения клеток разных тканей. Найти структурные элементы(мембрану, цитоплазму, ядро)

2 Нарисовать рассмотренные клетки с указанием органоидов, увиденных под микроскопом.

3.Рассмотрите под микроскопом ткани:

А) поперечнополосатую мышечную

б) поперечнополосатую сердечную;

В) гладкую мышечную

Г) эпителиальную (различных эпителий)

Д) костную.

Е) нервную.

Сделайте выводы:

1.В чем сходство и различия в строении этих тканей.

2. Найдите структурные части этих тканей.

3. Определите, одинаково ли в тканях расположены клетки?

4.Нарисуйте рассмотренные ткани.Подпишите их. Сравните с рисунком втканей в учебнике.

Заполните таблицу в тетради.

Ткани и их функции

Название ткани

строение

Расположение в организме

Поперечнополосатая

Гладкая мышца

Соединительная

Эпителиальная

Домашнее задание: §7 и 8.

8 класс выполняет лабораторную работу № 1.

Тема: Поджелудочная, надпочечники, половые железы.

1.Изучить функцию смешанных желез.

2.Развивать знания в области физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение упр №1-№3.

3.Изучение новой темы.

Поджелудочная железа:

1.Строение: гшоловка, тело, хвост.

2.Функция: образует пищеварительный сок с ферментами.

(внешнесекреторная функция)

внутрисекреторные клетки вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон регулирующие углеводный обмен.

Надпочечники

1.строение

2.функция.

Половые железы:

1.Строение

2.Функция.

4.Закрепление.

Работа с терминами.

5.Оценивание.

:.Домашнее задание.§12-13.

Тема: Строение и функции нервной системы.

1.Изучить строение нейрона

2.Развивать интерес к анатомии и физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение таблицы с.43.Опрос по ЖВС.

3.Изучение новой темы.

Нейрон

2.Дендриты

4.Рецепторы.

В местах соединения дендритов образуются Синапсы.

Передача сигналов через синапсы осуществляется с помощью медиаторов.

4.Закрепление.

Чтение текста.

Рисуем по памяти нейрон.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§14.

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1.Изучить функцию рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса.

2. Развивать наблюдательность, внимательность.

3.Воспитание трудолюбия.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

Резиновый молоточек.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Зарисовать и указать части нейрона.

3.Изучение новой темы.

Рефлекс.-это ответная реакция организма на раздражение.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс.

    Чувствительные рецепторы проводят импульс в нервную систему. Центростремительным путем.

    Двигательные рецепторы отвечают на рефлекс.

    Центробежным путем.

4.Закрепление.

Лабораторная работа № 2

«Изучение коленного рефлекса»

Сделайте рисунок рефлекторной дуги. Цветными маркерами выделите ее части..

Работа выполняется согласно плана, и сдается на проверку.

5.Домашняя работа:§14.

Урок № 14.

Тема: Строение и функции спинного мозга.

1.Изучить строение спинного мозга.

2.Развивать навыки исследования.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблицы. Схема спинного мозга.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Укажите части коленного рефлекса. Заполните таблицу.Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Нервная система

Центральная периферическая.

Строение спинного мозга.

Мозг расположен в нутрии позвоночного столба.белы шнур диаметром 1 см. Спинной мозг состоит из белого и серого вещества.(найдите в тексте характеристику)

Спинной мозг состоит из 31 сегмента. Передние и задние корешки образуют смешанные нервы.

Передние составляют двигательные волокна;

Задние корешеи составляют чувствительные волокта.

Функция спинного мозга:

1.Рефлекторная

2.Проводниковая.

4.Закрепление.

Заполнить таблицу.

5.Домашнее задание:§15.

Урок № 15.

Тема: Строение и функции головного мозга. Большие полушария, гигиена нервной системы.

1Изучить основные отделы головного мозга и их функцию.

2.Развивать познание анатомии и физиологии организма.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, макет.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания:

Проверка заполнения таблиц.с.49-50.

Выполнить упр№1.и № 2 в рабочей тетради.

Изучение новой темы.

1. Головной мозг

Строение функция

Продолговатый мозг сосание,глотание, кашель, чихание.

Мост соединяет продолговатый со средним

Средний мозг реакция на свет, звук, мышечный тонус

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре Б.П. ,ходьба,

Плавание,регулирует обмен в-в, потреб

Ление воды и пищи.

Мозжечок координация движения.

2.Большие полушария :

Строение функция

Образован серым в-вом корой.; В левом п.ш. у правшей, а в правом у лев

Площадь 2200-2500см 3 шей – слуховой и двигательный центр речи

Борозды:крупные делят на: и письма;

Лобную и теменную самая глубокая; Правое п.ш. образное мышление, Музыкальное творчество,

Затылочную, височную,

Образована белым в-вом;

Расположены сенсорные зоны

(чувствительные)

Височная- слуховая;

Обонятельная и вкусовая – на границе

Теменной и височной;

3.Гигиена нервной системы :

Школьная гигиена; Алкоголь,

Их воздействие на нервную систему?

4.Закрепление.

Работа с текстом §16.17.Рабочая тетрадь. Упр№1, №2.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание§16 -17..

Урок № 1. 3.09.12г.

Тема: Введение. Цели и задачи предмета .

«Здоровье народа превыше всего,

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце,как глаз.»

1.Довести до учащихся цели и задачи предмета..

2.Развивать знания анатомии и физиологии человека.

3.Воспитание гигиены труда.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Вводный.

Оборудование. Таблицы.макеты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(нулевой срез знаний)

3.Изучение новой темы.

1.Знакомство с структурой учебника.

Оформление лабораторных тетрадей,

Чтение вводной части.

4.Закрепление.Задание №1. Назовите науки, изучающие строение и функции человеческого организма.

1….. 3………

2…… 4………. 5………..

5.Домашнее задание:§1.

Урок № 2 7. 09.12г.

Тема: Методы исследования строения и функций организма .

1.Изучить что изучает анатомия и физиология..

2.Развивать понятия анатомия и физиология.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какой научный труд написал Ч.Дарвин и в чем его значение.

Какие разделы науки изучает человек?

Какие цели и задачи ставит перед собой гуманистика?

3.Изучение новой темы.

Класс делится на две команды.

1 команда.

Задание №1. Что изучает анатомия?

№2. Какими приемами и методами пользуется анатомия при исследовании человека?

2.команда.

Задание№1. Что изучает физиология?

№2. Какими приемами и методами пользуется физиология при исследовании человека?

    Домашнее задание: §2.

Урок № 3. 10.09.12г.

Тема: Клеточное строение организма человека.

1.Изучить виды форм клеток, размеры и состав клеток.

2.Развивать понимание многообразия клеток.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: обучающий.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какие методы и приемы используют при исследовании физиологических процессов?

(микроскоп, кимограф, электромагнитный камертон. Электрокардиограф..).

Какую помощь оказывают использование химических методов физиологии?

3.Изучение новой темы:

1.Чтение параграфа с пометами.

Что знаю.

Что узнал.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

Какими бывают формы клеток организма человека?

Какую роль выполняет ядро?

Как вы понимаете выражение поры в мембране?

5.Домашнее задание§3

Урок № 4. 14.09.12г.

Тема: Органоиды клетки, химический состав клетки .

1.изучить органоиды и их хим. состав.

2.Развивать познание в области цитологии.

3. Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Оборудование. Таблица. электронный учебник.

Ход урока:

1.Орг момент.

2 Контроль домашнего задания.

Каково строение клетки?

Чем отличается плазматическая мембрана от клеточной стенки?

Что вызывает усиление и замедление движения цитоплазмы?

3.Изучение новой темы.

Органоиды клетки.

Используя плакат перечислить органоиды клетки.

ЭПС- Гладкая и шероховатая;

Рибосомы;

Митохондрии;

Лизосомы;

Аппарат Гольджи;

Центриоли.

Различия растительной и животной клетки.:

В животных есть центриоли; В растительных есть пластиды

В растительной есть целлюлоза;

Есть крупные вакуоли.

Жизненные свойства клетки:

1.Обмен веществ;

Раздражимость;

Рост и развитие;

Размножение.

4.Закрепление.

Упр №2. Установите соответствие.

Дополните предложения.

    Главный структурный и функциональный элемент нашего тела-….(клетка)

    Ядро есть в каждой клетке,кроме……(эритроцитов)

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§4.

Урок № 5. 17.09.12г.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

1.Используя лабораторную работу изучить строение клетки.

2.Развивать навыки наблюдать и сравнивать.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ходурока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Проверка упр№ 2; №3.

Опрос по вопросам.(Уровня А,В,С)

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

Выполните таблицу в тетради.

Название ткани

Строение

Расположение в организме.

Поперечнополосатая

Гладкая мышечная

Соединительная.

Эпителиальная,

Нарисуйте рассмотренные ткани.

4.Оценивание.

5.Домашнее здани姧7.8.

Урок № 6. 21.09.12г.

Тема: Ткани организма человека, свойства и функции .

1.изучить ткани человека.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Перескажите, выполненную работу.

3.Изучение новой темы.

Эпителиальная. Соединительная Мышечная. Нервная.

4.Закрепление.

Упр №3. Распредели признаки и функции тканей в соответствующие квадратики, предварительно напиши названия тканей.

ткани

эпителиальная

соединительная

мышечная

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§8.

Урок № 7. 24.09.12г.

Тема: Органы и системы органов .

1.Изучить Системы органов и органы их образующие.

2.Развивать навыки запоминать рисунки.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока6

Комбинированный.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Домашнее задание.

Проверка Упр №1- № 3.

Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Используя рис №14 учебника для заучивания и Упр № 3 в рабочей тетради для закрепления.

Повторить На доске кластер из систем..

4.Оценивание.

5.Домашнее задание:§9.Упр№ 1-№ 3.

Урок № 8. 28.09.12г.

Тема: Целостность организма человека .

1.Изучить функцию гомеостаза.

2.Развивать знания по цитологии.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Назовите органы дыхательной системы?

Задание.№1. Допишите предложения.

Печень относится к (пищеварительной) ….системе.

Сердце относится к (кровеносной) системе.

Парные органы, образующие мочу называют (почками)

К выделительной системе относят(почки, мочеточники, мочевой пузырь)

3.Озучение новой темы.

Целостность организма человека образуют: кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

Чтение с пометами.

Заполните таблицу.

Новая информация.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

5.Домашнее задание:§10.

Урок №9. 01.10.12г.

Тема: Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз .

1.Изучить значение желез внутренней секреции.

2.Развивать интерес к биологии.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока, Комбинированный.

Оборудование: Таблицы, ЖВС.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Что такое - нарушен гомеостаз.

3.Изучение новой темы.

Гуморальная регуляция организма осуществляется биологически активными веществами.

Гипофиз вырабатывает гормоны.

В организмеЖелезы делят на три группы.

1. Железы внутренней секреции 2. Железы смешанной секреции.

3. Железы внешней секреции.

Класс делится на три группы. Выполняют задание, готовят презентации. .

4.Закрепление.

Гипофиз

Строение функция.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§ 11

Урок № 10. 0 8.10.12г.

Тема: Щитовидная, паращитовидная железа.

1.Изучить строение и функцию желез.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Воспитание научного мирвоззрения.

Метод: Словесный, наглдный, практичекий.

Тип урока: обучающий.

Оборудование.Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Упр №1- №4.

3.Изучение новой темы.

Щитовидная железа

Строение функция

Паращитовидная железа

Строение функция.

4.Оценивание.

6.Домашнее задание:§12.

Урок № 16.

Тема: Вегетативная нервная система и ее отделы.

1.Изучить симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

2.Развивать навыки работы с учебником.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический. Тип урока: Обучающий. Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполните таблицу.

Функции сенсорных зон коры полушарий большого мозга.

Название зоны.

Ее функции

1.Зона зрительных восприятий.

2. Слуховая зона.

3.Центры обоняния и вкуса.

4.Зоны кожно-мышечной чувствительности.

5.двигательная зона.

6.Ассоциативные зоны.

3.Изучение новой темы.

Вегетативная система.

Симпатическая Парасимпатическая .

(Используя учебное пособие составьте кластер).

1.повышает кровяное давление

2.расширяет зрачки

3. повышает теплоотдачу.

4.учащает сердцебиение.

5.тормозит деятельность ж.к.т.

6расслабляет гладкую мышечную ткань мочевого пузыря.

4.Закрепление.

Запомни! Вегетативная автономная нервная система. Симпатический и парасимпатический отдел.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§18.таблица.

Тема: Органы чувств и их значение.

1.Изучить функцию анализаторов.

2.Развивать наблюдательность.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблица.

Ход урока6

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполнить таблицу.

Функции отделов вегетативной нервной системы

Органы и системы

Действия симпатического отдела

Действия парасимпатического отдела

Кровеносные сосуды

Пищеварительная система

Мочевыделительная система

3.Изучение новой темы.

Органы чувств: Анализаторы: Зрительные

Слуховые

Осязание

Обоняние

4.Закрепление.

1.Чтение параграфа.

2.Работа с таблицей.

Установите соответствие.

1.Рецептор

2.Чувствительные нервы.

3.Зоны коры больших полушарий головного

А)передача импульса к рабочему органу.

В) восприятие раздражения.

С) передача возбуждения от рецепторов.

Д) перенос возбуждения

Г) формирование ощущений.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§19.

Красные кровяные тельца

Расщепленный человеческий волос

Клетки Пуркинье

Чувствительные волоски уха

Кровеносные сосуды зрительного нерва

Вкусовой сосочек языка

Зубной налет

Легочные альвеолы

Ворсинки тонкой кишки

Давай совершим путешествие по своему телу при помощи микроскопа! Начиная с головы и заканчивая органами таза. Я думаю тебе будет очень интересно!

Почти все из представленных здесь изображений сделаны с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ). Испускаемый таким прибором пучок электронов взаимодействует с атомами нужного объекта, результатом чего становятся 3D-изображения высочайшей разрешающей способности. Увеличение в 250 000 раз позволяет разглядеть детали размером 1-5 нанометров (то есть миллиардных долей метра).

Первое СЭМ-изображение получил в 1935 году Макс Кнолль, а уже в 1965 году Кембриджская инструментальная компания предложила фирме «Дюпон» свой «Стереоскан». Сейчас такие устройства широко применяются в научно-исследовательских центрах.

1 Красные кровяные тельца

Здесь изображена, можно сказать, основа твоей крови - красные кровяные тельца. На этих симпатичных двояковогнутых клетках лежит ответственная задача разносить по всему телу кислород. Обычно в одном кубическом миллиметре крови таких клеток 4-5 миллионов у женщин и 5-6 миллионов у мужчин. У людей, живущих на высокогорье, где ощущается недостаток кислорода, красных телец еще больше.

2 Расщепленный человеческий волос

Чтобы избежать такого невидимого для обычного глаза расщепления волос, надо регулярно стричься и пользоваться хорошими шампунями.

3 Клетки Пуркинье

Из 100 миллиардов нейронов твоего мозга клетки Пуркинье одни из самых крупных. Помимо прочего, они отвечают в коре мозжечка за двигательную координацию. На них губительно действуют как отравление алкоголем.

4 Чувствительные волоски уха

Вот как выглядят стереоцилии, то есть чувствительные элементы вестибулярного аппарата внутри твоего уха. Улавливая звуковые колебания, они контролируют ответные механические движения и действия.

5 Кровеносные сосуды зрительного нерва

Здесь изображены кровеносные сосуды сетчатки глаза, выходящие из окрашенного в черный цвет диска зрительного нерва.

6 Вкусовой сосочек языка

На языке у человека находится около 10 000 вкусовых рецепторов, которые помогают определить на вкус соленое, кислое, горькое, сладкое и острое.

7 Зубной налет

Чтобы на зубах не было таких похожих на необмолоченные колоски наслоений, желательно чистить зубы почаще.

8 Легочные альвеолы

Перед тобой вид твоего легкого изнутри. Пустые полости - это альвеолы, где и происходит обмен кислорода на углекислый газ. У курильщика эти альвеолы черные. Курение это вред здоровью.

9 Ворсинки тонкой кишки

Ворсинки тонкой кишки увеличивают ее площадь, что способствует лучшему усвоению пищи. Это выросты неправильной цилиндрической формы высотой до 1,2 миллиметра. Основу ворсинки составляет рыхлая соединительная ткань. При внимательном рассмотрении можно заметить в бороздках пищевые остатки.

Береги своё здоровье!

Рассматривая предлагаемые ниже снимки, вы совершите путешествие по своему телу, начиная с головы и заканчивая кишечником и органами таза. Вы увидите, как выглядят нормальные клетки и что происходит с ними, когда их поражает рак, а также получите наглядное представление о том, как, скажем, происходит первая встреча яйцеклетки и сперматозоида.

Почти все из представленных здесь изображений сделаны с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ). Испускаемый таким прибором пучок электронов взаимодействует с атомами нужного объекта, результатом чего становятся 3D-изображения высочайшей разрешающей способности. Увеличение в 250000 раз позволяет разглядеть детали размером 1-5 нанометров (то есть миллиардных долей метра).

Первое СЭМ-изображение получил в 1935 году Макс Кнолль, а уже в 1965 году Кембриджская инструментальная компания предложила фирме «Дюпон» свой «Стереоскан». Сейчас такие устройства широко применяются в научно-исследовательских центрах.

Рассматривая предлагаемые ниже снимки, вы совершите путешествие по своему телу, начиная с головы и заканчивая кишечником и органами таза. Вы увидите, как выглядят нормальные клетки и что происходит с ними, когда их поражает рак, а также получите наглядное представление о том, как, скажем, происходит первая встреча яйцеклетки и сперматозоида.

Здесь изображена, можно сказать, основа вашей крови - красные кровяные тельца (RBC). На этих симпатичных двояковогнутых клетках лежит ответственная задача разносить по всему телу кислород. Обычно в одном кубическом миллиметре крови таких клеток 4-5 миллионов у женщин и 5-6 миллионов у мужчин. У людей, живущих на высокогорье, где ощущается недостаток кислорода, красных телец еще больше.

Чтобы избежать такого невидимого для обычного глаза расщепления волос, надо регулярно стричься и пользоваться хорошими шампунями и кондиционерами.

Из 100 миллиардов нейронов вашего мозга клетки Пуркинье одни из самых крупных. Помимо прочего, они отвечают в коре мозжечка за двигательную координацию. На них губительно действуют как отравление алкоголем или литием, так и аутоиммунные заболевания, генетические отклонения (включая аутизм), а также нейродегенеративные болезни (Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз и т. п.).

Вот как выглядят стереоцилии, то есть чувствительные элементы вестибулярного аппарата внутри вашего уха. Улавливая звуковые колебания, они контролируют ответные механические движения и действия.

Здесь изображены кровеносные сосуды сетчатки глаза, выходящие из окрашенного в черный цвет диска зрительного нерва. Этот диск представляет собой «слепое пятно», так как на этом участке сетчатки нет световых рецепторов.

На языке у человека находится около 10000 вкусовых рецепторов, которые помогают определить на вкус соленое, кислое, горькое, сладкое и острое.

Чтобы на зубах не было таких похожих на необмолоченные колоски наслоений, желательно чистить зубы почаще.

Вспомните, как красиво выглядели здоровые красные кровяные тельца. А теперь посмотрите, какими они становятся в паутине смертельно опасного кровяного тромба. В самом центре находится белое кровяное тельце (лейкоцит).

Перед вами вид вашего легкого изнутри. Пустые полости - это альвеолы, где и происходит обмен кислорода на углекислый газ.

А теперь взгляните, как отличаются деформированные раком легкие от здоровых на предыдущем снимке.

Ворсинки тонкой кишки увеличивают ее площадь, что способствует лучшему усвоению пищи. Это выросты неправильной цилиндрической формы высотой до 1,2 миллиметра. Основу ворсинки составляет рыхлая соединительная ткань. В центре, подобно стержню, проходит широкий лимфатический капилляр, или млечный синус, а по сторонам от него располагаются кровеносные сосуды и капилляры. По млечному синусу в лимфу, а затем в кровь попадают жиры, а по кровеносным капиллярам ворсинок поступают в кровоток белки и углеводы. При внимательном рассмотрении можно заметить в бороздках пищевые остатки.

Здесь вы видите человеческую яйцеклетку. Яйцеклетка покрыта гликопротеиновой оболочкой (zona pellicuda), которая не только защищает ее, но и помогает захватить и удержать сперматозоид. К оболочке прикреплены две корональные клетки.

На снимке схвачен момент, когда несколько сперматозоидов стараются оплодотворить яйцеклетку.

Это похоже на войну миров, на самом же деле перед вами яйцеклетка через 5 дней после оплодотворения. Некоторые сперматозоиды все еще удерживаются на ее поверхности. Изображение сделано с помощью конфокального (софокусного) микроскопа. Яйцеклетка и ядра сперматозоидов окрашены в пурпурный цвет, тогда как жгутики сперматозоидов - в зеленый. Голубые участки - это нексусы, межклеточные щелевые контакты, осуществляющие связь между клетками.

Вы присутствуете при начале нового жизненного цикла. Шестидневный эмбрион человека имплантируется в эндометрий, слизистую оболочку полости матки. Пожелаем ему удачи!