1. Народы Африки На просторах равнины в междуречье Нигера и Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили легенды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца». Через Западный Судан проходили важнейшие торговые пути от Гвинейского залива к берегам Средиземного моря. Земледельцы торговали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочевники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жажды или нападений кочевников.


2. Западная Африка Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торговли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы. В столице Ганы был огорожен стенами особый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.


2. Западная Африка В конце XI века войска султана арабского государства Марокко (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам. Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.


2. Западная Африка Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах поселились мусульманские купцы из Северной Африки.


2. Западная Африка Позже, в XV веке, окрепло государство Сонгай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464-1492). Он построил большой речной флот; в армии была введена суровая дисциплина. Али Бер почти всю жизнь провел в походах. Ему удалось присоединить к своим владениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает волшебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.


2. Западная Африка Правители и вельможи держали на своих землях по 500-1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые люди платили владельцу оброк, а государству налоги. Свободные общинники также зависели от знати. С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие должности, устраивали заговоры, влиятельная мусульманская знать в городах мало считалась с правителями. Начавшиеся междоусобные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено войсками султана Марокко.


3. Восточная Африка Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее - с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы отняли у Аксума владения в Южной Аравии, а затем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал существовать.


3. Восточная Африка На восточном берегу Африки выросли города-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие корабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Индийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.


4. Культура Африки Возникли мусульманские школы, а в городе Томбукту - высшее училище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библиотеки, где хранилось, много рукописных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих товаров».


4. Культура Африки Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительностью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охоты, войны и придворной жизни.


4. Культура Африки Европейцы стали осваивать Африку еще в античное время. В XIV веке они свободно плавали вдоль ее северо-западного побережья, выменивая ножи, стеклянные бусы и другие изделия европейских ремесленников на золото, очень ценимую в Европе слоновую кость, рога носорогов, которым приписывали лечебные свойства, попугаев для знатных дам.


Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.


Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве (хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около 12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков. Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет правителя Мали среди мусульман.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

На Востоке ещё в древности под влиянием Египта и торговых связей между Средиземноморьем, Аравией и Индией возникли государства Нубия и Аксум (нынешняя Эфиопия). Начиная с VII в., арабские и берберские купцы везли в западносуданские земли высоко ценившуюся в Африке соль и некоторые другие товары из Средиземноморья. На пересечении торговых путей стали вырастать торговые центры: Аукар, Гана, Томбукту, Гао, Мали и др. Их населяли в основном торговцы-мусульмане и мест¬ная торговая знать. Они постепенно захватили власть в образовавшихся средневековых государствах. В средние века в бассейнах рек Нигер и Сенегал образовались пер¬вые государства: Гана, Мали, Сонгаи. Самым ранним из них в Западном Судане была Гана. Она возникла в VIII в., а в X в. достигла вершины своего могущества.

Запомни!
Гана, Мали, Сонгаи и Аксум - первые средневековые государства Африки.

Одним из основных источников дохода Ганьг являлась торговая пошлина, которую платили приезжие купцы, арабы, берберы, евреи. Однако главным её богатством было золото.

Торговля золотом и солью приносила большие доходы правителю Ганы и её знати.

У правителя была крупная армия, состоявшая из 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них были лучники и большое конное войско. О богатстве арабских купцов и несметных сокровищах правителя Ганы ходили легенды. Это привлекало к ней внимание воинственных соседних племён. В 1076 г.

Султан Марокко Абу Бекр во главе мусульманского войска завоевал Гану и разграбил её. Правитель Ганы обязался платить дань и вместе со своей знатью принял ислам. Хотя народные восстания 1087 г. положили конец правлению марокканцев, Гана распалась. Её преемником стало новое государство Мали.

Государство Мали.

Хотя Мали образовалось как государство в VIII-IX вв., дальнейшему его развитию препятствовала мощь Ганы.

В XI в. население Мали приняло ислам, что способствовало притоку в страну мусульманских купцов.

В результате развития ремесел и торговли к XIII в. Мали достигает пика своего могущества.

Правитель Мали Сундиата Кейт (1230-1255) создал многочисленную армию. Он завоевал соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото, в т.ч. и древние земли Ганы. Наместниками завоеванных территорий малийские правители назначали своих родственников и приближенных. Наместники наделяли отличившихся военачальников земельными угодьями. В их обязанности входил также сбор налогов с населения. Вскоре Мали прославилось на весь арабский мир. Его правитель Муса I в 1324 г. совершил хадж в Мекку. По преданию, он вёз с собой много золота и щедро раздавал его во время путешествия. Его сопровождали 8 тысяч воинов и 500 рабов, которые несли 10-12 тонн золота. Долгие годы после этого в арабском мире цена на золото оставалась низкой.

Столица Ниара и другие города Мали были застроены богатыми зданиями и мечетями. Процветали ремесла и торговля. Большую роль играла родовая знать. Чтобы обезопасить себя от притязаний на власть близких родственников, правители возвышали воинов и чиновников из числа чужеземцев, в первую очередь и иноплеменников - рабов. Гвардия правителя также состояла из рабов.

Основная часть населения жила большими общинами, состоявшими из патриархальных семей. Рабы - чужеземцы жили в хозяйстве на правах членов семьи. Уже во втором поколении они становились свободными.

С конца XIV в. из-за распрей между династиями усилилась политическая раздробленность, и государство пришло в упадок.

Государство Сонгаи.

Племя сонгаи обитало к северо- востоку от Ганьг и Мали, вблизи торгового центра Гао.

В XI-XII вв. сонгайское государственное объединение находилось под властью Мали. С его ослаблением в конце XIV в. сонгаиры, к тому времени принявшие ислам, во главе со своим правителем Али победили малийцев и создали большое государство со столицей в Гао. В пору расцвета Сонгаи занимало всю территорию бассейна реки Нигер.

Страна была разделена на провинции, которые управлялись приближенными правителя. Основной доход в казну поступал от транзитной торговли и добычи золота. Вышим чиновникам щедро раздавались земли, на которых использовался труд рабов - иноплеменников. Через определённое время они превращались в зависимый крестьян, а их потомки становились владельцами небольших земельных наделов, который платили государству налоги. В Сонгаи было создано специальное наемное войско.

Запомни!
Государство Сонгаи с конца XVI века вело самостоятельную политику, его столицей был город Гао. В конце XVI в. Сонгаи завоеван султаном Марокко.

Государство Аксум.

На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство Аксум, расцвет которого пришелся на IV-V вв.

Под власть его правителей попали побережье Южной Аравии вместе с караванными путями и часть Восточного Судана. Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее с Византией. Правитель и его приближенные приняли христианскую веру.

В VII в. арабы завоевали южную часть Аравийского полуострова, которым владел Аксум, и стали продвигаться на континентальную часть страны. Аксум, терпел поражение за поражением и в X в. он был разрушен, а власть перешла к династии, не исповедовавшей христианство. По преданию, первым правителем Аксума является сын Соломона и царицы Савской - правительницы аравийской Сабы, с которой аксумиты были тесно связаны в древности - Манелик. Это свидетельствует о том, что отношение Аксума с Аравией были хорошими с древних времен, и название династии имеет историческую основу.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 3255

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Африка, история которой полна тайн загадок в далеком прошлом и кровавых политических событий в настоящем - это континент, называемый колыбелью человечества. Огромный материк занимает одну пятую часть всей суши на планете, его земли богаты алмазами и полезными ископаемыми. На севере растянулись безжизненные, суровые и жаркие пустыни, на юге - девственные тропические леса с множеством эндемичных видов растений и животных. Нельзя не отметить разнообразие народов и этнических групп на континенте, их число колеблется в районе нескольких тысяч. Маленькие племена численностью в две деревни и крупные народы - творцы уникальной и неповторимой культуры «черного» материка.

Сколько стран на континенте, где находиться и история исследования, страны - все это вы узнаете из статьи.

Из истории континента

История развития Африки это один из наиболее актуальных вопросов в археологии. Причем, если Древний Египет привлекает ученых начиная с античного периода, то остальная часть материка оставалась в «тени» вплоть до 19 века. Доисторическая эпоха континента является самой длинной в истории человечества. Именно на нем были обнаружены самые ранние следы пребывание гоминид, обитавших на территории современной Эфиопии. История Азии и Африки шла особым путем, ввиду географического положения они были связаны торговыми и политическими отношениями еще до наступления бронзового века.

Документально известно, что первое путешествие вокруг континента было совершено египетским фараоном Нехо в 600 годы до нашей эры. В Средние века интерес к Африке стали проявлять европейцы, которые активно развивали торговлю с восточными народами. Первые экспедиции к далекому континенту организовал португальский принц, именно тогда был открыт мыс Боядор и сделан ошибочный вывод о том, что он является самой южной точкой Африки. Спустя годы другой португалец - Бартоломео Диас в 1487 году открыл мыс Доброй Надежды. После успеха его экспедиции, в Африку потянулись и другие крупные европейские державы. В итоге к началу 16 века все территории западного морского побережья были открыты португальцами, англичанами и испанцами. Тогда же началась колониальная история стран Африки и активная работорговля.

Географическое положение

Африка - это второй по размерам континент, площадь которого составляет 30,3 млн кв. км. Он растянут с юга на север на расстояние 8000 км, а с востока на запад - 7500 км. Для материка характерно преобладание равнинного рельефа. В северо-западной части присутствуют Атласские горы, а в пустыне Сахара - нагорья Тибести и Ахаггар, на востоке - Эфиопское, на юге - Драконовы и Капские горы.

Географическая история Африки тесно связана с англичанами. Появившись на материке в 19 веке, они активно исследовали его, открывая потрясающие своей красотой и величием природные объекты: водопад Виктория, озера Чад, Киву, Эдуард, Альберт и др. На территории Африки расположена одна из самых крупных рек мира - Нил, которая с начала времен был колыбелью Египетской цивилизации.

Материк является самым жарким на планете, причиной тому служит его географическое положение. Вся территория Африки располагается в жарких климатических поясах и пересечена экватором.

Исключительно богат материк полезными ископаемыми. Всему миру известны крупнейшие месторождения алмазов в Зимбабве и ЮАР, золота в Гане, Конго и Мали, нефти в Алжире и Нигерии, железных и свинцово-цинковых руд на северном побережье.

Начало колонизации

Колониальная история стран Азии и Африки имеет весьма глубокие корни, уходящие в античную эпоху. Первые попытки подчинить себе эти земли европейцы предприняли еще в 7-5 вв. до нашей эры, когда по берегам континента появились многочисленные поселения греков. Вслед за этим последовал длительный период эллинизации Египта в результате завоеваний Александра Македонского.

Затем под давлением многочисленных римских войск было консолидировано практически все северное побережье Африки. Однако романизации оно подверглось очень слабо, коренные племена берберов попросту углубились в пустыню.

Африка в Средние века

В период упадка Византийской империи история Азии и Африки сделал крутой разворот абсолютно в противоположную от европейской цивилизации сторону. Активизировавшиеся берберы окончательно разрушили очаги христианской культуры в Северной Африке, «очистив» территорию для новых завоевателей - арабов, которые принесли вместе с собой ислам и оттеснили Византийскую империю. К седьмому веку присутствие в Африке раннеевропейских государств практически свелось к нулю.

Кардинальный перелом наступил лишь на завершающих стадиях Реконкисты, когда главным образом португальцы и испанцы отвоевали Пиренейский полуостров и устремили свой взор на противоположный берег Гибралтарского пролива. В 15-16 веках они вели в Африке активную завоевательную политику, захватив целый ряд опорных пунктов. В конце 15 в. к ним присоединились французы, англичане и голландцы.

Новая история Азии и Африки ввиду многих факторов оказалась тесно взаимосвязана. Торговля к югу от пустыни Сахара активно развивавшаяся со стороны арабских государств привела к постепенной колонизации и всей восточной части континента. Западная Африка устояла. Появились арабские кварталы, однако попытки Марокко подчинить себе эту территорию оказались неудачными.

Гонка за Африку

Колониальный раздел континента в период со второй половины 19 века и до начала Первой мировой войны получил название «гонка за Африку». Это время охарактеризовалось жесткой и острой конкуренцией ведущих империалистических держав Европы за проведение военных операций и исследовательских работ в регионе, которые в конечном итоге были направлены на захват новых земель. Особенно сильно процесс развернулся после принятия на Берлинской конференции 1885 года Генерального акта, провозгласившего принцип эффективной оккупации. Кульминацией раздела Африки стал военный конфликт между Францией и Великобританией в 1898 году, произошедший в Верхнем Ниле.

К 1902 году 90% территории Африки находилось под контролем европейцев. Отстоять независимость и свободу удалось только Либерии и Эфиопии. С началом Первой мировой войны завершилась колониальная гонка, в результате которой была поделена практически вся Африка. История развития колоний шла разными путями, в зависимости от того, под чьим протекторатом она находилась. Самые крупные владения были у Франции и Великобритании, немного меньше у Португалии и Германии. Для европейцев Африка была важным источником сырья, полезных ископаемых и дешевой рабочей силы.

Год независимости

Переломным считается 1960 год, когда одно за другим молодые африканские государства стали выходить из-под власти метрополий. Безусловно, процесс не начался и не завершился в столь короткий период. Однако именно 1960 год провозглашен «африканским».

Африка, история которой не развивалась изолированно от всего мира, оказалась так или иначе, но тоже втянута во Вторую мировую войну. Северную часть континента затронули военные действия, колонии выбивались из последних сил, чтобы обеспечить метрополии сырьем и продовольствием, а также людьми. Миллионы африканцев приняли участие в военных действиях, многие из них «осели» впоследствии в Европе. Несмотря на мировую политическую обстановку для «черного» континента годы войны ознаменовались экономическим подъемом, это время, когда строились дороги, порты, аэродромы и взлетные полосы, предприятия и заводы и т.д.

Новый виток история стран Африки получила после принятия Англией в которой подтверждалось право народов на самоопределение. И хотя политики пытались объяснить, что речь шла об оккупированных Японией и Германией народах, колонии трактовали документ и в свою пользу в том числе. В вопросах приобретения независимости Африку сильно опережала более развитая Азия.

Несмотря на никем не оспариваемое право на самоопределение, европейцы не спешили «отпускать» свои колонии в свободное плавание и в первое десятилетие после войны любые выступления за независимость жестоко подавлялись. Прецедентным стал случай, когда англичане в 1957 году предоставили свободу Гане - наиболее экономически развитому государству. К концу 1960 года половина Африки обрела независимость. Однако, как оказалось, это еще ничего не гарантировало.

Если обратить внимание на карту, то вы заметите, что Африка, история которой весьма трагична, поделена на страны четкими и ровными линиями. Европейцы не стали вникать в этнические и культурные реалии континента, поделив попросту территорию по своему усмотрению. В результате многие народы оказались разделены на несколько государств, другие объединились в одном вместе с заклятыми врагами. После обретения независимости все это породило многочисленные этнические конфликты, гражданские войны, военные перевороты и геноцид.

Свобода была получена, вот только что делать с ней никто не знал. Европейцы ушли, забрав с собой все, что было можно взять. Практически все системы, в том числе образование, здравоохранение приходилось создавать с нуля. Не было ни кадров, ни ресурсов, ни внешнеполитических связей.

Страны и зависимые территории Африки

Как уже было сказано выше история открытия Африки началась очень давно. Однако вторжение европейцев и столетия колониального режима привели к тому, что современные независимые государства на территории материка сформировались буквально в середине-второй половине двадцатого века. Трудно сказать, принесло ли право на самоопределение благополучие в эти места. Африку по-прежнему считают самым отсталым в развитии материком, обладающим между тем всеми необходимыми ресурсами для нормальной жизни.

В данный момент континент заселен 1 037 694 509 людьми - это около 14% от всего населения земного шара. Территория материка поделена на 62 страны, но только 54 из них признаны независимыми мировым сообществом. Из них 10 государств островных, 37 - с широким выходом к морям и океанам и 16- внутриконтинентальных.

В теории Африка - это континент, но на практике к ней часто присоединяют близлежащие острова. Некоторые из них по-прежнему принадлежат европейцам. В том числе французские Реюньон, Майотта, португальская Мадейра, испанские Мелилья, Сеута, Канарские острова, английские острова Святой Елены, Тристан-да-Кунья и Вознесения.

Страны Африки принято условно делить на 4 группы в зависимости от южная и восточная. Иногда также выделяют отдельно центральный регион.

Страны Северной Африки

Северной Африкой называют весьма обширный регион с площадью около 10 млн. м 2 , причем большую часть занимает пустыня Сахара. Именно здесь расположены самые крупные по территории страны материка: Судан, Ливия, Египет и Алжир. Всего государств в северной части восемь, поэтому к перечисленным следует добавить САДР, Марокко, Тунис.

Новейшая история стран Азии и Африки (северного региона) тесно взаимосвязана. К началу 20 века территория полностью находилась под протекторатом европейских стран, независимость они обрели в 50-60 гг. прошлого столетия. Географическая близость к другому континенту (Азии и Европе) и традиционные давние торгово-экономические связи с ним сыграли свою роль. В плане развития Северная Африка в гораздо более выгодном положении по сравнению с Южной. Исключение, пожалуй, составляет только Судан. Тунис обладает самой конкурентоспособной экономикой на всем континенте, Ливия и Алжир добывают газ и нефть, которые экспортируют, Марокко занимается добычей фосфоритов. Преобладающая доля населения по-прежнему занята в аграрном секторе. Немаловажной отраслью экономики Ливии, Туниса, Египта и Марокко является развивающийся туризм.

Крупнейший город с более чем 9 миллионами жителей - египетский Каир, население других не превышает 2 млн - Касабланка, Александрия. Большая часть африканцев севера живет в городах, являются мусульманами и говорят по-арабски. В некоторых странах одним из официальных считается французский язык. Территория Северной Африки богата памятниками древней истории и архитектуры, природными объектами.

Здесь же планируется развитие амбициозного европейского проекта Desertec - строительство самой крупной системы солнечных электростанций в пустыне Сахара.

Западная Африка

Территория Западной Африки простирается к югу от центральной Сахары, омывается водами Атлантического океана, на востоке ограничена Камерунскими горами. Присутствуют саванны и тропические леса, а также полное отсутствие растительности в Сахеле. До того момента, когда на берега ступили европейцы в этой части Африки уже существовали такие государства, как Мали, Гана и Сонгай. Гвинейский регион долгое время называли «могилой для белых» из-за опасных непривычных для европейцев заболеваний: лихорадки, малярия, сонная болезнь и т. д. В данный момент в группу западных африканских стран входят: Камерун, Гана, Гамбия, Буркина-Фасо, Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Кот-д´Ивуар, Нигер, Мали, Нигерия, Сьерра-Леоне, Того, Сенегал.

Новейшая история стран Африки в регионе омрачена военными столкновениями. Территорию раздирают многочисленные конфликты между англоязычными и франкоязычными бывшими европейскими колониями. Противоречия кроются не только в языковом барьере, но и в мировоззрениях, менталитетах. Существуют горячие точки в Либерии и Сьерра-Леоне.

Дорожное сообщение развито очень слабо и, по сути, является наследием колониального периода. Государства Западной Африки относятся к беднейшим во всем мире. В то время как Нигерия, к примеру, обладает огромными запасами нефти.

Восточная Африка

Географический регион, включающий страны к востоку от реки Нил (за исключением Египта), антропологи называют колыбелью человечества. Именно здесь, по их мнению, обитали наши прародители.

Регион крайне нестабилен, конфликты превращаются в войны, в том числе очень часто в гражданские. Практически все они образуются на этнической почве. Восточная Африка населена более чем двумя сотнями народностей, относящихся к четырем языковым группам. Во времена колоний территория делилась без учета данного факта, как уже было сказано, не соблюдались культурные и естественные этнические границы. Конфликтный потенциал очень сильно тормозит развитие региона.

К Восточной Африке относятся следующие страны: Маврикий, Кения, Бурунди, Замбия, Джибути, Коморы, Мадагаскар, Малави, Руанда, Мозамбик, Сейшельские острова, Уганда, Танзания, Сомали, Эфиопия, Южный Судан, Эритрея.

Южная Африка

Южноафриканский регион занимает внушительную часть материка. В нем расположено пять стран. А именно: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР. Все они объединились в Южноафриканский таможенный союз, добывающий и торгующий главным образом нефтью и алмазами.

Новейшая история Африки на юге связана с именем известного политика Нельсона Манделы (на фото), посвятившего свою жизнь борьбе за свободу региона от метрополий.

ЮАР, президентом которой он был в течение 5 лет, сейчас является наиболее развитой страной на материке и единственной, которую не относят к категории «третьего мира». Развитая экономика позволяет занимать ей 30 место среди всех государств по МВФ. Имеет очень богатые запасы природных ресурсов. Также одной из самых успешных по развитию в Африке является экономика Ботсваны. На первом месте стоит животноводство и земледелие, в крупных масштабах ведется добыча алмазов и полезных ископаемых.

Глава «Искусство средневековой Африки». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Д.А. Ольдерогге; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.)- Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму. Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Обалуфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п..

На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они - обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ.

Среди находок, сделанных за пределами Ифе, следует упомянуть бронзовую фигурку сидящего писца из Тада, несколько напоминающую древнеегипетскую скульптуру, а также ряд реалистических изображений-животных.

Ответвлением культуры Ифе явилась культура средневекового Бенина. К 15 в. государство Бенина достигло господствующего положения, оттеснив на второй план утративших свою былую власть царей йоруба. В конце 15 и первой половине 16 в. португальцы вели довольно оживленную торговлю с Бенином, затем, с переносом центра торговых и колонизаторских интересов португальцев в Индию, связи Бенина с Европой почти полностью прервались. Однако путешественникам 17-18 вв. мы обязаны наиболее яркими описаниями Бенина в годы его наивысшего могущества.

Так, голландский врач Ольферт Даппер издал в Амстердаме «Описание африканских стран», где приводится сообщение голландского купца Самуэля Бломерта, посетившего Бенин: «Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города, когда входишь через Готтонские ворота (ворота по дороге в Гвато). Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галлерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галлерей эти покоятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв... Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной» (О.Dapper, Naukeurige Beschrijvinge der Afrikaenische Gewesten van Egypten, Afrikan, Negrosland etc., Amsterdam, 1676, стр. 502.).

Французский путешественник Ландольф, посетивший Бенин в 1786 г., сравнивает его с наиболее крупными городами Франции того времени. По его словам, в Бенине жило около восьмидесяти тысяч человек.

Таким был Бенин в 16-18 вв. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Большие бронзовые головы изображают царей Бенина и связаны с культом предков. До сих пор еще в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим. Изображение предка называется ухув-элао, что в переводе означает череп предка. Прежде у алтаря собирались члены большой патриархальной семьи - глава дома, его домочадцы, слуги и рабы. В известной степени большая патриархальная семья Бенина была сходна с древнеримской, глава которой также приносил от лица всей семьи жертвы на алтарь своих предков. В Бенине, так же как и в императорском Риме, цари были обожествлены, царский алтарь считался алтарем предков населения всей страны и культ предков царя имел общегосударственное значение.

Ухув-элао предков царя и верховного военачальника - эзомо, владевшего огромными поместьями и сотнями рабов, делались из бронзы. В верхней части бронзовых голов имеются отверстия, в которые вставлялись резные слоновые бивни. На них, по-видимому, изображались процессии, связанные с большим ежегодным праздником предков.

По местным преданиям, в правление царя Огуола, то есть в середине 13 в., из города Ифе в Бенин был прислан мастер-литейщик Игве-Ига. С этого времени в Бенине при царском дворе появились свои мастера-литейщики. Они жили в особом квартале в непосредственном соседстве с дворцом. Искусство литья из бронзы держалось в секрете.

Бронзовые головы и фигуры бенинских царей 15-18 вв. имеют ярко выраженный негроидный характер, но все черты лица переданы упрощенно и схематично. Ухув-элао изображает царя в традиционном головном уборе - плетеной шапочке с двумя крыльями по бокам. В месте прикрепления крыльев помешены крупные розетки, от которых отходят выступы, состоящие из бус, нанизанных на прочную основу. (Бусы некоторых сортов ценились в Бенине дороже золота.) Нижняя часть головы до самого рта закрыта подобием высокого стоячего воротника. Это нитки бус, одевавшиеся при торжественных церемониях. Внизу, у основания ухув-элао, на ободке изображены разные животные, фигуры которых, вероятно, являются своеобразным перечнем титулов царя и, по-видимому, должны были «читаться» примерно так: смелый как пантера, могучий как бык, сильный как слон и т. п. Некоторые головы без ободка внизу, возможно, изображают мать царя, которая пользовалась почетом при дворе царя Бенина. Впрочем, все бронзовые головы царей и цариц однородны - перед нами те же безжизненные величественные маски. Большой жизненностью изображения отличается бронзовая статуэтка «флейтиста», голова женщины и др.

Бронзовые рельефы были предназначены для украшения дворцовых залов и галерей. На них мы видим царей, придворных, военачальников, европейских купцов, сцены охот и жертвоприношений. Военачальники изображены в панцирях с подвешенными к ним колокольчиками, имеющими, по мнению бенинцев, волшебную силу. Ношение таких колокольчиков было признаком власти.

В целом по сравнению с искусством культуры Ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Объемы становятся более схематичными, теряют то чувство пластики живого тела, которое было свойственно мастерам Ифе, зато гораздо большее значение приобретает собственно орнаментальный элемент в скульптуре, достигающий высокого и своеобразного развития. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искусство Бенина схематичностью объемов, условностью пропорций, обилием орнамента напоминает по своему типу памятники раннего средневековья Западной Европы, в то время как произведения мастеров Ифе вызывают скорее ассоциации с памятниками ранней античности или Древней Индии.

Было бы, однако, неверно видеть в искусстве Бенина лишь проявление художественного упадка, расценивать его лишь как ремесленное придворное искусство. Тесно связанное со складывающейся феодальной идеологией искусство Бенина оказывалось связанным и с зарождающейся культово-дворцовой архитектурой.

В Бенине сложился связанный с архитектурой рельеф, сложились определенные ранние формы монументальной композиции средневекового типа. Таков бронзовый рельеф, изображающий парадную стражу, симметрично расположенную вокруг царского трона. Рельеф этот интересен также и тем, что он дает представление и об архитектуре и архитектурном декоре дворца Бенина. Интересна своей иератически симметричной композицией скульптурная группа, изображающая вождя и его свиту. Любопытно, что принцип примитивной социальной иерархии находит свое выражение в масштабных соотношениях фигур. Царь-полководец намного больше по размерам, чем его спутник, совсем маленькими изображены раб или рядовой воин, стоящий в ногах у царя, и два льва, символизирующие силу и мужество владыки. На постаменте группы изображены в рельефе символические фигуры, в частности поверженные и обезглавленные враги. По типу своей наивной символики эта композиция напоминает некоторые произведения Двуречья или раннего романского искусства.

Однако при всей своей примитивности произведения такого рода означали переход от орнаментального понимания художественного целого или от изображения хотя и реалистически ярких отдельных фигур к более сложному и монументальному объединению группы людей, связанных общностью действия или выражающих некую общую идею.

По сравнению с этими изображениями бронзовая фигура петуха, сделанная в натуральную величину, поражает своей реалистичностью. Тщательно выгравировано оперение, и если в чем можно упрекнуть художника, то только в излишней толщине ног птицы, что, по всей вероятности, вызвано технической необходимостью: фигура петуха слишком массивна и тяжела, чтобы удержаться на более тонких ногах.

Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуру почти всех народов Гвинейского побережья, от реки Нигер вплоть до реки Вольта и даже к западу от нее. Литье из бронзы до сих пор распространено у многих народов Верхней Гвинеи.

Очень интересно творчество мастеров-литейщиков Ганы, именно бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Еще арабские путешественники 10-15 вв. сообщали о лежащих далеко на юге странах, где добывается золото. Области добычи золота находились в пределах ныне независимых государств Ганы и Берега Слоновой Кости. У народа бауле, в частности, литье из золота было очень распространено. Сохранилось большое число золотых масочек, которые отличаются большим изяществом и тонкой работой. Они представляют большую редкость. Их носили на шее или у пояса, и, возможно, они изображают головы убитых врагов. Но своему характеру они напоминают небольшие маски, которые мы встречаем на поясах вельмож, изображенных на бронзовых рельефах древнего Бенина. Маски бауле очень разнообразны, но имеют и определенные общие черты: яйцевидное или овальное лицо, надбровные дуги в виде шнура, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, условно переданные волосы в виде стилизованных скрученных пучков.

К югу от государств, расположенных вдоль Гвинейского побережья и нижнего течения Нигера, в зоне Экваториальной Африки, также возникло несколько крупных государственных образований. Наиболее значительным среди них являлось царство Конго, где в период его расцвета, в 15-17 вв., торговля и ремесла достигли высокой степени развития. Однако богатые и самобытные художественные традиции сохранились не столько в центрах этого царства, сколько на территории процветавшего в 16-18 вв. далеко от моря, в глубине экваториальных лесов, государства Бушонго (в верховьях реки Кассай - притока Конго). Среди памятников Бушонго заслуживают особого внимания деревянные мемориальные статуи царей, традиция создания которых восходит к началу 17 в. Эти скульптуры, как, например, статуя царя Шамбо Болонгонго, отличают острая экспрессивность формы, лаконически точная и резкая моделировка объемов. Цари изображались сидящими со скрещенными ногами, чуть наклоненными вперед. Непременным атрибутом этих статуй являлись различные предметы, символизирующие достойные увековечения дела правителей. Например, изображение наковальни служило символом того, что при данном царе высокого уровня достигло кузнечное ремесло. Сам Шамбо Болонгонго изображен с игральной доской на коленях в знак того, что игра «лела» появилась в стране в его царствование.

В целом художественное наследие рабовладельческих и раннефеодальных государств Тропической и Южной Африки обладает значительной эстетической ценностью. Оно опровергает версию ряда буржуазных ученых о внеисторическом этнографически застывшем характере культуры негров, подтверждает, что народы Африки в своем историческом и художественном развитии вышли из стадии первобытного доклассового общества, двигаясь по пути прогресса, достигли высокого уровня общественного разделения труда и производства и создали свою государственность и свою самобытную высокоразвитую художественную культуру. Работорговля, организованная европейцами для снабжения рабочей силой американских плантаций, и последующая колонизация грубо прервали процесс самостоятельного исторического прогресса народов Тропической и Южной Африки и отбросили их назад, на несколько веков затормозив их материальное и духовное развитие.