Упражнение 1.

Закончите предложения, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите.

1) Если придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, то это сложноподчинённые предложения с... .
2) Если придаточные относят к разным словам главного и отвечают на разные вопросы, то это сложноподчинённые предложения с... .
3) Если придаточные последовательно поясняют сначала главное предложение, затем первое придаточное, второе и т. д., то это сложноподчинённые предложения с... .

Упражнение 2.

Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).

1) Не_надо хвалиться, коли не_знаешь, как рожь родится. (Пословица) 2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В. Арсенъев) 3) Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не_исследована. (Я. Паустовский) 4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин) 5) Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте. (М. Пришвин) 6) Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы. (М. Пришвин) 7) Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. (Д. Гранин) 8) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря. (К. Паустовский)

Упражнение 3.

Запишите отрывок из книги академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие запятые. Составьте схемы 2-го и последнего предложений.

В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить что следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек внутренне красив... Если есть у человека великая цель то она должна проявляться во всём. Нельзя думать что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми - это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.

Упражнение 4.

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное). Поясните пунктуацию при однородных придаточных предложениях.

1) Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (М. Булгаков) 2) Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. (Б. Солоухин) 3) Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. (С. Орлов) 4) Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются. (В. Солоухин) 5) Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё лее приятнее сначала разобрать корзину. (Б. Солоухин) 6) Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт. (М. Пришвин) 7) Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал. (Л. Толстой) 8) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь. Несказанное слово - золотое. (Л. Толстой)

Упражнение 5.

Выпишите из любого художественного текста по два сложноподчинённых предложения с однородным и неоднородным подчинением. Составьте схемы этих предложений.

Упражнение 6.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Составьте схемы этих предложений. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный писателем в этом тексте?

Можно ещё много написать о Мещёрском крае. Можно написать что край этот очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные урожаи и природ¬ные её силы можно использовать для нашего благосостояния?
Я люблю Мещёрский край за то что он прекрасен хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. На первый взгляд - это тихая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

(К. Паустовский)

Упражнение 7.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах? Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирующих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов) 3) Ребёнок был так уморительно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов) 4) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)

Упражнение 8.

Перепишите стихотворение в соответствии с нормами русской пунктуации. Составьте схемы и проведите синтаксический анализ сложных предложений.

Всё в тающей дымке
Холмы перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки
Туманны озёра
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Упражнение 9.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите по членам главные части этих предложений. Определите вид подчинительной связи, составьте схемы этих предложений.

1) Если радость кончается ищи в чём ошибся. (Л. Толстой) 2) Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают, особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. (М.Лермонтов) 3) Есть у России берёзоньки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые реки которым названия нет. (Л.Ошанин) 4) Чтобы отбить отбросить вражий вал такие город вынес испытанья каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья. (В. Инбер) 5) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. (К. Паустовский)

Упражнение 10.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы данных предложений.

1) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь. (Л. Толстой) 2) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье. (А. Чехов) 3) Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (А. Чехов) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин) 5) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным. (В.Арсеньев) 6) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой)

Упражнение 11.

Спишите предложения из произведений Л. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания. Составьте схемы этих предложений.

1) Наташа не кончила ещё петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые. 2) Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её. 3) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила. 4) Иногда Пьер вспоминал о слы¬шанном им рассказе о том как на войне солдаты находясь под выстрелами в прикрытии когда им делать нечего старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность. 5) Сильнее всего поразило его то что приближаясь к Смоленску он видел прекрасное поле овса которое какие-то солдаты косили очевидно на корм и по которому стояли лагерем.

Упражнение 12.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы сложных предложений.

Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи - прохладные. В городе наступила такая тишина что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п..утинка. И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала... Трудно объяснить что она услышала потому что это были (н..) звуки а как (бы) (полу) забытые воспоминания (н..) заметно переходившие одно в другое.

И хотя Таня условилась р..збудить Петьку она полежала ещё (н..) много думая о том как тр..пещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, листве(н, нн)ый дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско качаются на своих длинных ч..ренках молодые кл..новые листья.

Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в реч(?)ку. И Таня вспомн..ла как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н, нн)ой дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пр..шлось всё (таки) встать и пройдя босиком (на) ц..почках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спусти(т, ть)ся на Нескорую.
(В. Каверин)

Упражнение 13.

Спишите, вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте запятые, укажите виды связи предложений.

I. Сейчас миллионы людей слушают радио включ..ют телевизоры б..рут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна наша планета.
Для того чтобы пон..мать всё что пр..исходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали те с кем мы обща..мся мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако н..()чего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим н..()брежно и пиш..м кое()как. Если наша реч.. н..()понятна собеседнику как л..гко наши слова могут быть перет..лкова(нн/н)ы на другой лад! От того точно ли выража..м мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит буд..м ли мы правильно поняты.

II. Девушка с такой рад..стью бегала по дорожкам и тр..пинкам так внимательно осматривала все места как будто пр..вела здесь своё де..ство.
На другой день она п..просила пр..вести её в поле которое было н..()далеко от села и к которому примыкал н..()большой лес. Юноша н..()мог н..() спросить её н..()была ли она когда()нибудь прежде в этой деревне. Смутившись девушка отвечала что здесь вп..рвые и что прое..жая мимо она любовалась этими местами потому()то и хоч..т их вид..ть. Юноша смолчал хотя ответ его н..()удовл..творил и п..вёл её в поле.

Упражнение 14.

Прочтите текст вслух. Объясните постановку и «непостановку» знаков препинания: почему в некоторых случаях, там, где при чтении неизбежна пауза, запятую ставить не нужно. Найдите в тексте придаточные соподчиненные предложения.

Так навсегда и осталась в моем воображении картина, представившаяся мне тогда: большой, старый сад, весь уже по-осеннему проредевший, живописно обезображенный осенними дождями, бурями и первыми заморозками, засыпанный гниющей листвой, чернеющий стволами и сучьями и пестреющий остатками желтого и красного убора, свежее и яркое утро, ослепительный солнечный свет, блещущий на полянах и теплыми, золотистыми столпами падающий среди стволов вдали в сырой холодок и тень низов в тонкий, сияющий голубым эфиром дым еще не совсем испарившегося утреннего тумана перекресток двух аллей и на нем - великолепный столетний клен, который раскинулся и сквозит на ярком и влажном утреннем небе своей огромной раскрытой вершиной, черным узором сучьев с кое-где повисшими на них большими зубчатыми лимонными листьями и в могучий закаменевший от времени ствол которого с удовольствием акая все глубже врубаются блестящими топорами мужики в одних рубахах и в шапках меж тем ка приказчик, засунув руки в карманы, глядит вверх на вздрагивающую макушку дерева.
(И. Бунин.)

Упражнение 15.

Составьте схемы предложений.

1) По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. (М. Лермонтов.) 2) Когда кричали грачи, загалдели лягушки, жившие в камышах на казенных квартирах, и целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков, слившихся скоро в один звук. (А Чехов.) 3) Я вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, - и как мне было тяжело! (Н. Огарев.) 4) Нехлюдов вспомнил, как он в Кузминском стал обдумывать свою жизнь, решать вопросы о том, что и как он будет делать, и вспомнил, как он запутался в этих вопросах и не мог решить их: столько было соображений по каждому вопросу. (Л. Толстой.) 5) Держа одной рукой рюмку, а свободной рукой размахивая так, как будто бы он управлял хором, и мотая опущенной головой, Лех начал рассказывать один из своих бесчисленных рассказов, которыми он был нафарширован, как колбаса ливером, и которых он никогда не мог довести до конца. (А Куприн.)

Упражнение 16.

Расставьте знаки препинания в следующих сложных предложениях. Составьте схемы предложений.

1) Нина пришла потому что в выходной день не могла усидеть дома я пришел из-за Нины Павлик - из-за меня а почему пришла Женя было нам непонятно. (Ю. Нагибин.) 2.) В кармане у меня было печенье и я раскрошил одну лепешечку на перилах радуясь что могу доставить воробью хоть несколько приятных минут все-таки в каждом живом существе если оно чувствует заботу о нем возникает нечто чего оно не осознает но что на человеческом языке называется признательностью. (В. Лидин.) 3) Надо одно из двух: или признавать что настоящее устройство общества справедливо и тогда отстаивать свои права или признаваться что пользуешься несправедливыми преимуществами как я и делаю и пользоваться ими с удовольствием. (Л. Толстой.) 4) Мысли о том куда она поедет теперь к тетке ли у которой она воспитывалась к Долли или просто одна за границу и о том что он делает теперь один в кабинете окончательная ли это ссора или возможно еще примирение и о том что теперь будут говорить про нее все ее петербургские знакомые как посмотрит на это Алексей Александрович и много других мыслей о том что будет теперь после разрыва приходили ей в голову. (Л. Толстой.)

Упражнение 17.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3) Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6) Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9) Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Упражнение 18.

Проверьте свою подготовку по сложноподчинённому предложению на более сложных примерах: произведите синтаксический разбор предложений, объясняя каждую пунктограмму, а затем запишите их (контрольное списывание), выделяя «сигнальные» средства связи (союзы, союзные и указа¬тельные слова).

I. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними. (В. Обручев)

II. Жизненный подвиг Циолковского, его творческий путь являют собой пример беззаветной преданности тому делу, которому он посвятил жизнь. В труднейших условиях, ещё никем не понятый и не признанный, он положил начало основам космонавтики, выдвинул ряд поразительных по смелости идей, многие из которых были реализованы десятилетия спустя и часть из которых может быть осуществлена лишь в отдалённом будущем. (Б. Петров)

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст - все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли!
(А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.
2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.
2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.
2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов - сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.
2. Запятая нужна; три запятые.
3. Запятая нужна; пять запятых.


17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной
(А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.
2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

Задание №7

Расставить знаки препинания

С утра шел дождь то прекращаясь то переходя в изморось. Начиная со вторника погода резко изменилась. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые листья и промокая ложились на мокрую землю. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе уже обычно наступление осени. На высоком небе не спеша тянулись редкие облака. Вронский остановил кучера не доезжая до усадьбы и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты. Всю жизнь бабушка работала не покладая рук. Они оба сидели минут пять тихо и не шевелясь. Четыре месяца тому назад я согласно его предписаниям покинул шхуну. Несколько дней спустя молодой Дубровский задумал заняться делами. Соколы описывали красивые круги подолгу останавливаясь на одном месте и трепеща крыльями зорко высматривали на земле добычу.

Остальные обособленные члены.

Уточняющие члены предложения

1.Места (где? где именно?), например: Внизу, в тени, шумел Дунай.

2.Времени (когда? когда именно?), например: Это было глубокой осенью, в холодный сумрачный день.

3.Образа действия (как? каким образом?), например: Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх.

4.Со словами вернее, точнее, скорее , например: Я сразу понял, вернее, почувствовал всю прелесть ловли перепелов.

Пояснительные члены

Присоединяются словами то есть, а именно, именно, (или = то есть), например: Мы доехали на своих лошадях в возке, то есть в крытой рогожею повозке.

Присоединительные члены

Присоединяются словами даже, особенно, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, в особенности и др., например: Я в школе хорошо учился, особенно по математике.

Обособленные дополнения

Включают предлоги кроме, наряду, помимо, сверх, за исключением, вместо и др., например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и пляжных домиков на берегу.

Задание №8

Расставить знаки препинания

Книга будет издана точнее переиздана в этом году. Я вставал рано с рассветом и тотчас принимался за работу. Многие наши поэты например Жуковский были отличными переводчиками. Из лесного оврага неслось воркование диких голубей или горлинок. Там в вышине уже светило летнее солнце. Рано утром на берегу реки собрались рыбаки. Мы беседовали очень хорошо по-дружески. Все птицы даже воробьи притихли перед грозой. Я ничего не мог различить кроме мутного кручения метели. Следует дополнить скорее уточнить приведенные в статье данные. Мне нравится искусство танца а именно балет. Брат из города привез много книг в частности по садоводству. Где-то близко за соседним холмом слышатся гулкие всплески волн.

Задание №9 (см. ключ к ответу)

Все обособленные члены предложения
Расставить знаки препинания

Утром на рассвете роса заливает травы. Пейзажи часто пишут акварелью или водяными красками. Путник дал догореть огню и привычно затоптав в земле тлеющие угли пошел сквозь лес к уже зеленеющему полю широко освещенному солнцем. За рекою в розовеющем небе ярко сверкала вечерняя звезда. Зимой точнее в январе мы приехали в деревню. Как настоящий художник я вглядываюсь в краски стараясь запечатлеть это широкое полотно лучшей из картин. Но сквозь пыль залеплявшую глаза не было видно ничего кроме блеска молний. Налево шумели ветлы обмякшие, широкие, огромные, а среди их сучьев сидели качаясь грачи измокшие за ночь. Несмотря на усталость я не уходил с верхней палубы. На одном холме стояло дерево очень высокая елка. Клюква или журавлиха растет на болотах. Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша по дороге мягкой и пыльной от изнуряющей жары. Начиная с сентября все время шли дожди. Дождь лил не прекращаясь. Дубровский отставной поручик гвардии был ближайшим соседом Троекурова.

Повторение. Знаки препинания в простом предложении.

Контрольное задание №10 (см. ключ к ответу)

Расставить знаки препинания

В темной дали ничего не видно кроме сверкающих огней. У зверей в отличие от птиц обоняние или чутье развито очень сильно. Сжатая рожь, бурьян, дикая конопля словом все побурело от зноя. На своих длинных как будто журавлиных ногах он покачивался от ветра как скворечник. Этот новогодний бал имел точнее мог иметь в ее жизни особенное значение. Сосновый бор протянувшийся по левому берегу реки любимое место отдыха горожан. Он однако заблуждается. Этим летом я поехал в Тарусу тихий городок на Оке. С болота сорвалась испуганная нашим появлением стая черных уток. Лодка оттолкнулась от берега не спеша развернулась и подхваченная течением понеслась вниз стремительно легко как отдохнувший конь по чистому полю. Спустя полчаса Андрей вывел их к роднику. Во всех комнатах в лакейской, в зале, в гостиной прохладно и сумрачно. Как тонкий политик он знал цену каждому своему слову. Сестры похожи как две капли воды. Сильно замедляли наше движение встречный ветер и туманы и нередкие грозы. По предсказанию синоптиков дождей в течение недели не ожидается. Наконец мы достигли перевала. В наших лесах растут многие лиственные деревья как то береза, осина, дуб, липа. Жаворонок является к теплу, зяблик к стуже. Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. Тайга всегда даже зимой наполнена жизнью. Как правило в этих местах бывает сухая осень. Во-первых ты опоздал во-вторых не принес работу и наконец пролил тушь на чертеж.

Сложное предложение

Сложносочиненное предложение

1.Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, например: Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.

2.Запятая ставиться, если одна или несколько частей – односоставные предложения, например: Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море.

Запятая не ставится:

1.Если части имеют общий второстепенный член, например: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул летний дождь.

2.Если части имеют общую придаточную часть, например: Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела.

3.Если части объединены общим вводным словом, например: Словом, время уже истекло и пора было уходить.

4.Если части представляют собой вопросительные или восклицательные предложения, например: Когда приедет делегация и кто ее будет встречать?

Задание №11

Расставить знаки препинания

Походить бы еще по городу, свернув с центрального проспекта, но уже вечереет и нам пора к причалу. Вокруг нас глухо жужжали шмели и трещали кузнечики. Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Было уже темно и сквозь стекло я не увидел ничего, кроме ползущих вниз дождевых капель. По-видимому, звери в этих лесах вывелись и птицы исчезли. В воздухе парило и день обещал быть нестерпимо жарким. Когда охотники подошли к домику лесника, уже стемнело и лес наполнился таинственными звуками. Со скамейки не видно было берега и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось. В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы. Становилось жарко и я поспешил к столу. Когда наступает осень, ветер срывает с деревьев последнюю одежду и дождь постукивает в окно костяшками пальцев. На подоконнике цвела герань и зеленели лимоны.

Сложноподчиненное предложение

1.Придаточные предложения отделяются от главного запятой, например: Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

2.Запятая не ставится:

а) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз, например: Не было меня при матери и когда она умерла.

б) если есть частица НЕ, например: Мы попали в лес не когда закончился дождь, а когда он был в самом разгаре.

в) если придаточное предложение состоит из одного слова, например: Учащимся назначили экзамен, но не уточнили когда.

г) если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, а именно, в частности и др., например: Хорошо в лесу весной, особенно когда почки на деревьях начинают распускаться.

3.Как правило, запятая ставится один раз при сложных союзах с тех пор как, благодаря тому что, ввиду того что, после того как, для того чтобы, оттого что, в то время как, подобно тому как и др., например: С тех пор как он поселился в этих местах, прошло много лет. (но: иногда значение зависит от смысла, например: Я не расстаюсь с байдаркой с тех пор, как научился грести.)

4.В сложноподчиненном предложении с однородными придаточными частями, соединенными сочинительными союзами, запятая ставится так же, как при однородных членах, например: Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как им удалось пробиться к своим.

5.Знаки препинания на стыке двух союзов:

что если…, то что, если…

что когда…, то что, когда…

например: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. Мы отметили, что когда на эстраде появлялся этот артист, то в зале наступала тишина.

6.Запятая не ставится, если придаточные являются однородными и соединяются сочинительными союзами, например: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

Примечание.

1.Иногда подчинительный союз во 2-й части опускается, например: Приятно слушать, как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам.

2.Тире ставится при наличии слов это, вот, например: Что она натура честная – это мне ясно.

3.Двоеточие ставится (а именно), например: Он предупредил об одном: чтобы все прибыли вовремя.

Задание №12

Расставить знаки препинания

Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить где находится наше судно, застрявшее во льдах. По мере того как угасал день в лесу становилось все тише и тише. Недаром Салтыков-Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. Ребенок плакал, но не говорил почему. Вокруг так светло что трудно угадать близко ли утро или все еще продолжается вечер. Он заметил что когда взошла луна в степи началась новая жизнь. В то время как рос и украшался Петербург по-своему изменялась и Москва. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. Важно не что мы говорим, а что мы делаем. Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке и когда они, заснеженные, спокойно спят под лунным светом. Мы знали что если сегодня не преодолеем горный перевал никогда не достигнем вершины. Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал не так сердито. Приеду я в Москву скоро, но неизвестно когда. Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молнии полосовали небо. Давно заметил что когда ветерок качает вершины деревьев то в этом есть особенная прелесть.

Бессоюзное сложное предложение
Запятая

Ставится, если предложения тесно связаны по смыслу и мало распространены (= и), например: В отдалении темнеют леса, сверкают пруды, желтеют деревни.

Точка с запятой

Ставится, если простые предложения распространены, менее тесно связаны по смыслу и имеют внутри себя запятые, например: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую голову, лежит уж и стережет их.

Двоеточие ставится:

а) если 2-я часть раскрывает содержание 1-й (а именно), например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

б) если 2-я часть указывает причину того, о чем говорится в 1-й (потому что, так как), например: Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

в) если 2-я часть дополняет содержание 1-й (что, как), например: Люди знали: где-то очень далеко от них идет война.

г) иногда в 1-й части опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал, например: Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

Тире ставится:

б) если в 1-й части указывается время того, о чем говорится во 2-й (когда), например: Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

г) если в 1-й части есть указание на условие совершения действия (если), например: Назвался груздем – полезай в кузов.

е) если во 2-й части содержится вывод, следствие (так что, поэтому), например: Снег был глубокий, но твердый – лыжи не провалились.

ж) быстрая смена событий (и), например: Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

з) если 2-я часть вступает в присоединительные отношения с 1-й (так, такой, таков), например: Кривые улочки, маленькие деревянные дома – такой была значительная часть Москвы.

Задание №13 (см. ключ к ответу)

Расставить знаки препинания

На улице дождь выйти невозможно. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Прилетели зяблики лес ожил. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой насекомые спят многие цветы еще не раскрыли венчиков. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. Зимою еще скучнее становилось на хуторе сугробы со всех сторон облегали постройки. Староста спросил у него документ документа не оказалось. Музыка по-прежнему долетала до нас звуки ее казались слаще и нежнее огни зажглись в городе и над рекою. Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птицы. Снегом занесло дороги теперь ни проехать, ни пройти. Соловей в середине мая запел весна пойдет дружнее. Он подумал, понюхал пахнет медом.

Сложные синтаксические конструкции

К сложным синтаксическим конструкциям относятся сложные предложения с различной синтаксической связью, например: Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили воздух поразительной тишиной.

Задание №14

Расставить знаки препинания

Женщина зашла в дом священника чтобы попросить ключ от церкви и держа под мышкой веник она хотела подмести пол в церкви и бидон с маслом она хотела заправить лампады вышла в церковный двор. Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину по которой мы шли волнистые облака тумана рассеялись и от этого сделалось жарко. Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы отправились. Здесь шума реки не было слышно и так как певчие птицы улетели в теплые края стояла удивительная тишина такая тишина когда кажется что ты внезапно оглох. Вследствие частых бомбежек город обезлюдел лишь природа как будто равнодушно взирала на все ужасы войны по-прежнему не спеша плыли куда-то облака и беззаботно плескались внизу голубые волны.

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении.

Контрольное задание №15 (см. ключ к ответу)

Расставить знаки препинания

С востока надвигались темные тучи и оттуда потягивало влагой. Вдруг навалился густой туман как будто стеной отделил он меня от остального мира и чтобы не заблудиться я решил вернуться на тропинку которая по моим соображениям должна была находиться слева. Сережа оглянулся пожар все больше охватывал школу. Ударил сильный гром задрожали все окна. По мере того как наступала темнота комната моя становилась как будто просторнее. Когда наступает осень ветер срывает с деревьев последнюю одежду и дождь постукивает в окно костяшками пальцев. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. Он объяснил что если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя. Мы проехали мимо пруда на грязных и отлогих берегах уже виднелись ледяные закрайки. Вода спадет сразу начинайте земляные работы. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах. Сумерки приближались и надо было торопиться. Ветер распахнул дверь в сени и стало слышно как глухо ревет за Доном полая вода.

Прямая речь.

Знаки препинания

« П,» - а. например: « Нас не так мало, как вы полагаете,» - говорит

« П!» - а. Базаров Павлу Петровичу.

А: « П.» например: Чичиков сказал: « Я бы хотел купить крестьян.»

« П, - а. – П.» например: « А где ваши три березы? – спросила Катя. –

« П? – а. - П?» Где лужайка?»

« П! – а. –П!»

« П, - а, - а.» например: « Я командовать приехал, - заявил Чапаев, - а

не с бумажками возиться.»

Примечание

1.» П, - глагол и глагол: - П.»

например: « Двадцать, - сосчитала Верочка и со вздохом добавила: – Как долго.»

2.Запятая и тире ставятся при наличии реплик, принадлежащих разным лицам, например: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» - «Постараюсь,» - ответил я.

Документ

... по разделу "Зарубежная литература" (4 класс). Терещенко А.В. 5.3.3. Урок русского языка "Путешествие в страну "АКИТАММАРГ". Части ... поступающим ... МГПУ ... для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для ... . Практическое пособие . ...

  • Информационн ые материалы по профориентационной работе по направлению подготовки отрасли «Педагогика»

    Документ

    Эрудирован практически по любому... для этого требуются основательные знания в области экономики, юриспруденции, менеджмента. Учитель русского языка ... пособиями , необходимыми для ... воинской части по основам... университет» МГПУ 11 ... справок по поступающим запросам...

  • Программа вступительного испытания по направлению подготовки 050400. 68«Психолого-педагогическое образование»

    Программа

    ГБОУ ВПО МГПУ ) УТВЕРЖДАЮ Первый... , владеет русским литературным языком , навыками... иностранного языка для общения... составная часть относительно... освоения поступающим материала по социальной... книга практического психолога в об¬разовании: Учебное пособие . М.: ...


  • Учащиеся должны знать: -как присоединяются придаточные части к главному -какими знаками препинания они оформляются -знать типы подчинения уметь: -ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными -определять тип подчинения




    Последовательное подчинение Каждая последующая часть присоединяется к предыдущей придаточной части Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно., что 1 2 3


    Однородное подчинение Придаточные части ведут себя по отношению к главной подобно однородным членам. Это проявляется в том, что: -все придаточные относятся к одному слову в главной части, -все придаточные отвечают на один и тот же вопрос, -все придаточные являются придаточными одного типа, -обычно присоединяются одинаковыми союзами и союзными словами Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада., как, как 1 2 3


    Параллельное (неоднородное) подчинение Каждая из придаточных частей зависит от главной, но при этом поясняются разные слова в главной части придаточными разного типа Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых… и вспомнил, как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник. когда, как 2 1 3


    Смешанное подчинение части присоединяются разными способами Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку…, то местные жители… говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть… интересные семьи, с которыми можно завести знакомства. когда,что,что,что, с которыми






    Запятая ставится между придаточными предложениями с последовательным подчинением Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.






    Запятая не ставится на стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза – то, так, но Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.


    Точка с запятой ставится между однородными придаточными, если они сильно распространены или имеют внутри запятые О чем он думал? О том, что был он беден; что трудом он должен себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег…






    1.Могу сойти в веселый сад где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополи шумят. 2.И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век восславил я свободу… 3.Когда затихает дом я слышу как сквозь вьюгу прорывается тоскливая и злобная гармоника. 4.Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.


    4. Он хотел уверить себя что никакой опасности нет и что отсутствие Кубика объяснится со временем. 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6. Он знал по опыту что если полковник замолчал то пробовать продолжить с ним разговор бесполезно. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что с кустов сыплется роса.




    1.Могу сойти в веселый сад, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополи шумят. 2.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу… 3.Когда затихает дом, я слышу, как сквозь вьюгу прорывается тоскливая и злобная гармоника. 4.Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.


    6. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет и что отсутствие Кубика объяснится со временем. 5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. 6. Он знал по опыту, что если полковник замолчал, то пробовать продолжить с ним разговор бесполезно. 7. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что с кустов сыплется роса. 1.Все-таки мне казалось что он не на своем месте и что хорошо бы он сделал если бы опять уехал в Петербург. 2.Поэтому кажется удивительно что в доме спокойно горит свет что мелкие ковры заглушают шаги что на столе лежат раскрытые книги. 3.Чтобы идти вперед чаще оглядывайтесь назад ибо иначе вы забудете откуда вы пришли и куда вам надо идти. 4.В одном из своих писем Куприн писал о том что когда он вышел из полка то у него не было ни научных ни житейских знаний.
    1.Все-таки мне казалось, что он не на своем месте и что хорошо бы он сделал, если бы опять уехал в Петербург. 2.Поэтому кажется удивительно, что в доме спокойно горит свет, что мелкие ковры заглушают шаги, что на столе лежат раскрытые книги. 3.Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы пришли и куда вам надо идти. 4.В одном из своих писем Куприн писал о том, что когда он вышел из полка, то у него не было ни научных, ни житейских знаний.


    Работа дома Н.А.Сенина (2008/2007 год) стр, упр (стр)

    Конспект урока русского языка в 11 классе

    « Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»

    Цель урока: повторение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

    Задачи урока:

    • Обучающие :
    • углубить знания о сложноподчинённом предложении;
    • повторить понятия -параллельное, последовательное, однородное подчинения;
    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
    • повторить основные группы СПП по их значению;
    • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.
    • Развивающие :
    • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;
    • развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
    • Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

    Ход урока

    1.Организация начала занятий.

    2.Подготовка к основному этапу занятий.

    Знание только тогда знание,

    когда оно

    приобретено усилиями своей мысли…

    Л.Н.Толстой.

    Верность этих слов великого русского писателя, нашего земляка, мы постараемся проверить на сегодняшнем уроке.

    Мы с вами продолжим разговор о сложных предложениях.

    3.Опрос

    1. Какие предложения называются сложными?

    2. Какие виды сложных предложений вам известны?

    3. Как отличить СПП от других сложных предложений? Какова их структура?

    Слайд

    4. Задание классу.

    Укажите номера сложноподчиненных предложений.

    1. Уля не сразу сообразила, что произошло и каковы будут последствия событий.
    2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
    3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
    4. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.
    5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

    Ответ 1,4 .

    Какова особенность строения данных с СПП предложений?

    Целеполагание:

    * Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными вы знаете?

    * Кому необходимо повторить данный материал?

    * Какую же цель мы сегодня перед собой поставим?

    (повторить виды подчинения в СПП с несколькими придаточными)

    * Какой алгоритм работы выберем?

    (повторение теории и закрепление ее на практике)

    Повторение теории .

    Работа со схемой

    Как определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными?

    Какое подчинение называется однородным? Как зависят придаточные предложения от главного?

    Какова структура СПП с параллельным подчинением?

    Каково строение предложения с последовательным подчинением?

    Слайд

    Закрепление (вид работы?)

    1.Определите вид подчинительной связи в этих СПП.

    1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.
    2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.
    3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
    4. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.
    5. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.
    6. Известно, что, если музыкант долго не подходит к инструменту, пальцы его теряют гибкость.
    1. Параллельное
    2. Последовательное
    3. Однородное
    4. Параллельное
    5. Однородное
    6. Последовательное

    2. Поработаем с учебником.

    Откройте упражнение 452.

    Выпишете предложения, строение которых соответствует схемам.

    По 1 человеку у доски: выписать по 1 предложению

    I вариант II вариант.

    Упражнение 452.

    1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
    2. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна.
    3. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
    4. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.
    5. Он рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе.
    6. По возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из какого-то дальнего путешествия, где он провёл десятки лет.
    7. В плену, в балагане Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка.

    Релаксация. Гимнастика для глаз.

    Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

    Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

    Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо .

    Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

    Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

    1. Ребята, вы помните, что на ЕГЭ вам предстоит работать с текстом, выполняя задания части Б и С.

    Предлагаю сейчас выполнить небольшую работу.

    Слайд

    2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

    З.Люстрова

    Определите тип речи (рассуждение)

    Определите стиль. (публицистический)

    От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

    Давайте выпишем его, построим схему.

    5. [ ,(ли = -),(ли =), = ],(= ли –)

    однородное и параллельное подчинение

    Наше занятие подходит к завершению. Давайте попробуем подвести итог урока

    Рефлексия

    1. Знания по какой теме мы сегодня расширили и укрепили?
    2. Решили ли поставленную в начале урока задачу?
    3. Помог ли вам сегодняшний урок подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

    Подведение итогов урока.

    «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

    Оценка

    V. Контроль знаний

    Тест:

    Вариант 1

    1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

    4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

    2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    5.В каком сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

    А) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки.

    Б) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры.

    В) По-видимому промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.

    Г) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.

    Тест

    Вариант 2

    1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

    3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

    1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

    2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
    3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

    5 . В каком сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

    А) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.

    Б) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.

    В) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карелиных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

    Г) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу.

    Самооценка знаний

    Оценка

    Знание теоретического материала

    Умение определять границы простых предложений в составе СПП

    Умение определять вид придаточных предложений

    Умение находить СПП с несколькими придаточными в тексте

    Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

    Самооценка знаний

    Знаю», «умею» - 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов.

    Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

    1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

    З.Люстрова

    Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

    Определите тип речи.

    Определите стиль.

    Сформулируйте проблему текста.

    1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

    2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

    З.Люстрова

    Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

    Определите тип речи.

    Определите стиль.

    Сформулируйте проблему текста.


    1) Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. (Л. Толстой.) 2) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек, чтобы поведать чужим людям о своем счастье. (А. Чехов.) 3) Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано. (А. Чехов.) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин.) 5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным. (В. Арсеньев.) 6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков- Прибой.)

    1. Раздражаешься - глагол. (Что делаешь?) раздражаешься.
    Действие предмета.
    2. Н.ф. -раздражаться.
    3. Возвр., несов.вид, неперех., 1 спр.
    4. Изъяв.накл., ед.ч., наст.вр., 2 л.
    5. (Что делаешь?)
    1.Воспитывайте - глагол. (Что делайте?) воспитывайте. Дей-
    ствие предмета.
    2. Н.ф. -воспитывать.
    3. Невозвр., несов.вид, перех., 1 спр.
    4. Повелит.накл., мн.ч., 2 л.
    5. (Что делайте?)
    1. Оживляющего - причастие. Действия (какого?) оживляю-
    щего. Признак предмета по действию.
    2. Оживлять.
    3. Действ., невозвр., несов.вид, наст.вр.
    4. Ед.ч., ср.р., род.п.
    5. Действия (какого?)
    1. Колоссальный - имя прилагательное. Запас (какой?) ко-
    лоссальный. Признак предмета.
    2. Н.ф. - колоссальный.
    3. Качеств.
    4. Ед.ч., м.р., вин.п.
    5. Запас (какой?)
    1. Знания - имя существительное. Запас (чего?) знания.
    Предмет.
    2. Н.ф. -знание.
    3. Нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.
    4. Ед.ч., род.п.
    5. Запас (чего?)
    1. Обширнейшего - имя прилагательное. Океана (какого?)
    обширнейшего. Признак предмета.
    2. Н.ф. - обширнейший.
    3. Качеств., прост. превосх. ст.ср.
    4. Ед.ч., м.р., род.п.

    1. Повеств., невосклиц.
    2. Главная часть № 1; придаточные - № 2, 3.
    3. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
    4. № 2 - придаточное цели, № 3 - придаточное определительное (местоименно-соотносительное).