С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Человек получит только то, к чему стремился»
Коран, сура «ан-Наджм», «Звезда», аят 39

«Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться»
М. Булгаков

«Человек молит о зле…»

В Коране в суре «аль-Исра», «Ночной перенос» говорится: «Человек молит о зле подобно тому, как молит о добре. Воистину, человек тороплив» (аят 11). Толкователи считают, что этот аят свидетельствует о невежестве человека, о губительности его намерений, в которых он стремится к причинению зла (проклятьям) так же как и к обретению благого. «Стоит ему разгневаться, как он начинает проклинать себя или своих детей» (Саади). В другом аяте Всевышний говорит: «Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, [которое они призывают в своих проклятиях], подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, [о котором они просят в молитвах], то они непременно погибли бы» (10:11).

Несовершенство намерений – это факт, который мы почти никогда не замечаем. Стоит нам задумать что-либо, как наши мысли устремляются к достижению цели. Стремление к логическому завершению опережает размышления о пользе и смысле достигаемого. В основе такого явления лежит фундаментальное свойство человеческой психики. Дело в том, что при завершение выполнения какой-либо задачи знаменуется выбросом гормона дофамина, отвечающего за вознаграждение и удовольствие. Поэтому задумав что-либо, мы напрочь забываем о «начале» своей мысли и устремляемся к концу, за порцией дофамина.

К чему приводят наши цели?

Зачастую подобный подход к жизни, ориентированный только на «достигательство», не всегда заканчивается благополучно. Да, человек испытывает радость завершения, к которой стремился, и чем упорней он был в своем стремлении, тем больше его вознаграждение. Но что потом? А потом попытка трезво оценить благоразумие своих намерений, их смысл. Так мы становимся свидетелями человеческих трагедий, когда кто-либо, мечтая о мирском и достигнув его (славы, богатства, влияния, профессионального признания, народной любви и т.д.), кончает жизнь самоубийством. Не редкость и менее трагичные случаи, когда завершение дел знаменуется депрессией, ощущением пустоты, бессмысленности собственной жизни.

«Бойтесь желаемого…»

Все это наталкивает к выводу, что мы должны уделять внимание в первую очередь не тому, к чему мы стремимся, а тому, с чего начинаются наши устремления: благостны ли они, полезны ли, не окажутся ли наши дела тщетными? Недостаточно просто заниматься хорошим делом, если не является хорошим намерение, с которого оно начато. Вспомним, например, хадис о первых трех людях, которые будут спрошены в Судный день. Это будут богач, раздававший милостыню, чтец Корана, известный своим мастерством, и шахид, павший на пути Аллаха. Все трое, согласно хадису, попадут в Ад, потому что их намерения, в отличие от их дел, не были благородными. Богач стремился прославиться щедростью, чтец Корана – стать почитаемым, шахид – прослыть героем.

Также и в земной жизни: мы слишком часто, получив желаемое, не становимся более удовлетворенными, счастливыми. Потому что намерение не было благим, разумным. Как сказано в Коране: «Душа побуждает ко злу» (сура «Юсуф», аят 53). И это – одно из свойств души, «только если Господь не проявит к ней милосердия» (из вышеприведенного аята) Поэтому инспекция намерений должна идти впереди воли к их воплощению.

Никогда не следует забывать древнюю мудрость: бойтесь получить то, чего вы желаете. Потому что тогда мы получаем лишь то, чего желает наш нафс, наши комплексы, неосознаваемые нами мотивы и забытые травмы. Например, человек, испытавший стыд за бедность, всю жизнь посвящает тому, чтобы стать богатым. Или тот, над кем смеялись в школе, стремится к известности. Либо тот, кто потерпел унижение, жаждет власти, величия и отмщения своим обидчикам. Выходит, большинство страстных желаний основаны на стремлении забыть или сбежать от тяжелых негативных чувств, испытанных когда-то.

На самом деле главная проблема не в том, чтобы достичь чего-то (недостижимых целей не существует), а в том, чтобы сохранить свое намерение ясным, разумным, склонным к благу. И в свете данной проблемы становится понятной мудрость мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Господи, не вверяй меня моему нафсу ни на миг и даже меньше этого».

В наши дни часто можно услышать такие вопросы от простого мусульманина. Некоторые люди приводят в качестве доказательства того, что мёртвые не получают пользу от деяний других, следующий аят и хадис:

قال تعالى: " وَ أَنْ لَيْسَ لِلْاِنْسَانِ إِلاَّ مَا سَعَى "

«Всевышний сказал (смысл): “Человек не получит ничего, кроме того, к чему он стремился”».

قال الرسول: " إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاَثٍ، صَدَقَةٌ جَارِيَةٌ، أَوْ عِلْمٌ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ "

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, благородный сын, который будет молиться за него» (привели Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Нисаи, ал-Бухари).

Что касается этого аята, то он отменён следующими аятами Корана:

قال تعالى: وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ

«А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас”».

قال تعالى: " وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَتَهُمْ بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَتَهُمْ وَ مَا أَلَتْنَاهُمْ مِنْ عَمَلِهِمْ مِنْ شَيْء "

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний».

Первый аят указывает на то, что человек получает пользу от молитвы другого верующего, прочтённой для него, хотя они вместе с их молитвами не являются тем, к чему он стремился, иными словами, не являются их деяниями. Второй аят указывает на то, что дети, супруги присоединятся к степени своих праведных отцов и супругов, как знак почитания их. И они получат пользу от их благих деяний, хотя они вместе со своими деяниями не являются тем, к чему они стремились, то есть также не являются их деяниями.

Отсюда следует, что тот аят, который приводят многие в качестве доказательства того, что усопшие не получат никакой пользы от деяний других, отменяется этими двумя аятами. Понимание этих двух аятов Корана представителями ахлу сунна ва ал-джамаа подтверждает хадис, переданный ат-Табарани в своём труде от Ибн Аббаса, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ سَأَلَ أَحَدُهُمْ عَنْ أَبَوَيْهِ وَ زَوْجَتِهِ وَ وَلَدِهِ فَيُقَالُ لَهُ: أَنَّهُمْ لَمْ يُدْرِكُوا مَا أَدْرَكْتَ فَيَقُولُ يَا رَبِّ إِنِّي عَمِلْتُ لِي وَ لَهُمْ فَيُؤْمَرُ بِإلْحَاقِهِمْ بِهِ

«Когда обитатели Рая войдут в Рай, то один из них спросит о своём отце, своей жене, своём сыне, и ему скажут, что они не постигли то, что он постиг. Он скажет: “О Господь, я совершал деяния для себя и для них”. Тогда повелевают воссоединить их с ними».

Хотя этот хадис и содержит в своей цепочке передатчиков Мухаммада ибн Абдуррахмана ибн Газвана, а он слабый передатчик, всё же этот хадис имеет непрерывный иснад. Привёл его ал-Баззар от Ибн Аббаса, также Ибн Касир и Ибн Аби Хатим упоминают подобный ему хадис мавкуф (хадис, переданный сподвижником), и это усиливает данный хадис («Тафсир» Ибн Касира, 4/242; «Тафсир» ал-Куртуби, 17/67).

А вот что говорит Ибн Таймиййа относительно этого аята: «Некоторые думают, что мёртвый не получит пользы от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, на что указывает аят Корана (смысл): “Человек получит только то, к чему он стремился”. Но дело обстоит не так. Если исходить из данного аята, то получение пользы мёртвым человеком от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, такое же, как получение им пользы от видов поклонения, выполняемых имуществом.

А тот, кто утверждает, что данный аят противоречит одному из этих двух пониманий и не противоречит другому, то его слова несостоятельны. Более того, это, с точки зрения аята, подобно получению пользы мёртвым от молитв (дуа), испрашивания прощения грехов (истигфар), заступничества (шафаат). Мы во многих местах разъяснили это и привели более тридцати доказательств, основанных на Шариате, указывающих на получение пользы мёртвым человеком от стремлений, деяний другого. Наоборот, данный аят отрицает присвоение, обладание деяниями другого и не отрицает получение им пользы от них. Отнюдь не означает, что человек не получит пользу от чего-либо, обладателем чего он не является. Это не что иное, как ложь в религиозных и мирских делах» («ар-Расаилу ал-мунирату», 3/209).

Что касается хадиса: «Когда сын Адама умирает, его дела обрываются, кроме трёх... », то и он противоречит многим аятам Корана, он также противоречит и этому аяту: «Человек получит только то, к чему он стремился ». Ведь хадис указывает на то, что человек получит пользу от стремления своего сына, хотя сам аят гласит о том, что он получит только то, к чему сам стремился. Нельзя утверждать то, что праведный сын является приобретением (касб) или стремлением отца, приводя в качестве доказательства хадис, в котором Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «И его сын есть его присвоение...» Данный хадис считается хадисом маълул (хадис, в тексте или иснаде которого есть причина), потому что в нём есть два неизвестных передатчика (маджхул) и он недостоверный.

Также этот хадис приводят для разъяснения дозволенности отцу питаться из приобретённого его сыном, в том смысле, что только сыном приобретённое имущество является продолжением приобретения отцом материальных благ, как об этом сказано в хадисе Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «Ты и твоё имущество (принадлежите) отцу». Приобретённое сыном и то, к чему он стремился во всех аспектах, не является приобретением и стремлением отца, согласно этому хадису, который они приводят в качестве доказательства того, что сын является приобретением отца, как об этом сказано в хадисе: «Поистине, лучшее, что поел человек, – своё приобретённое (имущество), и поистине, сын есть приобретение отца».

Также если мы скажем, что стремление сына есть стремление отца, то это может указать на то, что отца накажут за грехи сына, подобно тому, как он благоденствует за его хорошие деяния. Это не скажет разумный человек, не говоря уже об учёном. Если мы такое скажем, то это означает, что Нуха спросят и накажут за неверие сына, а это невозможно. Отсюда становится очевидным, что хадис «Когда умирает сын Адама, то обрываются все его деяния, кроме трёх...» противоречит этому аяту Корана: «Человек получит только то, к чему он стремился», и этому: «А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!”, ибо данные аяты Корана указывают на то, что человек получает пользу от последующих людей, хоть их молитва и не является его стремлением и противоречит этому аяту: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний». Данный аят указывает на то, что отцы, дети и супруги получают пользу от благих деяний своего потомства, хоть отец и муж не являются праведным сыном, который прочтёт за них молитву. Он также указывает на то, что не является его приобретением, а также он противоречит многим достоверным хадисам, вот некоторые из них:

1. В хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом, ан-Нисаи и Ибн Маджа, говорится, что один человек сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «Мой отец умер и не оставил завещание, ему поможет, если я выплачу милостыню за него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да». Также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто умер и за ним остался пост, пусть его родственник постится за него» (привели ал-Бухари и Муслим).

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из-за заступничества одного человека из моей уммы в Рай войдёт такое количество людей, которое будет равняться количеству двух больших племён – Рабиа и Музар». Тогда один человек спросил: «Куда Рабиа до Музар?», на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я говорю лишь то, что мне внушают» (привёл Ахмад с хорошим иснадом. «ат-Таргиб ва ат-тархиб» ал-Мунзири, 4/445-446).

3. Передаётся от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, один человек заступится за двух и трёх» (привёл ал-Баззар. «ат-Таргиб ва ат-тархиб», 4/446).

4. Передаёт Аиша (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их заступничество будет принято» (привели Муслим, ан-Нисаи, ат-Тирмизи, а также имам Ахмад привёл подобный ему хадис от Маймунат). Он также противоречит хадисам о паломничестве (хадж), милостыни (садака), выплачиваемой за другого человека, о молитве, читаемой для обитателей могил при их посещении, – все эти хадисы указывают на то, что человек получает пользу от благих деяний других людей, от их молитвы, хоть они и не являются их праведными детьми. Отсюда следует, что хадис, который некоторые люди приводят в качестве доказательства, отменён этими аятами Корана и хадисами, противоречащими ему. Разве только если мы скажем: этот хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения смысла, ибо известно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что человек получает пользу после смерти от разного рода благих дел, а не только от этих трёх, о которых говорится в хадисе. Это подтверждает то, что он приведён для разъяснения того, что умерший получает пользу от дел, в том числе и от этих трёх. А если мы скажем, что хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения, то доказывание через него и доказательства, приведённые им, недействительны.

Ибн Таймиййа, на которого они часто ссылаются, понимает это следующим образом. Он говорит: «Если верующий совершит греховный поступок, то от наказания он избавляется по десяти причинам... или его братья-мусульмане молятся за него и заступаются за него, будь он живым или мёртвым, или дарят ему вознаграждение за свои благие деяния, чтоб Аллах дал им пользу от них» («ар-Расаил ал-мунира», 4/33).

Статья подготовлена специалистами студией Ахлю-с-Сунна.тв специально для ИсламДага.ру

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Каждый потомок Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся ».

Из этого хадиса следует, что любой человек может совершить ошибку или грех, ведь такова природа человека. Милостью Аллаха к людям было то, что Он позволил им вернуться к Богу после совершенного греха через («тауба»). Суть этого действия состоит в том, что человек должен отказаться от совершения этого греха ради Аллаха, то есть страшась Его наказания и желая награды от Него. Кроме того, кающемуся человеку следует выразить сожаление о совершенном грехе и принять твердое решение никогда не возвращаться к нему впредь и постараться исправить положение благими поступками. Таким образом, покаяние – это действие сердца, невидимое снаружи и остающееся только между человеком и Его Господом.

Желающий покаяться не нуждается в посредниках, которым бы он исповедовался вместо Бога, которые могут и тайну исповеди раскрыть другим, и обесчестить тебя перед людьми или использовать твое признание в своих корыстных целях. Покаяние – твое личное дело, касающееся только тебя и Аллаха, именно Его ты просишь о прощении и исправлении. И только Аллах может даровать тебе прощение.

Кроме того, в Исламе нет так называемого «первородного греха» – убеждения, согласно которому все люди несут на себе отпечаток греха, совершенного их прародителями Адамом и Евой. А для очищения от этого греха людям якобы необходимо поверить в крещение Иисуса, ставшее искупительной жертвой за уверовавших в него. Ничего подобного в Исламе нет. Интересно здесь привести слова швейцарского иудея, принявшего Ислам и взявшего себе имя Мухаммад Асад. Он пишет: «Нигде в Коране я не нашел того, что напоминало бы идею о первородном грехе, влияющем на каждого человека. Согласно Корану, « Человек получит только то, к чему он стремился » (53. Ан-наджм: 39). От людей не требуется преподносить какую-то искупительную жертву, да и никто вообще не обязан становиться таким «спасителем», который избавит уверовавших от этого чужого греха» .

В покаянии есть много полезных моментов

Во-первых , человек узнает своего Господа, насколько Он Великодушен и Снисходителен. Если бы Аллах пожелал, наказание было бы скорым и незамедлительным, но Всевышний скрыл его грех и не опозорил перед людьми.

Во-вторых , человек узнает сущность своей души, ее качество быть «повелевающей недоброе», ее слабость перед искушениями и склонность к прихотям. Защититься от повторения этой ошибки невозможно без помощи Аллаха, а значит нужно укреплять свою веру и воспитывать свою душу.

В-третьих , покаяние позволяет человеку вернуться к Богу, он начинает больше молиться, просить о помощи и прощении, вспоминает о гневе Аллаха, страшится Его, желает Его довольства и стремится приблизиться к Нему. Покаявшись в содеянном, человек становится особо близким к своему Творцу, а без искреннего раскаяния и стремления вернуться к Аллаху, он не достиг бы такой близости.

В-четвертых , в результате покаяния человек освобождается от греха. Всевышний говорит:

« Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом » (8. Аль-анфаль: 38).

В-пятых , искреннее покаяние может заменить грехи человека на благие дела. В Коране Всевышний говорит:

« Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный » (25. Аль-фуркан: 70).

В-шестых , человек учится быть снисходительным к ошибкам людей, он понимает их природу и относится к ним так же, как желал бы, чтобы Аллах относился к его ошибкам. Он осознает, что результат соответствует делу, и если будешь относиться к людям со снисхождением, то и Господь проявит к тебе то же самое, и как Всевышний Аллах отвечает на твои грехи и ошибки Своей добротой и милостью, так и человеку стоит быть снисходительным к ошибкам людей.

В-седьмых , человек, учится признавать свои недостатки и многочисленные ошибки, а это в свою очередь побуждает его заниматься своим исправлением и сдерживает от обсуждения недостатков других людей.

Завершение

В завершение этой части хотел бы привести достоверную историю о том, как один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха? » Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Знай же, что второе затмило собой первое! » .

В одной из своих версий этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам? » Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О да! Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела! » Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да! » Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду.

Таким образом, принятие Ислама стирает все предыдущие грехи человека, и искреннее покаяние также стирает совершённое прегрешение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
“Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта
“Почему Ислам?” —

  • Хадис приводит имам Ахмад в сборнике «Муснад»: 3/198, а также имам Тирмизи в своем сборнике «Сунан» в главе об описании Судного дня: 3/491.
  • «Путь в Ислам», Мухаммад Асад, с. 140
  • См. » Ключ к обители счастья»: 1/358, 370.
  • Хадис приводит Абу Йа’ля в своем сборнике «Муснад»: 6/155, а также Табарани в сборнике «Аль-му’джам аль-аусат»: 7/132 и он же в » Аль-му’джам ас-сагыйр»: 2/201, а также Дыйа Аль-Макдаси в книге «Аль-мухтара»: 5/151, 152 и сказал: цепочка передатчиков этого хадиса – достоверная. Хайсами в книге «Маджма’уз-заваид» (10/83) сказал: этот хадис привели Абу Йа’ля, а также Баззар с небольшой разницей во фразах, а также Табарани, все с достоверными передатчиками в цепочке передатчиков.
  • Хадис приводит Ибн Аби Аасым в книге «Аль-аахад валь-масани»: 5/188, а также Табарани в «Аль-му’джам аль-кабир»: 7/53,314, Хайсами в «Аль-маджма» (1/32) сказал: хидис приводит Табарани и Баззар с передатчиками, упомянутыми в сборниках «Сахих», кроме Мухаммада бин Харуна (Абу Нашит), но и он являетя достоверным передатчиком.