Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1. Предмет и метод статистики

2.Основные понятия теории статистики

Предмет и метод статистики

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики

1. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.


Похожая информация.


В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Предмет и метод статистики

Статистика - это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, в конкретных условиях места и времени.

Массовые общественные явления и процессы представляют собой, например, производство и потребление товаров, трудозатраты, внутреннюю и внешнюю торговлю, перевозку грузов и пассажиров, рождаемость и смертность, доходы и расходы населения и т.д. Каждое из этих явлений или процессов состоит из большого числа однородных единиц, которые, вместе взятые, в конкретных условиях места и времени представляют собой статистический массив данных.

Каждая наблюдаемая единица отличается определенными, присущими только ей, свойствами и особенностями. Изучение исходного статистического массива с учетом индивидуальности каждой ее единицы и составляет основную задачу статистической науки. Статистика играет важную роль в обнаружении закономерностей, проявляющихся в массовых общественных явлениях или процессах.

Статистика как наука занимает достойное место среди экономических дисциплин.

Как отрасль практической деятельности статистика предполагает сбор, обработку, анализ и публикацию данных, характеризующих наблюдаемый объект. В основе статистической методологии лежит совокупность количественных и качественных приемов анализа изучаемых явлений или процессов. Она широко использует математику как наиболее точный инструмент исследования.

Статистика позволяет количественно определить меру взаимосвязи между явлениями или процессами. В зависимости от целей и задач статистического исследования и в соответствии с конкретным объектом наблюдения используют основные разделы статистики:

  • общую теорию статистики,
  • экономическую статистику,
  • статистику отраслей народного хозяйства,
  • социальную статистику,
  • статистику труда и т.д.

Общая теория статистики рассматривает приемы и правила сбора и обработки статистической информации, выявляет среднее значение конкретного признака и его вариации, изучает динамику и взаимосвязь социальных, экономических и других явлений и процессов. Иными словами, общая теория статистики, разрабатывая и определяя общие принципы и методы статистического исследования, является методологической наукой.

Экономическая статистика изучает систему показателей, отражающих развитие государства, его структуру, пропорции и взаимосвязи отраслей производства и потребления, а также другие сегменты рыночных отношений.

Отраслевая статистика - статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, труда, и т.д., используя категории и методы общей теории статистики, исследует социальные и экономические процессы. Отличительными особенностями отраслевой статистики являются объекты изучаемых явлений и характер задач исследования. Так, например, статистика промышленности изучает состав промышленности, ее размещение, результаты производственной деятельности, вскрывает причинно-следственные связи экономической эффективности промышленного производства.

Статистика труда изучает воспроизводство, занятость, состав трудовых ресурсов, условия и производительность труда, оплату труда и другие вопросы.

Деление социально-экономической статистики по отраслям в определенной мере условно.

Социальная статистика изучает количественные характеристики образа жизни человека и различные аспекты социальных отношений.

Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды способствует природоохранной деятельности.

Количественные характеристики, закономерности статистических распределений, динамика показателей, взаимосвязи процессов исследуются на основе широкого применения различных математических дисциплин. В результате возникла в качестве самостоятельной дисциплины математическая статистика. Отдельные ее разделы включает в себя общая теория статистики.

Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания.

Предметом изучения экономической статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

Для изучения своего предмета статистика применяет различные приемы, способы и методы, совокупность которых образует статистическую методологию . Многообразие статистических методов систематизируется в последовательно выполняемых трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1. Сбор и оценка первичной статистической информации;

2. Статистическая сводка и обработка первичной информации;

3. Анализ сведенного материала.

На первой стадии применяется метод массовых наблюдений, основанный на законе больших чисел , согласно которому в сводных статистических характеристиках действия элементов случайности взаимопогашаются, хотя они и могут проявляться в признаках индивидуальных единиц статистической совокупности. Например, каждый покупатель магазина выбирает именно тот товар, который ему в данный момент требуется. Но в целом по магазину можно сравнительно точно предвидеть как общий объем, так и структуру спроса за год или отдельные сезоны. Для этого необходима статистическая информация, отражающая специфику спроса в целом за год или по времени года.

На второй стадии используется метод статистических группировок и таблиц: производится распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, подсчет групповых итогов и изложение результатов в виде статистических таблиц.

На третьей стадии применяются методы обобщающих показателей (абсолютных, относительных, средних, вариации, индексов), корреляционно-регрессионный анализ, составляются и исследуются динамические ряды, графики.

Теоретическую основу статистической науки составляют следующие категории: совокупность, признак, вариация, статистический показатель, закономерность.

В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность.

1. Статистическая совокупность - это множество качественно однородных по каким-либо существенным признакам единиц, различающихся между собой по иным, второстепенным признакам.

Статистической совокупностью изучаемых явлений могут быть: население страны, города, села, района; работники предприятия, стройки, фермерского хозяйства; оборудование и продукция различных отраслей производства и т.п. В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по национальности, рождаемости, численности работающих, категориям хозяйств, размеру земельных угодий, виду и объему продукции и т.д.

2. Статистические совокупности обладают многими признаками , под которыми понимаются характерные свойства изучаемого явления (например, пищевая и не пищевая продукция предприятия).

3. Колеблемость, многообразие, изменяемость значений признака у отдельных единиц совокупности называется вариацией . Именно наличие вариации признаков предопределяет необходимость статистики.

Существенные (основные) – выражают суть, содержание процесса или явления;

Несущественные (второстепенные) – имеют отношение к внешней стороне явления, дают добавочные сведения о нем.

Например, при изучении уровня жизни населения основной признак – реальные доходы, второстепенный – состав пищевого рациона, качество жилищных условий.

Первичные – характеризуют каждую отдельную единицу совокупности, их получают в процессе статистического наблюдения (например, возраст работников);

- вторичные – характеризуют совокупность в целом, их получают в результате обработки данных наблюдений (например, возрастная структура работников).

По причинности признаки делятся на:

Факторные – являются причиной изменения других признаков (результативных);

- результативные – зависят от изменения других признаков (факторных).

Например, одной из причин изменения спроса на товар является цена. Следовательно, цена будет являться факторным признаком, а спрос - результативным.

По внешнему выражению признаки делятся на:

Атрибутивные, отдельные значения которых выражаются в виде свойств, состояний и т.д., и имеют словесное выражение (например, признак – профессия, его значения – экономист, менеджер и т.д.).

Количественные, отдельные значения которых выражаются числами.

В свою очередь количественные признаки делятся на:

- прерывные (дискретные), принимающие определенные значения, между которыми не может быть промежуточных значений (например, число членов семьи, колеса автомобиля);

- непрерывные в определенных пределах принимающие любые значения (возраст, стаж, скорость и.д.).

4. Социально-экономические явления изучаются статистикой посредством статистических показателей , представляющие собой количественную оценку свойств явления в конкретных условиях места и времени.

Показатели, которые получены в результате обобщения статистических данных, отражают состояние и закономерности явлений, называются обобщающими. Они выражаются в виде суммарных абсолютных, относительных, средних величин (например, национальный доход, средняя заработная плата, рентабельность и т.д.). К необобщающим статистическим показателям можно отнести, например, заработную плату за месяц, длительность отпуска работника и т.д.

5. Статистическая закономерность – форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных и характеризуются малыми пределами отклонений индивидуальных значений признака от среднего значения.

Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования.

Составными частями метода статистического исследования являются статистическое наблюдение, сводка и группировка, определение обобщающих показателей, их статистический анализ.

1. Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования, представляющая собой планомерную систематическую научно-организованную работу по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

В зависимости от полноты охвата единиц изучаемых совокупностей статистическое наблюдение делится на:

- сплошное, при котором производится полный учет единиц совокупности (например, получение отчетности от предприятий);

- несплошное, при котором обследованию подвергаются не все единицы совокупности, но в достаточном количестве, чтобы иметь достоверные статистические характеристики (например, изучение цен на городских рынках).

Основным видом несплошного наблюдения является выборочное , основанное на принципе случайного отбора тех единиц совокупности, о которых должны быть собраны сведения для характеристики совокупности в целом.

В зависимости от характера регистрации данных во времени статистическое наблюдение делится на:

- текущее, при котором факты регистрируют постоянно по мере их возникновения (например, регистрация родившихся детей);

- периодическое, проводимое через равные промежутки времени (например, определение раз в месяц уровня инфляции);

- единовременное, проводимое нерегулярно, по надобности (например, изучение мнений покупателей о качестве товаров, целесообразности расширения их выпуска).

Массовое статистическое наблюдение осуществляется на первом этапе статистического исследования. Здесь на основе тщательно разработанных программы и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.п.) производится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества.

Статистическая информация может быть получена следующими способами :

1. Непосредственное наблюдение, при котором лица, проводящие обследование, осуществляют личный учет (осмотр, пересчет, измерение, взвешивание и т.д.) фактов, подлежащих регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения (например, при инвентаризации измеряются остатки тканей, взвешивается продукция);

2. Документальный способ - основан на использовании в качестве источника статистической информации учетных документов, которые образуют первичный учет предприятия.

3. Опрос (устный, саморегистрация, корреспондентский, анкетный, явочный) – предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации, и используется, когда нет возможности получить информацию путем непосредственного наблюдения или документальным способом.

Группировка и сводка выполняются на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы.

На следующем этапе исследования определяют обобщающие показатели и выполняют их статистический анализ.

Проведение анализа позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать необходимую оценку, сформулировать выводы и предложения. Рассматривая качественно-определенную статистическую совокупность, статистика дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов. Количественное выражение изучаемых явлений определяется с помощью системы статистических показателей.

На каждом этапе исследования применяются свои, специфические приемы и способы изучения жизни общества, которые в совокупности и составляют методологию статистики.

Сложные задачи встают перед статистикой по совершенствованию системы экономических показателей. Объективный учет и анализ повышения эффективности производства и улучшения качества работы во всех звеньях экономики страны требуют постоянного внимания к системе оценочных показателей.

Программные продукты, разработанные для современной вычислительной техники, позволяют успешно решать эти задачи.

Наиболее распространенным способом автоматизации является использование пакетов

прикладных программ (ППП) общего и специального назначения на базе средств вычислительной техники.

Статистические методы обработки данных включены в состав большинства электронных таблиц (таких, как Lotus 1-2-3, Quattro-Pro, Excel), математических пакетов общего назначения (MathCad, MatLab, Maple), специализированных пакетов (STATGRAPHICS, STATISTICA, SPSS).

Из перечисленных программных продуктов наибольшее распространение получил табличный процессор Microsoft Excel. Это объясняется в первую очередь интеграцией табличного процессора в стандартный пакет Microsoft Office.

Еще одним немаловажным фактором является наличие в пакете прикладных программ значительного количества статистических функций (порядка 80), которые практически полностью удовлетворяют потребности большинства специалистов. Для решения специфических задач в Excel предусмотрена программная надстройка «Пакет анализа».

Термин " статистика " имеет латинское происхождение - слова stato (государство) и status (политическое состояние) в 1746 г. дали название новой науке. Известный немецкий ученый Готфрид Ахенваль, преподавший в Геттингемском университете курс "Государствоведение", решил изменить его название на "Статистику". Это определило дальнейшую судьбу новой науки, которой первоначально отводилась роль сбора сведений о государстве и описания его достопримечательностей.

В настоящее время термин " статистика " употребляется в нескольких значениях. Обычно под статистикой подразумевается совокупность количественных сведений о тех или иных сторонах социально-экономической жизни общества.

Сошлемся на знаменитую книгу двух гениальных писателей И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев": " Статистика знает все. Точно учтено количество пахотной земли… Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги… Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики. Известно, сколько этот средний гражданин выпивает в среднем водки, с примерным указанием потребляемой закуски. Известно, сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок…"

В приведенной цитате как нельзя более верно охарактеризована самая распространенная область применения термина " статистика " - это цифровые данные, некая информационная база , состоящая из количественных показателей.

Статистикой называют также статистический учет, который представляет собой практическую деятельность по сбору, сводке, обработке, анализу и публикации информации о явлениях общественной жизни.

И наконец, статистика - это особая наука, которая имеет свой предмет и метод исследования. Она занимается выявлением закономерностей в развитии массовых явлений. Главный критерий, которому должно соответствовать явление, чтобы к нему можно было применить статистические методы , - массовость.

1.2.1. Предмет статистики

Предметом изучения статистики как общественной науки является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной. Всегда необходимо помнить, что статистика изучает не просто количество, а количество определенного качества в конкретных условиях места и времени.

Почему статистика изучает лишь массовые явления? Потому, что только рассматривая совокупность единичных фактов, можно выявить закономерности, взаимосвязи, структуру явления. Огромное значение при этом имеет закон больших чисел. Под этим названием выступают несколько предельных теорем, общая идея которых сводится к следующему: закономерность в развитии явления проявляется лишь при большом числе наблюдений. Отделить закономерность от случайности очень трудно, если рассматривать лишь единичный факт или малое их количество. При рассмотрении множества единичных фактов случайные отклонения взаимопогашаются, так как они в каждом индивидуальном случае могут происходить как в одну, так и в другую сторону, и тогда становится видна закономерность развития явления, которую можно описать некой математической функцией.

Поясним сказанное на примере. Всем известно, что женщины живут дольше мужчин - это установленная статистическая закономерность. Но вы вправе возразить: "Мой дедушка прожил на 20 лет больше бабушки!" Ситуация с вашей семьей - это единичный факт. Для совокупности живущих людей в целом выполняется правило - женщины живут дольше мужчин, и чем большим количеством наблюдений мы будем располагать, тем очевиднее станет этот факт. Или, например, существует статистическая закономерность по поводу пола рождающихся детей - доля мальчиков в общем числе родившихся детей больше. И опять-таки, известны случаи, когда в семье рождались одни девочки и ни одного мальчика. Но для совокупности живущих людей в целом - мальчиков рождается все равно больше, и чем большее число новорожденных мы будем рассматривать, тем четче проявляется эта тенденция. Итак, чтобы установить статистические закономерности, надо исследовать множество единичных фактов.

Теория статистики - это наука о наиболее общих принципах и правилах сбора, обработки и анализа сведений о массовых процессах и явлениях в жизни общества.

Статистика изучает общественные явления, поэтому статистические методы используются практически во всех областях, где явления носят массовый характер. В связи с этим есть статистика культуры и искусства, медицинская статистика, уголовно-правовая статистика, статистика образования, статистика отдыха и туризма, статистика сельского хозяйства, статистика торговли, статистика предприятий и организаций, статистика труда, статистика уровня жизни населения, статистика потребления, статистика социального обеспечения и социальной защиты населения, статистика рынка жилья, статистика науки и инноваций, статистика государственного бюджета, банковская статистика, биржевая статистика, статистика ценных бумаг, статистика цен и инфляции, статистика процентных ставок, статистика валютных курсов, статистика инвестиций, статистика внешнеэкономической деятельности и т.д. Перечисленные сферы социально-экономической жизни общества являются объектами изучения отраслевых статистик, а теория статистики является их методологической основой.

Статистика рассматривает количественные характеристики массовых общественных явлений, такие, как размеры явлений, их соотношения, средние уровни и др. Но количественные характеристики анализируются в неразрывной связи с качественной определенностью явления. Важнейшим требованием к информации, пригодной для статистического анализа, является качественная однородность тех единичных фактов, которые образуют статистическую совокупность. Например, анализируемая количественная информация должна относиться к предприятиям конкретной отрасли, находящимся на определенной территории, сведения должны охватывать один и тот же отрезок времени и т.д.

Однако качественная определенность явления важна не только для формирования однородных статистических совокупностей. При анализе взаимосвязи явлений исследуемые признаки сначала должны рассматриваться с их качественной стороны: возможно ли теоретически существование связи между ними или нет, поскольку числовые данные могут подобраться таким образом, что чисто математически связь подтвердится, а на самом деле она отсутствует. Предположим, собранные количественные данные, характеризующие рост человека и размер окон его квартиры, случайным образом оказались такими, что рассчитанный показатель связи показал ее наличие, хотя на самом деле связи нет и в принципе быть не может. Поэтому всегда при проведении статистического анализа рассматривают качественную сторону явлений.

Итак, статистика анализирует не "бездушные" цифры, а массивы данных, имеющих качественную определенность.

1.2.2. Метод и задачи статистики

Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Процесс статистического исследования условно можно разделить на следующие этапы: наблюдение, сводка и группировка результатов статистического наблюдения, получение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор первичной статистической информации в соответствии с научно обоснованными правилами его организации.

Сводка и группировка результатов наблюдения - второй этап статистического исследования, на котором происходит систематизация собранной первичной информации.

Расчет обобщающих аналитических показателей предполагает получение целого комплекса статистических показателей, позволяющих проанализировать уровень и структуру явлений, закономерности в их развитии, взаимосвязи между явлениями, их соотношения, построить модели для прогнозных целей. Все расчеты на этапе статистического анализа сопровождаются интерпретацией получаемых результатов (иначе нет смысла в проведении исследования).

Используемые в процессе статистического наблюдения приемы являются едиными для всех статистических исследований - будь это статистика торговли, банковская статистика или статистика туризма, - меняется лишь объект исследования, но предмет изучения и применяемые методы остаются неизменными.

Из сказанного вытекает, что к задачам статистического исследования относится:

  • получение обобщающих характеристик исследуемой статистической совокупности, таких, как объемы показателей, их соотношения, средние значения, характеристики вариации, другие расчетные показатели;
  • выявление связи между признаками;
  • изучение закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;
  • исследование изменений в структуре явлений;
  • моделирование и прогнозирование развития социально-экономических явлений и процессов.

1.2.3. Основные термины

К основным терминам статистики, которыми наиболее часто оперируют, относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак и варианты, вариация, статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность.

Статистическая совокупность - это множество единиц массового социально-экономического явления, однородных с точки зрения их качественной сути и объединенных на основе общих признаков, изучение которых является целью статистического исследования. Например, это может быть совокупность предприятий, совокупность коммерческих банков, бирж, совокупность служащих в страховых компаниях и т.д.

Главное требование к построению статистической совокупности - это однородность по тем признакам, которые заложены в основу ее формирования. Например, если изучается рентабельность малых предприятий промышленности России, то в совокупности не должно быть иных предприятий, а также предприятий с очень низкой или крайне высокой рентабельностью, представляющих собой единичные случаи.

Статистическая совокупность, однородная по одному признаку, может быть разнородной по другим. Например, предприятия могут различаться своей принадлежностью к различным подотраслям промышленности, территориям, размером производственных фондов и т. п. В качестве объемной характеристики статистической совокупности выступает численность ее единиц (обозначается через N или n), например, число банков, число страховых компаний, численность работающих и т.д.

Единица статистической совокупности - это единичный случай проявления массового общественного явления, входящий в качестве отдельного элемента в статистическую совокупность и несущий информацию о тех признаках, которые изучаются в ходе исследования. Например, при изучении малого бизнеса единицей исследуемой совокупности может быть малое предприятие промышленности России. При этом одно и то же малое предприятие может быть единицей и других совокупностей - совокупности малых предприятий Москвы или совокупности всех промышленных предприятий.

Признак - это свойство изучаемого явления, наблюдаемое у единиц статистической совокупности.

Признаки бывают количественными, атрибутивными и альтернативными. К количественным признакам можно отнести рентабельность, прибыль, объем производственных фондов, число работающих и т.д., иными словами, те признаки, которые имеют количественное выражение. Значения атрибутивных признаков имеют не количественное, а качественное выражение: образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное), форма собственности (государственная, муниципальная, частная). К альтернативным относятся признаки, которые могут принимать только два значения: пол (мужской, женский), отношение объекта к факту страхования (застрахован, не застрахован) и т.д. Другой тип альтернативных признаков получается, когда задается некоторое значение количественного признака и совокупность единиц разбивается на две группы: единицы, имеющие значение признака меньше заданного, и единицы, имеющие значение признака больше или равное заданному. Например, при изучении коммерческих банков признак "уставный капитал" можно сделать альтернативным: размер уставного капитала 10 млрд руб. и выше, менее 10 млрд руб. (по принципу "да - нет").

Варианты - значения, которые может принимать признак.

Вариация - изменение значений признака при переходе от одной единицы наблюдения к другой. Если бы не было вариации значений признака, не было бы статистики, именно изучение вариации - одна из основных целей статистического исследования.

Статистический показатель - это количественная характеристика свойства изучаемого явления, относящаяся к конкретным условиям места и времени. Статистические показатели могут быть индивидуальными (например, прибыль предприятия "Сибирь" в 2006 г. составила 120 млн руб.), итоговыми (общая прибыль по исследуемой совокупности предприятий в 2006 г. равна 1430 млн руб.), аналитическими или расчетными (например, средние или относительные величины).

Система статистических показателей - совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования.

Системы статистических показателей создаются для того, чтобы охарактеризовать явление общественной жизни с разных сторон, дать ему комплексную оценку. Например, система показателей банков региона включает следующие основные показатели: количество банковских учреждений в регионе; среднее количество филиалов, созданных одним банком; абсолютную величину банковских активов; уровень инфляции; величину реальных активов; объем кредитных вложений; доля кредитов в активах и др.

Статистическая закономерность - это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности. Так, увеличение прибыли в результате роста затрат на рекламу свойственно большинству предприятий; с ростом чистых активов увеличивается объем кредитных вложений у большинства коммерческих банков и т.д.

Именно для того, чтобы установить закономерность в развитии явления, требуется большое количество наблюдений в соответствии с действием закона больших чисел (массовое наблюдение). На формирование значений показателя у отдельной единицы наблюдения оказывают влияние закономерные и случайные факторы. Однотипные причины, действующие на все единицы наблюдения, создают закономерность, причины, воздействующие не на все единицы наблюдения, образуют случайность.

В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение », преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику », положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.

У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков .

Представители описательной школы (Герман Конринг, Готфрид Ахенваль, Август Людвиг Шленцер) своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями.

Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.

Каждая школа развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики . Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идей Кетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое , которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане Фрэнсис Гальтон, Фрэнсис Эджворт, Карл Пирсон, Одни Дж. Юл, Вильям Госсет, Рональд Фишер, Морис Дж.Кендэл, итальянец Коррадо Джини, русские – Пафнутий Львович Чебышёв, Андрей Андреевич Марков, Александр Михайлович Ляпунов, Александр Иванович и Александр Александрович Чупров и пр.

В настоящее время термин статистика употребляется в 4 значениях:

  1. наука , изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений;
  2. совокупность цифровых сведений , характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;
  3. отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;
  4. некий параметр ряда случайных величин , получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Как и любая другая наука, статистика имеет свой предмет и метод исследования. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

  1. Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.
  2. Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета.
  3. Признак единицы совокупности – свойства единицы совокупности, которые различаются способами их измерения и другими особенностями
  4. Статистический показатель – понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) или соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели можно подразделить на первичные (объемные) – характеризуют либо общее число единиц совокупности (объем совокупности), либо сумму значений какого-либо признака (объем признака) и выражаются абсолютными величинами и вторичные (расчетные) – задаются на единицу первичного показателя и выражаются относительными и средними величинами. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогнозными.
  5. Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Она охватывает все стороны общественной жизни как на макро-, так и на микроуровне. С изменением условий жизни общества меняются и системы статистических показателей, совершенствуется методология их расчета.

Совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, составляет метод статистики . Можно выделить 3 группы статистических методов (3 этапа статистического исследования):

  1. Статистическое наблюдение - научно организованный сбор сведений, заключающийся в регистрации тех или иных фактов, признаков, относящихся к каждой единице изучаемой совокупности;
  2. Сводка и группировка - обработка собранных первичных данных, включающая их группировку, обобщение и оформление в таблицах;
  3. Статистический анализ - на основе итоговых данных сводки рассчитываются различные обобщающие показатели в виде средних и относительных величин, выявляются определенные закономерности в распределениях, динамике показателей и т.п.

Таким образом, любое законченное статистическое исследование проходит в 3 этапа, между которыми, разумеется, могут быть перерывы во времени.