«Человек и биосфера» - Урок - конференция "Человек как житель биосферы". Основные законы экологии. В кружочках, которые соответствуют правильному ответу, поставьте знак +. Предотвращение загрязнения окружающей среды Сохранение видового разнообразия Внедрение новых видов в экосистемы Сокращение численности хищников в экосистемы.

«Экология квартиры» - Известно еще со времен Заратустры: Проветривать комнату надо бы утром! Дом, в котором мы живем… Мирт Аспарагус. Бактерии уничтожают, Что жизнь, заметьте, облегчает! В отделке используй материалы получше, Не стоит за модою гнаться! Откройте все форточки минуток на 20, Тогда не придется уже задыхаться!

«Человек - часть природы» - Будь благодарен каждому клочку земли, Куда ступал ты на веку. Е. Благинина. 1.Что из перечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что – к катастрофе? А человеку нужна родина. И.С. Тургенев. Лес – прекрасен во все времена года. Не рвите цветы, не рвите! Закон РФ Об охране окружающей природной среды.

«Климат и человек» - Гиппократ. Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Влияние климата на человека. Народ севера. Тайфуны в Тайване. ? Массовая вырубка лесов и уменьшения количества планктонов. Индейцы. До воздействия человека. Наводнение в Австралии. Аномалии природы. Снегопад в Пекине.

«Экология и человек» - Структура природной среды. 2. Экологический менеджмент Лекция 1. Предмет курса – экологический менеджмент. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа. Экологический менеджмент. 7. Экологический менеджмент и социальная экология. 4.




Отличия человека от животных Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить


Человеческие / животные потребности ЖивотныеЧеловек Инстинкты+ Сознание Потребности не связаны между собой Потребности взаимосвязаны Подлинные потребности + Мнимые потребности не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу только ест способствуют развитию ведут к деградации


Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные




















Творчество Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются






Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо


Другие элементы психики Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей. Мотивы – осмысленные побудители действий. Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий. Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.


Важнейшие качества личности Сознание и самосознание Способность успешно взаимодействовать с другими людьми Личное достоинство Наличие убеждений и принципов Способность нести ответственность Самоопределение Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза () способность воспроизводить действительность в идеальных образах




Социализация Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур детство юность зрелость старость агенты первичной социализации: родители, родственники, друзья вторичной социализации: учителя, коллеги, руководители институты социализации семья, школа, армия, церковь + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования десоциализация? ресоциализация?


Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: 1)врожденная предрасположенность 2)неблагоприятная социальная среда 3)политические, экономические кризисы 4)конфликт между господствующей культурой и субкультурой


Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны


Духовный мир личности духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении знания о природе, обществе и человеке убеждения и вера в истинность своих убеждений способность к тем или иным видам деятельности чувства и эмоции цели ценности МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем


Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека


Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: 1)гуманистическое мировоззрение 2)религиозное мировоззрение 3)научное мировоззрение 4)обыденное мировоззрение




Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (гг. до н. э.)). Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (гг. до н. э.)). Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (гг. до н. э.)). Религиозный: самоотверженное служение Богу. Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (гг.). Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Цели урока:

1.Обучающая - раскрыть социальную и биологическую сущность человека, показать его отличия от животных.

2.Развивающая - развитие навыков логического мышления, анализа, умения делать выводы.

3.Воспитательная - сформировать у обучающихся чувство осознания своей роли на Земле.

План урока

2.Формирование человека современного вида

3.Биосоциальная сущность человека

4.Отличия человека от животного

5.Повторение изученного материала

1.Теории происхождения человека на земле

Ученые считают, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось.

Только человек смог преобразиться сам и преобразовать окружающий мир

Биологическое

Принадлежит к высшим

млекопитающим.

Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы - физические особенности (возраст, пол, вес, внешность).

Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Социальное

Человек неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения.

Социальное приобретается им в процессе жизни в обществе: речь мышление, культурные навыки, навыки общения

Обладает мышлением и членораздельной речью

Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

Производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда и т.д.)

Изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты

Может действовать по своей воле, фантазии и выбору

Способен на действия, которые не приносят ему «пользы» (альтруизм, самопожертвование)

Повторение изученного материала

1. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)Проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

1)И.И. Мечников

2)И.П. Павлов

3)Ч. Дарвин

4)Ж. Кювье

3. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1)обменные процессы

2)творческая активность

3)работа органов чувств

4)потребность в пище

4. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу .

1)Способность к совместной преобразовательной деятельности

2)Стремление к самореализации

3)Умение приспосабливаться к природным условиям

4)Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)Потребность в воде, пище, отдыхе

5. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

Слайд 1

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
28.06.2016
Братякова С.Б.
1

Слайд 2

ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Жизнь появилась на Земле 3 500 000 000 (3,5 миллиарда) лет назад.
В ходе эволюции на нашей планете сформировался уникальный растительный и животный мир. Он существовал ≈ 3 499 000 000 лет.
Таким образом, если представить, что жизнь возникла 1 января, то человек появился 30 декабря, то есть за один день до начала следующего года!!!
Жизнь на Земле
Затем появился человек – 1 000 000 лет назад.
28.06.2016
Братякова С.Б.
2

Слайд 3

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Царство
Тип
Подтип
Класс
Отряд
Семейство
Род
Вид
Животные
Хордовые
Позвоночные
Млекопитающие
Приматы
Человекообразные
Человек
Человек разумный
28.06.2016
Братякова С.Б.
3

Слайд 4

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
Естественная среда
Искусственная среда
Окружающая среда (природа): Горы, реки, озера, моря, океаны, леса, пустыни, растительный и животный мир и т.д.
Среда, созданная человеком: Сельскохозяйственные угодья, сады, парки, города, транспорт, одежда, средства связи, технологии получения продуктов и изделий, и т.д.
28.06.2016
Братякова С.Б.
4

Слайд 5


По строению и расположению органов человек относится к классу млекопитающих. Общие признаки: млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные),
28.06.2016
Братякова С.Б.
5

Слайд 6

Сходство человека и млекопитающих.
четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей молоком.
28.06.2016
Братякова С.Б.
6

Слайд 7

Сходство человека и млекопитающих.
Единые с животными звенья тканевого обмена веществ, Сходно идет рост и индивидуальное развитие, Единый принцип хранения и реализации генетического кода
28.06.2016
Братякова С.Б.
7

Слайд 8

Сходство человека и млекопитающих.
Максимальное сходство с представителями семейства человекообразных обезьян или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего и внешнего строения: единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах.
28.06.2016
Братякова С.Б.
8

Слайд 9

Сходство человека и млекопитающих.
У человека и гориллы 385 общих морфологических признаков. У человека и шимпанзе 369, У человека и орангутанга-359, У гиббона и низших обезьян 113-117 общих признаков с человеком.
28.06.2016
Братякова С.Б.
9

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ ВИДА – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ
Мозговой отдел черепа больше лицевого
Клыки примерно равны резцам
Развит подбородочный выступ
Эти изменения обусловлены развитием мозга и речи.
28.06.2016
Братякова С.Б.
10

Слайд 11

Прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы
Грудная клетка уплощена
Кости таза и нижних конечностей массивны
Стопа образует свод
Кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным
Пальцы стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным
Эти изменения обусловлены прямохождением и развитием трудовой деятельности.
28.06.2016
Братякова С.Б.
11

Слайд 12

Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
28.06.2016
Братякова С.Б.
12

Слайд 13

Социогенез.
Социогенез - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации. Этапы: Человеческое стадо, Родовая община, Соседская община.
28.06.2016
Братякова С.Б.
13

Слайд 14

Культурогенез
Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных ценностей. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Зарождение морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.
28.06.2016
Братякова С.Б.
14

Слайд 15

Слайд 19

Экологические Медицинские Социальные
Проблемы
Становление биологических особенностей вида Человек разумный
Естественный отбор
Речь Мышление Трудовая деятельность
Укрепление социальных связей
Необходимые условия для жизни современного человека
Создание искусственной среды
Одежда Жилье Медицина Промышленные товары
Блага
Подведем итог:
Знать строение и функционирование организма человека; Условия сохранения здоровья; Особенности высшей нервной деятельности; Взаимодействие человека с окружающей средой; Закономерности развития общества.
Для решения проблем необходимо:
28.06.2016
Братякова С.Б.
19

Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.


Происхождение и природа человека

Цели: расширять знания учащихся о взглядах на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность», «общество»; развивать умение анализировать информацию из разных источников; воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

Проблема

Философ И. Кант утверждает, что вопрос «что есть человек?» - самый сложный вопрос в науке. Постарайтесь в конце урока дать оценочное суждение, прав ли великий философ И. Кант.


Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получил название антропогенез.


Основные теории происхождения человека

Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественно –научные (материалистические) теории

Божественное происхождение человека. Душа- источник человеческого в человеке

Ч. Дарвин(1809 – 1882)-создатель эволюционной теории

Человек-создание внеземное, пришельцы из космоса, посетив землю, оставили на ней человеческие существа

Ф.Энгельс (1820-1895)- социальный мыслитель, политический деятель

Человек как биологический вид имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Основные теории происхождения человека

Влияние на психофизическое состояние человека энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно. Загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.


Человек как биосоциальное существо

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гуманидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тыс. лет назад. Человек- существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Биологическое + Социальное

существо существо

Условие, предпосылка существования человека

Сущность человека


Человек как биологическое существо

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие его существования. Она проявляется в его анатомии, физиологии, он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования


Человек неразрывно связан с обществом. Он становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в обществе с другими.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание, разум, свобода и ответственность и др.


Человек как социальное существо

О том сколь велика роль общества в развитии человека показывают примеры детей "Маугли». Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения, имеют особенности социального развития: не могут говорить, не могут ходить на двух ногах, считают себя животными, среди которых они выросли, уровень интеллекта у них очень низкий.


Основные отличия человека от животных

  • Мышление и членораздельная речь
  • Способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • Способность к преобразованию окружающей действительности и созданию необходимых материальных и духовных благ

4.Способность изготавливать орудия труда и использовать их

5.Воспроизводство не только своей биологической, но и социальной сущности, удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей


Человек

Существо универсальное

(способное к любому виду деятельности )

Существо уникальное, открытое миру, духовно незавершенное

Существо целостное

(интегрирует в себе психическое, духовное и физическое начало)


Индивид

Индивид (в переводе с латинского- неразделимый, неразделенный) – это единичный рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества (разума, воли, потребностей, интересов и т.д.). Человек как отдельная особь среди других людей


Индивидуальность

Индивидуальность- это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, гармоничность и непринужденность его деятельности. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.


Личность

Личность (в переводе с латинского- особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Личность- это человек с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.


Структура личности

Социальная роль

Образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу

Социальный статус

Место человека в системе общественных отношений

Направленность

Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.



Науки о человеке

Вопрос о сущности человека чаще вceгo рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом. Под биологическим понимается анатомическое и

физиологическое строение, особенности генетики,

основные процессы, обусловливающие

функционирование человеческого организма.

Эти свойства человека изучают различные отрасли

биологии и медицины


Науки о человеке

Психическое - синоним внутpeннeгo мира человека.

Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции

и т. п. Познанием психического занимается

психология. Одной из основных проблем этой

области знания является изучение внутpeннeгo

мира человека во всей eгo мнoгoмepности, сложности и противоречивости.


Науки о человеке

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек - это общество в миниатюре.

Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры - мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.


Науки о человеке

Космическое – проблема взаимоотношений человека со Вселенной. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ритмы Космоса

оказывают

влияние на

динамику

изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в мaкpo- и микромире. Человек –

частица ноосферы.


Выводы

На формирование человека влияют три группы факторов:

биологические данные (половозрастные особенности, особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и т. п.);

социальное окружение, или социокультурные условия. Они изменяют среду обитания,накладывают множество запретов на поведение людей, формируют у человека новые потребности и ориентации;

индивидуальная история.

Человеку присущи:

общечеловеческие черты , свойственные всем людям как членам одного человеческого рода;

социально-типичные черты, характерные для него как представителя определенной группы, класса, народа, конкретного общества;

индивидуальные черты, составляющие неповторимое своеобразие данного конкретного человека.


В начале урока мы говорили, что, по мнению И. Канта, вопрос «Что есть человек?» - самый сложный вопрос в науке. Как вы думаете, прав ли великий философ?

Домашнее задание

Подготовить эссе на основе высказываний «Человек - самая большая загадка в мире», «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть досто­инство» (В. О. Ключевский)