Головная боль у детей может восприниматься родителями недостаточно серьёзно. Взрослые способны проигнорировать цефалгию в раннем возрасте. Между тем врачи констатируют: подобный симптом способен являться признаком около 50 различных заболеваний. Иногда другие симптомы отсутствуют. Тревожиться необходимо, если видимых причин для подобной патологии нет, боль носит ярко выраженный или хронический характер. До 7 лет дети, испытывающие головную боль, ощущают её по типу мигрени. Однако зачастую патология проявляет себя характерным напряжением.

Однажды утром вы будите своего малыша, собираясь быстренько спровадить чадо в любимый садик, и вдруг слышите: "Нет, я не пойду". Ребенок не капризничает, не ноет и не плачет (справиться с такими проявлениями опытной маме как раз не составило бы большого труда) - он просто спокойно ставит вас перед фактом, что сегодня в садик он идти не намерен. На вопрос "почему? " он либо упрямо молчит, либо отвечает излюбленным "не хочу" или загадочным "просто так". Сообщив информацию, малыш закутывается в одеяло и отворачивается к стенке.

К сожалению, далеко не всем семейным парам удается сохранить взаимоотношения. Развод часто бывает неизбежным, всегда сопровождается стрессом обоих партнеров, но еще хуже, когда в распадающейся семье страдают дети. Всегда ли развод родителей откладывает отпечаток на психику ребенка? Увы, да. Но в силах родителей построить свое поведение в этой сложной ситуации таким образом, чтобы дети получили наименьший психологический вред.

Рано или поздно в жизни родителей наступает тот момент, когда они ловят своего малыша на лжи. В этот момент очень важно понять – врет ребенок или фантазирует. Помните, что довольно часто дети не понимают, что они врут. Многие малыши живут в придуманном ими мире, с их воображаемыми друзьями, и это не является ложью, потому что для них это реальный мир.

Травля - это понятие встречается в любом возрасте. Но чаще всего оно распространяется среди детей и подростков. На эту тему снято не мало фильмов. Ведь по данным статистики от 37 до 52 процентов школьников, сталкивались с хулиганами. В большинстве случаев в ход идут простые оскорбления как в жизни, так и в интернете, но постепенно это может перерасти в унижение и физическое издевательство. Иногда в современном мире такие поступки записывают на камеру, чтобы потешить себя и друзей.

Чтение - важный процесс, который помогает личности развиваться. Главное - качество литературы, которую берет в руки подросток. Это должны быть увлекательные, но наполненные смыслом произведения.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Книги — друзья и наставники

Задача каждого взрослого — привить своим детям любовь к чтению. Через литературу познается окружающий мир. Каким он будет в глазах ребенка, во многом зависит от родителей. Чтобы пробудить интерес к чтению, необходимо с ранних лет научить правильному подходу к выбору произведений, воспитать хороший вкус.

Каждый школьный учитель литературы знает детей, которые с удовольствием читают заданный материал, и тех, кто не прочел ни одной главы. В разговорах родителей также можно услышать сетования на то, что детей не заставишь взять в руки книжку. Есть и противоположные, но не менее тревожные жалобы о том, что отпрыск ест и спит с книжкой, живет в выдуманном мире.

Как всякие крайности обе эти ситуации настораживают. В первую очередь, взгляните на себя со стороны. Ведь дети зачастую неосознанно копируют поведение близких людей. Как давно вы сами брали в руки книгу? И не живете ли вы постоянно в виртуальной вселенной «фэнтези» или иллюзорном мире женских романов?

Любовь к чтению, как и нежелание погружаться в литературное море, родом из детства. Возможно, подростку не хочется читать, потому что его заставляли это делать и теперь книжка у него ассоциируется с чем-то неприятным, чуть ли не с наказанием. Ведь все что происходит «из-под палки» никому и никогда не приносит удовольствия.

Чтение развивает фантазию, учит проявлять смекалку и находить правильный выход из сложных жизненных ситуаций. Книга может стать другом и советчиком, утешителем, когда плохо, подарить радостные мгновения. Все это нужно объяснить детям на примерах, ненавязчиво порекомендовать то, что для подростков будет интересно. Если взрослый ненароком обронит: «О! Класс! Я в твоем возрасте оторваться не мог! Всю ночь читал», то будьте уверены, что ваш сын или дочь непременно заглянут под обложку.

Только не устраивайте длинных нотаций в стиле: «Я много читал, а ты...» или «Чтение просто необходимо для детей...». Такими нравоучениями вы, скорее всего, добьетесь противоположного эффекта.

Чтение всегда актуально

Многие подростки считают, что в век компьютеров и смартфонов книга устарела, вышла из моды. Читают только «заучки». В этом случае можно воспользоваться советом Носова. Помните, в его повести «Незнайка в Солнечном городе» описывается литературный театр, который организовали два книголюба? Они просто читали вслух, но их никто не слушал, пока не попалась смешная книжка. Заразительный хохот привлек массу слушателей, а потом и другие, вполне серьезные произведения приходили слушать все окрестные жители.

Почитайте вслух что-нибудь из «Вредных советов», которые написал Григорий Остер, рассказы Зощенко или другое смешное чтение. И посмейтесь вместе с ребенком. Наверняка он захочет почитать еще уже сам. Когда будет перевернута последняя страница, посоветуйте другую смешную книгу, потом третью, а затем уже предложите что-нибудь более серьезное.

Лучше начинать с рассказов. На ура пройдут О.Генри и «Записки о Шерлоке Холмсе». Они никого не могут оставить равнодушными. Если вашему сыну или дочери понравился фильм, поставленный по произведению известного автора, сыграйте на этом интересе и предложите прочесть другие его книги.

Педагоги активно спорят о том, можно ли слушать аудиокниги или читать с компьютера. Мы живем в двадцать первом веке, поэтому от гаджетов никуда не деться. И между полным отсутствием интереса к чтению и использованием для него электронных устройств лучше все же выбрать второе.

Что читают в 7 классе?

Все, наверное, помнят длинные списки, которые в конце учебного года диктовали учителя литературы, чтобы ученики все это прочли за лето. Увы, произведения, предусмотренные школьной программой и для внеклассного чтения, разительно отличаются от тех книжек, которые дети любят читать в свободное время. Так обстоят дела не только у нас, но и практически во всех странах мира. К счастью, наших школьников не заставляют каждый день по часу в течение трех лет изучать на уроке «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, как это делают в Греции.

Классическая литература — необходимая составляющая кругозора любого культурного человека. Посмотрев на содержание школьной программы по отечественной и зарубежной литературе для седьмого класса можно сделать вывод о подборе произведений для всестороннего развития школьников. Здесь исторические и приключенческие романы, серьезные произведения с философским смыслом, детективы и повести про любовь. Это уже не говоря о рекомендациях для внеклассного чтения.

В 7 классе изучают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Некрасова, Тургенева и Лескова. В основном это комедийные произведения, небольшие рассказы и стихи. Из зарубежных авторов: Марк Твен, Эдгар По, Конан Дойл, Роберт Шекли, Рей Брэдбери, О’Генри, Байрон, Киплинг, романтические произведения Максима Горького. Не самые скучные книги!

В списке по внеклассному чтению рядом с классическими «Повестями Белкина» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» вы найдете «Айвенго» Вальтера Скотта, «Всадника без головы» Майн Рида и «Три мушкетера» А. Дюма. Поклонникам фантастики — «Человек-амфибмия» и «Человек-неведимка», «Аэлита», «Таинственный остров», ценителям приключенческого жанра — «Копи царя Соломона», «Зверобой», «Одиссея капитана Блада», «Два капитана». Для тех, кто любит животных — «Моя семья и звери» Джеральда Дарелла и рассказы Виталия Бианки.

Большей частью неприятие школьниками книг, заданных по программе, объясняется тремя причинами:

  • вкусы у детей разные, а читать приходится все по списку;
  • подростки не всегда понимают прочитанное, поскольку развитие неравномерное: кто-то уже «дорос», кто-то нет;
  • в подростковой среде утвердился стереотип, что это неинтересно.

Попробуйте разрушить ошибочное представление детей об отечественной и зарубежной классике. Расскажите какой-нибудь интересный эпизод, кратко намекните о перипетиях сюжета, заинтригуйте, повернув содержание под современным углом.

Какие книги читать подросткам на досуге?

А вот все, что не касается школьной программы, как говорится, дело вкуса. И здесь он может сильно отличаться. Но есть определенные произведения, рекомендованные к прочтению для каждого возраста. Рассмотрим, что лучше прочитать мальчику и что будет интересно для девочки в 13 лет.

В подростковом возрасте многих увлекает фантастика, исторические романы, истории про любовь, детективы для детей, приключения.

Зачастую родители совершают ошибку, навязывая детям те книги, которые нравились им в детстве. При этом безапелляционно заявляя о том, что современная литература вовсе не стоит внимания, тем самым убивая желание читать. Поверьте, существует масса замечательных произведений, написанных для сегодняшних подростков современными писателями.

Вот небольшой список книг для детей, учащихся в 7 классе, которые будут круче многих игр и сериалов:

  • фантастическая серия «Часодеи» Натальи Щербы сделала читающими многих нечитающих подростков;
  • Борис Акунин «Детская книга» — мальчику точно понравится;

Подборки лучших книг для подростков по версиям журнала Time, газеты The Guardian, Министерства образования и науки России, а также в качестве бонуса - по мнению редакции Лайфхакера. Подростками при этом будем считать юношей и девушек в возрасте от 10 до 19 лет, согласно терминологии Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

10 лучших книг для молодёжи и подростков по версии Time

В 2015 году еженедельный журнал Time опубликовал подборку из ста лучших книг для молодых людей. Список был составлен по рекомендациям авторитетных критиков, издательств и читательских клубов со всего мира. С полным перечнем можно ознакомиться , а вот первая десятка.

  1. «Абсолютно правдивый дневник полу-индейца», Шерман Алекси. Оригинальное название - The Absolutely True Diary of a Part-Time Indian. Отчасти автобиографическая книга о мальчике, выросшем в индейской резервации, за которую автор получил Национальную книжную премию Америки. Главный герой - «ботаник», мечтающий стать художником, бросающий вызов системе и предрассудкам общества.
  2. Серия «Гарри Поттер », Джоан Роулинг. Первая из семи книг о юном волшебнике и его друзьях, обучающихся в Школе чародейства и волшебства Хогвартс, увидела свет в 1997 году. История о Гарри Поттере стала безумно популярной во всём мире. Книги переведены на 67 языков и экранизированы кинокомпанией Warner Bros. Pictures. Серия, начиная с первого романа, удостоилась множества премий.
  3. «Книжный вор », Маркус Зусак. Оригинальное название - The Book Thief. В романе, написанном в 2006 году, рассказывается о событиях Второй мировой войны, нацисткой Германии и девочке Лизель. Книга входит в список бестселлеров The New York Times и, по меткому замечанию литературного журнала Bookmarks, способна разбить сердце как подросткам, так и взрослым. Ведь повествование в ней ведётся от лица Смерти.
  4. «Трещина во времени », Мадлен Ленгль. Оригинальное название - A Wrinkle in Time. Научно-фантастический роман о тринадцатилетней Мэг, которую одноклассники и учителя считают чересчур своенравной. Возможно, девочка так и осталась бы колючкой и продолжала бы страдать из-за внезапного бесследного исчезновения отца, если бы не одно ночное происшествие… Книга издана в 1963 году и получила ряд наград.
  5. «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт. Оригинальное название - Charlotte’s Web. Эта прекрасная история о дружбе девочки по имени Ферн и поросёнка по имени Уилбург была впервые опубликована в 1952 году. Произведение было дважды экранизировано в виде мультипликационных фильмов, а также легло в основу мюзикла.
  6. «Ямы», Луис Сейкер. Оригинальное название - Holes. Это роман датского писателя, получивший несколько наград и занимающий 83 место в списке 200 лучших книг по версии BBC. Главного героя зовут Стэнли, и ему тотально не везёт в жизни. Настолько, что в конце концов он оказывается в исправительном лагере, где приходится каждый день копать ямы… К сожалению, книга не переведена на русский язык, но экранизирована под названием «Клад».
  7. «Матильда», Роальд Даль. Оригинальное название - Matilda. Этот роман вышел из-под пера английского писателя, чьи детские книги знамениты отсутствием сентиментальности и зачастую чёрным юмором. Героиня этого произведения - девочка по имени Матильда, которая любит читать и обладает кое-какими сверхъестественными способностями.
  8. «Изгои », Сьюзан Элоиза Хинтон. Оригинальное название - The Outsiders. Роман впервые опубликован в 1967 году и является классикой американской подростковой литературы. В нём рассказывается о конфликте двух молодёжных банд и четырнадцатилетнем парне Понибое Кёртисе. Примечательно, что писательница начала работу над книгой, когда ей самой было 15, а закончила в 18 лет. В 1983 году Фрэнсисом Фордом Копполой был снят одноимённый художественный фильм.
  9. «Мило и волшебная будка», Джастер Нортон. Оригинальное название - The Phantom Tollbooth. Произведение, изданное в 1961 году, о захватывающих приключениях мальчика по имени Мило. Читателей ждут каламбуры и озорная игра слов, а благодаря иллюстрациям Джулса Файфера книга воспринимается как мультфильм.
  10. «Дающий », Лорис Лоури. Оригинальное название - The Giver. Этот роман, написанный в редком для детской литературы жанре антиутопии, в 1994 году получил медаль Ньюбери. Автор рисует идеальный мир, где нет болезней, войн и конфликтов и никто ни в чём не нуждается. Однако оказывается, что такой мир лишён красок и в нём нет места не только страданиям, но и любви. В 2014 году по мотивам романа был снят фильм «Посвящённый».
yves/Flickr.com

10 лучших книг для подростков по версии The Guardian

В 2014 году ежедневная британская газета The Guardian опубликовала список из 50 книг, которые стоит прочесть юношам и девушкам. Перечень был составлен по результатам голосования 7 тысяч человек. Произведения поделили на категории: «книги, помогающие понять себя», «книги, меняющие мировоззрение», «книги, которые учат любить», «книги, которые вас рассмешат», «книги, которые заставят вас расплакаться» и так далее. Вот этот список .

В первую десятку вошли книги, способствующие формированию личности юного читателя и вдохновляющие на преодоление трудностей.

  1. Трилогия «Голодные игры », Сьюзен Коллинз. Оригинальное название - The Hunger Games. Первая книга из этой серии вышла в 2008 году и уже через полгода стала бестселлером. Тираж первых двух романов превысил два миллиона экземпляров. Действие сюжета разворачивается в постапокалиптическом мире, и, по словам Коллинз, на его создание её вдохновила древнегреческая мифология и военная карьера отца. Все части трилогии экранизированы.
  2. «Виноваты звёзды », Джон Грин. Оригинальное название - The Fault in Our Stars. Трогательная история любви между шестнадцатилетней Хейзел, больной раком, и семнадцатилетним Огастусом с таким же недугом была опубликована в 2012 году. В этом же году роман вошёл в список бестселлеров The New York Times.
  3. «Убить пересмешника », Харпер Ли. Оригинальное название - To Kill a Mockingbird. Впервые это произведение было опубликовано в 1960-м, а спустя год автор получила за него Пулитцеровскую премию. В США изучают его в рамках школьной программы. Это неудивительно, ведь сквозь призму детского взгляда Харпер Ли смотрит на весьма взрослые проблемы, такие как расизм и неравенство.
  4. Серия «Гарри Поттер », Джоан Роулинг. Здесь The Guardian совпал с Time.
  5. « », Джордж Оруэлл. Роман-антиутопия о тоталитаризме, изданный в 1949 году. Наряду с замятинским «Мы» считается одним из лучших в своём жанре. Произведение Оруэлла занимает восьмое место в списке 200 лучших книг по версии BBC, а журнал Newsweek поставил роман на второе место в сотне лучших книг всех времён и народов. До 1988 года роман был запрещён в СССР.
  6. «Дневник Анны Франк ». Оригинальное название - The Diary of a Young Girl. Единственное в списке нехудожественное произведение. Это записи, которые вела еврейская девочка Анна Франк с 1942 по 1944 год. Первую запись Анна сделала 12 июня, в день своего рождения, когда ей исполнилось 13 лет. Последняя запись датирована 1 августа. Через три дня гестапо арестовало всех, кто прятался в убежище, включая Анну. Её дневник является объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО.
  7. «Уличный кот по имени Боб », Джеймс Боуэн. Оригинальное название - A Streetcat Named Bob. Джеймс Боуэн был уличным музыкантом и имел проблемы с наркотиками, пока однажды не подобрал бездомного кота. Встреча оказалась судьбоносной. «Он пришёл и попросил меня о помощи, и он просил о моей помощи сильнее, чем моё тело просило о саморазрушении», - пишет Боуэн. Историю двух бродяг, человека и кота, услышала литературный агент Мэри Пакнос и предложила Джеймсу написать автобиографию. Книга, написанная в соавторстве с Гэри Дженкинсом, увидела свет в 2010 году.
  8. «Властелин колец », Джон Рональд Руэл Толкин. Оригинальное название - The Lord of the Rings. Это одна из самых популярных книг ХХ века в целом и в жанре фэнтези в частности. Роман был написан как единая книга, но из-за большого объёма при издании его разделили на три части. Произведение переведено на 38 языков и оказало огромное влияние на мировую культуру. По его мотивам сняты фильмы и созданы компьютерные игры.
  9. «Хорошо быть тихоней », Стивен Чбоски. Оригинальное название - The Perks of Being a Wallflower. Это история о парне по имени Чарли, который, как все подростки, остро ощущает одиночество и непонимание. Свои переживания он изливает в письмах. Книга издана миллионным тиражом, критики окрестили её «„Над пропастью во ржи“ для новых времён». Роман экранизирован самим автором, главную роль сыграл Логан Лерман, а его девушку - Эмма Уотсон.
  10. «Джейн Эйр », Шарлотта Бронте. Оригинальное название - Jane Eyre. Роман был впервые опубликован в 1847 году и сразу снискал любовь читателей и критиков. В центре внимания - рано осиротевшая девушка Джейн с сильным характером и живым воображением. Книгу много раз экранизировали, она занимает десятое место в списке 200 лучших книг по версии BBC.

Patrick Marioné — thanks for > 2M/Flickr.com

10 лучших книг для школьников по версии Минобрнауки России

В январе 2013 года Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало перечень из ста книг для учащихся средних школ для внеклассного чтения. В список вошли произведения вне рамок школьной программы.

Создание списка и его содержание вызвало оживлённую дискуссию в прессе и интернете. В адрес Минобрнауки высказывалось много критики, а некоторые литературные деятели предлагали альтернативные списки.

Тем не менее вот первые десять из «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению».

Обратите внимание: перечень составлен по алфавиту, поэтому наша десятка состоит из первых десяти фамилий. Два произведения одного и того же автора будем считать одним пунктом. Это ни в коем случае не рейтинг.

  1. «Блокадная книга», Даниил Гранин и Алексей Адамович. Это документальная хроника блокады, впервые опубликованная с купюрами в 1977 году. В Ленинграде книга была под запретом до 1984 года.
  2. «И дольше века длится день » и «Белый пароход », Чингиз Айтматов. В название романа «И дольше века длится день» вынесена строка стихотворения Бориса Пастернака. Это первое крупное произведение Айтматова, опубликованное в 1980 году. Повесть «Белый пароход» о семилетнем мальчике-сироте, живущем на берегу Иссык-Куля, вышла на десять лет раньше.
  3. «Звёздный билет » и «Остров Крым », Василий Аксёнов. История братьев Денисовых, рассказанная на страницах романа «Звёздный билет», в своё время «взорвала» общественность. Самое безобидное, в чём обвиняли Аксёнова, - злоупотребление молодёжным жаргоном. Фантастический роман «Остров Крым», опубликованный в 1990 году, напротив, был встречен на ура и стал главным всесоюзным бестселлером года.
  4. «Мой брат играет на кларнете », Анатолий Алексин. Повесть, написанная в 1968 году, в виде дневника девочки Жени, мечтающей посвятить жизнь брату-музыканту. Но оказывается, что каждый человек - как отдельная планета, и у всех свои цели и мечты.
  5. «Дерсу Узала », Владимир Арсеньев. Одно из лучших произведений отечественной приключенческой литературы. В романе описывается жизнь малых народов Дальнего Востока и охотника Дерсу Узала.
  6. «Пастух и пастушка » и «Царь-рыба », Виктор Астафьев. Две повести на две главные темы в творчестве Астафьева - война и деревня. Первая написана в 1967 году, а вторая - в 1976-м.
  7. «Одесские рассказы » и «Конармия », Исаак Бабель. Это два сборника рассказов. Первый повествует о дореволюционной Одессе и банде Бени Крика, а второй - о гражданской войне.
  8. «Уральские сказы », Павел Бажов. Это сборник, созданный на основе горнозаводского фольклора Урала. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок» - эти и другие произведения Бажова многие знают и любят с самого детства.
  9. «Республика ШКИД », Григорий Белых и Алексей Пантелеев. Приключенческая повесть о беспризорниках, живших в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД). Прототипами двух персонажей стали сами авторы. Произведение экранизировано в 1966 году.
  10. «Момент истины », Владимир Богомолов. Действие романа происходит в августе 1944 года на территории Беларуси (другое название произведения - «В августе сорок четвёртого»). В основу книги положены реальные события.

Лучшие книги для подростков по версии редакции Лайфхакера

Мы решили выяснить, что читала в подростковом возрасте команда Лайфхакера. Называли и «Гарри Поттера», и «Властелина колец», и другие вышеупомянутые произведения. Но было несколько книг, не упомянутых в первой десятке ни одного из списков.

Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.

Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.

Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.

2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер


Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

3. «Милые кости» Элис Сиболд

Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.

Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.

Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.

Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.

Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля - "День Купидона"- обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков .

Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?

Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?

Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?

Проблема выбора книг именно в этом возрасте связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребенка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие еще никак не вырастут из детства); во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про «взрослую» любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не «зацикливаясь», то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Держать их в шорах вплоть до появления собственных детей - не очень, мягко говоря, разумно. Как раз с 14 до 17 лет надо как-то суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребенку, вероятно, нужно проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо «взрослых» книг, в которых уж лет сто, как перестали чего бы то ни было стесняться.

Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий - насколько эти книги были любимы, «читабельны». Никаких «правил» (если читаем «это» - почему не читаем «то» и нарушаем историческую справедливость?) тут не признается. Если «то» для подростка нечитабельно - значит, потому и не читаем. В 14 - 15 лет все еще актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги - как ни странно это может показаться в некоторых случаях.

И еще одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущенно оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело, на мой взгляд, в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С. Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только свое время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев - географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтоб не быть провинциалом, надо годам к 17 поначитать множество всяких книг - просто про жизнь, про «быт и нравы» разных народов и эпох.

Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей «взрослости». Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.

Совсем еще «детские» книги

А. Линдгрен Суперсыщик Калле Блумквист. Рони - дочь разбойника. Братья Львиное Сердце. Мы на острове Сальткрока .

Последняя книга - самая «взрослая» в списке, но, строго говоря, все это нужно было прочитать еще к 12 - 13 годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал еще всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать «мелюзговостью». Они именно для подростков.

В. Крапивин По колено в траве. Тень каравеллы. Оруженосец Кашка. Белый шарик матроса Вильсона. Портфель капитана Румба. (И еще сказка про тополиную рубашку - не помню точного названия)

Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтет у него «мистико-фантастические» циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна - артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.

Р. Брэдбери Вино из одуванчиков.

Как раз история про то, как трудно выходить из детства - еще с точки зрения детства, а не юности.

Алан Маршалл Я умею прыгать через лужи.

Все ее вдруг вспомнили с любовью.

Р. Киплинг Пэк с холмов. Награды и феи.

Историю бы Англии еще к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…

Корнелия Функе Король воров. Чернильное сердце.

Это уже «произвольная» часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних - на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать все время тяжести. И еще для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие все-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.

Ллойд Александер Цикл романов про Тарена (Книга трех. Черный котел. Тарен-странник и др.).

История, география, зоология и прочее

Д. Лондон Северные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.

Д. Кервуд Бродяги Севера (и прочее - пока не надоест).

Жюль Верн Да все, что читается, если еще не прочитано.

А. Конан Дойль Затерянный мир. Бригадир Жерар (а это уже история).

В. Скотт Айвенго. Квентин Дорвард.

Г. Хаггард Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона.

Р. Стивенсон Похищенный. Катриона. Сент-Ив (увы, не законченный автором).

Р. Киплинг Ким.

Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую легкую книгу. Можно подсунуть ее с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да еще в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог («О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?»).

А. Дюма Граф Монтекристо.

Мушкетерскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя.

С. Форестер Сага о капитане Хорнблоуэре. (вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества»).

Книга написана в ХХ веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.

Т. Хейердал Путешествие на Кон-Тики. Аку-аку.

Д. Хэрриот Записки ветеринара и проч.

Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности - большое утешение.

И. Ефремов Путешествие Баурджеда. На краю Ойкумены. Рассказы.

Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее «палеонтологические» - и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей - про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это все вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» - она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» - очень любопытная.

М. Загоскин Юрий Милославский. Рассказы.

А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.

А.К. Толстой «Князь Серебряный».

Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит - так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны - но прочитать их, вероятно, надо - для общего развития.

То, что любят девочки

Ш. Бронте Джейн Эйр.

Э. Поттер Поллианна (и вторая книга - про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к 10 годам прочитывается).

Д. Уэббстер Длинноногий дядюшка. Милый недруг.

Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма - романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.

А. Монтгомери Энн Ширли из усадьбы «Зеленые крыши».

Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик - но я еще не видела.

А. Егорушкина Настоящая принцесса и бродячий мостик.

Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки 12-13 лет от нее в полном восторге.

М. Стюарт Девять карет. Лунные пряхи (и другие детективы).

А это чтение уже для барышень 14-16 лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М. Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина - шедевр, но о нем в другом разделе.

И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев. Золотой теленок .

Л. Соловьев Повесть о Ходже Насреддине.

Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам «про жизнь».

В. Липатов Деревенский детектив. Серая мышь. Сказ о директоре Прончатове. Еще до войны.

В. Астафьев Кража. Последний поклон.

«Кража» очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей - противоядие от советских утопий.

В. Быков

Мертвым не больно. Обелиск. Его батальон .

Э. Казакевич Звезда .

И очень интересная книга «Дом на площади» - про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?

Н. Думбадзе Я, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм еще лучше - с Верико Анджапаридзе кажется). Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы).

Ч. Айтматов Белый пароход.

Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу «нет», а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Ее потом легко будет заполнить всяким враньем. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося вранье за скобки, а дети уже не понимают очевидных для нас условностей.

Воспоминания про воспитание

А. Герцен Былое и думы (тт.1-2).

В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.

Е. Водовозова История одного детства.

Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своем детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще «шестидесятница»), но умно, точно, достоверно. Я ее читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад ее переиздали.

В. Набоков Другие берега.

А. Цветаева Воспоминания.

К. Паустовский Повесть о жизни.

А. Куприн Юнкера. Кадеты.

А. Макаренко Педагогическая поэма.

Ф. Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.

Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренко еще в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.

А. Кронин Юные годы. Путь Шеннона (продолжение).

И можно, вероятно, «Цитадель». «Юные годы» -- очень симпатичная книга, правда, там всякие проблемы с верой возникают. Бедный ребенок рос ирландцем-католиком в окружении англичан-протестантов и в конце концов стал биологом-позитивистом.

Д. Даррелл Моя семья и другие звери.

А. Бруштейн Дорога уходит вдаль. В рассветный час. Весна.

Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала ХХ века мало где еще так ясно отразилась. Разве что у А. Цветаевой - но та скорее подчеркивает исключительность, а не типичность их уклада.

Н. Роллечек Деревянные четки. Избранницы.

Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после ее отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и небеспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.

Н. Кальма Дети горчичного рая. Вернейские грачи. Книжная лавка на площади Этуаль.

Что называется - под звездочкой. Автор - советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни «ваших сверстников за границей». Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но все же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы «президента» в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем еще подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное - но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я ее любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принес мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.

А. Рекемчук Мальчики .

Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть еще такой автор М. Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то - про ПТУ железнодорожное. Не очень все это серьезно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.

Фантастика и фэнтези

А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое - если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно).

А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.

Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы - чего у нас в книгах крайне мало.

Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь.

И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.

С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого).

Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» - книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно - это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.

Р. Брэдбери 451 по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы.

А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень ХХ II век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу.

Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые - утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» - вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.

Г. Гаррисон Неукротимая планета.

Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.

Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало

А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго.

Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион.

К.Льюиса , наверно, все читали раньше - «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.

К. Саймак Заповедник гоблинов.

Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы - хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»…

Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья (первые 3 книги очень сильные, дальше похуже).

Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у нее все-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжелых вещей («Левая рука тьмы») - хотя они тоже замаскированы под фантастику - это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.

Диана У. Джонс Ходячий замок Хаула. Воздушный замок. Миры Крестоманси. Заговор Мерлина.

На мой взгляд, лучшая из книг - «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьезный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить…

М. и С. Дяченко Маг дороги. Слово Оберона. У зла нет власти.

Очень достойная фэнтези для подростков, написанная «взрослыми» авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьезно и интересно. Иногда чересчур жестко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это - в самый раз.

С. Лукьяненко Рыцари сорока островов.

Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга. И, как мне кажется, этого довольно. Можно, впрочем, читать и более «взрослые» его книги, но вот «Мальчик и тьма», по-моему, читать как раз не нужно, хотя оно вроде бы для детей писалось. Автор он довольно обаятельный, но в голове такая каша и путаница…

М. Семенова Волкодав.

Очень странная смесь народных сказок, мифов и восточных «практик». Мировоззренческий коктейль. Жуткая путаница навороченных сюжетов. Любовь к язычеству при враждебном непонимании христианства (и любых мировых религий, исключая, вероятно, буддизм). Со знанием дела описанные восточные боевые искусства. Много чувственности. А в общем, книги симпатичные по-своему. Мне, правда, стало скучновато уже к концу первой (и лучшей) части…

Д. Роулинг Гарри Поттер.

Если хотят его читать - ну пусть читают. Там много интересного, много чужого, а в общем, популярность этих книг такая же загадка, как популярность Чарской, так мне кажется. Я его честно прочитала, не так давно причем, а уже плохо помню.

Детективы

А. Конан Дойль Рассказы о Шерлоке Холмсе .

Э. По Рассказы (лучше для начала читать «Золотого жука» - он не такой мрачный).

У. Коллинз Лунный камень.

Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.

А. Кристи Смерть в Восточном экспрессе.

Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я ее совсем не люблю.

Г.К. Честертон Рассказы о патере Брауне (и другие рассказы).

Он дразнит, конечно, но не отталкивает.

М. Шеваль и П. Валё Гибель 31-го отдела. И любые другие романы.

Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно - если кто-то очень любит именно детективы.

Дик Фрэнсис Фаворит. Движущая сила.

Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я, к примеру, думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию. И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса - это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный летчик), с азартом осваивал все новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учет, и выдувание стекла, и фотографию, и… Писала все это, как вроде бы выяснилось, его жена - просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть «приличным». Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?

А. Хейли Аэропорт. Колеса. Отель. Окончательный диагноз.

Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знания о реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он «поприличнее» Фрэнсиса в деталях.

Большие романы и серьезные повести (рассказы)

В. Гюго Отверженные. Собор Парижской Богоматери.

Остальное по вдохновению. В 14 лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьез уже не прочитаешь. «Собор» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.

Ч. Диккенс Оливер Твист. Дэвид Копперфилд. Холодный дом. Мартин Чезлвит. Наш общий друг. Домби и сын (и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).

Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» - классе в четвертом. Позже - «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдешь во вкус Диккенса, так уже не оторвешься. «Мартин Чезлвит» - книга тяжелая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейчас радиокниги в моде - так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» - совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид - ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы еще читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» - но это уж для англоманов.

Д. Остин Гордость и предубеждение.

Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать - для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от нее страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.

Г. Сенкевич Потоп. Огнем и мечом. Крестоносцы.

Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.

Д. Голсуорси Сага о Форсайтах.

Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший ее в обязательном порядке, но почему-то именно эта «средняя» книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке 19 - 20 веков и дальше - до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей - вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала - очень надежные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают 19 и 20 века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьезная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у нее другой.

Т. Манн Будденброки.

В школе я это не читала, но если бы попалось - наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. У Манна есть еще довольно легкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.

Р. Пилчер Искатели раковин. Возвращение домой. Сентябрь. Канун Рождества.

Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй войны - мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «У камина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда - в современной прозе: книги-то вполне серьезные).

Теперь менее увесистые тексты

Ален Фурнье Большой Мольн.

Такая юная, грустная, щемящее-романтическая сказочка.

Харпер Ли Убить пересмешника.

Все ее любят, я - нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.

С. Лагерлёф Сага о Йосте Берлинге.

Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.

Р. Роллан Кола Брюньон.

В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.

Л. Франк Ученики Иисуса.

Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки - Робин Гуды и всякие серьезные проблемы. Книжка более чем средняя (да еще и переведена не ахти), но я все о своем: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.

У. Голдинг Повелитель мух.

Обязательно надо подсунуть - хотя бы в качестве прививки от озверения.

Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи. Рассказы.

Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем еще малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.

Книги «уже за гранью»

Э. Ремарк Три товарища. На западном фронте без перемен.

В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.

Э. Хемингуэй Прощай, оружие! Рассказы.

Рассказы лучше, как мне кажется. Да все можно читать.

Г. Бёлль Дом без хозяина.

Все остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Еще «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдет без серьезного шока.

М. Митчелл Унесенные ветром.

С одной стороны - кто ж еще об этой войне нам расскажет? С другой - ну, недетские подробности, конечно… С третьей - не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато… Но кино еще нуднее.

Т. Уайлдер

Теофил Норт. День восьмой. Мартовские иды.

Да все у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвешься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так - большой писатель-то.

И. Во Возвращение в Брайсхед.

Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встает, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него… Но это тоже проблематика подростков.

М. Стюарт Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство.

История Мерлина и через него - Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная - насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии… А визит в Византию… А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований… А пейзажи у нее какие… А Мерлин какой обаятельный рассказчик… В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать - еще бледнее.

Г.Л. Олди Одиссей, сын Лаэрта.

Если кто-то еще не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы-реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: «Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством - иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому…» - и решать. Но написано оно вполне по-античному - без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (побледнее…).

Напоследок про три «эпопеи»

Эти книги для «взрослых» детей - безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети - принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это разумно начинать читать - не знаю.

Р. Желязны Хроники Эмбера.

Особенно хороши первые пять, где рассказчик - Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру - вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому все остальное - бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», «жжеренные ящерковые окорочка» и проч.).

В. Камша Красное на красном (цикл «Отблески Этерны»).

Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): «Да это «Война и мир» какая-то!» Это, конечно, не «Война и мир» - слишком растянуто в итоге вышло (и наворочено). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни - хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жесткая, но местами натурализма все же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чем, кстати, поговорить и подумать.

Макс Фрай Лабиринты Ехо. Хроники Ехо.

Сама я не решилась «подсунуть» это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но все-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет 10. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто ее не понимают - считают низкопробным развлекательным чтивом.

Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребенка.

О.В. Смирнова