Татьяна Калашникова
Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» А. Н. Афанасьев» во второй младшей группе
Конспект НОД во II младшей группе
Тема : Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса » А. Н. Афанасьев
Интеграция ОО : социально-коммуникативное, физическое
Программное содержание : Познакомить со сказкой . Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки . Развивать слуховое восприятие, внимание. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Планируемые результаты : С интересом слушают русские народные сказки , проявляют интерес к художественной литературе, активно отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении сказок .
Материал : Сказка «Кот, петух и лиса » А. Н. Афанасьева , иллюстрации к сказке , бубен.
Методические приемы :
I Вводная часть
1.1 Загадывание загадок (про кота, петуха , лису)
II Основная часть
2.1 Сообщение цели
2.2 Чтение художественного произведения
2.3 Беседа по содержанию
А) Вопросы к детям
О ком эта сказка ?
Кто с кем жил?
Куда ушел котик?
Кто и зачем ушел к петушку ?
Что хотела сделать лиса с петушком , когда принесла его домой?
Как котик спас петушка ?
Б) Словарная работа
В) Показ иллюстраций к сказке
2.4 Повторное чтение отрывков произведения (Что хотела сделать лиса с петушком , как котик спас петушка )
2.5 Драматизация отрывка (кто и зачем пришел к петушку )
2.6 Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять»
III Заключительная часть
3.1 Игра «Жмурки» с бубном
3.2 Рефлексия. Вопросы к детям :
Какую сказку
В какую игру мы играли?
Вам понравилась эта сказка ?
Ход занятия
В : Ребята, давайте разгадаем с вами пару загадок?
Д : Да
В : В птичник повадилась, жди беды. Рыжим хвостом заметает следы.
Д : Лиса
В : Верно. Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит. Молоко из миски пьет, ну конечно это -.
Д : Кот
В : Правильно. Я не будильник, но бужу. Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу и вспыльчив словно порох.
Д : Петух
В : Все верно, ребята. Сегодня мы с вами прослушаем сказку , которая называется «Кот, петух и лиса » А. Н. Афанасьева . Сейчас я вам его прочту, слушайте внимательно, друг друга не отвлекайте.
Жил-был старик, у него были кот да петух . Старик ушел в лес на работу, кот унес ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса .
Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Так лиса пела , сидя под окном. Петух выставил окошко , высунул головку и посмотрел : кто тут поет? Лиса схватила петуха Петух закричал : "Понесла меня лиса , понесла петуха за темные леса петуха петуха и принес домой . - ты, Петя-петушок , - говорит ему кот, - не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит".Старик опять ушел в лес на работу, а кот унес ему есть. Старик, уходя, заказывал
петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка ; пришла она к избушке и запела :
Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух ходил по избе да молчал. Лиса Петух съел горошек и говорит : "Нет, лиса петушок запела :
Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти . Петух лихим матом закричал :
"Понесла меня лиса , понесла петуха за темные леса , за дремучие боры, по крутым
бережкам, по высоким горам; хочет лиса меня съесть и косточек не оставить!". Кот
в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принес : "Не говорил ли я
тебе : не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не
оставит. Мотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдем".Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унес. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал . Лиса говорит : "Что это, уж ныне Петя нем стал!" - "Нет, лиса , не обманешь меня, не выгляну в окошко". Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела :
Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы большие,
В каждом углу
Пшенички по мерочке :
Ешь - сыт, не хочу!
Потом прибавила : "Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съесть хотела тебя, то давно бы съела; а то, видишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду!" - и к стене ближе притаилась. Петух на лавку вскочил и смотрел издалека; хотелось ему узнать, ушла ли лиса . Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова. Петух ту же песню запел , но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли ; сколько ни горевали, а после сказали : "Вот каково не слушаться!"
Ребята, о ком эта сказка ?
Д : О лисе, кошке и петухе .
В : Верно. Кто с кем жил?
Д : Старик с котом и петухом
В : Кто и зачем пришел к петушку ?
Д : Пришла лиса чтобы забрать его
В : Что хотела сделать лиса с петушком , когда принесла его домой?
Д : Скушать
В : Как котик спас петушка ?
Д : Он услышал петуха , побежал за лисой и отбил его
В : Верно, дети. А вам знакомо слово вскочил? Это означает - прыгнул. Давайте все вместе повторим это слово . Вскочил.
Д : Вскочил
В : Слава, повтори это слово .
С : Вскочил
В : Женя, повтори это слово
Ж : Вскочил
В : Молодцы, ребята. Посмотрите, какие изображения к этой сказке у меня есть .
(Сюжет как кот уходит, как лиса убегает с петухом , как кот спасает петуха )
Ребята, что вам понравилось больше всего?
Д : Как кот спасает петуха
В : Давайте еще раз прослушаем отрывок.
Так лиса пела , сидя под окном. Петух выставил окошко , высунул головку и посмотрел : кто тут поет? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал : "Понесла меня лиса , понесла петуха за темные леса , в далекие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!" Кот в поле услыхал голос петуха , бросился в погоню, достиг лису, отбил петуха и принес домой .
В : А что еще вам понравилось?
Д : Как лиса обманула петуха зернышками
В : Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит : "Нет, лиса , не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь". - "Полно ты, Петя-петушок ! Стану ли я, есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на мое добро поглядел!" - и снова запела :
Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок,
Масляна головка! Выгляни в окошко, Я дала тебе горошку, Дам и зернышков.
В : А теперь, давайте разыграем один маленький сюжет, кто и зачем пришел к петуху в первый раз . Нам нужен петух , лиса и кот . Можете говорить своими словами, но только громко и выразительно, под голос вашего героя сказки . Миша будет петухом , Соня- лисой, а Паша котом.
С : Кикереку-петушок ,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. (хватает петуха )
М : "Понесла меня лиса , понесла петуха за темные леса , в далекие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!"
П : (бежит за петухом ) Ты, Петя-петушок , - говорит ему кот, - не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит"
В : Молодцы, дети. А сейчас, давайте сделаем физкультминутку.
Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
В : Давайте поиграем с вами в игру «Жмурки» . Я закрываю одному человеку глаза, а другому даю бубен, все должны бегать, чтобы вас не поймали, а бубен должен звучать и сразу передаваться другому человеку.
Ребята, вы сегодня молодцы, были внимательными и активными. Какую сказку мы сегодня прочитали? О чем она?
Д : Мы читали сказку о петухе , кошке и лисе. Она о том, что надо слушаться
В : Правильно, ребята. В какую игру мы играли?
Д : «Жмурки»
В : Вам понравилась эта сказка ?
Д : Да, нет
Жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот унес ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса.
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал: «Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, в далекие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!» Кот в поле услыхал голос петуха, бросился в погоню, достиг лису, отбил петуха и принес домой. «Мотри1 ты, Петя-петушок, - говорит ему кот, - не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит».
Старик опять ушел в лес на работу, а кот унес ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка; пришла она к избушке и запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит: «Нет, лиса, не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь». - «Полно ты, Петя-петушок! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на мое добро поглядел!» - и снова запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышков.
Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти. Петух лихим матом закричал: «Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам; хочет лиса меня съести и косточек не оставити!» Кот в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принес: «Не говорил ли я тебе: не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не оставит. Мотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдем».
Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унес. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал. Лиса говорит: «Что это, уж ныне Петя нем стал!» - «Нет, лиса, не обманешь меня, не выгляну в окошко». Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела:
Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы большие,
В каждом углу
Пшенички по мерочке:
Ешь - сыт, не хочу!
Потом прибавила: «Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду!» - и к стене ближе притаилась. Петух на лавку скочил и смотрел издалека; хотелось ему узнать, ушла ли лиса. Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова.
Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали: «Вот каково не слушаться!»
На Руси издревле складывали поучительные истории о животных. Их крестьяне видели рядом со своими избами и хорошо знали их повадки и характеры. Они приписывали зверям особенности людей. Сказка «Кот, петух и лиса» - замечательный пример переноса черт людей на животных. Героев в сказках можно условно поделить на сильных и слабых, хитрых и глупых.
Кто автор сказки «Кот, петух и лиса»
Она сложена в разных вариантах в русских селах и деревнях. Вместе со сказителями, которые любили добавлять что-то от себя, она переходила из одной местности в другую. Везде получались немного разные варианты. То есть нет конкретного автора. Это народное творчество, которое передавалось устно от одного человека к другому.
Собиратели сказок
Но исследователи заинтересовались им. записал три варианта этой поучительной истории. Первый заканчивается трагически. Лиса съедает петушка. Два других имеют благополучный конец - кот успевает помочь своему другу и спасает его от страшной смерти. Можно сказать, что А.Н. Афанасьев и есть тот человек, кто написал сказку «Кот, петух и лиса». Он сохранил для нас характеры, которые люди дали героям в разных местах России.
Народная сказка с хорошим концом
Были у старика кот и петух. Пошел старик в лес поработать, а кот ушел нести ему обед и оставил петушка следить за домом. С такого зачина начинается сказка «Кот, петух и лиса». Только кот из дома, как под окошком уже сидит лиса и напевает песенку, соблазняя петуха выглянуть, и обещает его угостить горошком. Петух и выглянул, выставив окошко. Лиса быстро его схватила и понесла к себе.
Петух закричал, стал просить, чтобы Кот Котофеевич спас его. Услышал кот крики петуха, быстро прибежал, отнял петуха у лисы и вернулся с ним домой. И кот учил своего друга не верить лисе, потому что она его вместе с косточками съест.
На следующий день
Старик снова ушел на работу, кот снова пошел к деду, а петух дома остался. А лиса опять под окошко пришла и стала обещать петушку уже не только горошка, но и вкусных зернышек. Не отзывается Золотой гребешок. Лиса бросила ему горошка, съел его Петя, а лиса продолжает уговаривать выглянуть и угоститься зернышками. Петух и выглянул. Лисица схватила его. Петушок громко закричал, чтобы кот помог ему. Прибежал Кот Котофеевич, отбил Петю у лисы и стал снова учить неразумного друга. «Не слушай лису, - говорит, - завтра мы далеко уйдем, не услышим тебя, и съест тебя лиса».
Лиса пришла снова
Старик ушел далеко-далеко, а кот взял хлеб и понес ему. А петух остался дома, и лиса тут как тут. Три раза песенку ему спела, а он не выглядывает. Тогда лиса наобещала петушку много-много пшеницы и сказала, что уйдет, только пусть Петя выглянет и поклюет вкусную еду.
Она спряталась за углом, и когда петушок выглянул, лиса схватила его. Как ни кричал петушок, кот его не услышал. Так продолжается сказка «Кот, петух и лиса».
Спасение
Пришел кот в избу и видит - исчез петушок. Понимает: надо спасать друга. Взял гусельки и дубинку и пошел к лисьей избушке. Там под окном начал напевать песенку и на гуслях наигрывать. Лиса послала сначала одну дочку узнать, кто там так красиво поет. Ударил ее кот дубинкой по голове и спрятал в коробок. Так всех дочек лисы и перебил. Видит лиса, что никто не вернулся, сама пошла и получила от кота удар дубинкой. Так и не стало лисы. А петушок вылетел из окошка и с котом отправился домой. С тех пор все они жили мирно.
Композиция и сюжет
Ситуации постоянно повторяются. Это говорит о том, что сказка построена просто. Действие разворачивается стремительно. Развязка наступает быстро.
Характеристика героев
Кот - просто замечательный. Верный друг, который всегда поможет. Он отзывчивый и надежный.
На помощь приходит сразу. Не растерялся в трудном случае, когда петушок попал в лисью избушку. Придумал, как песней вызвать всех поодиночке из дома, и спас петуха. Кот очень ответственный, умный, серьезный и смелый. Как старательно он наставляет своего друга не поддаваться на песенки лисы. Для кота подходит пословица: «Друзья познаются в беде».
Лиса - хитрая и нахальная. Она плутовка и обманщица. Она поет песенки и лживо приговаривает, что только хочет познакомить петушка со своим житьем-бытьем, а совсем не собирается его съесть. Смекалка лисы соседствует у нее с лицемерием и предательством. Про нее можно вспомнить пословицу: «Каков гость, таково и угощение».
Петух - глупый, простоватый и очень доверчивый. Он слушает, что говорит ему хозяин-старик и умница-кот, но поддается всякий раз на уловки лисы. Они у нее каждый раз наполняются все более соблазнительными обещаниями, и он им верит. И каждый раз ничему не учится. Первый раз лиса обещала петуху горошка, второй раз еще и зернышек, а в последний раз вкусную пшеницу. И каждый раз таким образом лиса заманивала наивного петуха в свои лапы. А ему надо бы следовать пословице: «Семь раз отмерь, один отрежь».
Трудные слова
Сказка «Кот, петух и лиса» полна слов, которые надо пояснить детям. Например, кот «бросился в погоню», это означает, что он очень быстро побежал. Или «отбил петуха» у лисы - вырвал из ее цепких лап. "Дремучие боры" - очень густые и темные леса. "Гусли" - древнейший инструмент со струнами. "Коробок" - плетеная корзина, часто с крышкой, которую носят на ремне за спиной.
Анализ сказки «Кот, петух и лиса» показывает, что она учит быть осторожными с лживыми людьми, которые только прикидываются хорошими. А также помогает понять, в чем состоит истинная дружба.
Слушать сказку Кот, петух и лиса онлайн:
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт и кота ждёт.
Бежала мимо лиса, услыхала, как петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.
Петушок выглянул в окошко, а она его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:
Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик-братик, спаси меня.
Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и принес его домой.
На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:
Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку - сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.
Петушок сидит, помалкивает, а лиса опять:
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают.
Ко-ко-ко, как так не дают?
Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
На третий день собирается кот на охоту и говорит:
Я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь - не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко.
Ушёл кот на охоту, а Петя-петушок всё в избушке прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку - сидит, песни поёт, кота ждёт.
А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поёт:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.
А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают.
Петушок всё не выглядывает. А лиса опять:
Люди бежали,
Орехов насыпали,
Курицы клюют,
Петухам не дают.
Петушок и выставил головку в окошко:
- Ко-ко-ко! Как не дают?
А лиса его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
Как петушок ни плакал, как ни кричал - не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.
Приходит кот домой, а петушка нет. Погоревал, погоревал кот - делать нечего. Надо идти выручать товарища, наверное, его лиса утащила.
Пошёл кот на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.
Идёт кот по лесу, играет в гусельки и поет:
Трень-брень, гусельки,
Золотые струночки.
Трень-брень, гусельки,
Золотые струночки.
Звери в лесу дивятся, откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поёт, а сам всё лисий дом высматривает.
Увидел избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот кот встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:
Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда - блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:
- Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.
Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может - блины сгорят. Посылает другую дочку - Подчучелку:
- Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.
Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого - один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:
- Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи.
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.
Кот, Петух и Лиса - Русская народная сказка - Русские сказки
Кот, Петух и Лиса
Слушайте: жил- был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понёс ему есть, а петуха оставил стеречь дом. На ту пору пришла лиса:
>- Кукареку, петушок,
>Золотой гребешок,
>Выгляни в окошко,
>Дам тебе горошку,
Так пела лисица, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? А лиса хвать его в когти и понесла в свою избушку. Петух закричал:
Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, отыми меня!
Кот услыхал крик и бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой.
Смотри же, Петя, - говорит ему кот, - не выглядывай в окошко, не верь лисе: она съест тебя и косточек не оставит.
Старик опять ушел в лес на работу, а кот понёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисице больно захотелось скушать петушка. Пришла она к избушке и запела:
>- Кукареку, петушок,
>Золотой гребешок,
>Выгляни в окошко,
>Дам тебе горошку,
>Дам и зернышек.
Петух ходит по избе, молчит, не отзывается. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:
Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь меня съесть... и косточек не оставишь.
Полно, Петя! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтобы ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел, на мое добро поглядел!
>- Кукареку, петушок,
>Золотой гребешок,
>Масляна головка,
>Выгляни в окошко,
>Я дала тебе горошку,
>Дам и зернышек.
Петух выглянул в окошко, а лиса его в когти. Закричал петух благим матом:
Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, выручай меня!
Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.
Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко - съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же, слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.
Вот опять старик ушел на работу, и кот ему хлеба понес. Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит.
Что это, - говорит лиса, - ныне Петя совсем онемел!
Нет, лиса, не обманешь меня! Не выгляну в окошко.
Лиса бросила в окно горошку да пшенички и снова запела:
>- Кукареку, петушок,
>Золотой гребешок,
>Масляна головка,
>Выгляни в окошко,
>У меня-то хоромы,
>Хоромы большие,
>В каждом углу
>Пшенички по мерочке:
Да, посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня всяких диковинок! Полно, не верь коту! Если бы я хотела тебя съесть, то давно бы это сделала. А то видишь - я тебя люблю, хочу тебя в люди показать да уму-разуму научить, как надо на свете жить. Да покажись же, Петя! Вот я за угол уйду!
И притаилась за стеною...
Петух вскочил на лавку, высунул голову в окошко, а лиса его в когти - и была такова! Петух закричал во все горло, но старик и кот были далеко и не слыхали его крика.
Долго ли, коротко ли, воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к лисицыной избушке. Пришел и начал наигрывать на гуслях:
Стрень-брень, гусельцы, золотые струночки! Дома ли Лисафья, дома ли с детками, одна дочка Чучелка, другая Подчучелка, третья Подай-челнок, четвертая Подмети-шесток, пятая Трубу-закрой, шестая Огня- вздуй, а седьмая Пеки-пироги!
Лиса говорит:
Поди, Чучелка, посмотри, кто такую хорошую песню поет?
Чучелка вышла за ворота, а гусляр стук ее в лобок - да в коробок и снова запел ту же самую песню. Лиса посылает другую дочку, за другою - третью, за третьей - четвертую, и так дальше. Какая ни выйдет за ворота - гусляр свое дело сделает: стук в лобок - да в коробок! Перебил всех Лисицыных деток поодиночке.
Лиса ждет их и не дождется. “Дай, - думает, - сама посмотрю!”
Вышла за ворота, а кот размахнулся дубинкой, как хватит ее по голове - из нее и дух вон! Петушок обрадовался, вылетел в окно и благодарит кота за свое спасение. Воротились они к старику и стали себе жить-поживать да добра наживать.
Русские народные сказки