Алексеев Михаил Васильевич (1857-1918)

С 1914 года в I Мировой войне – возглавлял штаб Юго-западного фронта. Весной 1915 года руководит отступлением русских войск через Литву и Польшу, названным в истории войны Великим отступлением.

Был пожалован орденом Святого Георгия 4-й степени. С августа 1915 года – начштаба Верховного Главнокомандующего.

Брусилов Алексей Алексеевич (1853-1926)

В качестве командующего 8-й Армией участвовал в Галицийской битве. В так называемых Рогатинских боях разбил 2-ю армию Австро-Венгрии захватив 20 тысяч пленных и 70 орудий. 20 августа завоевал Галич. Затем 8-я армия принимает участие в сражениях у Равы-Русской и под городокском.

Летом 1916 года был инициатором так называемого Луцкого прорыва, названном впоследствии его именем. Суть стратегии заключалась в одновременном наступлении всех армий по всей линии фронта. В 1916 Брусилов возглавил Юго-Западный фронт, что позволило ему действовать относительно свободно.

Деникин Антон Иванович(1872-1947)

В годы первой мировой войны командовал 4-й стрелковой бригадой, прозванной в войсках «железной», В 1914 году предпринял контратаку против австрийских войск в Галиции, захватил венгерский город Мезо-Лаборч.

В 1915 году его бригада была расширена до дивизии и вошла в состав Калединской 8-й Армии. Деникин принял самое непосредственное участие в Брусиловском прорыве. Его «Железная дивизия» захватила Луцк, взяла в плен 20000 человек из армии противника.

С 1916 года – генерал-лейтенант Генерального штаба. В 1917 году командовал западным и юго-западным фронтами.

За доблесть в Городком сражении Антон Иванович был награжден Георгиевским оружием. За неожиданную контратаку против австрийцев в Галиции получил орден святого Георгия 4-й степени. После захвата Луцка получил чин генерал-лейтенанта.

Каледин Алексей Максимович (1861-1918)

Активный участник Брусиловского прорыва. В составе 8-й армии Юго-Западного фронта конники Каледина всегда были действующей боевой силой. В победные донесения с фронта во время боев в Галиции 1914 г. регулярно включалось имя командира 12-й кавалерийской дивизии Каледина. После того как весной 1916 г. Брусилов возглавил Юго-Западный фронт, он рекомендовал Каледина вместо себя на посту командующего 8-й армией, которая потом оказалась в эпицентре Луцкого прорыва, и всегда оказывалась на самых сложных участках фронта

Французские полководцы

Фош Фердинанд (1851-1929)

Встретил в Нанси в качестве командира 20-го корпуса. Вскоре был назначен командующим 9-й французской Армии, которая устояла против 2-х германских армий в битве на реке Марна и, несмотря на численные потери, удержала Нанси во второй раз.

В 15-16 гг. командовал группой армий «Север». Участвовал в наступлении на Артуа, в сражении на Сомме, закончившихся победой германцев. После чего генерал Фош был освобожден от занимаемого поста.

Жоффр Жозеф Жак (1852-1931)

Главнокомандующий Северными и северо-восточными армиями Франции. Боевые действия велись на территориях Франции и Бельгии. Германия стремилась захватить Париж. Пять германских армий рвались к бреши, образовавшейся между Амьеном и Верденом. Генерал Жоффр три армейских корпуса оставил на оборону столицы. В конце 1914 года наступательные операции французов носили разрозненный характер.

Генерал Жоффр руководил французскими армиями 2 года – с конца 1914 до конца 1916 гг. После верденской мясорубки, в которой Франция потеряла 315 тысяч, он был отстранен от должности Главнокомандующего.

Полководцы Германии

Людендорф Эрих (1865-1937)

С 1914 года осуществлял руководство действиями немецких войск на Восточном фронте, а с 1916 года руководил всеми Германскими войсками.

Гинденбург Пауль (1847-1934)

Осенью 1914 генерала пехоты Пауля Гинденбурга назначили командующим 8-й Германской армией, дислоцированной в Восточной Пруссии. А в октябре того же года – главнокомандующим Германии на Восточном фронте.

В 1916 году он прославился в немецких войсках срывом наступления русских войск у реки Нарочи. Он контратаковал русских и тем самым остановил их продвижение.

Английские полководцы

Френч Джон Дентон Пинкстон (1852-1925)

Был назначен главнокомандующим экспедиционными силами Британии во Франции. Не будучи подчиненным французскому командованию, он принимал решения авторитарно, не согласовывая свои действия с французским командованием. Разлад в действиях армий только вредил проведению военных операций, что было только на руку противнику. 20 августа 1914 года в зоне Мобеж-Ле-Като экспедиционные силы должны были выступать вместе с французами на Суаньи. 24 августа фельдмаршал Френч начал отвод своих войск.

Среди почетных наград за подвиги, совершенные во славу Отечества, особым почетом пользовалась группа, объединенная словом «георгиевский». Георгиевские награды (будь то орден, медаль или оружие) вручались исключительно за боевые отличия. В дореволюционной России они являлись синонимами таких понятий, как Отвага, Мужество и Честь. Статут ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия гласил: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх того ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием».
К Георгиевским наградам относились: орден св. Великомученика и Победоносца Георгия, Знак Отличия этого ордена, Георгиевские кресты, Золотое оружие, Георгиевские знамена, штандарты, флаги (кормовой и знаменный), вымпелы и Георгиевские трубы. По новому статуту ордена св. Георгия 1913 г. медаль «За храбрость» тоже была отнесена к разряду Георгиевской и «установлена для пожалования нижних воинских чинов за проявленные ими в военное или мирное время подвиги мужества и храбрости».
После Февральской революции приказом Верховного Главнокомандующего А.А. Брусилова от 29 июня 1917 г. было разрешено награждать офицерским Георгием солдат, исполнявших на поле боя обязанности начальника и проявивших при этом храбрость. Одновременно офицеры по решению общего собрания чинов подразделения могли за отличия удостаиваться награждения солдатским Георгиевским крестом. В обоих случаях на ленточке Знака Отличия добавлялась металлическая лавровая ветвь. Так и стала эта награда называться неофициально «Георгий с веточкой». Такой крест высоко ценился в армейской среде — достаточно сказать, что офицерами солдатский Георгий должен был носиться выше всех других орденов, кроме Георгия IV степени.
В Первую мировую войну офицерский орден св. Георгия I степени не выдавался, II степень награды заслужили четверо российских подданных, III степень — 53 человека, IV степень — почти 4 тыс. человек.
Кавалерами II степени ордена св. Георгия были командующие фронтами генералы Н.Н. Юденич, Н.И. Иванов, Н.В. Рузский и Великий князь Николай Николаевич Младший.
Из этих военачальников наиболее известно имя Николая Николаевича Юденича — одного из вождей белой армии в 1918-1919 годах. В Первую мировую войну он воевал на Кавказском фронте против турок. Свою первую Георгиевскую награду, орден Георгия IV степени, Юденич получил «за разгром 3-й турецкой армии с пленением 9-го турецкого корпуса и остатков двух дивизий 10-го и 11-го корпусов» в знаменитой Сарыкамышской операции в 1914-1915 годах. Русские войска неожиданным, хорошо организованным контрударом разгромили наступавшую 3-ю турецкую армию. Противник потерял до 90 тыс. человек, общие же потери русских войск не превысили 20 тыс. человек.
Обе следующие свои Георгиевские награды, ордена III и II степеней, Юденич получил за удары по той же 3-й турецкой армии, противостоявшей русской Кавказской армии. Орден Георгия III степени Николай Николаевич заработал за разгром правого крыла этой армии, составлявшего 90 батальонов пехоты (почти половину всей 3-й турецкой армии). После завершения данной операции летом 1915 г. Юденич, уже командующий Кавказской армией, стал носить два белых Георгиевских креста — один на груди и один на шее.
Ровно через год Кавказская армия осуществила одну из самых успешных операций всей войны, Эрзурумскую, названную по городу-крепости, захваченной у турок во время сражения. Снова 3-я турецкая армия понесла большие потери (66 тыс. человек, в том числе 13 тыс. пленными, а также всю артиллерию), а генерал Юденич получил право носить знаки отличия ордена св. Георгия II степени — большой белый крест на шее и четырехугольную золотую звезду на груди с надписью «За службу и храбрость».
Среди награжденных III степенью ордена Георгия за Первую мировую войну — генерал-лейтенант А.Е. Гутор, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта в мае - июле 1917 года, в числе первых перешедший после Октября на сторону революции. Однако большинство генералов-кавалеров ордена св. Георгия III степени сражались на стороне контрреволюции. Достаточно назвать фамилии Л.Г. Корнилова, А.М. Каледина, Н.Н. Духонина, А.И. Деникина, Ф.А. Келлера.
Полковник Н.Н. Духонин первую Георгиевскую награду получил за рекогносцировку укреплений крепости Перемышль в сентябре 1914 г. Перемышль вскоре был взят, а Духонин награжден Золотым Георгиевским оружием. В следующем, 1915 г. он, будучи командиром 165-го пехотного Луцкого полка, в течение одного месяца (мая) лично возглавил две атаки своих подчиненных, увенчавшиеся успехом. Было взято 1,2 тыс. пленных, 15 пулеметов и другие трофеи. За этот подвиг Духонин стал кавалером ордена Георгия IV степени.
Говоря о Георгиевских кавалерах Первой мировой войны, нельзя не вспомнить генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Он был награжден орденом Георгия IV степени в первый же месяц войны за успешную операцию по взятию Львова и Галича, завершившуюся 22 августа. 9-я армия, которой командовал Брусилов, пересекла 7 августа государственную границу и в течение двух недель нанесла несколько серьезных поражений австрийцам. Эти успехи стали важной частью грандиозной Галицийской битвы между русскими и австрийскими войсками.
Следующую, III степень этой награды Алексей Алексеевич получил за отличие при завершении Галицийской битвы, в результате которой австрийцы были вынуждены очистить Галицию, потеряв при этом 400 тыс. человек. Орден был вручен ему в сентябре 1914 г.
Самой выдающейся операцией на Русском фронте в годы Первой мировой войны стал Брусиловский прорыв. Его осуществили войска Юго-Западного фронта, которым командовал генерал Брусилов.
Юго-Западный фронт имел в полосе наступления небольшое превосходство над пятью австро-германскими армиями в живой силе — 573 тыс. штыков против 448 тыс., легкой артиллерии —1,7 тыс. орудий против 1,3 тыс. Однако русские значительно уступали противнику в тяжелой артиллерии — 168 орудий против 545.
Командующий фронтом сумел перед началом наступления создать на участках прорыва превосходство в силах и средствах: в пехоте в 2-2,5 раза, в артиллерии в 1,5-1,7 раза. Резерв фронта составляли свыше пяти пехотных дивизий, хотя для развития успеха этих сил явно недоставало.
Перед наступлением в войсках провели тщательную подготовку. Особое внимание уделялось разведке обороны противника. Плацдармы для прорыва подготовили в инженерном отношении, создав в каждом по шесть-восемь параллельных траншей. Войска обучали преодолевать вражеские позиции, состоявшие из двух-трех укрепленных полос.
Широкомасштабная операция Юго-Западного фронта готовилась в строжайшей тайне. Это позволило в известной степени достигнуть внезапности при прорыве позиций австро-германских армий. Кстати, идеи генерала Брусилова широко применялись нашими полководцами в годы Великой Отечественной войны.
Известны также случаи посмертного награждения в Великую народную войну орденом Георгия, что его статутом не предусматривалось. Отмечено более 200 случаев, когда описание подвига заканчивается словами: «Смертью своей запечатлел героический подвиг». Такое награждение за один только 1915 год в архивных документах встречено 57 раз.
В июне 1916 года командир 183-го пехотного Пултусского полка полковник Евгений Говоров, как написано в представлении к награде, «бросился во главе своих подчиненных в атаку на орудийную неприятельскую батарею, с боем взял ее, но сам погиб сраженный пулей, запечатлев славной смертью содеянный геройский подвиг». Посмертно Говоров был произведен в генерал-майоры и уже в этом чине удостоен ордена св. Георгия III степени.
В 1913 г. появился новый статут ордена св. Георгия. Причисляемое к этому ордену Золотое оружие получило новое официальное название: Георгиевское оружие и Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами. Маленький эмалевый крестик ордена св. Георгия стал помещаться на всех видах этого оружия. Разница была лишь в том, что на оружии с бриллиантами и крестик украшался драгоценными камнями. На оружии генерал-лейтенантов и полных генералов надпись «За храбрость» заменялась иногда указанием на подвиг, за который пожалована награда. С этого времени Георгиевское оружие официально получает не золотой эфес, а лишь позолоченный. Правда, в примечании к статуту указывалось, что «эфес и приборные металлические части ножен разрешается изготовлять из золота за счет самого награжденного».
В Первой мировой войне Георгиевское оружие стало одним из самых почетных видов наград. По своему значению оно шло сразу после ордена св. Георгия IV степени.
Первым награжденным Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами, за бои с 21 августа по 10 сентября 1914 г. стал генерал от инфантерии П.А. Лечицкий, командующий 9-й армией, пожалованный 23 сентября и получивший Грамоту на эту награду № 1.
20 июня 1916 года была пожалована Георгиевская шашка, украшенная бриллиантами, Главнокомандующему армиями Юго-Западного фронта генералу от кавалерии А.А. Брусилову с надписью «За поражение австро-венгерских армий на Волыни, в Буковине и Галиции 22-25 мая 1916 г.».
Изготовление и посылка наградного бриллиантового оружия заняли много времени, и лишь 13 июля 1917 г. Георгиевская шашка для Брусилова стоимостью 3 тыс. рублей была отправлена.
Генералы и офицеры были главными действующими лицами на полях сражений в Первую мировую войну. Огромные потери среди офицеров, большое количество награждений командного состава свидетельствуют о высоком чувстве патриотизма, мужестве и храбрости руководящего состава русской армии. Офицеры личным примером вели за собой подчиненных, извечным призывом «Делай, как я!» поднимали солдат в атаку. Наглядный пример начальников побуждал и нижние чины воевать также мужественно и отважно.

Александр СУМСКОЙ

В начале ХХ века, накануне Первой мировой войны в армиях континентальных европейских государств (без учета флота, а значит и без учета Англии) примерно 70% солдат составляла пехота, 15% - артиллерия, 8% - кавалерия, оставшиеся 7% приходились на авиацию, связь, инженерные и автомобильные войска. Такое же соотношение было и в русской армии.

Основной боевой единицей был полк, и в русской армии он был как одна большая семья. Русские пехотные и кавалерийские полки, кроме номеров, имели названия по городам. Название указывало на место рождения полка или было символическим. Города "шефствовали" над "своими" полками, поддерживали связи, присылали подарки. Казачьи полки назывались по месту формирования, а номер означал очередность призыва.

В полках были очень сильны боевые традиции. Из 350 полков русской пехоты, участвовавших в Великой войне, 140 существовали от 60 до 230 лет, то есть были кадровыми, из них 16 гвардейских полков. Любой офицер и солдат знал историю своей части так детально, будто речь шла о собственных предках. Очень престижными были коллективные отличия, заслуженные полками за подвиги прошлых войн - это могли быть наградные знамена, добавка к названию, серебряные трубы, особые значки или отклонения в форме мундира (например, Апшеронскому полку полагались красные отвороты на сапогах в память о том, что в битве при Кунерсдорфе во время Семилетней войны полк выстоял "по колено в крови").

Памятный знак в честь 200-летия Апшеронского полка
с перечислением сражений, в которых он принимал участие

Очень высоко ставилось понятие офицерской чести. Но и понятию солдатской чести придавалось огромное значение. Устав гласил: "Солдат есть имя общее, знаменитое, имя солдата носит всякий военный служащий от генерала до последнего рядового".

Важнейшую роль играли унтер-офицеры. Это были профессионалы высочайшего уровня, костяк любого полка, "отцы родные" солдат - их непосредственные учителя и наставники.

Армия воспитывалась в строгой духовности, священник в полку был далеко не последним лицом. При этом допускалась широкая веротерпимость - мусульманам, католикам, лютеранам, даже язычникам из народов Поволжья и Сибири разрешалось отправлять свои обряды, присягу каждый принимал по обычаям своей веры.

Нередко полковые священники непосредственно принимали участие в боевых действиях своих полков, конечно же, не беря в руки оружия, но до конца исполняя свой пастырский долг. Таких примеров великое множество, приведу лишь один, описанный в "Вестнике военного и морского духовенства" №1 за 1915 год :
"О полковом священнике 5-го Финляндского стрелкового полка о. Михаиле Семенове сообщают, что 27 августа в бою при деревне Нерово о. Михаил в епитрахили и имея на груди дароносицу со Святыми Дарами все время находился на передовых позициях под жестоким шрапнельным и ружейным огнем. Здесь он лично перевязывал раненых, отправляя их затем на перевязочный пункт, спокойно напутствовал и причащал тяжелораненых. По окончании боя о. Михаил ночью совершил погребение здесь же на передовых позициях убитых в бою.
17 сентября в бою у д. Орская о. Михаил был контужен, но, несмотря на это, лично вынес из-под огня тяжело раненого и доставил его на перевязочный пункт, где причастил всех раненых, напутствовал умирающих и похоронил убитых.
18 сентября, в 12 часов дня, противник стал сильно теснить левый фланг всего боевого расположения; в час дня батальон одного из полков, расположившийся на крайней левой позиции, не выдержал жестокого шрапнельного огня противника и стал поспешно оставлять позиции, грозя увлечь за собой примыкающие к нему части. Видя серьезность создавшегося положения, о. Михаил, не обращая внимания на непрерывный огонь, надев епитрахиль, бросился вперед и остановил часть отступающих".

В подготовке пехоты важное значение все еще имел штыковой бой, учили ему основательно, существовало настоящее искусство фехтования на штыках. А конницу, соответственно, учили мастерски владеть шашками. С началом войны каждому кавалерийскому и пехотному полку придавалась пулеметная команда (8 пулеметов и 80 человек).

В ходе разрастания Великой войны в первую очередь выбивался цвет кадровой армии. Так, только в гвардейских полках к концу 1914 года выбыло 70% нижних чинов (рядовых и унтер-офицеров) и 27% офицерского состава. А уже на второй год войны кадровый состав русской армии был почти полностью сменен на мобилизованных.

Кадровый офицерский корпус русской армии во время Первой мировой войны нес тяжелейшие потери. В 1914 году офицерами стали 2400 юнкеров и пажей. На выпуске юнкеров в Царском селе император Николай II сказал: "Помните еще, что я вам скажу. Я нисколько не сомневаюсь в вашей доблести и храбрости, но мне еще нужна ваша жизнь, так как напрасная убыль офицерского состава может привести к тяжелым последствиям. Я уверен, что, когда нужно, каждый из вас пожертвует своей жизнью. Но решайтесь на это в крайней необходимости. Иначе, прошу вас - беречь себя".

Николай II проводит смотр юнкеров в Царском селе:

Но как было уберечь себя русским офицерам, когда в Уставе русской армии было написано, что офицер своим примером должен увлечь солдат в атаку. В уставах других армий целесообразности давали предпочтение перед доблестью. Может быть, поэтому за первые два года войны из 46-тысячного офицерского копруса среди офицеров младшего звена мало кто остался в строю.
Уже в 1916 году офицерский корпус состоял на 90% из офицеров запаса или получивших офицерский чин на фронте и подготовленных на скорую руку в юнкерских училищах.

Стоит ли после этого удивляться тому факту, что в Гражданской войне, развернувшейся в России еще в ходе Первой мировой, значительная часть офицеров сознательно выступила на стороне "красных"?

Кстати, нельзя не отметить, что упреки в адрес представителей аристократии по поводу того, что будто бы они отсиживались в тылу в своих дворцах и поместьях, когда простой народ проливал свою кровь, не совсем справедливы.
Так, в Великой войне приняли активное участие даже многие члены императорской фамилии. К примеру, бесстрашно воевал, командуя знаменитой Кавказской "дикой" дивизией, состоящей из горцев, великий князь Михаил Александрович, брат царя Николая II. Пять сыновей великого князя Константина Константиновича Романова воевали на фронтах Великой войны, а один из них - Олег Константинович пал смертью храбрых, сложив свою голову за Отечество.

Продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Офицеры военного времени

Формирование русского офицерского корпуса в годы Первой мировой войны (1914–1918)

Одной из главных причин, изменивших социальный состав русского офицерского корпуса, были большие потери, понесенные им в первые месяцы войны, а также - специфическая система ускоренного обучения новых кадров, ставшая главным источником пополнения командного состава в 1914–1917 гг.

К моменту начала войны в рядах офицерского корпуса насчитывалось 40 590 человек, при этом до штатного расписания не хватало 3000 офицеров. Требовалось срочно увеличить численность командного состава в связи с открытием боевых действий. За короткий срок были исчерпаны все имеющиеся резервы, но так как в ходе мобилизации приводились в боевую готовность одновременно войска первой и второй очереди, приходилось искать дополнительные источники пополнения офицерского корпуса.

В своем отчете военный министр В. А. Сухомлинов отмечал: «Для увеличения числа офицерских чинов образованы источники постоянного пополнения кадров путем ускоренного выпуска из военных училищ, которые дали 8400 человек в 1914 году, и подготовлены к выпуску 10 000; допущены к производству в офицеры частью с экзаменом, частью без экзамена, все нижние чины, имеющие соответствующий уровень образования».

За период с 19 июля по 3 августа (ст. стиль) 1914 г. - начало военных операций в Восточной Пруссии - состав офицерского корпуса увеличился до 98 000 человек. Из них было определено на службу из отставки 1136, переведено с административной должности 516, произведено в прапорщики запаса и прапорщики 2733, сдали экзамен при военных училищах 43, призвано из запаса 2700.

Таким образом, к первым боям кадры для пополнения офицерского корпуса были исчерпаны. Возникала проблема поиска дополнительных источников для восполнения потерь в ходе войны. Большая протяженность линии фронта и огромный размах боевых действий влекли за собой большие потери в личном составе Действующей армии. Незнание условий войны, нарушение противником правил обращения с пленными и парламентерами, применение отравляющих газов и большого количества техники на полях сражений, которые русское общество не было готово воспринять ни практически, ни морально, вело к массовой гибели офицеров на фронте. Только в течение первых пяти месяцев войны из строя выбыло 13 899 офицеров. Общие потери командного состава русской армии за всю войну - 130 959 человек (без учета военных чиновников и врачей) - превосходят все предыдущие кампании конца XIX - начала XX века.

Перед командованием стоял вопрос о скорейшем пополнении офицерских рядов, причем новые командиры должны были отвечать всем требованиям, выдвинутым войной: техническая грамотность, максимальное сближение с личным составом, умение быстро разбираться во взаимодействии различных родов войск.

В сложившейся ситуации, дабы скорее восполнить убыль офицеров в войсках, требовалось обеспечить постоянный приток новых командных кадров. Учитывая, что на первых порах основной контингент учащихся в школах прапорщиков состоял из более или менее образованных солдат, хорошо знакомых с военным делом, начальник Генерального штаба генерал от инфантерии М. А. Беляев выступал за дальнейшее развитие и расширение школ прапорщиков, тем более что к 1 декабря 1914 года в армии не доставало до штатного расписания 14 500 офицеров. Со временем стало увеличиваться количество открытых школ прапорщиков: 12 - в 1914 году, к 1 января 1916 года - 34 школы, к 1 января 1917 года - 38 школ, к осени 1917 года - 41.

В 1915 году, таким образом, армия получила 7608 прапорщиков, в 1916 году - 12 569, а к 1 мая 1917 года общее число составило 22 084 человека. Из приведенных цифр видно, что основным источником пополнения офицерского корпуса в годы Первой мировой войны были школы прапорщиков.

В эти школы направлялись нижние чины, а также люди со стороны с надлежащим уровнем образования (II разряд). Основным составом были представители купечества, мещанства, крестьянства. В школах прапорщиков количество дворян и офицерских детей крайне низко. Всего к 1 мая 1917 г. военные училища и школы прапорщиков окончили 172 358 человек, а с 11 мая по октябрь еще 20 115. Общее число офицеров, произведенных в военное время, составило 207 000 человек. Если еще прибавить произведенных в офицерский чин во время июньского наступления 1917 г., то общее число офицеров военного времени составит 220 000 человек. По подсчетам историков, на данный период офицерский корпус насчитывал 250 000. Таким образом, за годы войны сменился социальный состав русского офицерства и изменился его облик.

Условия войны заставили отказаться от традиционных принципов набора в военные училища, открыв туда доступ любому грамотному человеку. Уровень подготовки же с трудом мог соответствовать офицерскому званию. Поскольку школы прапорщиков уступали военным училищам по качеству преподавания и системе приема, то это сказывалось на положении обучающихся и на их образовательном уровне.

Уже после первых выпусков выяснился низкий уровень подготовки в школах прапорщиков. Также было отмечено несоответствие учащихся требованиям, предъявляемым офицерам: образование, грамотность, правила поведения. Это позволило генералу Адлербергу отметить в докладе Николаю II, что «…большинство прапорщиков состоит из крайне нежелательной для офицерской среды элементов».

Начальники школ всячески боролись за улучшение качественного состава учащихся. К примеру, начальник 4-й Московской школы прапорщиков полковник Шашковский, назначенный на эту должность с поста начальника 1-го кадетского корпуса и имеющий большой педагогический опыт, применял специальный отбор кандидатов на поступление: «Тотчас после укомплектования прибывшим предлагается написать автобиографию. Оказавшиеся принадлежавшими к профессиям, несоответствующим для перехода в офицерское общество (приказчик, прислуга и т. п.), отчисляются». Однако такие меры целиком зависели от начальников школ и были единичными. Офицерское сословие продолжало пополняться «нежелательными элементами».

Здесь необходимо отметить, что не все выпускники школ прапорщиков попадали на фронт. Многие направлялись в запасные полки и батальоны, где занимались подготовкой маршевых рот. От их знаний зависел уровень подготовки пополнений для фронта, а он был очень слабым. «В армию пришла молодежь, плохо подготовленная в запасных частях… вообще начиная с 1915 года армия стала походить на ландмилиционное войско», - отмечал командующий 8-й армией генерал А. А. Брусилов. Требовалось скорейшее решение проблемы подготовки офицерского состава.

Анализ документов мобилизационного отдела ГУГШ за период 1915–1916 гг. позволяет сделать вывод, что для многих людей школы прапорщиков явились начальной ступенью дальнейшей карьеры. Канцелярия начальника ГУГШ буквально завалена прошениями о зачислении в школы представителей мещан, купцов, крестьян.

В ходе войны офицерский корпус целиком преобразился, приобретя, как и армия, народный характер. Он перестал быть профессионально-этической отгороженной частью общества. Постепенно старый кадровый состав, понесший большие потери и потому практически истребленный, был заменен новым, выпущенным с краткосрочных курсов. Отечественные специалисты отметили, что к концу 1917 г. в большинстве воинских частей из 100 % офицеров 98 % были прапорщиками военного времени.

Таким образом, офицерский корпус не только численно увеличился, но и перешел на новую систему комплектования - бессословную. Юридически офицерство продолжало оставаться привилегированным сословием, на деле же оно состояло из народа, прошедшего ускоренную подготовку.

Попадая в армию, новоиспеченные прапорщики сталкивались с кадровыми офицерами. Хотя последних оставалось немного, они считали себя хранителями и продолжателями традиций русского офицерства, в основе которых лежала служба стране и престолу. Мировоззрение старых кадровых офицеров можно выразить словами одного военного журналиста: «…кто бы воевал, кто обязан подавать пример. Мы, кадровые офицеры. Государство нас даром учило…нам платили жалованье, мы принимали присягу. Наконец, я служу в полку, в котором предки мои совершали легендарные подвиги, не считаясь ни со временем, ни с погодой, ни с численностью врага. Они были герои духа и долга». Совсем другое дело - молодые прапорщики, прошедшие короткий курс обучения. Их положение в офицерском обществе определяла не только профессиональная непригодность, но и полная неподготовленность к тому, чтобы стать офицером. Здесь следует разделять произведенных в офицерский чин на фронте солдат, которые были знакомы с военным делом, и выпускников школ прапорщиков, в прошлом тыловых солдат, ополченцев и студентов, а также людей со стороны, не имевших ни малейшего понятия о воинской службе.

Многие из них шли в армию ради карьеры, особенно после приказов военного министра о положении офицеров военного времени при демобилизации армии. Обладающие хоть каким-нибудь образовательным цензом стремились стать офицерами, чтобы с помощью военной карьеры завоевать положение в обществе. Такими молодыми прапорщиками комплектовался в годы войны офицерский корпус.

Это во многом привело к неприятию прапорщиков кадровым составом армии. «В полках по три-четыре офицера, на которых можно положиться: капитаны и поручики; они командуют батальонами. Остальные прапорщики не могут отличить правой руки от левой», - доносил командующему Юго-Западным фронтом генерал П. И. Лечицкий. Подобное отношение к новым офицерам происходило из-за противоречий в подготовке и воспитании кадровых военных и учащихся ускоренных курсов. Все знания, навыки и общественные нормы, которые раньше офицеры вырабатывали годами, теперь необходимо было пройти за четыре месяца. Неудивительно, что за такое короткое время будущие командиры не успевали освоить даже азы военной науки. «Сегодня на плацу показали трехдюймовую пушку и сделали из нее выстрел. На этом закончилось практическое и теоретическое знакомство с артиллерией. Зато много и усердно занимаемся фортификацией на… классной доске. Настоящих окопов мы не видели, проволочных заграждений тоже».

Во время обучения учащиеся школ прапорщиков практически не получали боевой подготовки, так как начальство считало, что всему можно выучиться на фронте. «Вообще стрелковому делу внимания у нас уделяют очень мало. За четыре месяца было только три стрельбы из винтовки и одна из револьвера».

Сложившаяся в армии обстановка способствовала возникновению внутреннего конфликта между прапорщиками и старыми кадровыми командирами. Во многом к этому приводили пробелы и недочеты в системе ускоренной подготовки. Прошедшие ее молодые офицеры оказывались малопригодными в условиях фронта. Это вызывало у начальства желание сберечь старые опытные кадры, поэтому сплошь и рядом прапорщиков посылали в самые опасные места.

Наиболее жестким отношение к таким офицерам было в гвардейских полках, сумевших в условиях войны сохранить свои старые традиции. Анализ протоколов офицерских собраний лейб-гвардии Волынского, Литовского и Гренадерского полков позволяют выявить следующую тенденцию.

Каждый новоприбывший офицер, в том числе и прапорщики, сперва состоял приписанным к войсковой части, то есть выполнял все функции офицера, участвовал в боях, но не числился в списках полка. По истечении определенного срока офицерское собрание полка решало вопрос о соответствии кандидата офицерскому званию и оставляло за собой право принять его в состав полка или же исключить. Подобные факты отмечает в своих записках генерал А. И. Деникин, занимавший в 1916 г. должность генерал-квартирмейстера штаба Юго-Западного фронта: «Помню, когда после тяжелых боев на фронте Особой (в состав которой входили гвардейские полки. - Н. К.) и 8-й армий генерал А. М. Каледин настоял на укомплектовании гвардейских полков несколькими выпускниками ускоренных курсов. Офицеры эти, неся наравне с гвардейцами тяжелую службу, явились в полках совершенно чужеродным элементом и не были допущены по-настоящему в полковую среду».

Этот факт приведен не случайно. Стечением времени среди выпускников школ прапорщиков стали появляться совершенно не годные к службе люди. Вследствие этого особое внимание высшее командование уделяло вопросу соотношения учащихся временных школ их будущему званию. Примером может служить один из приказов командующего Кавказской армией Великого князя Николая Николаевича от 20 декабря 1915 г., в котором особое внимание уделялось положению, сложившемуся в школах прапорщиков. В нем отмечалось, что молодые офицеры избегают отправки на фронт, причем «…просьбы эти всегда мотивируются расстроенным здоровьем либо слабостью сердца и легких, мешающей нести службу в горах, что нередко подтверждается прилагаемыми к ходатайствам удостоверениями врачей. Равным образом замечено, что школы прапорщиков иногда выпускают лиц уже опороченных судом или с предосудительной нравственностью (что в офицерском корпусе мирного времени считалось совершенно недопустимым. - Н. К.). Ввиду сего приказываю ни под каким видом не принимать в школы прапорщиков лиц, страдающих болезнями, мешающими несению строевой службы, или опороченных по суду и обладающих недостаточной нравственной устойчивостью».

Отношение кадровиков к новопроизведенным прапорщикам четко выражают слова из записанного фронтовым журналистом диалога: «Как вы смеете, прапорщик, меня учить! Щенок! Мальчишка! Кадетик! Фунт соли солдатской не съел, а лезет учить старых боевых офицеров!» Подтверждение подобного отношения можно встретить в воспоминаниях генерала А. И. Деникина, отмечавшего: «Эта замкнутость поставила офицерский корпус в очень тяжелое положение во время мировой войны, опустошившей ее ряды… Офицерство дралось и гибло с высоким мужеством. Но наряду с доблестью, иногда с рыцарством, в большинстве своем в военной и гражданской среде оно сохраняло кастовую нетерпимость, архаическую классовую отчужденность и глубокий консерватизм».

Это отторжение возникло в силу того, что выпускники временных учебных заведений изначально не принадлежали к офицерскому обществу. Они не воспринимали его традиций, законов, культуры, были чужды принципам военной жизни. Конечно, в мирное время в офицерском корпусе было много представителей недворянского происхождения. Однако они получали в военных училищах надлежащее воспитание и образование, которые готовили их к военной профессии. Им внушали многие установки офицерских взаимоотношений, которым те следовали на протяжении дальнейшей службы. Во время войны все выглядело иначе, и профессия офицера стала во многом средством улучшения общественного положения. Поэтому, даже надев погоны, новые люди не могли стать полноправными членами офицерского общества. Многие правила офицерской жизни не распространялись на прапорщиков.

Им даже было отказано в дуэлях, которые на протяжении веков были связаны с понятиями долга и чести. По мнению многих командиров, новоиспеченные прапорщики ускоренных курсов не попадают под эти категории, как не пользующиеся правами действительной службы. «К черту дуэль. Вызовет меня какой-то дурак, мальчишка, которого просто ремнем выдрать нужно, а я, чтобы не прослыть трусом, должен с ним стреляться». До войны все офицеры имели право на дуэль как исключительное средство решения вопросов, в которых задета честь. Теперь же она стала привилегией старого кадрового состава.

Другой причиной взаимного отчуждения, возникшего среди офицерства в военные годы, была неготовность молодых офицеров к командованию нижними чинами. Почти вся русская армия нуждалась в грамотных офицерах-инструкторах, которые смогли бы сплотить отдельных людей в военной форме в единые отряды. Хотя программы школ прапорщиков несколько раз менялись, качество выпускников по-прежнему оставалось низким, и эта проблема так и не была решена в годы войны: «…главное - отсутствие крепких духом офицеров-инструкторов. Последние набирались или из стариков, или из зеленой молодежи, которых самих надо было учить военному делу. Особенно резко эти недочеты сказывались в пехоте, где потери и убыли кадровых элементов были особенно высоки».

Плохая подготовка и неумение общаться с подчиненными приводили к отрицательному отношению к прапорщикам среди нижних чинов.

Это можно установить по характеристикам, даваемым офицерам-прапорщикам в солдатских письмах и фронтовом фольклоре. «Всего более угнетает, что старыми солдатами командуют выскочки-офицеры. Солдат они не понимают или понимают, а забот не видно». Кроме того, солдат угнетало то, что офицерская молодежь, не воспринимая порядков и культуры нового для них армейского общества, пытается утвердить себя в нем через грубое отношение к подчиненным, что ранее было недопустимо. «Мы без офицера, что без головы. Да беда, что голова худа. Что хуже… У нас прапорщик был: и невинен, а в морду бил». Больше всего по солдатскому самолюбию ударяло то, что многие прапорщики были из одной с ними среды. Если вспомнить, каким способом отбирались из воинских частей кандидаты на учебу, станет ясно, что это был далеко не лучший элемент.

В большинстве своем они были из тыловой службы. Вообще в школах прапорщиков количество юнкеров с боевым опытом было невелико. В 1-й, 2-й, 3-й, 4-й Петергофских школах из 1098 человек с боевым опытом было 19 %. Во 2-й Московской из 542 учащихся боевой опыт имели 37 %. Здесь следует отметить, что в общее число людей с боевым опытом входят как бывшие под огнем противника, так и находившиеся возле линии фронта. Если же брать в расчет непосредственно участвовавших в сражениях, то их число будет еще меньше. Солдаты считали обидным подчинение не опытному командиру, а плохо обученному прапорщику, которых иногда называли «заурядами». «Здесь опять эти зауряды самые. Обида мне и всему воинству. Свинаря вместо царя». Поведение молодых прапорщиков на фронте было объектом солдатских шуток и рассказов. Причем высмеивалось не наличие как таковых, а неумение и нежелание ими пользоваться.

Это был своеобразный акт недоверия к молодым офицерам, который в принципе был недопустим в условиях фронта. Многие участники мировой войны отмечали, что «…для того, чтобы выиграть сражение, одного повиновения мало. Нужно, чтобы солдаты доверяли своим командирам». Для прапорщика, чтобы стать «своим» для солдатского мира, необходимо было побывать под огнем. По поведению человека в таких условиях судили о его профессиональной пригодности: «У нас офицер ни тебе учен, ни тебе умен, а словно индюк выхаживает. Зато до дела - ни пальчиком. Ждем, когда же бой испытает».

Подобное отношение касалось в первую очередь выпускников ускоренных курсов, находившихся в более трудных условиях. Оторванные войной от привычных занятий, они попадали в новый, непонятный для них мир. Не зная его законов, плохо подготовленные к восприятию условий войны, они не могли найти общий язык ни с другими офицерами, ни со своими солдатами. Многие прапорщики стремились соединиться с солдатской массой, находясь на одном с ней уровне: «Вы не зовите меня «ваше благородие», когда бываете наедине со мной, зовите просто «Дмитрий Прокопьевич».

Этим они пытались разрушить барьер, разделявший офицерство и солдат, остававшийся нерушимым, несмотря на различные социальные изменения, произошедшие в русском обществе в начале века и в период Первой мировой войны. Новые офицеры всячески подчеркивали, что имеют социальный статус одинаковый с солдатами (это считалось недопустимым в традиционном офицерском обществе): «Знаете что, поручик Завертаев, я не знаю, какого вы происхождения, но я того же самого, как и эти солдаты, и когда мне говорят, что солдаты - это серая скотинка, то я отношу это на свой личный счет».

Другие, наоборот, чувствовали, что они внутренне не соответствуют новой для них военной среде. С этой точки зрения весьма характерны заметки, сделанные прапорщиком С. М. Устиновым во время его службы в Симферополе в 33-м запасном пехотном полку. Поступив в армию добровольцем, Устинов после некоторого пребывания в полку был направлен в Одесское военное училище на краткосрочные курсы подготовки офицеров, так как до войны он работал нотариусом. После завершения учебы, получив чин прапорщика, он направляется в качестве командира в свой полк и оказывается командиром тех людей, которые недавно обучали его азам военной науки. «Странно мне было чувствовать себя пред этим опытным старшим солдатом, - описывает автор встречу со старым фельдфебелем, - который знал, вероятно, службу более, чем я, офицером, высоко стоящим над ним по лестнице субординации, когда всего четыре месяца назад он был моим непосредственным начальником, распоряжения которого были для меня законом».

Подобные офицеры не представляли, в каком мире они оказались, надев новые погоны. Они не были готовы командовать, принимать ответственные решения, то есть выполнять функции командира, к выполнению которых готовили в традиционных военных училищах. С. М. Устинов отмечает, что, став офицером, он «просто боялся… не за себя, нет, а за ту ответственность, которую я должен был взять за других. Я понял, что во мне не было главного, что нужно было для командного состава: я мог повиноваться, но не приказывать другим. Я чувствовал себя более штатским, чем когда-нибудь».

Поведение молодых прапорщиков на фронте было объектом многих солдатских шуток и рассказов. Причем высмеивалось не наличие знаний как таковых, а неумение и нежелание ими пользоваться. Это был своеобразный акт недоверия к молодым офицерам, который в принципе был недопустим в условиях фронта. Многие участники мировой войны отмечали, что «…для того, чтобы выиграть сражение, одного повиновения мало. Нужно, чтобы солдаты доверяли своим командирам».

Интересно, что подобным испытаниям и насмешкам подвергались именно окончившие школы прапорщиков. Выпускники ускоренных курсов при военных училищах находились в глазах старых офицеров, считавших, что имя учебного заведения говорит само за себя, в более выгодном положении. Что же касается солдатской массы, то в ней особенно ценились произведенные в офицерский чин за отличие. Как правило, это было награждение Георгиевским крестом, резко поднимавшем общественный статус его владельца.

Особенно трудным для молодых прапорщиков был процесс вхождения в офицерское общество. Здесь им пришлось столкнуться со старыми офицерами, считавшими себя хранителями традиций военного сословия. Именно они - хорошо подготовленные профессионалы - стремились сохранить в неприкосновенности, несмотря на социальные и психологические изменения в обществе, вызванные тремя годами тяжелой войны принципы офицерской жизни и взаимоотношений.

Новые офицеры всеми силами стремились войти в новый для них мир, используя при этом различные способы, которые часто вызывали еще большее неприятие кадрового офицерства. «… Все были произведены уже давно в офицеры, причем, ставши офицерами, они, естественно, очутились на первых порах в сложном положении. Они больше, чем кто-либо, чувствовали разницу между кадровым офицерством и собой, и им особенно трудно было выбрать ту или иную линию поведения на новом поприще, открывшиеся для них офицерской звездочкой. Всех их можно было разделить по индивидуальным свойствам на две группы.

К первой относились те прапорщики, которые сразу же решились сделаться «господами», что при их неумении выглядело смешно и породило много комических сцен. Такие обыкновенно чувствовали себя с первых же шагов со всеми в равном положении: совали первыми свою руку, вмешивались в разговоры, их не касающиеся, авторитетно заявляли свое мнение старшим.

Вторая группа долго присматривалась к старому офицерству, как никогда изучая его привычки, характер и манеры, и перенимала их постепенно, более или менее удачно. Этим они многое выигрывали, и к ним кадровые офицеры настолько привыкли, что не делали для них никакой разницы».

Оказавшись в военной среде и одновременно отторгнутые ею, они становились легкой добычей разных организаций, ведущих антивоенную и антиправительственную пропаганду. Не случайно именно среди прапорщиков, не имеющих четких представлений о войне и ее целях, о роли офицера в армии, разворачивается разного рода агитация. Один из участников войны - генерал В. А. Кислицын - отмечал, что «…офицеры старой школы все сплошь были монархистами». Что же касается остальных, то «… все эти господа (земгусары, агитаторы) облекались во всевозможную форму, украшали себя шпорами и кокардами и втихомолку обрабатывали низы армии, главным образом - прапорщиков».

Постепенно, к концу 1916 г., офицерский корпус и русская армия приобрели новые черты. Особенно это коснулось офицерского корпуса, наиболее пострадавшего от потерь. Попытки восполнить эти потери приводили к ухудшению качества состава корпуса, что сразу сказывалось на боеспособности армии: «За три года войны большинство кадровых офицеров и солдат выбыло из строя, и оставались небольшие кадры, которые приходилось спешно пополнять отвратительно обученными людьми из запасных полков и батальонов. Офицерский состав приходилось пополнять вновь произведенными прапорщиками, тоже недостаточно обученными. Были не только роты, но и батальоны, во главе которых находились молодые прапорщики». Эта молодежь стала основой нового офицерского корпуса, складывающегося в условиях военного времени.

К 1916 г. фактически командный состав полностью менялся несколько раз. Учитывая, что пополнения состояли в основном из выпускников школ прапорщиков, и опираясь на анализ системы приема и подготовки в этих учебных заведениях, можно утверждать о складывании к этому времени совершенно нового типа офицера русской армии.

Новый тип офицера резко отличался от довоенного. Прежде всего это был человек, ставший офицером не по воспитанию и убеждениям, а по необходимости. В его подготовке отсутствовали важные элементы традиционного обучения мирного времени. Внимание уделялось ускоренности выпусков, а не глубине знаний, получаемых за короткое время. Совершенно не готовые к новой роли офицера, эти люди не могли найти себе применения на фронте. Они были обязаны своим положением войне, превратившей их из ничего в «благородия», предоставив возможность дослужиться до дворянства. В силу карьерных устремлений они окончательно оказались отделены от солдат и в то же время не принятыми старыми кадровыми офицерами. Полная неприспособленность к военной жизни и отсутствие твердых убеждений, являвшихся основой офицерского мировоззрения, делали их способными к совершению необдуманных поступков. Это могут подтвердить события 1917 г.

Копылов Н. А.

Из книги Неизвестный Мессершмитт автора Анцелиович Леонид Липманович

Будни военного времени В стране и за ее пределами происходили знаменательные события. Хейнкель строил четырехмоторный Не-177, заказ на который он получил еще в середине 1938 года. Переделанный под пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88 удвоил свой первоначальный взлетный

Из книги Императорская кухня, XIX - начало XX века автора Лазерсон Илья Исаакович

Завтраки и обеды военного времени Когда началась Первая мировая война и Николай II в августе 1915 г. отъехал в Ставку, там сложился свой церемониал приема пищи. В Ставке также практиковались два «официальных» приема пищи, только несколько смещенных по времени: в 12.30

Из книги Собибор - Миф и Реальность автора Граф Юрген

2. Показания военного времени и первых послевоенных лет Всего лишь через два месяца после прибытия в Собибор первых эшелонов с заключенными, 1 июля 1942 года, лондонская газета польских эмигрантов Polish Fortnightly Review («Польское двухнедельное обозрение») опубликовала статью об

Из книги Жестокий континент. Европа после Второй мировой войны автора Лоу Кит

Глава 16 ВЫБОР ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Вторая мировая война никогда не рассматривалась обычным конфликтом из-за территории. Это была еще и война расовой и этнической принадлежности. Некоторые определяющие ее события не имели ничего общего с завоеванием и удерживанием реальной

Из книги Махно и его время: О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине автора Шубин Александр Владленович

8. По законам военного времени Каждую из приходящих в Екатеринослав армий жители оценивали прежде всего по грабежам. На общем фоне гражданской войны меры Махно против грабителей можно признать удовлетворительными. По свидетельству того же Гутмана, «такого повального

автора Корниш Н

Изменения военного времени Опыт, приобретенный во время войны, повлек за собой целый ряд организационных изменений в вооруженных силах. Новое техническое оборудование, такое как телефоны, стало общеупотребительным на всех уровнях. Количество пулеметов сильно возросло

Из книги Русская армия 1914-1918 гг. автора Корниш Н

Новшества военного времени Одним из способов, которые русские стали использовать для преодоления трудностей фронтальных атак, стало формирование гренадерских взводов, предназначенных для действий на острие наступления. Другим явилось применение партизанской тактики,

автора

Из книги Загадки ленд-лиза автора Стеттиниус Эдвард

Глава 22. Визит в Великобританию военного времени В 1.30 15 июля 1942 года швейцар впустил меня в здание на Даунинг-стрит, 10. Вместе со мной был У. Баллит, прибывший с поручением от военно-морского министра Нокса. Так как заседание Военного кабинета еще продолжалось, мы

Из книги Спасительный 1937-й. Как закалялся СССР автора Романенко Константин Константинович

Часть II. По законам военного времени

Из книги Сионизм в век диктаторов автора Бреннер Ленни

24. ПРОВАЛ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Помощь европейским евреям во время второй мировой войны может рассматриваться только в контексте общих военных усилий союзников. Во все времена главной заботойВеликобритании и Франции, а затем и Соединенных Штатов было

Из книги Россия в XVIII веке автора Каменский Александр Борисович

4. Россия в условиях военного времени Заключив летом 1700 г. мирный договор с Турцией, Россия объявила войну Швеции и двинула свои армии в сторону крепости Нарва. Формально целью войны провозглашалось возвращение «отчин» и «дедин», т. е. прибалтийских земель, некогда

автора Лор Эрик

Экономическая политика военного времени После внезапного начала войны министр иностранных дел С.Д. Сазонов заявил: никаких репрессивных мер, касающихся личности или имущества граждан враждебных государств, принято не будет{196}. Как утверждает Эдвин Борхард, «пожалуй, ни

Из книги Русский национализм и Российская империя [Кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны] автора Лор Эрик

Развитие конфискационных мер в условиях военного времени До войны уже существовали меры, которые ограничивали права как иммигрантов из других стран, так и подданных Российской империи еврейского, польского и немецкого происхождения на приобретение земли. Однако путь

Из книги Униформа Красной армии автора Липатов Павел Борисович

Снаряжение военного времени Из соображений экономии многие предметы снаряжения из кожи заменили брезентовыми или кирзовыми, где кожаными оставались лишь некоторые, наиболее ответственные детали. Так, полоска кожи с дырками для затягивания нашивалась на

Из книги Война: ускоренная жизнь автора Сомов Константин Константинович

По нормам военного времени Путь солдата на войне и вблизи ее обычно катился по замкнутому кругу: запасной полк, передовая, госпиталь, опять запасной полк и передовая - и так до конца всемирного побоища. Для этих этапов приказом народного комиссара обороны № 312 от 22

Армия - это особый мир со своими законами и обычаями, строгой иерархией и четким разделением обязанностей. И всегда, начиная еще с древнеримских легионов, являлся главным связующим звеном между простыми воинами и высшим командирским составом. Сегодня поговорим об унтер-офицерах. Кто это и какие функции они выполняли в армии?

История возникновения термина

Разберемся, кто же такой унтер-офицер. Система военных чинов стала складываться в России в начале XVIII века с появлением первой регулярной армии. С течением времени в ней происходили лишь незначительные изменения - и более двухсот лет она оставалась фактически неизменной. После года в русской системе военных чинов произошли большие перемены, но и сейчас большинство старинных званий все так же используюытся в армии.

Изначально не было строгого деления на звания среди низших чинов. В роль младших командиров исполняли урядники. Затем, с появлением регулярной армии, появилась новая категория низших армейских чинов - унтер-офицеры. Слово имеет немецкое происхождение. И это неслучайно, поскольку многое в то время заимствовалось у иностранных государств, особенно в период правления Петра Великого. Он-то и создал первую русскую армию на регулярной основе. В переводе с немецкого языка unter означает «низший».

C XVIII века в русской армии первая степень военных чинов делилась на две группы: рядовые и унтер-офицеры. Следует помнить, что в артиллерии и казачьих войсках низшие военные чины назывались фейерверкеры и урядники соответственно.

Способы получения звания

Итак, унтер-офицер - это низшая ступень военных чинов. Получить этот чин можно было двумя способами. Дворяне поступали на военную службу в низшем чине сразу, вне вакансий. Затем они продвигались по службе и получали свое первое офицерское звание. В XVIII веке это обстоятельство привело к огромному переизбытку унтер-офицеров, особенно в гвардии, где предпочитало служить большинство.

Все остальные должны были прослужить четыре года, прежде чем получить чин подпрапорщика или фельдфебеля. Кроме того, офицерское звание недворяне могли получить за особые воинские заслуги.

Какие чины относились к унтер-офицерам

За прошедшие 200 лет в этой низшей ступени военных чинов происходили изменения. В разное время к унтер-офицерам относились следующие звания:

  1. Подпрапорщик и зауряд-прапорщик - высшие унтер-офицерские чины.
  2. Фельдфебель (в кавалерии он носил звание вахмистра) - унтер-офицер, который занимал среднее положение в чинах между капралом и подпрапорщиком. Он выполнял обязанности помощника командира роты по хозяйственным делам и по внутреннему порядку.
  3. Старший унтер-офицер - помощник командира взвода, прямой начальник солдат. Имел относительную свободу и самостоятельность в обучении и подготовке рядовых. Следил за порядком в подразделении, назначал солдат в наряд и на работы.
  4. Младший унтер-офицер - это непосредственный начальник над рядовыми. Именно с него начиналось воспитание и обучение солдат, он помогал своим подопечным в военной подготовке и вел их в бой. В XVII веке в русской армии вместо младшего унтер-офицера существовало звание капрала. Он относился к низшему военному чину. Капрал в современной армии России - это младший сержант. В американской армии до сих пор существует звание младшего капрала.

Унтер-офицер царской армии

В период после русско-японской и в Первую мировую войну формированию унтер-офицерского состава царской армии придавали особое значение. Для мгновенно возросшей численности в армии не хватало офицерского состава, а военные училища не справлялись с этой задачей. Короткий срок обязательной службы не позволял подготовить профессионального военного. Военное министерство старалось всеми силами удержать в армии унтер-офицеров, на которых возлагались большие надежды по воспитанию и обучению рядовых. Их постепенно стали выделять в особый слой профессионалов. Было решено оставлять на сверхсрочной службе до трети численности низших военных чинов.

Сверхсрочникам стали увеличивать денежное содержание, они получали Унтер-офицеры, прослужившие сверх срока 15 лет, при увольнении получали право на пенсию.

В царской армии унтер-офицеры играли огромную роль в подготовке и обучении рядовых. Они отвечали за порядок в подразделениях, назначали солдат в наряды, имели право уволить рядового из подразделения, занимались

Упразднение низших военных чинов

После революции 1917 года были упразднены все военные чины. Вновь были введены уже в 1935 году. Чины фельдфебеля, старшего и младшего унтер-офицеров были заменены на младшего и подпрапорщик стал соответствовать старшине, а зауряд-прапорщик - современному прапорщику. Многие известные личности XX века начинали свою службу в армии в чине унтер-офицера: Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, В. К. Блюхер, Г. Кулик, поэт Николай Гумилев.