«Прощай начальная школа» - Урок мир вокруг нас. Номинация «Юный Пифагор». Номинация « Будущий Пикассо». Номинация «Целитель детских душ». Номинация «Медведь на ухо не наступил». Театр экспромтов. Из года в год, из класса в класс, Ведет неслышно время нас. Номинация «Любознательность». Номинация «Чуткое сердце». Светлое будущее.

«Дети в начальной школе» - Совместная проектная деятельность. База эксперимента Администрация школы. К вам весна пришла А с Весной и Пасхой радость принесла. Родители. Народ без народности – тело без души К.Д. Ушинский. Светлый праздник « святой пасхи». Основные мероприятия за 2010-2011 учебный год. Выводы. Изучение родного языка, развитие лингвистических способностей.

«Учитель начальной школы» - Основные направления. Организационно – педагогические мероприятия. Система внутришкольного контроля. Список учителей. Продолжить поиск новых технологий, форм и методов обучения и воспитания. Задачи. Участие учителей в городских мероприятиях. Участие обучающихся начальных классов в городских конкурсах и олимпиадах.

«ИКТ на уроках в начальной школы» - Общеучебная и познавательная деятельность с ИКТ. Проектная деятельность. Проектная деятельность с использованием ИКТ. Использование ИКТ учащимися на уроках в начальной школе. Иностранный язык. Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему. Окружающий мир. Уроки с ИКТ. В начальной школе. Литературное чтение.

«Уроки в начальной школе» - Тема «Ты и здоровье» УМК «Начальная школа XXI века». Типы современных уроков окружающего мира. Когда возникло земледелие Выскажи предположение Прочитай отрывок из летописи. Современный урок в начальной школе. Методика. Текст. Эксперимент. Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей.

«Внеклассная работа в начальной школе» - Принцип деятельности. Познавательные экскурсии. Основное преимущество внеклассной (внеурочной) деятельности школьников. Кружки познавательной направленности. Викторины. Научно – познавательная деятельность: Общественно-полезная деятельность. Призвана целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор


Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

  • ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

  • Игровая
  • Познавательная (не на уроке)
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая

Результаты и эффекты ВД

  • Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект ВД влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.

  • Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты внеурочной деятельности

  • Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
  • Первый достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.

Соответствие уровней результатов, форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора


Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

См. с. 16 - 114


  • Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

  • Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
  • Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
  • Возрастные образовательные программы
  • Индивидуальные образовательные программы.

  • ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
  • Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
  • Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.

Общие правила разработки программ ВД

  • ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
  • В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.

Общие правила разработки программ ВД

  • В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
  • ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы (образец программы для класса и образец программы для старших подростков)

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.


Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

  • Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
  • Примерная должностная инструкция педагога-организатора
  • Примерная должностная инструкция классного руководителя
  • Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)

Разделы: Администрирование школы

Наше образовательное учреждение – одно из трех школ города, которое стало реализовывать ФГОС НОО в 2010–2011 учебном году. Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования. Разработан учебный план, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания.

При составлении учебного плана перед нами встал вопрос: кто должен вести занятия по ВД?

  1. Может педагоги ДО. Они подходят к данному процессу именно с позиции развития ребенка, а не обучения. Действительно, учреждения ДО обладают значительным потенциалом в организации внеурочной деятельности, обеспечивая вариативность и наличие широкого спектра занятий по каждому из ее направлений;
  2. Может учителя старших классов, шире и глубже видят предмет.
  3. Может учитель начальных классов выберет один-два курса и будет работать в этом направлении со всей параллелью обучающихся.
  4. Может классный руководитель будет вести занятия, каждый в своем классе. Мы остановились на этой модели. Считаем, что в 1 классе это целесообразно, т.к. это приводит к успешной адаптации первоклассников и глубокому знакомству педагога с детьми.

Привлекли инструктора по плаванию (используя возможности школьного бассейна). 1 класс посещает кружок “Макраме”, руководит которым, преподаватель Центра детского творчества. Эта модель облегчает работу при составлении расписания.

Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.

Базисный учебный план выделяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления ВД:

  • Спортивно-оздоровительное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Научно-познавательное.
  • Военно-патриотическое.
  • Общественно-полезная деятельность.
  • Проектная деятельность.

На наш взгляд эти направления являются содержательными ориентирами при организации внеурочной деятельности. Но они не покрывают все видовое многообразие деятельности детей в школе. Поэтому целесообразно наряду с направлениями внеурочной деятельности выделять и виды внеурочной деятельности.

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • Техническое творчество;
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеурочной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных десяти видах .

Поэтому внеурочная деятельность организована в нашей школе с учетом:
– специфики образовательной деятельности школы;
– кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;
– запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг.

В тоже время для полноценной организации ВД в большинстве ОУ сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм организации ВД, единых моделей.

Рабочей группой нашей школы по внедрению ФГОС нового поколения на начальной ступени были разработаны программы по рекомендуемым направлениям.

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.

Главные идеи программ заключаются в:
– формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
– воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
  • различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках “себя”;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Перед вами программы, обеспечивающие направления внеурочной деятельности. Из таблицы видно, что набор курсов в каждом классе различен.

Направления внеурочной деятельности. Программы, обеспечивающие направление.
1 А 1 Б 1 В 1 Г
Спортивно-оздоровительное. Бассейн.
Бассейн.
“Здоровый ребенок-успешный ребенок”.
Бассейн.
“Школа ЗОЖ”.
Бассейн.
“Жемчужины здоровья”.
Художественно-эстетическое. “Мозаика”. “Сказочное рукоделие”. “Цветик-семицветик”.
“Макраме”.
“Вслед за солнышком идем”.
Научно-познавательное. “Умники и умницы”.
“Волшебный мир книги”.
“Родное слово”.
“Школа этики”.
“Родное слово”.
“Книжкорята”.
“Умники и умницы”.
“Школа этики”.
“Знайка”.
“Юные читатели”.
“Заниматика”.
“Грамотеи”.
“Юные умники”.
“Любознатики”.
“От А до Я”.
Военно-патриотическое. “Россия – Родина моя”.
Общественно-полезное. “Капелька”. “Капелька”. “Школа, я, моя семья” “Родники”.
Час общения.
Проектная деятельность. Проходит через все направления.

Содействовать интеллектуальному развитию, расширению кругозора помогают обучающимся курсы “Умники и умницы”, “Любознатики”, “Грамотеи”, “Юные читатели” и др.

Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление представлено курсами “Сказочная мастерская”, “Мозаика”, “Цветик-семицветик”, “Вслед за солнышком идем”.

Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение обучающихся к занятиям спортом.

Это направление внеурочной деятельности для первоклассников представлено курсами: Плавание, “Здоровый ребенок – успешный ребенок”, “Жемчужины здоровья”. Эти курсы выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

Общественно-полезное направление строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, через КТД, ролевые игры. Это курсы “Капелька”, “Школа, я, моя семья”, “Родники”.

Первоклассники делают первые шаги в написании исследовательских проектов. Вот названия некоторых из них: “Мое любимое число”, “Наша одежда”, “Моя семья”.

В основном все занятия проходят во второй половине дня.

Из огромного количества инновационных форм мы избрали лишь немногие, т.к. считаем, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.

Такие формы работы с первоклассниками позволяют наметить путь, который в итоге приведет нас к конечной цели, отраженной в “Портрете выпускника начальной школы”.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

Проведенный опрос педагогов по организации внеурочной деятельностипоказал, что учителя начальных классов, наряду с позитивными результатами апробации новой системы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, отмечают и необходимость совершенствования уровня своих методических знаний и подходов к данной деятельности.

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Нами проведено анкетирование 76 родителей. Перед вами – результаты.

  1. Довольны ли вы тем, что во второй половине дня организована внеурочная деятельность?
    Довольны – 73 человека
  2. Не наблюдается ли в связи с этим перегрузки детей?
    68 человек считают, что перегрузки нет
  3. Посещает ли ваш ребенок кружки ДО? Сколько?
    30 человек – 1 кружок, 10 – 2, 4 – 3
  4. Сколько занятий (в неделю) необходимо Вашему ребенку?
    Только 8 человек ответили, что достаточно 5
  5. Какое направление вызвало наибольший интерес у детей?

Предпочтение отдано 2 направлениям – научно-познавательному и спортивно-оздоровительному.

Это и понятно, так как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья. А занятия по научно-познавательному направлению построены на внеучебном материале и способствует развитию познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

В целом сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

В процессе работы явно вырисовываются основные проблемы внеурочной деятельности:

1. Недостаточная оснащенность школы медиасредствами.

2. Удаленность от учреждений ДО, дающих расширение круга возможностей для посещения музеев, выставок, театров. Это позволило бы интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.

3. Отсутствие образовательной инфраструктуры, необходимой для организации внеурочной деятельности (наличие специальных помещений, специального оборудования, методического и дидактического оснащения).

Но, несмотря, ни на что, мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для

возникновения мотивации обучения. И очень хочется, чтобы малыши сказали родителям с восторгом: “ Я хочу учиться в этой школе!”

Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”. В рамках городского семинара наше образовательное учреждение предложило 4 занятия внеурочной деятельности.

Каждый педагогвыбрал свои методы.

1-е занятие.

Интегрированное занятие по курсам “Школа этики” и “Час общения”.

“Сервировка стола. Культура поведения за столом”.

На занятии обучающиеся познакомились с понятием “сервировка стола”, с правилами сервировки, с предметами сервировки, с правилами этикета за столом; научились приемам складывания салфеток, расстановки посуды. На ноутбуках с помощью шаблонов смоделировали вазу с цветами для украшения стола.

2-е занятие.

Художественно – эстетическое направление.

Курс “Сказочное рукоделие”.

Тема занятия “Приемы работы с бумагой. Оформление ширмы”.

Обучающиеся изготовили элементы цветов для оформления ширмы, используя приемы: квилинг, оригами, резание. В конце занятия ширма была подарена МДОУ, с которыми ОУ реализует программу “Преемственность”.

3-е занятие.

Научно-познавательное направление.

Курс “Знайка”.

Обобщающий урок-конкурс “Права и обязанности человека”.

(По Конвенции о правах ребенка.)

4-е занятие.

Художественно-эстетическое направление.

Курс “Вслед за солнышком идем”.

Тема занятия “Май – лошадку запрягай. Приметы мая”.

На занятии дети познакомились с приметами мая; узнали о праздниках этого месяца. Итог занятия – творческие работы детей по приметам мая.

Стандарт нового поколения отводит ВД важную роль: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность».

По ФГОС надо детей развивать, а не обучать. Необходимо научить учиться, самостоятельно выбирать нужную информацию, подготовить к рабочим местам, которых ещё нет, использовать ресурсы, которые пока не существуют, решать проблемы, которые ещё не поставлены.

ВД можно назвать любую организуемую учителями деятельность школьников вне урока.

Виды внеурочной деятельности :

1. Познавательная

2. Трудовая

3. Игровая

4. Досугово-развлекательная

5. Художественное творчество

6. Туристско-краеведческая

7. Спортивно-оздоровительная

Например, кружки, конференции, олимпиады, практики, исследования…

ВД введена в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся. Одним детям необходимо помочь с научными исследованиями, а другим – развить и или реализовать творческий потенциал, третьим необходима коллективная деятельность.

Сколько часов надо уделять ВД?

В каждом Субъекте Федерации свои нормативы. Если они чётко не определены, каждая школа решает сама. Также надо помнить, что занятия по ВД не являются обязательными.

Но к программам по ВД есть требования :

1. Наличие пояснительной записки

2. Общая характеристика

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВД

5. Тематическое планирование с определением основных видов ВД

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Виды образовательных результатов

1. Личностные (чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни)

2. Метапредметнвые (позволяет полученную информацию соединить во едино и принять верное решение)

3. Учебные (человек воспринимает информацию через другого до 15 лет)

Личностные результаты ВД имеют три уровня:

1. Усвоение школьником социально-значимых знаний, т.е. норм и традиций

2. Развитие социально-значимых отношений учащегося –позитивных отношений к тем нормам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями

3. Приобретение школьником опыта осуществления социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признаётся ценностями.

Метапредметные результаты:

1. Умение учащихся организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, старшими и младшими товарищами

2. Умение работать индивидуально и в группах

3. Умение недопускать конфликтов и выходить из них, если они произошли

4. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

5. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

В чем заключается эффективность ВД?

1. Позитивное отношение учащихся к изучаемому материалу

2. Готовность сосредоточиться на решаемой задаче

3. Результативность и продуктивность

4. Рост числа нестандартных решений

5. Более доброжелательная обстановка в классе (кооперация, а не конкуренция)

Список используемой литературы

1. ФГОС основного общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

2. ФГОС среднего (полного) общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

3. Внеурочная деятельность/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. –М.:Просвещение, 2014

Внеурочная деятельность по ФГОС: направления

Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.

Направления внеурочной деятельности

Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.

Выделяют такие направления внеурочной деятельности:

    общеинтеллектуальное,

    спортивно-оздоровительное,

    социальное,

    общекультурное,

    духовно-нравственное.

Целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Направление реализуется путем анализа различных сфер жизни, проведения библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых игр и пр.

Спортивно-оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях.

Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также могут получить при необходимости психолого-педагогическую поддержку.

Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, конкурсов, тематических классных часов.

Духовно-нравственное направление – это воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.

Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе

Каковы особенности направлений внеурочной работы в начальной школе? Рассмотрим этот вопрос по каждому из направлений.

Общеинтеллектуальное направление – организация мероприятий, которые способствуют умственному развитию школьников (конкурсы, олимпиады, викторины). Такие мероприятия могут проводиться как внутри школы, так и между школами. Можно организовать кружки «Счастливый английский», «Лукошко народной мудрости», «Занимательная грамматика» и пр.

В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.

Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста навыки социального взаимодействия. Это реализуется путем моделирования различных ситуаций межличностного взаимодействия, отношений в области политики, экономики, права и пр. Наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать практически любую ситуацию и выбирать наиболее эффективные решения проблемы.

К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев, театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые применяются в духовно-нравственном и общеинтеллектуальном направлениях.

Духовно-нравственное направление реализуется в таких формах, как беседы, дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней отношения.

Формы реализации направлений внеурочной деятельности в основной школе

Направления внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе будут следующими:

    духовно-нравственное,

    физкультурно-спортивное и оздоровительное,

    социальное,

    общеинтеллектуальное,

    общекультурное.

Рассмотрим более подробно формы внеурочной работы в основной школе по направлениям:

    Общеинтеллектуальное включает библиотечные уроки, предметные недели, олимпиады, деловые и ролевые игры, экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, разработку проектов по урокам.

    Спортивно-оздоровительное: походы, экскурсии, подвижные игры, «Веселые старты», «Дни здоровья», школьные, районные, республиканские спортивные соревнования, а также беседы по охране здоровья, использование физкультминуток и игровых моментов на уроках.

    Социальное: целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты, ролевые игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы, участие в различных мероприятиях, разработка проектов.

    Общекультурное: участие в конкурсах, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы.

    Духовно-нравственное: проведение дней театра и музея, выставок рисунков, поделок, организация экскурсий, тематических бесед, встреч, классных часов, участие в выставках детского творчества и конкурсах на уровне школы, города, области.

Технология социального проектирования как форма реализация социального направления «внеурочки»

Социализация учащихся выступает особым типом результатов образования, который предусматривает преобразование школьника в активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе собственных ценностей, разработке проектов общественного преобразования.

Социальное направление внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе – это посильное и добровольное участие детей в улучшении общественных отношений и складывающейся в социуме ситуации. Эта деятельность предусматривает личную инициативу, заинтересованность в поиске нестандартных решений, персональную ответственность, осознание риска выбора.

Одной из наиболее эффективных технологий, которые применяются в этом направлении, является технология социального проектирования, которая включает такие этапы:

    подготовка школьников к работе над проектом;

    выбор проблемы;

    подготовка информации;

    поиск собственного варианта решения проблемы;

    реализация продуманного плана участниками команды;

    подготовка к защите проекта;

    презентация;

    рефлексия.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.