Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)

Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

I . Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

Что такое предложение?

Чем оно отличается от словосочетания?

Как связываются слова в словосочетании и предложении?

Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Рекомендации учителю : в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).

2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.

Таблица 4

Тире между подлежащим и сказуемым

ставится

не ставится

1) -

Сущ., числ. в И. п.

Лес - друг человека.

Пятью пять - двадцать пять .

2) -

Неопр. ф. глаг. - неопр.

Жить на свете - значит постоянно бороться и побеждать .

3) - .

Неопр. ф. глаг. - сущ.

Сущ. - неопр. ф. глаг.

Выспаться - моя мечта !

Наша задача - хорошо учиться .

4) - это, вот

Перед этими словами.

Чтение - вот лучшее учение .

1) Как .

Пшеничное поле как огромное море .

2) Личн. мест. .

Он человек необычной судьбы.

3) Не .

Старость не радость .

П р и м е ч а н и е

Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.

Ты - лучший человек на свете.

В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо-личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.

I V . Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1 . Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.

V . Подведение итогов работы.

V I.

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.

Урок 5. Предложения с обособленными членами (§ 5)

Цели урока: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

I . Дифференцированный опрос.

Один ученик читает текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», указывая виды односоставных предложений, класс коллективно рецензирует ответ. Другой ученик пишет на доске отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), написанной Антоном Дельвигом, подчёркивает главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указывает слова, грамматически не связанные с предложением, рассказывает о пунктуации при них.

II . Повторение теоретических сведений по теме «Предложения с обособленными членами».

Беседа с учащимися.

Что такое обособление?

Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.

Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

Как выражается интонация обособления?

III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Таблица 6

Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Таблица 7

Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Все знают Женю как надёжного друга.

2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:

а) I вариант - морфологический разбор действительно го причастия;

б) II вариант - морфологический разбор страдательного причастия.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.

В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий - действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан - коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:

а) причастия, соответствующие схеме: ;

б) деепричастие, соответствующее схеме: .

I V . Контроль за пониманием темы.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.

Т е к с т для первой группы.

Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.

(По Н. К. Доризо)

Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.

Тестовые задания

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

Ответ: а, в, г.

2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

V . Подведение итогов урока.

V I. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).

Урок № 4 9 класс рус. язык 13.09.2017

Тема: Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)

Цель: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Ход урока

I . Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

Что такое предложение?

Чем оно отличается от словосочетания?

Как связываются слова в словосочетании и предложении?

Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Рекомендации учителю : в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).

2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.

Таблица 4

Тире между подлежащим и сказуемым

ставится

не ставится

1) -

Сущ., числ. в И. п.

Лес - друг человека.

Пятью пять - двадцать пять .

2) -

Неопр. ф. глаг. - неопр.

Жить на свете - значит постоянно бороться и побеждать .

3) - .

Неопр. ф. глаг. - сущ.

Сущ. - неопр. ф. глаг.

Выспаться - моя мечта !

Наша задача - хорошо учиться .

4) - это, вот

Перед этими словами.

Чтение - вот лучшее учение .

1) Как .

Пшеничное поле как огромное море .

2) Личн. мест. .

Он человек необычной судьбы.

3) Не .

Старость не радость .

П р и м е ч а н и е

Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.

Ты - лучший человек на свете.

В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

П еред выполнением упр. 31 повторить основные группы односоставных предложений по таблице.

Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо-личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.

I V . Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1

в) Вот деревенская улица.

2.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

3.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

4.

в) Исхода нет.

5.

б) Кругом не было ни души.

♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.

V . Подведение итогов работы.

V I. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.

1 . Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

1 . Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

Вводные слова - это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Паустовский); К счастью, тайна так и осталась тайной (Бунин).

По значению вводные слова делятся на несколько групп: 1) выражающие уверенность, неуверенность, предположение говорящего: без сомнения, естественно, конечно, правда, вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому и др.; 2) выражающие те или иные чувства говорящего: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к стыду, к ужасу, к удивлению и др.; 3) указывающие на источник сообщения, его авторство: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд и др.; 4) указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, короче говоря, вообще говоря, так сказать, впрочем и др.; 5) обозначающие связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, кроме того, в общем, прежде всего, к слову сказать, наоборот, однако, с одной стороны, например, в частности и др.; 6) указывающие на степень обычности сообщаемого: бывает, по обыкновению, как правило и др. Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Чехов); Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте. Обращения - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью (Пушкин). Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий (Жуковский). В художественной речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило (Пушкин); Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов).

Упр. 39. Прочитайте, найдите вводные слова и предложения. С какой целью они употреблены? Выпишите только предложения с вводными словами и вводными предложениями, выделяя их.

1. Короткие волосы его, очевидно, только что были причесаны (Л. Толстой). - Очевидно было, что его нисколько не интересовала личность Балашова (Ломунов). 2. По его словам нельзя было догадаться о его настроении. По его словам, птицы любят двигаться против ветра (Арсеньев). 3. Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. - Самым красивым растением в долине Анюя был, бесспорно, амурский виноград. 4. Максим Максимыч еще не появлялся. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов). - Поезд мчал меня к счастью. Оно [счастье] всегда маленьким кажется, пока его в руках держишь. 5. Он спокойно молчал... И молчать таким образом он мог несколько часов (Л. Толстой). - Он признавал, что «лирика есть самое высокое и самое трудное проявление искусства»... Таким образом, к художественной литературе Писарев проявлял высочайшую требовательность (Поспелов). 6. Отселе я вижу потоков рождение... (Пушкин). - Вы, я вижу, любите природу.

Вводные слова - это слова (или словосочетания), с по­мощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов употребляются следую­щие:

1) для выражения уверенности : безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несом­ненно, правда, разумеется;

2) для выражения неуверенности : вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;

3) для выражения того или иного чувства : к досаде, к не­счастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивле­нию, на беду, странное дело, чего доброго;

4) для указания на источник того или иного сообщения, для называния того, кому оно принадлежит : говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд;

5) для указания на последовательность явлений, на связь между ними : во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, сле­довательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть. Последняя группа вводных слов особенно часто встречается в научном стиле.

Вводные слова могут также:

а) указывать на с п о с о б выра­жения, оформления мыслей : одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь.

Например:

У нас весна, солнышко греет. Одним словом, жизнь расцветает (Н. Островский)

б) служить для привлечения внимания читателей или слушателей : видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, позвольте, согласитесь.

На­пример:

Где же это, позвольте, было?

Многие из перечисленных слов могут выступать и как члены предложения. Поэтому надо различать случаи, когда слово является вводным и когда оно вводным не является.

Например:

Естественно и просто он перешел к предмету недавнего спора

Собираясь зимовать на Земле Санникова, путешественники, естественно, интере­совались характером зимы

Правда в огне не горит и в воде не тонет (посл.)

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал.

Сравните также:

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (М. Лермонтов) (однако - противительный союз, соединяющий однородные члены).

Вскоре, однако, недоумение наше рассеялось (однако - вводное слово).

Среди вводных предложений выделяются две основные группы:

1) вводные предложения, выражающие, как и вводные слова, различное отношение говорящего к тому, что он сообщает .

Например:

Вы,я знаю, неприхотливы (сравните: Вы, конечно, неприхот­ливы)


В доме, ты говоришь, никого нет? (сравните: В доме, по-твоему, никого нет?)

2) вводные предложения, содержащие различные добавоч­ные замечания и пояснения .

Например:

Маша заговорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте

1. Вводные слова и вводные предложения выделяют­ся запятыми .

Например:

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог (А. Пушкин)

В усадьбе, вероятно, все еще спали (И.С. Тургенев)

Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов)

Вы, я вижу, любите природу (И.С. Тургенев)

Берег, как я уже ска­зал, был низкий, песчаный

2. Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли , выделяются скобками или, реже, тире.

Например:

Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направил­ся к Смольному

Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати вер­стах от города (А.П. Чехов)

Примечание : После вводного слова, начинающего обособ­ленный оборот, запятая не ставится.

Например:

Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно беспрестанно употребляемыми (Л. Толстой) (но при другом порядке слов: Огромный кабинет был наполнен вещами, употребляемыми, очевидно, беспрестанно)

Кто-то, кажется Билибин, писал мне, что будто вы сердитесь (А.П. Чехов)

Многие газы, например водород, легче воздуха.

5.2.8.2 Обращения. Слова-предложения да и нет. Междометия

Обращения - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. В поэтической речи обраще­ниями могут быть и существительные неодушевленные.

I. 1. Если обращение стоит в начале предложе­ния, оно отделяется запятой , а при произнесении с сильным чувством - восклицательным зна­ком.

Например:

Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше (Н. Островский).

Товарищи! Я сейчас работаю так радостно, как никогда в жизни (Н. Островский)

Земля род­ная, о тебе и сны, и думы наши (А. Твардовский)

2. Если обращение стоит в середине предложе­ния, то оно с двух сторон выделяется запятыми.

Например:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой

А. Твардовский

3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая , а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный знак, вопроси­тельный знак.

Например:

Я жду тебя, мой запозда­лый друг (А.С. Пушкин)

Здравствуй, красавица Волга! (Н. Некрасов)

О чем ты думаешь, казак? (А.С. Пушкин)

4. Если части распространенного обращения разде­лены членами предложения, то каждая такая часть вы­деляется запятыми .

Например:

Шагай, страна, быстрей, моя (В. Маяковский)

5. Частица о от обращения знаками препинания не отделяется.

Например:

Как хорошо ты, о море ночное! (Тютчев)

II. После слов да и нет, служащих для выражения утверждения или отрицания, согласия или несогласия, ставится запятая или восклицательный знак .

Например:

Да, наша жизнь текла мятежно (Н. Некрасов)

Нет! В юности моей, мятежной и суровой, отрадного ду­ше воспоминанья нет (Н. Некрасов)

III. Междометия отделяются от следующего за ними предложения запятой (если находятся в сере­дине предложения, то выделяются запятыми), а ког­да произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак .

Например:

Ах! Как это солнце ярко! (И.С. Тургенев)

А лес и правду шумел, ох, и шумел же! (В.Г. Короленко)

Чу! Ночная птица кричит (В. Брюсов)

Междометия, стоящие перед личными местоимения­ми ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются.

Например:

Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! (В.И. Лебедев-Кумач

Примечание : Междометия - это слова, которые выра­жают, не называя их, различные чувства (ах, ох, эх, увы, ура и др.).

Например:

Увы, на разные забавы я много жизни погубил (А.С. Пушкин) (чув­ство сожаления).

Ба! Знакомые все лица! (Гр.) (чувство удивления).

Ну, говори поскорей (Н. Некрасов)

Эй, Иван! Иди-ка стряпать! (Н. Некрасов) (побуждения: ну , эй, цыц и др.)

К междометиям примыкают звукоподражательные слова (динь-динь-динь, тик-так и др.).

Например:

Только вьюга долгим смехом заливается в снегах... Трах-тах-тах! Трах-тах-тах (А. Блок)

Образованные повторением одинаковых частей междометия и звукоподражательные слова пишутся с дефисом : ай-ай, ей-же-ей, ха-ха-ха.

  • Путешествия губительны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, вот почему они так остро необходимы многим. © Марк Твен
  • Если я что-то понял за время своих путешествий, так это следующее: единственный способ сделать дело – взяться и сделать его. Не нужно разглагольствовать о поездке на Борнео. Купите билет, получите визу, соберите рюкзак – и это произойдет. © Алекс Гарленд
  • Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. © Анатоль Франс
  • Готовясь к путешествию, выложите всю свою одежду и все деньги. После этого возьмите половину одежды и вдвое больше денег. © Сузан Хеллер
  • Время постоянно нас удивляет, к его проделкам невозможно привыкнуть. Отпуск заканчивается, едва успев начаться: только вы заселились в гостиницу, как уже пора в обратный путь. Но стоит вам вернуться, возникает ощущение, будто вы не были дома целую вечность. © Клодия Хэммонд
  • Путешествовать – значит жить гораздо интереснее, если следуешь внезапно возникающим импульсам. © Билл Брайсон
  • Через двадцать лет вы будете больше жалеть не о том, что вы сделали, а о том, что не сделали. Так скидывайте узлы, выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте. © Марк Твен
  • Замечательное чувство - садиться в поезд дальнего следования без багажа. Словно, выйдя из дому прогуляться, вдруг попадаешь в искривлённое пространство-время - и оказываешься в кабине пикирующего бомбардировщика. И больше уже нет ничего. Ни визитов к зубному, расписанных на неделю в календаре. Ни проблем, громоздящихся на столе в ожидании твоего прихода. Ни всех этих «общественных отношений», из которых рискуешь не выпутаться до конца жизни. Ни фальшивой приветливости на физиономии для завоевания доверия окружающих… всё это я на какое-то время просто посылаю к чертям. Остаются лишь эти старые теннисные туфли со стоптанными подошвами. Только они - и ничего больше. Уж они-то накрепко приросли к ногам - ошмётки неясных воспоминаний от другом пространстве-времени. Ну да это уже не страшно. Такие воспоминания запросто изгоняются парой банок пива и сэндвичем с ветчиной. © Харуки Мураками
  • Путешествие за тысячу миль начинается с одного шага. © Лао-Цзы
  • Если человек в путешествии остается неизменным, это плохое путешествие. © Эрнст Симон Блох

  • Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени.
  • Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть. © Гилберт Честертон
  • Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов. © Леонардо да Винчи
  • Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а чтобы она от нас не сбежала.
  • Это очень правильно - приезжать в чужой город под утро. На поезде, самолёте - всё равно. День начинается будто с чистого листа… © Сергей Лукьяненко

  • Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения. © Вильям Джеймс
  • Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, иначе нам не найти его! © Ральф Уолдо Эмерсон
  • Что бы Ты ни пожелал для Себя, отдай это другому… Если Ты желаешь быть счастливым, сделай счастливым другого. Если Ты желаешь быть удачливым, помоги добиться успеха другому. Если Ты желаешь получить больше Любви в своей Жизни, сделай так, чтобы у другого ее было больше. Делай это искренне - не потому, что ищешь личной выгоды, но потому, что Ты, действительно, хочешь, чтобы у другого человека все это было, - и все то, что Ты отдал, придет к Тебе. Почему так? Как это работает? Сам акт отдавания заставляет Тебя чувствовать, что Ты имеешь, что у Тебя есть что отдавать. Так как Ты не можешь отдать то, чего у Тебя нет, Твой ум приходит к новому заключению, Новой Мысли о Тебе, а именно: у Тебя есть что-то, а иначе Ты не смог бы это отдать. Эта Новая Мысль становится частью Твоего Жизненного Опыта. Ты начинаешь “быть” таким. А раз Ты начинаешь “быть”, Ты приводишь в действие самую мощную машину творения во Вселенной - Твое Божественное Я. © Нил Доналд Уолш

  • Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу. © Билл Брайсон
  • Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу. © Св. Августин
  • Путешествуй только с теми, кого любишь. © Эрнест Хэмингуэй
  • Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. © А. Камю

  • Каждый в душе хочет внезапно собраться и уйти…Куда? Зачем? А какое это имеет значение. Просто уйти и быть далеко от этого шумного, постоянно куда-то бегущего общества.
  • Путешествие - это великое средство от одиночества.
  • Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но для того, чтобы ехать. Главное - это движение. © Роберт Льюис Стивенсон
  • Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. © Альберт Эйнштейн
  • Путешествуй только с теми, кто равен тебе или лучше тебя. Если таких нет – путешествуй один. © Дхамапада

  • Никогда не поздно, или, как в моем случае, никогда не рано быть тем, кем ты хочешь быть. Не существуют временного лимита, не существует никаких правил: ты можешь измениться или остаться таким, какой ты есть. Я надеюсь, ты делаешь вещи, которые тебя пугают. Я надеюсь, ты испытываешь чувства, которые никогда прежде не испытывал. Я надеюсь, ты встречаешь людей с разными точками зрения. Я надеюсь, ты живешь той жизнью, которую заслуживаешь. Если же нет, я надеюсь, ты обладаешь достаточным мужеством, чтобы начать сначала.
  • Половина удовольствия от путешествия заключается в эстетике потерянности. © Рей Бредбери
  • Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами. © Джордж Бернард Шоу
  • Жалеть о потерянном времени - потеря времени. © Мейсон Кули

  • У путешествий есть свои преимущества. Если путешественник посещает лучшие страны, то он может узнать, как улучшить свою. Если же судьба заносит его в худшие страны – он может научиться любить свою страну. © Самюэль Джонсон
  • Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
  • Путешествия – это флирт с жизнью. Это как сказать: «Я бы хотел остаться с тобой, я бы хотел любить тебя, но мне надо выходить, это моя остановка.» © Лиза Сен-Обен-де-Теран
  • Хорошо там, где нас нет. В прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным. © А. Чехов
  • Свобода начнется тогда, когда вы перестанете ограничивать себя рамками чьих-то представлений. © Аму Мом
  • Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить. © Станиславский

  • Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности это путешествие по жизни. © Агата Кристи
  • Если вы молоды, здоровы и жаждете узнавать новое, то я вас заклинаю – путешествуйте. И уезжайте так далеко, насколько это возможно. Спите на голой земле, если придется, но будьте верны этой идее. Учитесь у людей жизни, учитесь у них быту, как готовить и вообще всему, где бы вы ни побывали. © Антони Бордиан
  • Никто не осознаёт красоты путешествия, пока не приходит домой и не прикладывает голову на старую знакомую подушку. © Линь Юйтан
  • Удовольствие от жизни черпается из наших встреч с новым, а потому нет большего счастья, чем постоянно менять свои горизонты, встречая каждый день под иным солнцем. © Джон Кракауэр

  • Он отправился покорять новые земли только с тем, что было одето на нем, потому что ничего не желал нести с собой из Честер Милла. Кроме пары приятных воспоминаний, но для них ему не нужны были ни чемоданы, ни даже рюкзак. © Стивен Кинг
  • Высшая цель путешествия не в том, чтобы увидеть чужую страну, а в том, чтобы увидеть свою страну как чужую. © Гилберт Честертон
  • В путешествиях ты заново открываешь себя.
  • Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать. © Марк Твен

  • Странствия - лучшее занятие в мире. Когда бродишь, - растёшь стремительно, и всё, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю. © Константин Георгиевич Паустовский
  • К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. © Владимир Набоков
  • Путешествовать – способность собираться, перемещаться и не бояться.
  • Для тех, кто только что вышел за дверь, самая трудная часть осталась позади. © Голландская пословица
  • Завтра будет то, что, должно быть, и не будет ничего из того, что быть не должно - не суетись.

  • Путешествие – это та вещь, купив которую вы станете только богаче.
  • Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. © Иван Бунин
  • У 93% людей есть мечта, которую можно исполнить до конца недели, а они делают из неё мечту всей своей жизни.
  • Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. © Поль Моран
  • Иногда так хочется стать ёжиком, собрать в тряпочку всякую херню, повесить на палочку, палочку на плечо и медленно уйти в туман.
  • Жизнь - как служба доставки: получаем то, что заказывали. © Стивен Кови
  • Я думаю, что всё в жизни – искусство. То, что вы делаете. Как одеваетесь. Как вы любите кого-то и как говорите. Ваша улыбка и ваша личность. То, во что вы верите и все ваши мечты. Как вы пьёте чай. Как украшаете свой дом. Или как веселитесь. Ваш список покупок. Еда, которую готовите. Как выглядит ваш почерк. И то, как вы себя чувствуете. Жизнь – это искусство.

  • Я хочу бросить все и просто путешествовать по миру с кем-нибудь, кто хочет этого настолько же сильно, насколько и я.
  • Мне так тесно под весенним небом,

Что, надеясь поймать волну,

Я однажды выйду за хлебом

И случайно покину страну.

  • Все путешествия идут по кругу. Я катался по Азии, выписывая параболу на одном из полушарий нашей планеты. Короче, кругосветка – это всего лишь путь любопытного человека обратно домой. © Поль Теро
  • Человек, много путешествующий, похож на камень, пронесенный водою многие сотни верст: его шероховатости сглаживаются, и все в нем принимает мягкие округленные формы.
  • Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает – не расстраивайтесь: восход солнца – это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время еще спит. © Джон Леннон
  • Мое мнение о путешествиях кратко: путешествуя, не заезжай слишком далеко, а не то увидишь такое, что потом и забыть будет невозможно… © Даниил Хармс
  • Я такой злой, потому что у меня нет собственного винного погреба и маленького домика в Италии.
  • Жизнь научила, что нужно сочетать в себе крайности. Любить людей, но быть равнодушным. Творить добро и ждать зла. Надеяться на лучшее, но ожидать худшего. Верить в людей и никому не доверять. Быть оптимистом с реалистичными взглядами. Жить с открытым сердцем и никого в него не впускать. Часть тебя должна любить мир и восхищаться им, другая же ждать удара и быть готовой к войне. © А.Соловьева

  • Польза путешествия – это возможность приспособить свое воображение под реальность, и, вместо того, чтобы думать, каким все должно быть, видеть все так, каким оно есть. © Самюэль Джонсон
  • Простой бутерброд с сыром, съеденный на пикнике, на вершине скалы с видом на бушующее море, кажется нам вкуснее и важнее любых ресторанных деликатесов. © Ален де Боттон
  • Ты сам ставишь себе границы. И они лишь в твоей голове. И не более. Ты сам выбираешь, где будешь работать и как учиться. Какие оценки получать и какого цвета будет твой диплом. Твоя работа – это твой выбор. За тобой выбор города-мечты. И только ты выберешь свой путь. Что ты хочешь – легкую беззаботную жизнь или же узкую дорогу, полную приключений? Если у тебя нет мечты, значит, ты работаешь на чужую. Ты этого хочешь? Выбор за тобой. Ты ставишь себе планку своего риска. Ты ставишь границы своего потолка, выше которого ты не в силе прыгнуть. Ты выбираешь, где тебе развиваться и во что вникать. Что важное, а что не достойно твоего внимания. Ты выбираешь, как думать о людях или же вовсе не думать о них. Каждый день – это выбор. И он за тобой.
  • – Тебе не кажется прекрасным все бросить и уехать туда, где тебя никто не знает? Иногда ведь так и хочется сделать. – Нестерпимо хочется. © Харуки Мураками
  • Не говори мне, насколько ты образован – просто скажи, сколько ты путешествовал. © Мухаммед

  • Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был. © Анна Ахматова
  • Многие не сдвигаются с места, потому что им важно ощущение надежности или потому что их вообще пугает сама мысль о том, что придется делать что-то незнакомое. Изменения лежат вне зоны их комфорта и пугают их. Но реальность такова: все жизненные награды находятся вне зоны комфорта. Смиритесь с этим. Страх и риск – обязательные стадии, если вы хотите жить успешно и интересно. © Джек Кэнфилд
  • Зачастую стать самим собой оказывается легче где-нибудь в пути или в чужом городе, но вовсе не дома. © Ален де Боттон
  • У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления. © Мартин Бубер
  • Для него остались в жизни лишь два любимых мгновения: когда он подходил к большому городу и когда покидал его. © Питер Хёг
  • Все, кто собирается за два дня до поездки, должны обратиться к психиатру. Нормальные люди запихивают свои вещи в сумку, когда уже надо выходить из дома. © Тони Хоукс

  • Турист, как только куда-нибудь приезжает, сразу начинает хотеть обратно. А путешественник… Он может и не вернуться… © Пол Боулз
  • Только дороги могут отодвинуть старость. Когда всё время ездишь и ложишься спать, зная, что ночью тебя разбудит будильник, чтобы успеть на самолёт, который идёт чёрт знает куда и вообще чёрт знает зачем ты на нём летишь, тогда время замирает. © Юлиан Семенов
  • Победите себя. Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа – твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай, ни ад. Чтобы победить себя, нужно победить свой разум. Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается. На что я отвечаю: вы не можете запретить птице пролетать над вами, но несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове». © Будда Гаутама
  • Чтоб жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться. А спокойствие - душевная трусость. © Лев Толстой
  • Окно вагона представляет для путешественника главное развлечение. В нем, как в калейдоскопе, мелькают полустанки, деревеньки, леса, пролетают мосты под металлический свист клепаных балок, раскрываются поля, меняющие свой цвет от белого к черному и от зеленого к желтому.

В движении все кажется таким милым и немного игрушечным, как будто ненастоящим. Глядя в окно, пассажир становится немного ребенком, с удивлением открывающим для себя, как огромен мир, как много в нем пространства и воздуха, а не только привычных улиц и домов.

Есть тайное обаяние в вагонном окне, когда под колыбельную качку колес смотришь и ни на чем не задерживаешь взгляд. Картинки пролетают, словно смазанные кистью, и от этого размеренного движения и постоянной смены впечатлений погружаешься в легкую дремоту наяву, и мысли сами собой приходят в голову и так же легко исчезают.

Иногда хочется уехать в никуда. Просто ехать и слушать любимую музыку, смотреть на мерцающие огни, смотреть на всю эту городскую суету. Забыть обо всех проблемах и просто наслаждаться.

  • Это не люди создают поездки – поездки создают людей. © Джон Стейнбек
  • Мечтаю так много путешествовать, чтобы меня узнавали работники аэропортов и спрашивали: – Куда на этот раз?

  • Наши сомнения – наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать…
  • Истинное назначение вашего путешествия - это не место на карте, а новый взгляд на жизнь. © Генри Миллер
  • У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. © Лао-Цзы
  • Скажите, что изменяется в жизни человека после похода в горы? Мировоззрение. Он по-другому начинает смотреть на жизнь. Меняются ценности. Там нет денег, нет привычных удобств. Возвращаясь домой, новички начинают понимать и ценить прелести простых вещей, люди начинают по-другому относиться к благам цивилизации. Ведь там, наверху, вдали от дома, все, что было до похода, кажется сказкой. В горах предъявляются совсем иные требования к людям, нежели в городе.
  • Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее.
  • Никогда не экономьте на том, что вы не сможете повторить. © Тони Уиллер
  • - Почему ты сразу отказываешься от людей, как только они совершают ошибку. Ты всю жизнь так и проведешь в одиночестве.

- Знаешь, к голоду я привык, а к плохой еде нет.

  • Путешествовать – значит развенчивать чужие заблуждения о других странах. © Олдос Хаксли
  • Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре – что мало любили и мало путешествовали. © Марк Твен
  • Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.
  • В жизни всё временно. Если всё идёт хорошо – наслаждайся, это не будет длиться вечно. Ну а если всё паршиво – не кисни, это тоже не навсегда. © Ф. М. Достоевский
  • Когда путешествуешь, не зная английского, начинаешь понимать, что значит родиться глухонемым и слабоумным. © Филипп Бувар
  • Со мной тоже такое бывает. Смотрю на карту - и вдруг возникает дикое желание отправиться неведомо куда. Как можно дальше от удобств и благ цивилизации. И своими глазами увидеть, какие там пейзажи и что в тех краях вообще происходит. До лихорадки, до дрожи. Но откуда в тебе это желание появилось, никому объяснить не можешь. Любопытство в чистом виде. Ничем не объяснимое вдохновение.
  • Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути.
  • Любить жизнь легко, когда ты за границей. Там, где тебя никто не знает, и ты один, и вся твоя жизнь в твоих руках, ты как никогда ощущаешь себя хозяином.
  • К одиночеству ведь тоже привыкаешь. С ним даже возможен вполне гармоничный союз: живешь наедине с собой, готовишь ужин на одного, засыпаешь перед телевизором и не ждешь появления спасителя, которое все равно случается лишь в книгах и фильмах. да, это одиночество болезненное, морозное, но зато оно честное – лучше быть одному, чем с кем попало. © Эльчин Сафарли

  • Раз в год отправляйся туда, где ты ещё ни разу не был.
  • Я решил отправиться в путешествие, в настоящее, большое путешествие, о котором мечтает, наверное, каждый, но так никогда и не успевает решиться. С каждым днём всё более отчётливо ощущал необходимость этого, и не потому, что хотел увидеть новые интересные места, а потому, что не чувствовал в себе привязанности к какому-либо месту. Андрей Сидоренко.
  • Сбиться с пути во время путешествия - неприятно, но потерять смысл идти дальше - еще хуже.
  • Жизнь - это путь. У кого-то это путь до булочной и обратно, у кого-то - кругосветное путешествие. © К. Хабенский
  • Знаешь, проснувшись сегодня утром и оглянувшись на свою жизнь, я подумал: “А стоит ли мне бояться рисковать и делать то, что я действительно хочу делать, не обращая внимания на чужое мнение и критику в свой адрес? Не обращая внимания на мнимые страхи, которые рисует мой “умный ум”, отдаляя меня от реализации моих желаний?”. Смерть случается со ста людьми из ста, не с девяносто девятью, а со ста людьми. Стоит ли из-за неё переживать, если придёт момент, когда она ко мне постучится и скажет: “Ну что ж, пора!”? Я думаю страшнее всего это, когда она ко мне постучится, а я, оглянувшись на свою жизнь, буду очень сильно сожалеть, что у меня была возможность, а я не рискнул. Что я мог подойти к девушке и познакомиться, но побоялся, что она меня пошлёт. Что я не успел сказать своим родителям как сильно я их люблю и не хочу, что бы они ругались. Что я не увольнялся с надоевшей и неинтересной мне работы и так и не рискнул открыть своё дело. Буду сожалеть о том, что мало путешествовал и не заботился о своём здоровье. И т.д. Теперь, когда у меня возникают какие-либо сомнения, я задаю себе один вопрос: “А чего же я боюсь?” и сомнений больше не остаётся. © Алексей Демидов
  • Каждая великая мечта начинается с мечтателя. Всегда помните, что в вас есть сила, терпение и страсть, чтобы дотянуться до звезд и изменить мир.
  • Каждому из нас наверное хотелось взять и уехать. Оставить старую жизнь, сесть в первый попавшийся поезд с билетом в один конец.

  • Жизнь - это путь. Выбирай, с кем идти! © Петр Солдатенков
  • Лично я не путешествую, чтобы оказаться где-то, я путешествую ради движения и попутчиков. Движение – это самое прекрасное в жизни. © Роберт Льюис Стивенсон
  • Нам остается жить на этой земле лишь несколько десятилетий, а мы теряем столько невозвратимых часов, раздумывая об обидах, о которых через год мы забудем, о них забудут и все окружающие. © Дейл Карнеги
  • Спасение - в странствиях. Загорается надпись «Пристегните ремни» - и вы отключаетесь от проблем. Разбитые подлокотники берут вверх над разбитыми сердцами. © Алекс Гарленд
  • Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите – вы обречены прожить жизнь, полную смысла.
  • – Что нужно, чтобы наслаждаться жизнью?

– Начать путешествовать!

  • Живите радостью, улыбкой, не расстраивайтесь по мелочам, любите жизнь, тогда она полюбит вас. Не думайте о времени, не считайте дни, не слушайте мнения других людей, и не думайте что может быть потом буду счастлив, а ты подумай что “потом” может не наступить, счастье ждать не будет. Будь счастливым сейчас.
  • Не бойся перемен – иначе мечты так и останутся мечтами.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её - так и пройдёт,

Не забывай: она - твоё творенье.

  • Не забывайте, что земле доставляет удовольствие ощущать ваши босые стопы, а ветры стремятся играть с вашими волосами… © Халиль Джебран.
  • Не сидите дома, больше двигайтесь, путешествуйте. Мир великолепен и красив, вы должны увидеть намного больше, чем экран монитора.
  • А в голове одна мысль: “Живешь ведь только раз, только раз”

Топ-10 цитат про путешествия из фильмов

    1. Увидеть мир вокруг, испытать на себе опасности, преодолеть их, смотреть сквозь стены, быть ближе, находить друг друга, чувствовать. В этом цель жизни. © К/ф «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
    2. Все говорят, что мечтают выбраться отсюда, посмотреть мир, но как доходит до дела, дальше своего скворечника клюв не высунут © Мультфильм «Махни Крылом»
    3. Чтобы изменить мир, надо его увидеть © т\с «Пропавший»
    4. - Поедешь со мной в Америку?

      Да хоть в Африку. © Брат-2

    5. - Если бы у тебя было много времени на часах, чтобы ты сделал?

      Перестал бы следить. Я могу сказать одно, будь у меня время - я не тратил бы его впустую. © Время (In Time)

    6. Жизнь - это танго, в котором главное - это движение. Если остановишься - прекратится танец, если остановишься - прекратится жизнь. © Запах женщины (Scent of a Woman)
    7. Важно путешествие, а не пункт назначения. (Из кинофильма “Шаг вперед 3-D”)
    8. Самый приятный момент путешествия – сборы. Лай собаки страшнее самой собаки. А женщина часто красивее со спины. Мой вид может разрушить твои мечты. (из анимационного фильма «Волчица и пряности» (Spice and Wolf))
    9. Во время путешествия важно не забывать главное - когда заканчивается что-то одно, начинается что-то другое. Из кинофильма “Любовь случается” (Love Happens)
    10. Люди, с которыми вы вместе путешествуете, не менее важны, чем место, в которое вы едете. Эти люди могут сделать ваше путешествие незабываемым. Из кинофильма “Трудности перевода” (Lost in Translation)

Пословицы и поговорки про путешествия, дорогу и туризм

  • Кто путешествует, тот познает.
  • Вольному воля, ходячему – путь.
  • Глаза не видят, так и душа не ведает.
  • Хочешь узнать человека – соверши с ним путешествие.
  • Если любишь своего сына, отправь его путешествовать.
  • Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил.
  • Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  • Не бойся дороги, были б здоровы ноги.
  • Кто в море бывал, тот лужи не боится.
  • Дорогу осилит идущий.
  • В путь выйдешь – спутники найдутся.
  • Если не достаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.
  • В дороге и ворога назовешь родным отцом.
  • Красна дорога ездоками, а обед – пирогами.
  • Если парус остается без ветра, он становится обыкновенной тканью.
  • Если сам не иду, то кто пойдет со мною?
  • Если сидишь в лодке, не дерись с лодочником.
  • Если ты можешь взобраться на гору, не оставайся в долине.
  • Хочешь ехать далеко – начинай с близкого.
  • Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.
  • Кто много видел, тот много знает.
  • Дорога извилиста – истина пряма.
  • Каждый шаг пути прибавляет частицу мудрости.
  • В какой народ придешь, таку и шапку наденешь.
  • Сперва подкуй коня, а потом уж прикидывай дорогу.
  • Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
  • Сделай все, что можешь, а в остальном положись на судьбу.
  • Домашняя дума в дорогу не годится.
  • Избным теплом недалеко уедешь.
  • Умный товарищ – половина дороги.
  • Язык до Киева доведет.
  • Где дорога, там и путь.