Вчера, 31 июля в городском краеведческом музее г. Кропоткина состоялось открытие выставки «Две войны в судьбах наших земляков». Выставка приурочена к дате начала Первой мировой войны 1914-1918гг. в рамках культурно-образовательной программы «Если мы будем помнить об этой войне, какое право имеют забыть остальные», рассчитанной на 2014-2018 годы. В текущем году в рамках этой программы музей подготовил цикл мероприятий «Летопись забытой войны» к 100-летию окончания Первой мировой войны (1914-1918гг.)

На выставке представлен краеведческий материал: фотографии земляков-участников войны, воспоминания очевидцев, фрагменты холодного оружия времен Первой мировой, символическая карта Европы 1914-1915гг.

Впервые представлен лист из газеты «Летопись войны в России» за №14761 от 3 апреля 1915года из фондовой коллекции «Печатная продукция».

Особое место в экспозиции заняла витрина-память, посвященная Михаилу Васильевичу Черевчину – кавалеру двух Георгиевских крестов 3 и 4 степени, участнику Первой мировой войны, Гражданской и Великой Отечественной войн. В витрине представлены документы, фотографии и архивные справки, подтверждающие участие в Первой мировой войне Михаила Васильевича.

В экспозиционном разделе «Белые голубки», посвященном сестрам милосердия времен Первой мировой войны, представлены фотографии, открытки (копии) сестер милосердия, медицинские инструменты начала ХХ века: стеклянные шприцы и иглы, стеклянные баночки для хранения лекарств и чаша Петри.

Завершил выставку раздел «Достижения техники и оружия в годы Первой мировой войны», в котором представлены фотографии нового оружия и боевой техники, разработанного в период войны.

В рамках открытия выставки состоялась торжественная встреча с представителями казачьего общества района и города.

С приветственной речью выступили председатель Совета стариков городского казачьего общества Юрий Иванович Безвершенко и сотник Кропоткинского городского казачьего общества, заслуженный работник культуры Кубани Владимир Николаевич Фоменко. Приятной неожиданностью для музейных работников стал подарок Владимира Николаевича – два тома книги «Страницы казачьей славы» об участии казаков Кавказского отдела Кубанского казачьего войска в Первой мировой войне 1914-1917гг.

Из ст. Темижбекской на мероприятие в городской музей приехали атаман казачьей организации «Линеец» есаул Николай Дмитриевич Ситников и заместитель атамана подъесаул Василий Федорович Клименко. Николай Дмитриевич прочел стихи собственного сочинения о казаках –участниках Первой мировой. Василий Федорович передал в музейные фонды фото-отчет об установке памятника участникам Первой мировой войны на территории Свято-Архангело-Михайловского храма ст. Темижбекской. Среди почетных гостей мероприятия были есаул городского казачьего войска Владимир Адольфович Кожухарь, председатель Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения Российского общества историков-архивистов (РОИА), директор МБУК ЦБС Любовь Михайловна Трепильченко.

Почетный даритель музея Владимир Адольфович передал в дар музею пулеметную коробку (патронный ящик) к пулемету Максим обр.1911г. и макет двухмачтового парусника, сделанного своими руками. Любовь Михайловна Трепильченко передала Кропоткинскому музею подборку газеты «Записки архивиста» за 2017 и первое полугодие 2018года, а кандидат политических наук, профессор, член Союза журналистов России Анатолий Васильевич Маринченко – монографию «Кровавое лихолетье».

Об участии казаков в Первой мировой войне рассказали заместитель атамана районного казачьего общества мл. вахмистр Александр Николаевич Игнатов и член общества историков-архивистов Константин Владимирович Каталей.

Атаман казачьей организации «Линеец» есаула Николай Дмитриевич Ситников и сотник Кропоткинского городского казачьего общества, заслуженный работник культуры Кубани Владимир Николаевич Фоменко награждены «Наградным Георгиевским крестом» в честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны 1914-1918гг.

Для воспитанников клуба «Патриот» и гостей мероприятия научный сотрудник ГКМ Винников И.В. выступил с лекцией «Жители хутора Романовского на Кавказском фронте Первой Мировой войны».

История – это всегда урок. Только усвоив его, можно уверенно шагнуть в будущее, не повторяя ошибок прошлого.

Первая мировая война: около 15 миллионов убитых на полях сражений и мирных жителей, бесчисленные инвалиды, рухнувшие империи и - как результат - перекроенная карта Европы... Как рассказать обо всем этом, как показать на выставке войну, которую называют "пра-катастрофой" ХХ века? В Немецком историческом музее в Берлине нашли оптимальное решение. Экспозиция ведет вдоль 14 ключевых пунктов Первой мировой войны. Тщательно подобранные экспонаты показывают прошлое наглядно, история реконструируется и на примере частных судеб.

Победным маршем к смерти

Начинается выставка уже в фойе, где лаконично обрисована геополитическая обстановка в Европе накануне великой бойни: тогда, в начале двадцатого столетия, континент лихорадило от взаимных претензий и властных амбиций. Европейскими столицами заправляли аристократические элиты, бизнес и банки получили огромную власть, короли, цари и кайзеры были друг другу родственниками. Что-то вроде одной большой семьи, которую раздирали политические и экономические распри и среди членов которой шла конкурентная борьба за передел мира.

Германская империя в лице кайзера Вильгельма II, начиная с 1890 года, проводила опасную политику, заявляя претензии на колонии и за несколько лет построив угрожающих размеров военно-морской флот. Это наглядно представлено в экспозиции. Близка и понятна нам сегодня повседневная жизнь больших городов той эпохи, их мирный быт. Но чуждыми представляются военные марши, звучавшие повсюду. Агрессия ощущается почти физически.

Спустя шесть недель после покушения на наследника австрийско-венгерского престола и его супругу в Сараево началась война. Мир обезумел. В Немецком историческом музее посетитель выставки проходит мимо разрушенных стен, обклеенных европейскими газетами тех недель, а затем подходит к картине Августа фон Каульбаха (August von Kaulbach) "Германия" ("Germania"). Длинноволосая, белокурая валькирия в доспехах, с мечом и щитом, готова встретить неприятеля.

КОНТЕКСТ

"Тогда верили, - поясняет Андреас Никс (Andreas Nix), один из кураторов выставки, - что война ведется справедливая, оборонительная". И на фронт шли так, как это делали в XIXвеке, под развевающимися штандартами, маршевой поступью. Вот только этот марш встречал огненный смерч пулеметных очередей.

Новое оружие

В период между 1914 и 1918 годами на стороне Германии воевали около 12 миллионов человек. А всего в Первой мировой войне участвовало около 60 миллионов солдат. Во время сражения на Марне, одного из ключевых сражений Первой мировой, она впервые проявила себя в новом измерении. Пулеметы и скорострельная артиллерия косили солдат рядами, и количество жертв первых недель войны оказалось неожиданно высоким. Солдаты начали рыть траншеи и окопы, возводить брустверы и строить блиндажи. Скоро они образовали густую сеть, протянувшуюся от берегов Ла-Манша до швейцарской границы. Фронт застыл, никто уже не говорил о скорой победе. Белые перчатки, которые один из немецких солдат хранил в своем вещмешке на случай победного вступления в Париж, так и не пригодились их владельцу. Первая мировая война затянулась надолго.

Во время боев в тесных окопах для взаимного истребления использовались архаичные средневековые палицы, которые тоже стали экспонатами выставки. На земле, в воздухе и на море, однако, уже шла конкурентная борьба за более современное, более смертоносное оружие. 22 апреля 1915 года немецкие войска во время сражений в окрестностях бельгийского городка Ипр применили хлорный газ - первое в истории химическое оружие. В "кромешном аду" Вердена до конца 1916 года было взорвано 26 миллионов обычных снарядов и 100 тысяч снарядов, начиненных ядовитыми газами.

В Немецком историческом музее эти невероятные цифры дополняют инсталляции: за марлевой занавеской, например, висят подсвеченные противогазы. При приближении к ним включается шум трещоток, которые в реальных окопных условиях Первой мировой предостерегали солдат о начале газовой атаки.

Тотальная война

Экспозиция в Берлине следует построена хронологически. Она рассказывает о сражениях на Востоке и Западе, о войне в Африке, о фронтах Османской империи и о боях на горных перевалах. В качестве "бытовых" экспонатов выставлены лыжи, туалетная бумага и настольные игры, "Полевые шашки", например, легко умещались в солдатских ранцах вместе с фотографиями и письмами из дома. На выставке показаны также "патриотические" игрушки, в частности, миниатюрный походный лазарет. Будни солдатской жизни – это и увековеченные на фотографиях калеки, повешенные пленных, которых подозревали в шпионаже, дневниковые записи...

В общей сложности, около 500 экспонатов из 13 стран - оружие, униформа, предметы повседневного обихода, а также дневники, письма, рисунки, картины, фотографии, фильмы - показывают в Немецком историческом музее, какой страшной была Первая мировая война, эта первая в ХХ веке тотальная катастрофа.

100 лет назад в Историческом музее стали собирать всё, что связано с Первой мировой войной. Но увидеть уникальные экспонаты и документы стало возможным лишь сейчас, спустя век после начала событий, которые унесли жизни миллионов людей и коренным образом изменили политическую картину мира.

Пушки и бесконечные ряды колючей проволоки, чья смертельная паутина совсем скоро опутает всю Европу... Но когда секретная телеграмма о том, что в Сараево убит, по слухам, сербским террористом наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц-Фердинанд, только была отправлена, мир еще был возможен. До объявления войны пройдет месяц. Амбиции Германии будут расти, они красным отмечены на карте мира.

"Вся Прибалтика точно. Польша - точно. Литва - точно. Киев – точно, видите? Но что касается северной Европы – то же самое. Мы видим с вами в Африке огромные территории, которые хотела бы иметь Германия. Мы с вами видим здесь Китай. Мы видим с вами Америку. Так что амбиции, действительно, были очень велики", - рассказывает куратор выставки Ирина Журавская.

1 августа 1914 года Германия объявит войну России, и следом в конфликт втянется весь мир, который, казалось, только и ждал повода отправить войска на фронт. В результате Европа окажется в руинах. Больше двадцати миллионов погибнет. Четыре империи исчезнут – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. А солдаты проведут в окопах долгих четыре года и будут обустраивать быт. Англичане утепляться самодельными жилетами, русские начнут делать кружки из гильз или кресла из прикладов трофейных немецких винтовок. И прямо в окопах пытаться модернизировать оружие, чтобы выжить в этой мясорубке.

"Удлиненный приклад, скошенный вниз, и специальный инструмент на прикладе, который позволял крепить перископ. Таким образом, выстрел совершался, а солдат не поднимал головы над срезом окопа, то есть, в какой-то степени, это спасало жизнь стрелку", - показывает один из экспонатов директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Воюющие армии изобретали все более изощренные способы массового убийства. На полях сражений появились танки. Существуют и архивные кадры применение оружия массового поражения - вдоль линии фронта распыляют газ. Солдаты еще не знают, что уже обречены.

Противогаз, как средство защиты от отравляющих газов. Первая мировая раз и навсегда покончила с романтическими представлениями о войне. Впервые убивали не штыком в живот, а с трех километров из пушки или сброшенной с самолета бомбой. Не видя глаз противника. Анонимная война, ничего личного.

Бои - не только на суше, но и на море. Тогда были впервые использованы торпедные катера и подлодки, в небе шли настоящие воздушные битвы между авиаторами. Англичане летали в специальных кожаных костюмах. Они должны были защищать от ветра и холода в открытой кабине. Вести небесные схватки под силу было только асам.

"Бой вести было очень сложно, потому что еще не существовало таких надежных и отработанных авиационных систем стрелкового вооружения пулеметов, которые могли бы работать с нажатием обычной гашетки, которая находится на ручке пилота, и которые могли бы стрелять через винт самолета", - поясняет Алексей Левыкин.

Кадры кинохроники: последний российский император с офицерами ставки идет в шапке-черкеске, которая теперь – экспонат Исторического музея. По соседству в музейных витринах – драгунские шашки и первые магазинные автоматы. Шаровары алжирцев, они сражались на стороне союзников, и каски немецких солдат.

"Как они их называли – "пикельхильма" или "пикельхаубе". Изготавливались они из фетра. А во время войны надевался чехол, чтобы сверкающая деталь не выдавала. Вот и сохранялась каска лучше. Из фетра они изготавливались потом в Германии, когда начались перебои с кожей и с фетром. Иногда изготавливались каски, спрессованные из картофельных очисток", - рассказывает научный сотрудник Государственного Исторического Музея Андрей Матвеев.

На фронт оправляли и художников. Спецзаказ от Николая II - рисовать всех георгиевских кавалеров, чтобы после победы собрать портреты героев в Музее Великой войны. Но этому не суждено было случиться. Для России четыре года боев отозвались революцией. Она породила новых героев. О мужестве русских солдат и офицеров, сражавшихся на войне, которую в советских учебниках называли не иначе как "империалистической", не принято было говорить. Но и через сто лет они продолжают смотреть с тысяч портретов и кадров кинохроники. Молодые, грудь в орденах...

28 июня 1914 года был убит эрцгерцог Франц Фердинанд — месяц спустя началась Первая мировая война. К столетию этой даты страны-участницы начали готовиться больше года назад, собирая и систематизируя все, что еще можно найти. Ульяна Волохова изучила цифровые архивы, посвященные Первой мировой войне, и выбрала 10 самых интересных проектов и 10 самых впечатляющих экспонатов


«Европеана 1914-1918»
Самое крупное собрание оцифрованных исторических источников о Первой мировой войне

Проект
Оцифровка 400 тыс. музейных экспонатов и исторических документов, хранящихся в архивах и библиотеках по всему миру, началась еще в 2011 году; вскоре инициативу поддержали частные люди, начавшие пополнять собрание фотографиями, письмами, дневниками и прочими документами о войне из семейных архивов. Всего таких частных артефактов удалось собрать около 90 тысяч — каждый снабжен подробным комментарием, рассказом о его владельце и связанной с ним историей.
www.europeana1914-1918.eu/en

Экспонат
Самодельная иллюстрированная книжка с частушками и стихами брата и сестры из немецкой семьи Кепке. Возмущенные "несправедливыми атаками врагов" на Германию, дети просят в стихах наказать противников и радуются немецким победам.

«Европейская кинобаза 1914»
Онлайн-архив фильмов 1914-1918 годов

Проект
Почти 3000 документальных, художественных, пропагандистских и мультипликационных фильмов, снятых во время войны,— большая часть пленок, доживших до наших дней. Жанровый и географический разброс довольно высок: тут можно найти и пропагандистский британский фильм о буднях работницы оборонного завода, и испанскую полнометражную романтическую трагедию "Поцелуй смерти" 1916 года, и документальную хронику — смотр войск Николаем II или посещение премьер-министром Франции Жоржем Клемансо линии фронта в Бельгии. В качестве бонуса — почти полная подборка вестника Советской России "Кинонеделя", выходившего в 1918 году, из которого можно узнать, чем и как жила страна в гражданскую войну.
www.europeanfilmgateway.eu

Экспонат
15-минутный фильм о лагере для турецких военнопленных в Египте.

Проект Национального архива Британии
Недавно стартовавшая кампания по оцифровке документов, относящихся к Первой мировой

Проект
Национальный архив планирует за следующие пять лет оцифровать и выложить онлайн большую часть хранящихся в Британии писем, карт, дневников и фотографий времен Первой мировой войны. Уже сейчас на сайте доступны 300 тыс. страниц солдатских и офицерских дневников, 150 секретных досье МИ-5, а также множество тематических онлайн-коллекций.
www.nationalarchives.gov.uk/first-world-war

Экспонат
Личное дело МИ-5 на Мату Хари, в котором, помимо подборки вырезок из газет со статьями и фотографий, можно найти письма и отчеты о допросах шпионки.

Архив солдатских детей
Фотогалерея, посвященная детям военных

Проект
Часть большого культурологического проекта Имперского военного музея в Лондоне, посвященного детям военных. В разделе, запущенном к годовщине Первой мировой войны, собраны военные открытки с детьми и групповые снимки, которые семьи делали перед отправкой мужей и отцов на фронт, по большей части анонимные. Замысел кураторов состоял в том, что это безымянное собрание благодаря потомкам постепенно будет обрастать семейными историями и рассказами о тех, кто запечатлен на этих снимках. Пока таких историй не очень много, но и до годовщины начала войны еще почти два месяца.
www.archhistory.co.uk

Экспонат
Рассказ Гэри Блейкли, правнука британского рядового Джеймса Маккарти, о том, чем стала Первая мировая для его семьи. Обнаружив в семейном архиве такую же открытку, как на сайте, Гэри Блейкли прислал кураторам проекта копии всех документов прадеда, пришедших с фронта после его гибели.

Кулинарное исследование Первой мировой войны
Онлайн-выставка, посвященная роли еды в Первой мировой войне

Проект
Национальный музей Первой мировой войны собрал любопытную коллекцию документов, касающихся продовольственного аспекта Первой мировой: примеры солдатских пайков стран-участниц, информацию о распределении продуктов в тылу и попытках мирного населения поддерживать сельское хозяйство без работоспособных мужчин. Подробнее всего разобрана продовольственная политика США — тому, как Америка сделала провизию своего рода "средством ведения войны", посвящена добрая половина выставки, а в качестве главной иллюстрации того, как война отразилась на рационе американцев, на сайте приводится кулинарная книга домохозяйки военного времени.
exhibitions.theworldwar.org/#/in-the-kitchen

Экспонат
Письмо английского солдата о том, как немецкие и английские бойцы из соседних окопов вместе встречали первый военный Новый год, обмениваясь сухим пайком, а через несколько часов продолжили боевые действия против друг друга.

«Цветные фотографии Первой мировой»
Титанический проект энтузиаста-любителя, собравшего на одном сайте крупнейшую коллекцию французских цветных фотографий Первой мировой войны

Проект
Большинство дошедших до нас цветных фотографий времен Первой мировой — французские: именно во Франции цветная фотография в эти годы стала массовым явлением. В единственном онлайн-архиве цветных фотографий Первой мировой — более 500 цветных снимков, сделанных в течение последних двух военных лет. Набор сюжетов вполне исчерпывающий: дома в камуфляжной сетке, разрушенные деревни, сценки из мирной жизни и траншейные снимки.
www.worldwaronecolorphotos.com/index.html

Экспонат
Фотографии алжирцев и сенегальцев из колониальных войск Франции, воевавших за страну во время Первой мировой войны.

«Великая война»
Интерактивная книга о роли и судьбе России в Первой мировой

Проект
Книга задумывалась как дополнение к экспозиции первого в России музея Первой мировой войны в Царском Селе, который откроется в августе этого года, однако может использоваться и как самостоятельный ресурс. Здесь есть все — от анализа положения России и стран Европы накануне войны и галереи георгиевских кавалеров до песен Первой мировой и кинохроники. Дополнительно можно скачать фотогалерею "Последний парад русской гвардии. Красное Село, 24 июля 1914 года" и коллекцию агитационных листовок "Русский лубок 1914-1917".
itunes.apple.com/ru/app/velikaa-vojna/id827670849?mt=8

Экспонат
Воспроизведенные в 3D образцы самой современной на тот момент военной техники и анимированные карты военных действий.

Архив The Telegraph 1914-1918
День в день обновляемый архив подшивки The Telegraph за все военные годы

Экспонат
Номер, посвященный сараевскому убийству, опубликуют после 28 июня. До этого можно изучить подборку главных военных технологий, изобретенных в Первую мировую, от колючей проволоки и стальных шлемов до глубинных бомб и огнеметов, опубликованную в восьмом номере "Внутри Первой мировой войны" .

«Враг дома»
Онлайн-выставка, посвященная интернированным в Австралии немцам

Проект
На самом деле это не совсем выставка, а скорее подробный рассказ с иллюстрациями о том, как в далекой от войны Австралии немцев и австрийцев по происхождению свозили в концентрационные лагеря как враждебных иностранцев. После ряда антигерманских законов на территории континента процесс переселения в один из пяти лагерей упростился — достаточно было донесения соседей или случайной встречи с полицейским. С течением войны количество заключенных увеличивалось, однако, несмотря на тяжелый быт и издевательства охранников, изолированные немцы сумели построить в лагерях целые государства — с газетами, театрами, промышленностью, малым бизнесом, пляжными вечеринками и клубами.
www.migrationheritage.nsw.gov.au/exhibition/enemyathome/the-enemy-at-home

Экспонат
Архив снимков немецкого фотографа Пола Дубоцки. Перед началом войны он поехал в командировку в Германскую Новую Гвинею и Южную Австралию, в 1915 году его арестовали как враждебного иностранца и отправили в концентрационный лагерь. На протяжении всего заключения Дубоцки снимал жизнь лагеря; его недавно обнаруженный фотоархив — один из главных документов для изучения истории интернированных в Австралии немцев.

«На дорогах великой войны»
Онлайн-выставка о том, как, куда и зачем передвигались люди во время войны

Проект
Это масштабное исследование миграционных маршрутов во время Первой мировой: как солдаты из колоний стягивались в Европу после начала войны, мирное население рассредоточивалось по миру, стараясь избежать боевых действий, а 140 тыс. китайцев приехали в Европу работать. Отдельный раздел посвящен тому, как уже после войны семьи и друзья погибших ездили по местам боевых действий в надежде найти места захоронений близких.
virtualexhibition.1418remembered.co.uk

Экспонат
Фотография переполненного китайскими рабочими-кули грузового трюма корабля, оправляющегося из Вэйхая в Европу.

Государственный исторический музей открывает масштабную международную выставку, посвященную 100-летию начала Первой мировой войны.

Главная задача выставки — восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как «империалистическая».

Коллекцию, связанную с историей Первой мировой войны, в Историческом музее стали собирать сразу же после начала военных действий: в августе 1914 года в музее был создан Отдел текущей войны. Впоследствии музейные фонды пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, комплексами, передававшимися семьями участников войны, а также предметами, привезенными из экспедиций с мест боев. В результате в Историческом музее сложилось достаточно крупное собрание памятников по истории Первой мировой войны.

Среди чудом сохранившихся в революционные времена экспонатов - реликвии полковых музеев российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях прославленных полков - лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии и ряда других воинских подразделений и военных училищ.

На выставке будут представлены знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, а также плакаты, рисунки, документы, фотографии.

В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий бригадой фронтовых художников. Это и сюжетные сцены, и изображения георгиевских кавалеров – нижних чинов, офицеров и генералов, в том числе Н. Юденича, М. Алексеева, Г. Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Огромную ценность представляют экспонаты, связанные с именами генералов А. Брусилова, С. Ванкова, А. Гутора, И. Довбор-Мусницкого. Впервые на выставке экспонируются мундир маршала Британской армии, принадлежавший императору Николаю II и комплект обмундирования шефа 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII.

С помощью документальных кино- и фотодокументов будут показаны события, происходившие на войне. Мультимедийными средствами будет наглядно воссоздано огромное пространство фронтов Первой мировой войны.

Для выставки в Историческом музее свои материалы предоставили многие российские и зарубежные музеи и архивы: Имперский военный музей (Лондон), Музей Армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политехнический музей, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, ГАРФ, архив кинофотодокументов, Политический архив МИДа Германии и другие.

Организаторы выражают надежду на то, что выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» станет не только значимым событием культурной, общественной и научной жизни Москвы и России, но и послужит импульсом к созданию музея Первой мировой войны в нашей стране.

К выставке подготовлены сборник научных исследований и каталог.