Агния Львовна Барто появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной семье еврейского происхождения. Ее отцом стал Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.

Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого детства своей дочери регулярно читал ей их на ночь. Он же учил маленькую дочку читать, по книге . Отец Агнии очень любил произведения классика русской литературы, потому на первый же День рождения подарил своей дочери книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Еще в раннем детстве Агния начала писать стихи. Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала дань любовной тематике: исписала не один лист наивными стихотворными рассказами о «влюбленных маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в ее тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.


Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. При этом финансовое положение еврейской семьи, да еще и в условиях Октябрьской революции, оставляло желать лучшего. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» (его сотрудникам выдавали селедочные головы, из которых можно было варить суп).

Творческая карьера

Однажды хореографическое училище, в котором занималась Агния Барто, посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он пришел на выпускные зачеты воспитанников училища и, помимо прочего, услышал, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, веселые и радостные стихи.


В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству, и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.


Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.

При этом Агния Львовна всегда оставалась очень скромным и застенчивым человеком. Так, она была без ума от , но при первой встрече с ним даже не посмела открыть рта. Впрочем, впоследствии разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского все же состоялся, и Агния много почерпнула из него для своего будущего творчества. А когда один из стихов Агнии прослушал , она заявила, что его написал пятилетний мальчик. Не менее волнительным для писательницы стал и разговор с .


Как в молодости, так и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным лингвистическим перфекционизмом. Однажды она отправилась на книжный конгресс, который проводился в Бразилии. Ей предстояло выступить с докладом, причем переведенным на английский язык. Тем не менее, Барто многократно меняла текст русскоязычной версии своего выступления, чем чуть не свела с ума переводчика.


В военные годы Агния Барто вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».

Послевоенный период

После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. В 1947 году Агния Барто опубликовала одно из самых психологических тяжелых своих произведений – поэму «Звенигород», посвященную многочисленным детям, у которых война забрала родителей.

После публикации «Звенигорода» ей написала женщина из Караганды, потерявшая дочку в военные годы. Она попросила Агнию Львовну помочь найти ее. Поэтесса отнесла письмо в организацию, которая занималась поисками людей, и чудо свершилось: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Об этом случае написали в прессе, и вскоре к Барто начали приходить многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.

Поэтесса взялась за работу, которая была не по силам никому. В ее радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времен, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.


Естественно, о творчестве поэтесса не забывала, и продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лешенька, Лешенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались детьми по всей стране.

Кроме того, по сценариям Агнии были сняты фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». Небольшая фильмография поэтессы включает в себя также картину «Подкидыш», написать сценарий для которой Барто помогла .

Личная жизнь

Первый муж Агнии Львовны – поэт Павел Барто, фамилию которого поэтесса впоследствии носила всю жизнь. Этот брак, заключенный в молодости обоих поэтов, продлился менее десяти лет.


У Павла и Агнии родился сын Эдгар, погибший в 18-летнем возраста в ДТП.

Вторым супругом писательницы стал Андрей Щегляев, с которым она прожила в счастье и любви вплоть до 1970 года, когда Андрей Владимирович умер из-за онкологического заболевания.


В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии ставшая кандидатом технических наук.

Смерть

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти – проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь при том, что у нее были крайне слабые сосуды.


Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» - и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

Агния Барто всем сердцем любила детей. Как иначе можно объяснить, что именно её детские стихи так запали в сердце тем из нас, кто читал их в своём детстве? К тому же Барто показала себя не только как талантливая поэтесса, но и как замечательная радиоведущая и киносценарист.

  • Биографы Барто до сих пор не сошлись во мнении, когда родилась будущая детская писательница – в 1905 или 1906 году.
  • Возможно, интерес к поэзии возник у маленькой Агнии благодаря дяде Григорию Блоху, известному врачу, который также писал детские стихи.
  • Агния Волова (именно такой была фамилия Барто до замужества) окончила хореографическое училище и примерно год была балериной в театральной труппе.
  • В юности Агния успела поработать в магазине одежды, чтобы финансово поддержать своих родителей. Ей пришлось соврать о своем возрасте, так как девушке было всего 15 лет, а на работу принимали шестнадцатилетних.
  • Начать карьеру поэтессы Воловой посоветовал нарком просвещения Анатолий Луначарский, случайно услышавший, как она читает свои стихи.
  • Первым мужем будущей поэтессы был литератор Павел Барто. В результате их шестилетнего брака на свет появился сын Эдгар и три совместных стихотворения.
  • Годы войны Барто с семьей провела в Свердловске, где поэтессе пришлось работать токарем – она говорила, что пошла на эту работу, чтобы больше общаться с подростками и черпать вдохновение для стихов.
  • Во время ВОВ Барто получила государственную премию и отдала все деньги на строительство танка.
  • Победа в войне для Барто была омрачена личной трагедией – 5 мая грузовик насмерть сбил ее 18-летнего сына, катавшегося на велосипеде.
  • Вторым мужем писательницы стал академик Андрей Щегляев, занимавшийся вопросами теплоэнергетики. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, ставшая кандидатом технических наук.
  • Агния Барто горячо осуждала публикацию народных сказок, так как они, по ее мнению, мешали воспитанию детей в духе социализма. Она также выступала против творчества Корнея Чуковского и его дочери Лидии.
  • Барто в качестве приглашенного эксперта принимала участие в судебном процессе против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Именно она в своем заключении подчеркивала антисоветский характер их сочинений. В итоге писатели были отправлены в лагеря на срок от 5 до 7 лет за антисоветскую пропаганду.
  • Поэтесса более 10 лет вела радиопрограмму «Найти человека», которая помогала семьям найти детей, потерянных в годы войны. Передача помогла воссоединить почти 1000 семей. Ее формат лег в основу современного телешоу «Жди меня».
  • Агния Барто писала не только стихи, но и киносценарии – в частности, благодаря ее соавторству с Риной Зеленой появился популярный фильм «Подкидыш».
  • Именем Барто названы малая планета и кратер на Венере (см. ).
  • Во время встречи советских писателей с космонавтами Юрий Гагарин оставил Барто автограф, написав на листке бумаги строчку из ее стихотворения про мишку. Этот листок сейчас выставлен в музее поэтессы. Гагарин говорил, что это стихотворение дало ему первое представление о добре и зле (см. ).

Ну-ка, угадайте, кто она - самая известная?

Долго гадать не придется: поэтесс в наших литературах - раз-два, и обчелся: Ахматова с Цветаевой в русской классической, Ахмадулина и Друнина в оттепельной, несчастная Цётка , которой обязательно пририсовывали усы или платочек в хрестоматии по беллиту, опальная Арсеньева и забытая Гениюш . И - она.

Об этой поэтессе Расул Гамзатов однажды сказал: у нее читателей - побольше, чем населения некоторых континентов. И это точно: ее книги читают, перечитывают, переиздают, без раздумий покупают сотнями миллионов экземпляров. Издательства, не сомневаясь, печатают ее стихи самыми большими тиражами. До сих пор. И даже когда бумажная книга почти умрет - ее книги останутся. Потому что ее аудитория без бумажной книги попросту не сможет.

Да, я - об Агнии Барто , самой замечательной из всех известных мне детских поэтов, прожившей удивительную, но не слишком известную жизнь...

Факт первый: о Маяковском

Агния родилась в 1907 году, начала очень рано писать, в 1925 уже была замечена наркомпросом Луначарским - ее юность прошла на расстоянии вытянутой руки от гениев. Кумиром девушки, ее первой пылкой читательской любовью и героем поэтической мечты был Владимир Маяковский: зачитанные до дыр книжки стихов, затверженные наизусть строки, отчаянное желание встретиться…

Однажды, играя с приятельницей в теннис на писательских дачах, Агния побежала за мячиком и… за забором увидела Маяковского! Это был забор той самой дачи, о которой он написал свое «Необычайное приключение…».

Сколько раз потом Агния прибегала сюда, высматривая Поэта! А он давал повод: ходил, сложив за спиной руки, погруженный в поэтическую задумчивость… Агния придумала целую речь: что именно она скажет, когда Маяковский поднимет на нее глаза. Он не поднял ни разу - и этим спас девушку от позора. Речь, вспоминала позже Барто, была ужасная.

Факт второй: о фронте

В годы войны Агнию Барто отправили в эвакуацию. Но она просилась и просилась на фронт. Ей, разумеется, отказывали: возраст, бронь - писателей берегли. Барто оказалась очень настойчивой, и в конце концов ее отправили на месяц в окопы в составе агитбригады. И она читала стихи - в госпиталях, в окопах передовой. Детские стихи: про девочку чумазую, про китайчонка Ван Ли, про мишку и его лапу… Солдаты плакали: стихи напоминали им о детях.

Факт третий: о кино
Агния Барто - не только замечательная детская поэтесса. Она - успешный киносценарист. «Подкидыш» с Раневской и знаменитым «Ходят тут всякие, а потом пианино пропадает» - фильм, снятый по сценарию Агнии Барто (в соавторах, между прочим, Рина Зеленая, кто не в курсе - актриса, известная всем по роли Черепахи Толтиллы). А еще есть замечательное детское кино «Алеша Птицын вырабатывает характер» и чудная картина «10 000 мальчиков» - ее вклад в советское кино.

Факт четвертый: о деле жизни

Весной 1945 Агния пережила страшную трагедию. Они вернулись из эвакуации - и в московском дворе ее старший сын, восемнадцатилетний студент Эдгар Барто, был сбит автомашиной. Смерть первенца подкосила писательницу, она замкнулась в себе, перестала писать.

Страшная тоска толкнула ее к тем, кому - еще хуже: она начала ездить по детским домам, расспрашивать детей о родителях и помогать им в поисках родни. Скоро на адрес Барто стали приходить письма от самых разных людей с просьбой помочь в поисках.

Потом писем стало так много, что в коридоре поставили два чемодана: туда почтальон сгружал корреспонденцию, а Агния Львовна ночами читала ее и писала сама - в инстанции, в детские дома, в военкоматы… Из этой работы родилась радиопередача «Найти человека» - прообраз современного «Жди меня». Агния Барто вела ее больше десяти лет.

Факт пятый: о стихах

Но почему - именно ее стихи? Чем они лучше стихов сотен других поэтов и поэтесс, каждый день штурмующих высоты такой, казалось бы, нетребовательной литературы - литературы для детей?

Литературоведы объясняют: секрет в понятных, простых словах, четком ритме, легких, отточенных рифмах, совпадающих с детским видением мира цветовых и предметных решениях стиха, их конкретности (заметьте: ее герои всегда имеют имя и характер, даже если это - малюсенькое четверостишие про Таню и мячик) и отсутствии бьющей в лоб морали.

А еще - в удивительной современности: нынешним детям Агния Барто так же близка, как и первым читателям ее первых стихов в далеком 1920 году.

Хотя и мир уже совсем-совсем другой, и дети совсем-совсем другие, и родители…

Меняются времена, педагогические концепции и правила - а ее мишки с лапами, зайцы на скамейках, бычки на досточках все так же интересны и понятны всем.

) - детский поэт, орнитолог, первый муж Агнии Барто .

Семья

Агния Барто была его первой женой. Брак продлился 6 лет. Их сын Эдгар (Гарик) погиб в результате несчастного случая (катался на велосипеде и попал под грузовик) в 1945 году . Павел Барто был соавтором трёх её стихотворений (в том числе «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая»).

Затем был женат ещё 3 раза (в последний раз на собственной кузине) и имел нескольких детей от этих союзов. Второй женой Павла Николаевича была Любовь Васильевна Севей. У них родились три дочери: Марина ( г., мать прот. Артемия Владимирова), Сюзанна ( г.) и Анна ( г.). Третьей женой Павла Барто была Евдокия Ивановна (прожили вместе 20 лет). Четвёртой женой - Рената Николаевна Виллер, его кузина . С последней супругой прожил 25 лет. Похоронен на Введенском кладбище .

Книги

  • «Толстуха куцая» ()
  • «Посол»
  • «Про кота Федьку, ежа Хавроську и белую мышку» ()
  • «Озорные»
  • Барто Павел. Гришкины игрушки: [Рассказ для детей] / Рисунки А. Могилевского . - М .: Государственное издательство , 1927. - 16 с.
  • «Ёлка»
  • «Поход за змеями» ()
  • «О чём поют птицы» (М. Детская литература, 1981)

Напишите отзыв о статье "Барто, Павел Николаевич"

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Барто, Павел Николаевич

Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.
– Да ты из каких будешь? – вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?
– Я? я?.. – сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.
– Вишь ты! – сказал один из солдат.
Другой солдат покачал головой.
– Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.
– Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них.
– Мне в Можайск.
– Ты, стало, барин?
– Да.
– А как звать?
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.

Павел Николаевич Барто (4 января 1904 - 23 октября 1986) - детский поэт, орнитолог, первый муж Агнии Барто.

Семья

Павел родился в семье инженера Николая Ричардовича Барто и Лидии Эдуардовны (Эриховны) Виллер. Рос вместе со старшим братом Ростиславом и сестрой Евгенией.

В юности занимался балетом в студии своей тёти, знаменитой Лидии Ричардовны Нелидовой. Там же познакомился с будущей женой Гетель Воловой, которая взяла в браке фамилию мужа и сменила имя на Агния. Их брак продлился 6 лет. Сын от этого брака Эдгар (Гарик) погиб в результате несчастного случая (катался на велосипеде и попал под грузовик) в 1945 году. Павел Барто был соавтором трёх её стихотворений (в том числе «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая»). После развода Агния запретила Павлу издавать детские стихи под своей фамилией. Предлагала даже сменить фамилию, сказав: "Весь Союз знает только Агнию Барто, других Барто не надо".

Брат поэта Ростислав Барто стал известным живописцем.

Затем был женат ещё 3 раза (в последний раз на собственной кузине) и имел нескольких детей от этих союзов. Второй женой Павла Николаевича была Любовь Васильевна Севей. У них родились три дочери: Марина (1932 г., мать прот. Артемия Владимирова), Сюзанна (1934 г.) и Анна (1937 г.). Третьей женой Павла Барто была Евдокия Ивановна (прожили вместе 20 лет). Четвёртой женой - Рената Николаевна Виллер, его кузина. С последней супругой прожил 25 лет. Похоронен на Введенском кладбище.

Книги

  • «Толстуха куцая» (1926)
  • «Гришкины игрушки» (М. Государственное издательство, 1927)
  • «Про кота Федьку, ежа Хавроську и белую мышку» (1928)
  • «Озорные»
  • «Ёлка»
  • «Посол» (М. Государственное издательство, 1930))
  • «Поход за змеями» (1936)
  • «Птичий хоровод» (М. Детская литература, 1976)
  • «О чём поют птицы» (М. Детская литература, 1981)
  • «Птичьи разговоры» (М. Детская литература, 1982)
  • «Пусть поют птицы» (М. Детская литература, 1985)