Во многих семьях с приходом осени возобновился учебный год: уроки, кружки, занятия в секциях. Но не будем забывать о том, как важна для наших детей игра! Важно стараться выделять и для нее время и пространство. Ведь, как писал Фридрих Шиллер, «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он вполне бывает человеком, лишь когда играет».

Почувствуйте силу, которая заключается в этих словах. Здесь сказано важное и о человеке, и об игре: эти понятия соединяются самым тесным образом. «Быть человеком», кажется, приравнивается здесь к «играть». Или точнее: само человеческое бытие, его полное раскрытие, расцвет, сама жизнь происходят в игре. Это означает следующее: если мы хотим понять, что значит быть человеком, более того, если нам важно по-настоящему быть людьми - тогда нам, очевидно, стоит разобраться в сути игры, понять, что происходит с нами, когда мы играем.

Возможно ли, что игра - это еще одно измерение нашей жизни, в которое мы попадаем всегда, когда начинаем ее? И именно по этой причине мы особенно остро и ярко ощущаем себя живыми во время игры? Но это означало бы, что игра - это гораздо больше, чем простое времяпрепровождение. Это означало бы, что игра - это возможность ощутить живость своего ума, пережить чувство единения, исследовать свои возможности и раскрыть свой творческий потенциал . Это означало бы, что всякий раз, мы попадаем в особое пространство, где мы - активные, увлеченные и креативные исследователи, творцы собственных возможностей. Очевидно, именно это почувствовал и осознал Фридрих Шиллер и - как мы увидим позже - до него еще ряд других великих мыслителей: что человек лишь тогда оправдывает свое существование, когда ему хотя бы на время удается преодолеть ограничения повседневности и открыть дверь из мира необходимого и целесообразного в мир возможного - игру.

То, что во времена Шиллера еще нельзя было сформулировать и описать в рамках научного подхода, в наше время можно конкретизировать и подкрепить доказательствами благодаря научным открытиям. В первую очередь речь идет об открытиях в области нейробиологии, которые были совершены за последние два десятилетия. Теперь мы можем достаточно подробно описать, что происходит в мозге, когда мы используем его не только для организации быта, достижения каких-либо целей или преследования какой-либо выгоды. Тогда, когда нам удается попасть в пространство, где мы можем свободно и беззаботно чувствовать себя и действовать, воспринимать и осознавать, совершать открытия и исследовать весь спектр наших возможностей. В мозге человека, который играет таким образом, с помощью магнитно-резонансной томографии можно измерить уменьшение количества потребляемого кислорода в результате снижения активности нервных клеток в области миндалевидного тела. Это тот участок мозга, который активизируется, когда мы чувствуем страх.

Итак, в игре мы освобождаемся от страха . Одновременно происходит усиленная активизация всех тех нейронных сетей, которые нужны, чтобы справиться с вызовами конкретной игры. Чем сложнее игра, тем больше таких сетей задействуются одновременно. Именно это является решающей предпосылкой к тому, чтобы через новые соединения заложенных в этих сетях знаний нам приходили творческие мысли и идеи. Кроме того, при каждом удачном ходе, при каждой успешно решенной игровой задаче можно наблюдать, как определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить».

Это вызывает чувство, которое мы переживаем как радость, удовольствие, иногда даже восторг. Так что игра усиливает радость жизни.

Эти три важнейших открытия нейробиологии позволяют нам точнее ответить на вопрос, почему игра так важна и что происходит с нами, когда мы играем. Всегда, когда мы начинаем играть, перед нами открывается мир, где исчезает все то, что в повседневной жизни мешает нам найти и раскрыть заложенный в нас потенциал. Когда мы играем по-настоящему, мы не чувствуем давления и принуждения, а когда на нас ничего не давит, уходит и страх. Поэтому всегда, когда мы играем, мы получаем удовольствие и чувствуем себя свободными.

От природы мы не являемся специалистами в чем-либо - мы умеем делать все понемножку, но при этом не особенно хорошо. Мы появляемся на свет крайне недифференцированными , с пластичным, способным к обучению мозгом, развитие которого к моменту рождения еще далеко не завершено. Таким образом, мы можем взаимодействовать со всем, что нас окружает. То есть у нас есть наилучшие предпосылки для того, чтобы стать весьма творческими существами. Однако этот творческий потенциал может раскрыться по-настоящему лишь в том случае, если в детстве на нас не . В том случае, когда у нас как можно дольше после рождения есть возможность играючи изучать, как сложно устроен мир, в котором нам выпало жить, и как широк спектр наших возможностей по обустройству этого мира. Только так мы можем изучить, что нам нужно, для того чтобы освоиться в среде, в которой нам предстоит взрослеть.

Некоторые животные рождаются с уже практически зрелым мозгом. Например, пауки в состоянии плести паутины без предварительного обучения. Им не нужно показывать, как это делается, поскольку необходимые схемы соединения нервных клеток формируются в их маленьких мозгах самостоятельно, видоспецифическим образом. Точно так же регулируются навыки у рыб и крокодилов, но уже у птиц - а тем более у млекопитающих - эти жесткие матрицы начинают все больше открываться. Управляемые ими типы поведения уже не возникают сами по себе. Потомство должно сначала их изучить. Большую помощь в этом оказывают подходящие примеры, благодаря которым малыши видят порядок действий.

Но решающую роль играют собственные попытки, обучение методом проб и ошибок и упорное повторение всего того, что сработало.

Детенышам зверей для этого не нужны школы. Они играют - и в игре учатся тому, что позже пригодится им в жизни, при этом автоматически выстраивая необходимые нейронные связи в мозге. Котенок играет со своим хвостом, пытаясь поймать его снова и снова. Медвежата дерутся и залезают на деревья. Обезьянки гоняются друг за другом или провоцируют старших членов своей стаи. Все звери в игровой форме пробуют, что и как можно сделать. В биологии развития это называется исследовательским поведением - и ученые отмечают, что человеческие детеныши ощущают такое же удовольствие и восторг, когда отправляются исследовать и формировать среду своего обитания, когда в игре изучают, как эта среда устроена и какие возможности она им дает.

Желание исследовать и творить присуще всем детям от рождения. Это желание они испытывают еще до рождения и рождаются уже со знанием того, как чудесно что-то .

В мозге, таким образом, еще до рождения возникают соответствующие сети нейронов, которые нейробиологи называют центрами удовольствия. Эти «включатели», расположенные в среднем мозге, активизируются тогда (у взрослых тоже), когда человеку удается благодаря собственным усилиям превратить возникшее в мозге ощущение бессвязности (инкогерентности) в нечто понятное, когерентное.

Это ощущение бессвязности возникает как своего рода раздражение на новое впечатление, которое не удается классифицировать - нейробиологи называют это arousal. Если активно заняться феноменом, вызвавшим раздражение, то возникшую проблему чаще всего удается как-то решить. Тогда чувство раздражения превращается в радость, иногда даже восторг по поводу самого себя , а в мозге все опять сходится. Все становится понятным и связным.

Этот процесс приводит к активизации центра удовольствия в среднем мозге, и на кончиках аксонов и дендритов находящихся там нервных клеток высвобождаются нейромедиаторы . Они действуют примерно так же, как кокаин и героин, и со своей стороны стимулируют другие сети, которые вызывают то прекрасное чувство, которое иногда охватывает все тело и которое мы называем «радость» или даже «восторг». Одновременно эти вещества (к ним относятся в первую очередь катехоламины, эндоморфины и другие пептиды) обладают эффектом стимуляции роста синапсов . Они действуют как удобрение и способствуют дальнейшему росту отростков нейронов и образованию и фиксации новых синапсов. Так существующие сети развиваются дальше, и все, что было задействовано в мозгу для решения проблемы или получения новых знаний, закладывается в мозг в виде соответствующим образом усиленных сетей крепко и надолго.

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга, включающих и последующее «высвобождение удобрения» в их мозгах. В этом причина того, что они с такой охотой учатся столь многому за такой короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают немного больше о мире, прежде всего о своих возможностях исследовать и формировать этот мир. Пробовать, что получится. Выяснить, что можно сложить, а что можно разобрать. Познать самого себя, свое тело, свои чувства, свои умственные способности, обнаружить свои способности и таланты, тренировать особые навыки и развить их до уровня мастерства - все это дети делают в игре , без умысла, бесцельно и неосознанно, сами по себе. Биологи называют это «самоорганизующимся процессом».

Если все складывается как надо, при благоприятных условиях человек - не только в детстве, но и позже, во взрослом возрасте - раскрывает заложенный в нем потенциал совершенно самостоятельно.

Этот потенциал заложен в мозгах всех тех животных, которым необходимо научиться ориентироваться в среде своего обитания. В ходе развития мозга в его различных областях, созревающих поочередно, образуется существенный переизбыток связей между нервными клетками - контактов между нейронами, так называемых синапсов. Те связи, которые оказываются полезными, которые задействуются регулярно и которые могут быть встроены в действующие сети, сохраняются и фиксируются. Остальные связи разрушаются. По сравнению со всеми способными к обучению животными у наших детей самый большой переизбыток возможных нейронных связей, и у них этот переизбыток сохраняется особенно долго.

Чтобы максимально сохранить этот гигантский потенциал построения связей в мозге и дать развиться всем заложенным в наших детях талантам и способностям, мы должны были бы дать детям возможность предаваться радости исследования и творчества и как можно дольше, и в как можно более разнообразной среде. Другими словами: они должны как можно больше, как можно чаще и самыми разнообразными способами играть.

Чтобы обеспечить им эту возможность, недостаточно лишь понимания того, что игра служит исследованию собственных возможностей. Необходимо, чтобы в нашем обществе кардинальным образом изменились прежние представления о том, что означает «играть», какие возможности дает «игра» и каково ее биологическое значение. Ключевое условие для этого - как и во всех остальных областях, в которых назревают перемены, - нарастание количества научных открытий, прирост знаний о подоплеке и значении этого примечательного феномена, который мы называем игрой.

Геральд Хютер, немецкий нейробиолог, глава из книги «Спасите игру» (Rettet das Spiel), написанной в соавторстве с философом Кристофом Кварчем и вышедшей в 2016 году (Изд. Carl Hanser Verlag München, 2016 г.).

Перевод с немецкого Алены Хмилевской

Как можно больше / меньше / лучше…

наречное выражение

Не требует постановки знаков препинания.

Он снова полез в болото, стараясь как можно меньше плескаться в воде, и в одном месте так провалился в окне, что едва не скрылся весь, с головой. В. Быков, Волчья стая. «Но только надо будет очень много новых платьев, – заметила она, – и потому надо, чтоб Иван Матвеич присылал как можно скорее и как можно больше жалованья ...» Ф. Достоевский, Крокодил. Король после того встал с кресел и тем же порядком вышел из залы, приказав прежде министру угостить Алешу как можно лучше . А. Погорельский, Черная курица, или Подземные жители.


Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .

Смотреть что такое "как можно больше / меньше / лучше…" в других словарях:

    как - нареч., частица и союз. I. нареч. 1. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия: каким образом? [Чацкий:] Ах! как игру судьбы постичь? Грибоедов, Горе от ума. Как эта замазка попала ему в карман? Чехов, Степь.… … Малый академический словарь

    Как выбрать брокера на фондовом рынке - Брокер – фирма или лицо, выступающее посредником при заключении сделок на бирже, действующее по поручению своих клиентов. В России частное лицо или организация могут работать на фондовом рынке только через брокера, так как для торговли на бирже… … Банковская энциклопедия

    Как собирать грибы - Значительную долю грибных урожаев собирают для личного употребления сельское население, дачники, а также (правда, в меньшем количестве) горожане. Сбор грибов начинается ранней весной и продолжается до поздней осени с небольшим перерывом в начале… … Энциклопедия грибника

    Как солить, перчить, приправлять - Когда продукт будь то мясо, рыба или овощи прошел все операции от разделки до тепловой обработки и когда блюдо уже почти готово, то, даже если все проделано правильно, оно еще не имеет законченного вкуса, ему еще чего то не хватает. Это… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

    Как бросить курить - Эксперты ВОЗ считают нецелесообразным лечить не желающих отказаться от курения, а также убеждать в необходимости такого отказа высокомотивированных упертых курильщиков. Если вы приняли решение избавиться от этой дурацкой привычки просто прочитай… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    Судебный процесс над «Бхагавад-гитой как она есть» - … Википедия

    Отопление как искусственное нагревание пространства - внутри зданий. Преимущественно О. применяется к зданиям, предназначенным для пребывания людей, но устраивается и в зданиях иного назначения, как например: в оранжереях, в помещениях для животных (неоклиматизированных или высокой ценности) и в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словосочетанием «как можно больше»

  • Прежде всего то, что в киноочерке должно быть как можно меньше рыбы и как можно больше людей.
  • Он хотел бы успевать больше читать, лучше понимать других и себя, он хотел бы сделать как можно больше за отведенное ему Богом время.
  • Во-первых, мы должны были как -то уложиться в те самые двадцать пять строк, поэтому старались вместить в них как можно больше слов.
  • Официально можно было обедать 1 час, но все старались как можно больше успеть выполнить работы и сокращали обед до минимума.
  • Он всеми силами стремится как можно скорее проскочить как можно больше ступеней на длинной и трудной капитанской лестнице.
  • Однако он учил меня не только тому, как сохранить собственную жизнь, но и тому, как уничтожить как можно больше врагов.
  • Мне требовалось пиво, как можно больше пива, но об этом можно было только мечтать.
  • Конечно, я стремилась как можно больше торчать у родителей, но они работали дома и пребывание там я воспринимала как настоящий праздник.
  • Надо хватать ее за шиворот и переживать как можно больше событий и встречаться с как можно большим числом людей.
  • Все старались не «содрать» с нас как можно больше , а помочь нам, чтобы было как можно дешевле.
  • Как бы то ни было, он посоветовал ему рисовать как можно больше и купил у него два рисунка.
  • Он хотел спасти как можно больше того, что еще можно было спасти для немецкого народа при таком положении вещей.
  • Нет, правда, стараюсь: смотрю фильмы, читаю книги, стараюсь контактировать как можно больше , больше узнавать, проявлять любопытство.
  • Звонить нужно как можно больше и как можно чаще.
  • Прочесать, прошерстить как можно больше публики, срубить как можно больше деньжат.
  • Каждый человек старается отнять как можно больше у другого и как можно больше заставить работать на себя другого.
  • Вы больше получите пользы, если будете читать как можно больше жития тех святых, которые обращают особое внимание на покаяние.
  • Задача этой группы как раз и была в том, чтобы собрать как можно больше информации о тебе и о нашей семье.
  • Он хотел, чтобы на Германию сбрасывалось как можно больше бомб и как можно чаще.
  • Суть педагогического метода Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
  • Лекции были длительны, так как студенты хотели получить за свои деньги как можно больше знаний.
  • К примеру, он предлагал нам назвать как можно больше стилей причесок, и тот из нас, кто называл больше , выигрывал монету.
  • Чтобы случайно не выдать свой английский, я старалась как можно меньше разговаривать, зато как можно больше танцевать.
  • Я прыгнул в канаву и попытался выбросить из нее как можно больше снега, чтобы можно было уместить туда убитого солдата.
  • Я жила в Беларуси около семи лет и как каждый человек, попавшей в другом государстве, жаждала научить как можно больше о нем.
  • Как собиратель, он хотел видеть как можно больше зрителей своих сокровищ.
  • Покидая родину, австралийцы постарались увезти с собой ради Фар-Лэпа как можно больше австралийского, как можно больше от своей земли.
  • Напротив, мы стараемся продлить все его мгновения, чтобы взять от него всё, что только можно и как можно больше .
  • Все стремятся заработать как можно больше , работать как можно меньше, и как можно больше экономить.
  • В своей палате надо сделать как можно больше , так как днем заменяет соседка, которой трудно справиться с двумя палатами.
  • Да знаете ли вы, что Альфреда моего я любила больше мужа, больше жизни (тут дама истерично взвизгнула), да и как можно было не обожать его?
  • И чем больше один боялся другого, тем больше они нуждались друг в друге, поскольку еще больше их пугала вздымающаяся волна больше визма.
  • Он видел, как его брат все ближе сходился с компанией Гитлера, и слышал, как его речь все больше и больше переполнялась ненавистью.
  • Он любит Флоренцию больше всего на свете, больше близких людей, больше жизни.
  • Ведь чем больше человек получил, тем больше должен дать, чем больше ему дано, тем больше должен разработать.
  • Мы, врачи, должны больше знать и больше думать не о том, как лечить, а как предупредить.
  • Последующее чтение все больше и больше приоткрывало дверь, и все больше света проникало в ранее абсолютно темную комнату сомнений.
  • У нее будет больше людей, больше товаров, больше богатства, но качественно ничего не изменится.
  • Чем легче рюкзак, тем быстрее можно идти, тем меньше напряжение в походе и тем больше продовольствия можно с собой унести.
  • Сами по себе они имеют не больше сил, не больше мудрости, не больше способностей, чем другие люди.
  • Его можно потрогать, с ним можно постоять в очереди в кассу, можно послушать, как он стригся у как ого-нибудь парикмахера.
  • Чем больше мы это можем, чем больше мы об этом знаем, тем больше мы удивляемся тому, что мы не можем менять состояния произвольно.
  • Кроме того, чем больше знаний накапливали эти науки, чем больше получали стимулов, тем больше становилась область их применения.
  • Можно соленые, можно маринованные, а можно те и другие и, разумеется, свежий огурчик.
  • Когда учишься в институте, можно жить в кампусе, можно самому снимать жилье, а можно жить в семье.
  • Чем больше я ей запрещал, тем больше она себе позволяла и тем больше я злился.
  • И я к тебе не только не успокаиваюсь, но с каждой минутой все больше люблю, все больше привязываюсь, все больше ценю.
  • А тут можно что-то набрать, распечатать, а можно в Интернете посмотреть, что там газеты пишут, а можно общаться, есть электронная почта.
  • Я все больше и больше проникался к ним уважением, все больше верил в то, что мои «взрослодети» поймут все, даже самые серьезные утверждения.
  • Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына.
  • Больше территорий, больше рабов, больше богатств.
  • Лева поделился с ними, как он боролся с сомнениями, как зло все больше и больше проникало в его сердце, и в то же время Господь звал его.
  • Линзу можно выдвигать вперед, и тогда экранчик кажется больше и больше , пока края его не начинают совсем расплываться.
  • Было остро необходимо как можно быстрее добраться до берега, как можно быстрее привести себя в порядок на берегу и как -то защитить себя.
  • Его можно охарактеризовать больше как альбом со своей атмосферой, чем как средство продвижения дисков на 45 оборотов.
  • Можно брать курицу целиком, можно ножки, для совсем диетического подойдут грудки, можно скелетик, оставшийся от шейки.
  • Мне можно объявлять выговоры, со мной можно разговаривать так безобразно, что я вынужден был заявить, что работать больше не буду.
  • Но больше чаю и больше кошек, больше всего на свете любила она Галю.
  • В России можно жить, жить можно только в ней, в ней нужно жить и можно печататься.
  • Чем больше он ее видит, тем больше ему хочется ее видеть и тем больше он отчуждается от тебя.
  • Пушкиным можно восхищаться, Пушкиным можно наслаждаться, Пушкиным можно упиваться, но нельзя успокаиваться Пушкиным.
  • Так как свободного времени стало больше , то я стала больше времени проводить дома, стала больше внимания обращать на свою семью.
  • Драться с тем, у кого руки больше 50 см, ноги больше 70-80 см, а грудь больше 120 см в объеме не очень-то хочется.
  • Я чувствовала, что с каждым днем все больше и больше Владимир начинал относиться ко мне не как к товарищу по партии, а как к женщине.
  • Чем больше дел завел, чем больше людей арестовал, тем больше поощрений, наград и прочих благ.
  • Они больше читали, больше путешествовали и больше думали.
  • Побеждает на войне тот, отмечал он, у кого больше резервов, больше источников силы, больше выдержки в народной толще.
  • Он утверждал, что вести знакомство можно только с теми, у кого чему-либо можно научиться или кого можно научить чему-либо.
  • Я все больше и больше любила Бет-иль-Сахель, потому что здесь нам давали гораздо больше воли, чем в Бет-иль-Мтони.
  • Дело в том, что можно продолжить существующую тенденцию в будущее: чем больше влияния США, тем больше хаоса.
  • Больше того, когда видишь, что все заодно, то начинаешь этому все больше и больше сопротивляться.
  • Они рассчитали, что чем больше я выиграю, тем больше потеряю и чем быстрее я прогорю дотла, тем больше им достанется.
  • Поэтому в сравнении с другими тренерами того времени в ней чувствовалось больше образования, больше понимания жизни, больше вкуса.
  • Сорок лет прошло, и мы с Чарли спаялись больше , чем можно передать словами, и даже, наверное, больше , чем мы сами осознаем.
  • Можно было написать дневник на компьютере, можно узнать новости по телефону письменно, можно просто есть.
  • И чем больше люди умеют, и чем больше знают, тем больше они становятся молчаливее и не дергаются по каждому поводу, чтобы что-то менять.
  • Мы проклинаем их со сцены, а их приходит к нам все больше и больше , при случае можно щегольнуть в разговоре.
  • И чем дальше, чем больше граф пускался в свои мудрования, тем гордыня эта росла в нем больше и больше .
  • Больше знакомств, больше разговоров, больше ситуаций, требующих выбора, решений.
  • Увлекаясь все больше и больше , он заговорил о том, как Шаляпин тоскует вдали от родины, как тяжко ему на чужбине, как мечтает вернуться.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Наречное выражение Не требует постановки знаков препинания. Он снова полез в болото, стараясь как можно меньше плескаться в воде, и в одном месте так провалился в окне, что едва не скрылся весь, с головой. В. Быков, Волчья стая. «Но только надо… … Словарь-справочник по пунктуации

Как можно больше, максимально, предельно Словарь русских синонимов. как возможно больше нареч, кол во синонимов: 3 как можно больше (3) … Словарь синонимов

Как можно - Экспрес. В сочетании с наречиями в сравнительной степени. Означает высшую степень проявления какого либо качества. Здравствуй, бабка! сказал я как можно приветливее (Куприн. Олеся). Наконец, решился я ложиться спать как можно ранее, а обедать как … Фразеологический словарь русского литературного языка

I. местоим. нареч. 1. Каким образом. Как я узнаю твой новый адрес? Как это случилось? Как вы поживаете? Вот как надо делать. / (в вопросит. предл.). в функц. сказ. Как (вас, тебя) зовут? Как (ваша, твоя) фамилия? 2. В какой степени, насколько.… … Энциклопедический словарь

As Told By Ginger Тип … Википедия

Толковый словарь Ушакова

КАК. 1. нареч. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия, в знач.: каким образом? Как вы сюда попали? Как пройти на Мясницкую? Как вы нашли нас в толпе? || Обозначает вопрос о качестве действия или состояния,… … Толковый словарь Ушакова

КАК. 1. нареч. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия, в знач.: каким образом? Как вы сюда попали? Как пройти на Мясницкую? Как вы нашли нас в толпе? || Обозначает вопрос о качестве действия или состояния,… … Толковый словарь Ушакова

Как говорит Джинджер As Told By Ginger Тип Анимационный сериал Создатель Эмели Капнек Страна … Википедия

Книги

  • Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее , Камп Питер. О книге Эта книга - самоучитель для повышения скорости чтения и уровня понимания текстов. Она отличается от других пособий тем, что позволяет вам: сразу использовать свой материал - свои…
  • "Уничтожить как можно больше..." . Латвийские коллаборационистские формирования на территории Белоруссии, 1942-1944 гг. , . В предлагаемом вниманию читателя сборнике документов приводится множество свидетельств о леденящих кровь ужасах, творившихся латышскими коллаборационистами в Белоруссии. В состав сборника…