Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек
  • Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить вступать в диалог со взрослыми; по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь, обогащать словарь детей синонимами, антонимами, образовывать слова по образцу; развивать мелкую и общую моторики, фантазию и творчество, слуховую и зрительную память, мышление.
  • Учить детей внимательно выслушивать ответы педагогов и детей

Оборудование: мультимедиа с презентацией к занятию, набор букв разной величины для составления слова "КОСМОС", ребус, тазик с мукой, 2 камня разной величины; на каждого ребёнка раздаточный материал: мозаика, кубики, геометрические фигуры, шнуровка, счётные палочки; цветные карандаши по количеству детей и альбомные листы.

1. Оргмомент.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"

2. Ход занятия.

Воспитатель: А теперь сядьте на стульчики, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить.

2 слайд (звучит космическая музыка)

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим правильность ваших ответов, соберите слово из предложенных букв, поставив их в порядке увеличения (КОСМОС)

3 слайд презентации (картина космического неба)

Верно, а что вы о нём знаете? (Ответы детей)

Диалог с ребёнком в стихотворной форме

Ребёнок: Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Взрослый:- Звёзды там светят далёким огнём!

Ребёнок:- Только ли звёзды на небе сияют?

Взрослый:- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

Ребёнок:- Как так блуждают? Дороги не знают?

Взрослый:

Нет! Это кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
Но давайте всё по порядку.

Воспитатель: Я пригласила к нам на занятие человека, который изучает звёзды и планеты, название его профессии спряталось в ребусе (дети отгадывают)

Ребус АСТРОНОМ

Появляется второй взрослый в костюме астронома, его речь сопровождается презентацией:

Здравствуйте, ребята!

4 Слайд (телескоп)

С помощью телескопа - подзорной трубы с большим количеством увеличительных стёкол - я постоянно изучаю космическое пространство, немного о котором расскажу.

5 слайд (Вселенная)

Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.

Вселенная образовалась в результате, так называемого, Большого взрыва 15 млрд. лет назад. Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

6 слайд (Галактика)

Во Вселенной миллиарды галактик. Галактики - это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

7 слайд (Звёзды)

Звёзды, сияющие в ночном небе, - тела из раскалённого газа. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов. Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

8 слайд (Солнце)

Самая близкая к Земле звезда - Солнце. Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов. Солнце считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля.

9 слайд (Солнечная система)

Вокруг Солнца движутся девять больших планет и 68 спутников (Слайд 10), миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути - орбите, вокруг Солнца.

И сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по планетам Солнечной системы. Но на чём мы полетим?

Выслушиваются ответы детей, дети приходят к выводу, что на ракете

Воспитатель: А что такое ракета?

Слайд 11 (Ракета)

Ребёнок: Ракета, в переводе с итальянского, означает "веретено", потому что по форме ракета похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом. Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад для того, чтобы делать фейерверки. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки, и стали праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне как грозное оружие. А в мирное время для вывода космического корабля и исследования космоса.

Воспитатель: Пусть каждый построит свой космический корабль-ракету и даст по одному определению, какой он, его корабль (Дети строят из разных предложенных материалов макеты: из счётных палочек, мозаики, кубиков, шнуровки, геометрических фигур... и характеризуют ракеты)

Воспитатель загадывает загадку:

У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски "астронавт",
А по-русски:(космонавт)

Слайд 12 (первые космонавты: обезьяна и собаки)

Воспитатель: Первыми "космонавтами" - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - "космонавт" пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони.

Слайд 13 (фото Гагарина)

Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Значит они - (исследователи). Каждый день на орбите ведется экспериментальная работа в космической лаборатории.

Космонавт выполняет задачи биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.

Космонавт - медик, когда участвует в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.

Космонавт - это строитель, монтажник. Работа их сложная и трудная

Слайд 14 (космонавт в скафандре)

Воспитатель: Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг. Скафандр предохраняет от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение

Поэтому смогут полететь только самые подготовленные. Перед полётом космонавты проходят испытания, сейчас мы тоже проверим вашу готовность.

Опыт с вестибулярным аппаратом: По команде дети начинают крутиться вокруг себя в течение 10 сек. Воспитатель интересуется, у кого закружилась голова и отклоняет в сторону? Отмечаются самые подготовленные.

Физминутка.

Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

Слайд 15 (Земля)

Первая планета - это наша Земля. Это единственная планета, на которой существует жизнь. Давайте сядем в космические кресла и посмотрим отрывок фильма о Земле с диска "География для маленьких". Полную версию фильма мы предлагаем вам посмотреть в свободное время вечером.

Слайд 16 (Меркурий)

Ребёнок: Меркурий - самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.

Астроном предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком или мукой и оставляющими ямки на поверхности от удара.

Слайд 17 (Венера)

Ребёнок:Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.

Воспитатель предлагает представить детям, в каких оттенках цветов можно увидеть планету.

Слайд 18 (Марс)

Ребёнок:Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать смену времен года, день на Марсе длится 24 ч 37 мин. Но до сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. А чтобы до него долететь, потребуется нам больше года. Есть предположение, что на этой планете существует жизнь.

Астроним: представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Астроном хлопает (топает) ритмичный рисунок, а дети повторяют.

Слайд 19 (Юпитер)

Ребёнок:Юпитер. Это пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. Сутки на планете длятся не 24 часа, а всего 10 часов. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.

Взрослый: Поэтому мы пролетаем мимо планеты.

Слайд 21 (Сатурн)

Ребёнок:Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник. Период обращения планеты 29,5 лет.

Слайд 23 (Уран)

Ребёнок:Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Астроном предлагает поиграть в игру "Где какой?". Образовать признаки от предметов (чей? чья? чьи? чьё?)

Например: звезда - звездный;

солнце -:; луна -:; небо -:; море -:; космос -:; невесомость -:;
астроном -:; земля -:; орбита -:; утро - :; день - :; ночь - :; вечер -

Слайд 24 (Нептун)

Ребёнок: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.

Взрослые предлагают сделать физминутку :

Что-то холодно сидеть,
Надо ноженьки погреть.
Дружно встали, пошагали
И на ручки подышали.
Встрепенулись, улыбнулись
И в корабль свой вернулись

Слайд 25 (Плутон)

Ребёнок: Плутон - 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии.

(пролетаем мимо)

Астроном: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.

А теперь я проверю, что вы запомнили.

Слайд 26 (Викторина)

1. Сколько планет в солнечной системе?

2. Какое слово лишнее:

Cатурн, Марс, Венера, Солнце?

3. Чем похожи и отличаются лампа и Солнце?

4. Первый человек-космонавт, полетевший в космос?

5. Какое слово не подходит:

космос, космический, космонавт, косматый?

Астроном: Есть предположение, что существует 10 планета в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, на что она похожа?

Планеты бывают разные. (Игра антонимы)

Бывают яркие, бывают тусклые:

  • Далёкие - :
  • Холодные -:
  • Большие -:
  • Красивые -:
  • Видимые -:
  • Манящие -:
  • Обитаемые -:
  • Твёрдые -:

Детям предлагается занять места за столами, пофантазировать и нарисовать 10 планету, дать ей название, а потом рассказать немного о ней (клик - играет фоном музыка).

3. Итог занятия:

Воспитатель:

Что, на ваш взгляд, показалось интересным?

Что запомнили?

А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?

В основе грамотной и красивой речи лежит четкое и правильное произношение звуков. Кроме четкого и внятного звукопроизношения для детей с нарушением речи важно научится грамматически верно строить предложения, отвечать на поставленные вопросы и при этом не испытывать страха. Желание заговорить, пойти на контакт со взрослым вызывает интересный и занимательный материал, используемый логопедом на занятии.

Данное занятие построено в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с общим недоразвитием речи. На занятии закрепляется лексическая тема «Космос» и правильное произношение звуков [с], [ш], проходит их дифференциация.

Индивидуальное логопедическое занятие

«Космическое путешествие»

Коррекционно-развивающие :

    закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи;

    учить различать эти звуки на слух и в произношении;

    развивать умение соотносить звуки [С] - [Ш] с буквами С и Ш;

    обогащать словарный запас по теме «Космос»

    развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Образовательные :

    Продолжать учить составлять из слогов слова.

    Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов.

    Совершенствовать навык чтения.

Воспитательные :

    воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;

    развивать контроль над звукопроизношением.

Оборудование:

    фото космонавтов

    карточки-схемы

    шифрограмма, лабиринт «Космический полет»

    предметные картинки [с] или [ш]; ракеты

    карта со звездами.

Ход занятия

    Организационный момент.

Как этот день отмечен в календаре? (день космонавтики).

Кто был первым космонавтом земли. (Ю. Гагарин)

Откуда стартовала космический корабль с Ю. Гагариным? (с космодрома Байконур)

Вспомни и назови имена первых казахстанских космонавтов. (Т. Аубакиров, Т. Мусабаев)

Предлагаю отправиться в космическое, логопедическое путешествие.

Сейчас мы к звездам полетим,
И звуки мы все повторим!
Будем в космосе летать,
Навык речи закреплять!

Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.). А на голову наденем шлемы. Имитация надевания.

Какие звуки мы должны взять с собой? Назови первый звук в словах: скафандр, шлем.

Характеристика звуков: оба согласные, твердые, глухие. Звук «с» свистящий,

«ш» - шипящий.

Чем отличаются эти звуки? (ш – губы округлые, язык наверху, воздушная струя широкая и теплая; с - губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя тонкая и прохладная).

Логопед: - А теперь давай, расскажем чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

1 звезда «Прочти шифрограмму»

А О ↓У У ↓Ы Е ↓О ↓ЛА ЛА

ЛО ЛИ ↓КА КО ↓КО ПА ПУ ↓ЛЕ ТИ

2 звезда. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, добавив слоги СА или ША

ли... , ка... , ко... , су... , Ми... ,

кры... , кры... , колё ... , колба... , но... , ро...

3 звезда. Распредели слова по ракетам (предметные картинки «с» и «ш», ракеты с буквами)

4 звезда. Полёт продолжается! Следующая звезда и на ней новое задание – составить из слов-звездочек предложения. При столкновении с метеоритом предложения рассыпались на отдельные слова. Построй предложения заново. Как строится предложение?

Соединяем мы два слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать,
Как слова соединять!

А что же такое – предложение? (Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Кошка, есть, каша.

Алеша, любить, салат.

Пушистый, кошка.

5 звезда. «Проведи ракету к земле». (лабиринт)

Итог: Закончилось наше путешествие. Какой вывод мы можем сделать?

Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!

Логопед: Совершенно верно! Знания помогут осуществить все мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаю тебе новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч.


Конспект индивидуального логопедического занятия: «Путешествие в космос»
Автор: Яговитина Оксана Владиславовна, учитель- логопед МБДОУ «Академия детства» СП д/с №15 Свердловская область, г. Нижний Тагил
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Тема: «Путешествие в космос»
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
1.Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях.
2.Закрепление умения составлять ракету из геометрических фигур. Способствовать формированию умения анализировать свою постройку.
3.Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
4. Систематизирование знаний детей о планетах солнечной системы, о космонавтах, об инопланетянинах. Обогащение словаря за счет слов: Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, метеорит, скафандр, иллюминатор, инопланетянин. Коррекционно-развивающие:
1.Закрепление правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и предложениях.
2.закрепление умения детей определять место звука «Р» в словах, отвечать на вопрос полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать навык чтения слогов и слов со звуком «Р».
3.Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие тактильного ощущения.
4.Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
5.Развитие зрительного внимания и восприятия;
6.Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
7. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении, отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже; упражнять в понимании и образовании сложных слов;
Воспитательные:
1.Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь.
2.Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
3.Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Оборудование: игрушка инопланетянина «Крези Фрок, объёмные геометрические фигуры для постройки ракеты, схема ракеты, индивидуальное зеркало, массажные мячики, кольца, мешочки с крупами, картинки Солнечной системы, картинки планет, картинки инопланетян, набивной мяч, аудиозапись космической музыки, компьютерные игры, тактильные дощечки, медаль космонавта, раскраска «Космос». Ход занятия:1.Организационный момент. У нас сегодня необычный гость. Он прилетел с другой планеты. Это инопланетянин – Грези Фрок. На него напали космические пираты и он просит ему помочь.
Давай поможем ему построить ракету и вместе с ним отправимся в космическое путешествие. Для этого нам нужно подготовиться – построить ракету. Вот тебе фигуры, построй ракету. Из каких геометрических фигур ты построил ракету? (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Молодец, красивая ракета у тебя получилась. Крези Фрок очень рад, что ты ему помог. 2.Дыхательная гимнастика. «Подуй на шарик», «Подуй на солнышко» чтобы оно закрутилось. Молодец, все правильно сделал. Артикуляционная гимнастика. Давай подготовим ракету к полету: почистим ракету внутри - «Чистим зубки», вытрем пыль - «Вкусное варенье», покрасим – «Маляр», подремонтируем, чтобы не сломалась в пути - «Молоток»- д-д-д-д. Наша ракета готова. 3.Развитие тактильных ощущений. Нам нужно будет подкрепиться в пути. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая крупа. Нужно на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке. Что у тебя в мешочке? – рис. Какую кашу мы сварим из риса? - рисовую кашу, из гречки – гречневую кашу, из геркулеса - геркулесовую кашу, из гороха – гороховую кашу. Все в порядке, готовимся к полету. Значит, куда мы сегодня полетим? (В космос).

4. Автоматизация звука [Р] в словах.
Скажи мне, пожалуйста, что мы можем увидеть в космосе? (Планеты, звезды, кометы, спутники.) Какие ты знаешь планеты? (Ответы ребенка). Посмотри на эту картинку, здесь изображены все планеты солнечной системы, прочитай, как они называются? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун.) Назови мне планеты, в названии которых есть звук [Р] (Меркурий, Венера, Сатурн, Марс, Уран, Юпитер.) Вот именно на этих планетах мы с тобой сегодня и побываем. Готов к полету? Игра «Запуск ракеты»
А сейчас мы с вами, дети - маршируют
Улетаем на ракете.
На носки поднимись - Тянутся, подняв руки над головой,
А потом руки вниз,
Раз, два, три - потянись,
Вот летит ракета ввысь. Заводи ракету! Как ревет мотор? (Рррр).Звучит музыка «Крези Фрок».
5. Автоматизация звука [Р] в словах. Планета Меркурий. Геометрические фигуры.
Внимание! Мы подлетаем к планете под названием Меркурий! На этой планете живет необычный народ Меркурийцы! Они любят играть с геометрическими фигурами. Помоги им определить, на какие геометрические фигуры похожи эти предметы. Игра на компьютере:
«Что по форме напоминает предмет?»
Круг – арбуз, колесо, пуговица, солнце, мяч, яблоко.
Квадрат – телевизор, книга, часы, кубик, стол, ящик.
Треугольник – елка, пирамидка, колпак, парусник, флаг.
Молодец! Меркурийцы благодарят тебя за помощь, но к сожалению, нам пора лететь на другую планету. Заводи ракету! Как ревет мотор? (Рррр). Звучит музыка.

6. Планета Юпитер. Внимание! Важное сообщение! Мы подлетаем к планете Юпитер! За бортом нас встречают местные жители, их называют Юпитерцы. Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны отбросить метеориты.
Игра с «метеоритом». Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а ты будешь называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: космонавт – космонавты, астронафт –астронафты,
полет–полеты, ракета –ракеты, планета – планеты, скафандр – скафандры, иллюминатор – иллюминаторы. Молодец! Ты помог Юпитерцам преодолеть зону метеоритов. Они благодарят тебя за помощь. Нам пора лететь на другую планету. Заводи мотор: РРРРР.
7. Определение места звука в слове. Планета Уран. Внимание! Мы взлетаем и оправляемся на следующую планету под названием Уран. Жители Урана очень любят порядок. Для них очень важно, чтобы каждая вещь лежала на своем месте. Посмотри на картинки, назови их и разложи в таблицу так, чтобы слова, где звук [Р,РЬ] находится в начале слова оказались в первой колонке, где в середине слова – во второй, а в конце слова – в третей колонке. Понятно тебе задание?
Выполняй. Слова: рак, картина, помидор, рюкзак, береза, фонарь. Умничка, все правильно разложил по местам. Нам пора лететь дальше. Заводи мотор: Ррррр.
8.Планета Марс. Исправь ошибки в словах. Кто живет на Марсе? – марсиане. Правильно! Это очень загадочный народ, молчаливый, они не любят разговаривать и пишут друг другу письма, но делают много ошибок. Помоги роботу – марсианину исправить ошибки в словах. Игра на компьютере: «Помоги роботу исправить ошибки».
Прочитай внимательно слова и посмотри, есть ошибки или нет? Если есть ошибки, то исправь их. Ребенок выполняет задание. Молодец! Марсиане очень тебе благодарны, что ты исправил их ошибки. Но нам пора лететь дальше. 9.Физминутка «Робот» Давай отдохнем и поиграем с роботом.
Стоит робот на дороге.
У него не гнутся ноги.
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать.
И умеет он стрелять: ддддд. Нам пора лететь дальше. Заводи мотор: РРРРР.
10.Следущая посадка на планете Венера. Нас встречают космические ренджеры. Они готовят экипаж к полету. Помоги им собрать команду. Игра на компьютере «Космические ренджеры» - подбор слов по образцу.
Прочитай позывные десантников. Найди десантника с таким же позывным: ХАО, РЭД, ДЖА, СЭМ, РОМ, ФРУ, ХНЫ. Ребенок выполняет задание и собирает команду на космический корабль. Молодец, справился с трудным заданием, помог собрать команду. Мы отправляемся дальше. Заводи мотор: РРРРР. Звучит музыка.
11. Планета Сатурн. Пальчиковая гимнастика с массажным мячом. Внимание! Важное сообщение! Мы подлетаем к планете Сатурн! На этой планете живет очень трудолюбивый народ, у них золотые руки! Они предлагают тебе размять свои пальчики с массажным мячом, и массажным кольцом. Ребенок выполняет упражнения: Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а этот толстячок,
А все вместе – кулачок.
Мячик в руки нужно взять, чтоб иголки посчитать: 1,2,3,4,5-Начинаем счет опять: 1,2,3,4,5. Молодец, хорошо размял свои пальчики. Мы отправляемся дальше. Заводи мотор: РРРРР. Звучит музыка.
12. Планета Земля. Найди лишний предмет. Наше космическое путешествие подошло к концу. Нам нужно возвращаться на нашу планету Земля.

Я предлагаю тебе найти лишние предметы на картинках. Ребенок выполняет задание: лишние предметы - звезда, лягушка, туча, мишка. Умничка, все правильно сделал. Посмотри на нашу планету. Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется – Земля. Посмотри, это – наша планета Земля и люди, которые на ней живут, называются земляне. Наша планета по форме напоминает шар, мяч. Как ты думаешь синие пятна что это? - вода – моря и океаны, зеленые – леса и луга, а коричневые – горы. Правда, она очень красивая, наша планета. На ней мы можем встретить животных, насекомых, растения, людей. Давай мы расскажем о нашей планете рассказ. А помогут тебе в этом тактильные дощечки. Посмотри на них, погладь, пощупай, что тебе напоминают эти дощечки? Что ты представляешь? С чем сравниваешь? На что похожи эти дощечки? Ребенок обследует дощечки, представляет, фантазирует.
Мех – мягкая трава, пушистая кошка.
Камушки – кочки, дорога, кочки на болоте.
Шнурок – волны на море, змейка, ямки.
Воск – капли на стекле, лужи, сосульки.
Нождачная бумага – шершавая дорога, колючая роза, кактус. Ребенок составляет рассказ. Молодец, ты составил очень интересный рассказ. Мне понравилось.
13. Подведение итогов занятия.
Итак, мы с тобой побывали сегодня в космосе. На каких планетах мы погостили? (ответы ребенка). Теперь мы с тобой знаем, как живут инопланетяне, что они любят и умеют. Тебе понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? Ты молодец, справился со всеми заданиями. Вот тебе медаль – покоритель космоса, наклейка с роботом и раскраска «Космос». Крези Фрок тоже благодарит тебя за помощь и увлекательное путешествие. Говорит тебе «Спасибо».

Конспект открытого занятия

«Космическое путешествие в поисках алфавита»

в рамках недели педагогического мастерства

Учитель-логопед:

Сизова Наталья Викторовна

Черноголовка

26.03.2013г .

Цель: систематизирование знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

Познакомить с понятием алфавит. Учить узнавать буквы, составлять их из элементов. Обучать первоначальным навыкам овладения письменной речью.

Коррекционно-развивающие :

Совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие логического мышления, внимания;развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии; умение слушать сверстников и логопеда; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе, воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Демонстрационный материал : Нарисованный ребус из букв,карточки со словами предложения,картинка весёлого человечка.

Раздаточный материал : Элементы букв,карточки со слогами.

Оборудование : Магнитофон, кассета с музыкой.

Логопед говорит: Ребята мне сегодня пришло звуковое письмо, давайте вместе его послушаем и решим, что нужно делать.

Голос: здравствуйте земляне! Вас приветствует дружественный разум с планеты Венера, на нашей планете случилось несчастье. Космические пираты похитили наш алфавит, если вы нам не поможете случиться беда. Ждём вашей помощи.

Логопед: А что же такое алфавит?

Дети: Алфавитэто набор букв.

Логопед: Ребята,сможем мы отыскать его на другой планете?

Дети: Да

Логопед: Вы предлагаете лететь на другую планету?

Дети: Да

Логопед: Ну что ж, прежде чем лететь нужно, посмотреть звёздную карту. Здесь земля, здесь венера. Путь нелёгкий, может быть не полетим?

Дети: Полетим.

Логопед: Ну, хорошо.Как раз у нас ракета готова. Проходим на ракету спокойно занимаем места.

Командиром ракеты назначаю,… Командуй.

Дети: Готов.

Капитан: Экипаж к высадке готов.

Дети: Готов

Логопед: Ну, тогда спокойно со мной выходим на планету Венера. Посмотрите ребята конверт с черепом и костями-это, наверное, послание пиратов и подписано землянам. Посмотрим что там?

Дети: Да.

Логопед читает письмо: Привет земляне если вы читаете это письмо, то вы всё-таки добрались до нашей планеты. Знайте, алфавит мы так просто не отдадим, идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а прпускать вас будет индикатор разрешения направляйте его на серебристый свет и если правильно сделаете задание, загорится зелёный свет, а неправильно красный. Желаю неудачи! Ребята может быть вернёмся?

Дети: Нет. Давайте посмотрим, что ещё лежит в конверте.

Логопед: Куда же нас ведут стрелочки. А стрелочки нас ведут сюда. Первое задание распутай буквы. Прежде чем нам выполнять это задание давайте вспомним, что такое буква.

Ребёнок: Буква это то, что мы видим и пишем.

Логопед: Молодец. Ну что же на этом плакате запутались буквы. Помогите их распутать.

Дети по очереди называют и показывают буквы.

Логопед: Ребята, какие гласные буквы мы отгадали?.Какие согласные? (Ответы детей). Молодцы. Давайте посмотрим, куда показывает стрелочка? Дети показывают. Правильно. Стрелочка нам показывает на столы. На столах ребята лежат элементы букв. Пожалуйста, соберите, как можно больше букв.

Дети собирают буквы.

Логопед: Ребята, какие буквы вы собрали?

Дети поочерёдно говорят, какие буквы у них получились и исправляют свои ошибки.

Дети проходят в центр зала. На ковре лежат картинки, а под ними слова, разделённые на слоги.

Логопед: Ребята, что можно собрать из слогов? (Ответы детей) Правильно слово. Соберите слово из слогов, которые лежат перед вами.

Дети собирают и читают свои слова.

Логопед: Молодцы. Над словом лежит картинка. Скажите она соответствует вашему слову? Если нет, положите картинку под соответствующие слово.

Дети ищут свою картинку и кладут её над своим словом.

Логопед: Ну что ж молодцы. С этим заданием справились. Стрелочки ведут нас к мольберту, на котором стоит большой лист бумаги с наклееными на него картинками. По первым звукам в названии картинок нужно отгадать слова. Давайте вместе скажем, что изображено на картинках. Если отгадали слово, запомните его.

Волк, свисток, енот, холодильник. (Всех)

Улитка, чебурашка, улитка (учу)

Арбуз (а)

Самолёт, арбуз, матрёшка, арбуз (сама)

Мышь, очки, лестница, чемодан, улитка (молчу).

Логопед: Ребята это загадка. Всех учу, а сама молчу. Что это? (Дети отвечают) Правильно азбука.

Под листом бумаги написано слово азбука. Сделан звуковой анализ слова.

Логопед: Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки.

Дети отвечают: Согласные и гласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Логопед: Ребята пираты сделали анализ слова азбука. Посмотрите внимательно. Есть ли ошибки.

Дети исправляют ошибки.

Логопед: Отлично. Вы справились с очень сложным заданием.

Логопед показывает картинку, на которой нарисован весёлый человечек.

Логопед: Как вы думаете, что означает этот человечек. Правильно, нам нужно отдохнуть. Поиграть.

ИГРА ‘’ Будь внимательным’’

Гласный звук – дети поднимают руки, согласный звук дети опускают руки, когда логопед говорит слово, дети обнимают себя за плечи, если логопед говорит непонятные звуки, дети хлопают в ладоши. Логопед делает двежения вместе с детьми, через некоторое время, начиная их путать.

Логопед спрашивает детей, что можно составить из слов, написанных на карточках. Дети отвечают.

Задание составить из слов предложение. Слова: все, буквы, мы, знать. Задание выполняют четыре человека.

Логопед: Ребята мы сделали все задания, где же алфавит. Давайте крикнем. Алфавит.

Логопед: Ну что настало время возвращаться в детский сад. Командир командуй.

Ребёнок: Экипаж к старту готов?

Дети: Готов.

Ребёнок: Включить моторы. Ракета взлетает. Отсчёт 54321 поехали.

Логопед: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. Ну, вот мы и прилители.

Итог занятия.

Логопед: Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Ответы детей.

Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы.


Тема: "КОСМОС"

Цели: Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение элементарных знаний о космосе. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.

Коррекционно-развивающие . Развитие общей и мелкой моторики (игра "Собери ракету"), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции (воспитание ясной шепотной речи).

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование: игрушка "Лунтик"; предметные картинки (ракета, космонавт, планета Земля, скафандр, звезды); разрезные картинки ракеты; слайдовое сопровождение по теме "Космос" в Microsoft Power Point; плакат "Космос"; плакат "Звёздное небо"; аудиозапись "Выход космического корабля в атмосферу"; аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева; песочные часы.

Ход занятия.

    Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку М. Таривердиева “Звёздная страна”.

Логопед загадывает загадку:

Что за птица?

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Огненный хвост за собой несет . (Ракета)

Логопед спрашивает:

Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)

Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)

    Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха )

Логопед знакомит с гостем:

Посмотрите, кто у нас в гостях. Это Лунтик. Он прилетел из космоса. Лунтик приглашает нас совершить космический полёт. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте его рассказ.

    Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи )

Логопед показывает плакат "Космос":

Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.

Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.

Логопед показывает слайды"Звёздное небо" и читает стихотворение:

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

Логопед спрашивает:

На какой планете мы живём? (На планете Земля)

На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)

Где находится Солнце? (В космосе, в небе)

Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)

Солнце большое или маленькое? (ответы детей)

Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)

    Упражнение "Солнечный зайчик" (гимнастика для глаз )

Логопед: – Лунтик предлагает поиграть Вам с солнечным зайчиком.

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька маленький, как крошка

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении.

Дети: – Вот закрыли мы глаза , (закрывают глаза ладонями)

А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.

    Игра "Посмотри и назови" Логопед выставляет картинки: космонавты, скафандр, ракета

Как вы думаете, кто это? (Космонавты)

Как называется костюм космонавта? (скафандр)

На чем летают космонавты в космос? (На ракетах).

А вы хотите полететь в космическое путешествие?

Что нам необходимо для этого сделать?

    Игра "Собери ракету" (развитие мелкой моторики, использовать песочные часы )

Логопед предлагает детям собрать ракету из разрезанных деталей, с ограничением времени, если нужно оказывает помощь:

- Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим – места нет!

Логопед (закрепление):

Сейчас мы с вами отправимся в космос.

Кем мы будем в полёте? (Космонавтами)

Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр)

    Физ.минутка, игра "Космонавты" (координация речи с движениями )

Давайте поиграем, на ракете полетаем (слова сопровождаются движениями )

Космонавтом стать хочу,

На ракете полечу, Руки вверх над головой соединить.

Облечу вокруг земли, Бежать по кругу – поворот в обратную сторону.

Приземлюсь от всех в дали. Разбежаться по классу, присесть.

Ребята, вы хотите услышать, как взлетает настоящая космическая ракета ? (включается аудио запись "Выход космического корабля в атмосферу")

    Упражнение "Измени по образцу" (изменение глаголов по лицам и числам ).

Вариант игры . Взявшись за руки дети проговаривают шепотом и медленно, обычным голосом и быстрее, громко и быстро.

Я лечу, лечу, лечу

Я на месте не стою,

Он летит, летит, лети,

Он на месте не стоит

Она летит, летит, летит,

Она на месте не стоит… И т.д.

    Упражнение "Потопаем, похлопаем" (совершенствование слоговой структуры слов )

Логопед раздаёт детям индивидуальные дидактические карточки: космонавт, солнце, планета, звёзды

Лунтик принёс картинки. Я картиночки беру и ребятам раздаю. Назовите картинки, разделите слова на части, отхлопав их.

    Проводится игра "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения )

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Я укажу рукой вперёд,

А ты укажешь мне …(назад)

Я руку вправо протяну,

А ты протянешь …(влево)

Я головой кругом верчу,

Я всё на свете знать …(хочу)

    Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия:

Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо! До свидания!