Комплексная проверочная работа к рассказу А. Приставкина
«Портрет отца».

Учебник литературного чтения 4 класс УМК «Перспектива»

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в 1931 году в городе Люберцы

Московской области. Когда началась война ему было 10 лет. Отец ушёл на

фронт, а мама умерла от туберкулёза. Мальчик всю войну бродяжничал.

Прочитайте рассказ А. Приставкина «Портрет отца» и ответьте на вопросы.

1 Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно

2 наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в

3 меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на

4 моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал

5 обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал,

6 чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла

7 война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я

8 знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым

9 сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

10 - Ерунда! Это не твой отец!
11 - Нет, мой!
12 - Пойдем спросим воспитательницу… 13 Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала: 14 - Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец.

15 Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

16 - Нет. Но это мой отец!

17 Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я

18 просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался

19 ерундой.
20 Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую

21 такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.
22 Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:
23 - Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?
24 - Нет.
25 - Нож свой отдашь?
26 - Отдам.
27 - И компас?
28 - Отдам.
29 - А новый костюм поменяешь на старый?.. - И протянул измятую обложку. 30 - Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду...

31 В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске,

32 занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

    1. От чьего имени ведётся рассказ? _______________________________

      Когда происходят события в рассказе?___________________________

      Где находилась библиотека, о которой говорит мальчик?

    1. В трёх книгах из библиотеки было 800 страниц. В первой 648 страницы, во второй в 6 раз меньше. Сколько страниц в третьей книге?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

    1. Как вы думаете, на какую из трёх книг (из задания № 4) наткнулся автор рассказа? ____________________________________________

      Найдите в тексте строчки и запишите, что сделал мальчик с книгой? ____________________________________________________________Почему? ____________________________________________________

      С кем поделился он своим открытием?__________________________

      Сколько времени уже шла война? ______________________________ Какой это был год? __________________________________________

      О какой войне идёт речь в рассказе, напишите её полное название.

___________________________________________________________

    1. С кем воевала наша страна? __________________________________

      Напишите, как полностью называлась наша страна в те годы?

___________________________________________________________

    1. Что сказала воспитательница, посмотрев на оторванную обложку?

___________________________________________________________

    1. В отрывке начиная с 14 строки до 23 строки включительно найдите и выпишите все глаголы с частицей не. Подчеркните глагол, который без НЕ не употребляется._____________________________

____________________________________________________________

    1. Что делал Толя по ночам, не найдя в библиотеке второй такой же книги?______________________________________________________

      Чего готов был не пожалеть, за портрет отца мальчик?

____________________________________________________________

    1. Спишите второе предложение и сделайте синтаксический разбор.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

    1. Почему Володька ему поверил?__________________________________

      Что отразилось в глазах Володьки?_____________________________

      Где остались родные Володьки?________________________________

      Из 31 строчки выпиши имя собственное 2 склонения и сделай морфологический разбор этого слова.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

    1. Почему Толя был уверен, что это портрет его отца, а про маму не вспоминал?

ответы:

    В войну.

    В детдоме.

    648:6= 108(стр.)

648+108= 756(стр.)

800-756= 44(стр.)

    На 3-ью. (Маленькая)

    Оторвал обложку и носил с собой. Думал, что в книге фотография отца.

    Вовкой Акимцевым

    Анатолий (Толя)

    3 года, 1941 году

    Великая Отечественная Война (вторая мировая)

    10 лет

    с фашистами

    Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

    Нельзя портить книги

    Нельзя, не думаю, не отдал, не отдаст, не занимался, не было, не жалеть, не пожалеешь.

    Плакал

    Нож, компас, новый костюм.

    В нашей детдомовской библиотеке я случайно

наткнулся на маленькую книжку.

    Все готов был отдать

    Зависть и боль

    В Новороссийске занятом фашистами

    в Новороссийске - сущ., что? Новороссийск, соб., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., П.п., обстоят. места.

    Надеялся, что папа жив, мама умерла от туберкулёза. Других родных не было.

Цель: 1 Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы Вов

Задачи: 1. Знакомство с рассказом «Портрет отца»

2.Знакомство с творчеством писателя.

3 воспитывать патриотизм, чувство патриотизма

Метапредметные: Регулятивные: эмоционально откликаться на произведение, познавательные: находить опорные слова, коммуникативные: строить высказывания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.Приставкин «Портрет отца»

Цель: 1 Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы Вов

Задачи: 1. Знакомство с рассказом «Портрет отца»

2.Знакомство с творчеством писателя.

3 воспитывать патриотизм, чувство патриотизма

Метапредметные: Регулятивные: эмоционально откликаться на произведение, познавательные: находить опорные слова, коммуникативные: строить высказывания

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Активизация знаний

На доске фотографии Д.Донского, А.Невский, картина А.Дейнека «Оборона Севастопаля» (слайд №1 )

Каким сражением вошли в историю России Д.Донской (Куликовская битва, Золотая Орда 14 век), А.Невский (1242 год Ледовое побоище, рыцари крестоносцы, 13 век

Наш 20 век репродукция А.Дейнека «Оборона Севастополя»

III. Изучение нового материала

Как видим из истории, испокон веков русская земля привлекала другие народы своей красотой, богатством. Народ вставал на защиту земли и сражался до последнего вздоха. Война ХХ века Великая Отечественная - что вы о ней знаете?

К слову война подберите эпитеты. Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная, кровавая, зверская)

Эпиграф урока: ВОЙНА - НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА, КОТОРУЮ ПОМНЯТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ. (Слайд)

Что значит незаживающая рана? (кровоточит, болит). Почему война – незаживающая рана?

Какой след война оставила в памяти, душе детей? (голод, страх)

Многие дети – войны остались без своих родителей и родственников. Где они жили? (в детдомах)

Представьте, что мог ощущать ребёнок, который жил один в детдоме? (страх, одиночество, печаль..)

Верно, они верили, что их заберут родители.

Сегодня на уроке прочитаем рассказ А.Приставкина « Портрет отца» (на доску:

Спрогнозируйте, о чём будет рассказ?

Работа по учебнику

Какую цель поставим при изучении нового рассказа?

На доску: Познакомиться с рассказом, с жизнью людей в годы Вов

Чтение «цепочкой»

Какие чувства вы испытали во время чтения?

Назовите героев рассказа? (на доску: герои: мальчик, Вовка Акимцев, воспитатель)

Опишите, каким представляете Вовку Акимцева? Мальчика?

В тексте есть слова: «Конечно же, это должен быть мой отец» Почему мальчик был в этом уверен? Подтвердите отрывком из текста. («Третий год шла война….)

С кем он поделился своей радостью?

Что ответил Вовка?

Вовка не поверил мальчику, его слова подтвердила воспитатель детдома.

Что сделал мальчик? Прочитаем. (Я перерыл всю библиотеку….)

Он очень хотел, чтобы у него было что-то от отца, хотя бы этот клочок бумаги.

Что просил взамен портрета Володька у героя рассказа. Почему он не взял?

Что было на сердце у Володьки Акимцева? Прочитаем.

Каждый ребёнок верил, что вернуться родители живыми, здоровыми.

- Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны - в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе. Он пережил все тяжести войны. Рано остался без родителей, воспитывался в детском доме. Переживания он воплотил в мальчике герое рассказа.

Текущая страница: 9 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Шрифт:

100% +

29

Но вот он и наступил, День Победы.

Я пишу его с большой буквы, он того стоит.

В этот день все всех поздравляли: и тех, кто не служил, и тех, кто служил и даже воевал, неважно где, мы все время где-нибудь воюем. Но мужественное призвание мужчины быть воином и защитником никуда от нас, оказывается, не ушло. «Сын мой, – произносят в одном из африканских племен, обращаясь к подростку, – отныне ты мужчина. Возделай поле свое и сумей защитить его. Проживи жизнь так, чтобы твои сыновья, глядя на тебя, захотели бы стать настоящими мужчинами».

А я очень гордился отцом, пришедшим с войны. Но сперва о тех незабываемых днях конца войны, когда все цвело и голубело и было так победно и счастливо на душе. О том, какой он будет, этот День Победы, нам рассказали в кино еще задолго до самой Победы. Фильм так и назывался: «В шесть часов вечера после войны». И хоть было до этого победного дня много других дней, и многие, многие так и не дожили до Победы, но мы уже знали, видели, как она на самом деле произойдет. Мы и правда дожили до нее, я даже думаю, что фильм нам в этом очень помог. Он нам внушил образ Победы.

А потом была настоящая Победа, и настоящий салют, и были солдаты, не такие красивые, как в кино (там играл знаменитый киноартист Самойлов), но зато свои, настоящие, любимые, и было истинно всенародное ликование на Красной площади. А еще был парад, он так и назывался «Парад Победы», в хрониках кино мы его смотрели тысячу раз… Солдаты с особенными мужественными лицами, таких лиц не создашь никакими кинофокусами, прошли по Красной площади мимо мавзолея, швырнув к его подножию вражеские знамена. А на мавзолее стоял главный победитель – генералиссимус Сталин – и улыбался в усы.

Уже в наше время по всем программам телевидения нам показали вдруг парад воинов из Чечни. На аэродроме «Северном» выстроили трибуны, и по бетонным плитам взлетной полосы прошли наши российские воины строевым победным маршем с оружием в руках.

Я узнал этот аэродром. Именно отсюда из Грозного я улетал на «вертушке» в Моздок в 96-м году, и кучно вдоль борта сидели солдаты, уцелевшие после тяжких боев. Они отворачивались к окошкам, потому что у их ног, на полу, лежали завернутые в блестящий целлофан двое их товарищей – «груз двести»… Сапоги, торчащие из обертки, вздрагивали от крутых противоракетных виражей.

И вот снова над поверженным и дотла разрушенным городом, будто над чужой могилой, нам демонстрируют парад победителей. Вот только лица у победителей-мальчиков вовсе не те, что на Параде Победы в том, сорок пятом году. Можете сравнить. Хлебнув чужой крови, пристрастившись к наркотикам, они пойдут по тюрьмам да колониям. Я-то наперед их судьбу знаю. Мне было отчего-то не по себе, когда глядел на вдохновенные лица наших генералов: отчего же празднуем, отчего ликуем-то? Оттого что бросили под огонь истребления мальчиков-солдат, многие из которых не дотопали до парада на бетонной полосе?.. Оттого, что в российских городах царит испуг перед новыми террористическими актами, и чем далее, тем сильней?

И не надо изображать, что Грозный и поверженный Берлин, постыдная война в Чечне и та, что несла нам свободу над фашизмом, – одно и то же. Тем более остались и живы еще свидетели. Да и я о той, священной, могу рассказать.

И вот что скажу. Главными победителями в ней, кроме Сталина, Жукова и других имен, которые мы знаем наизусть, были просто солдаты, наши отцы, которые отпахали четыре с половиной года, а кому повезло уцелеть, с осени сорок пятого начали прибывать в товарняках, идущих с запада. Они были молоды, голосисты и долгожданны, и рядом с ними нам, пацанве, притереться, принюхаться, потрогать звездочки на погонах было высшим счастьем.

Отец нашел меня на Кавказе, и, когда забирал домой (домой!), высыпала во двор вся наша детдомовская шантрапа, даже начальство, ибо для многих это было предвестие, надежда, что и к ним когда-нибудь тоже нагрянут с медалями на груди, да пусть и без медалей, но увезут, увезут навсегда в другой, несиротский, небездомный мир.

Могу утверждать, что отец хоть и не брал Берлина, но был Победитель, потому что он победил врага, который погубил его мать, мою смоленскую бабку, и еще он победил врага, который погубил его жену и мою мать… Но мой отец не мстил, он просто защитил свой дом. И самой высокой наградой за все четыре года войны была медаль «За отвагу». Были у него и другие медали, и еще «благодарности» лично от товарища Сталина, и мы сейчас, после смерти отца, храним их как память о Победах отца.

Но я запомнил еще, как кучковались солдаты-победители у пивных ларьков, с легкостью отдавая за зелье трофейные часы, губную гармошку, иные какие-то вещицы из нехитрого солдатского багажа… Там, у пивнушек, не раз я находил и своего пьяненького отца. Я так его боготворил! Может, догадывался, что «наркомовские» сто грамм, принятые им за войну, теперь добирались здесь не случайно, ведь чем-то надо было заглушить горькую память потерь, которая по-настоящему осознавалась лишь сейчас. Парад прошел, а война, которая обожгла их молодость, годами, исподволь, дожигала их изнутри и многих потом унесла. «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем», – скажет поэт-фронтовик, который от этих ран и умер.

Ну вот, мы и подошли к главному. А все, все, что я рассказывал ранее, лишь только подход к главному: как я и мои дружки по детдому участвовали в Параде Победы.

Это был ослепительный день, утро, легкий ветерок, и наши мальчишьи сердечки, напряженные от предстоящего марша Победы, счастливо трепетали, будто флаги на домах.

Я маршировал во главе колонны, во втором ряду, среди барабанщиков, и это был мой полет, высочайший полет, выше которого я не взлетал в своей жизни. Музыка вдруг затихла, и мы ударили в свои барабаны. Мы так свирепо и неистово колотили в них, что нельзя было не понять, что мы, и мы тоже Победители.

Конечно, не было никакого мавзолея, а была трибунка прямо на грузовичке, на нем стоял настоящий Герой Советского Союза (он потом тоже сопьется), мимо которого мы, затаив дыхание и печатая шаг, строем прошагали. Герой чуть хрипловато и совсем незаученно произнес слова о Победе, и мы двинулись по улицам дальше, навстречу новой, прекрасной жизни.

Маленькие рассказы

Мама, знаешь, какое дело самое трудное в жизни? Жить во время войны!

Шестилетний ребенок

Шинель

В самом дальнем углу, за печкой, висела шинель. Она была словно ржавая от времени, с подпалинами и дырками. Отец мой носил ее тогда, когда меня еще и не было, да и мать моя была совсем маленькой. В этой шинели отец шел за Лениным против богачей и рубил саблей белых. Вот так я рассказал своим дружкам Вальке и Мите, жившим в доме напротив.

Валька поверил не совсем, а Митя прямо сказал: «Врешь!» Тогда я надел шинель и, волоча за собой длинные полы, гордо прошел в ней по улице до соседского дома. На песке за мной оставалась гладкая дорожка.

Мать Вальки, маленькая и сварливая тетя Нюра, загремела кастрюлями:

– Боже мой, что ты надел? Всю грязь тащите на себя…

– Это не грязь. Это шинель моего отца. Он в ней воевал.

– Ну и что! Ты-то зачем нацепил? Это мать, наверное, не видела, она бы дала тебе…

Валька и Митя тоже обиделись. Тетя Нюра совсем не могла понять, какая героическая шинель была на мне. Они так ей и заявили. Тетя Нюра плюнула и стала молча разжигать керосинку. Потом поглядела на нас, усмехнулась и открыла чулан. И швырнула на пол узлы:

– Нате. Держите. Это ваших отцов!

Мы развязали вещи. Там лежали пересыпанные нафталином две рыжие старые шинели. И они были еще более дырявые и обгорелые, чем моя принесенная шинель.

Огонь

Совсем недавно побывал я там, где родился. Наш двухэтажный дом, который был самым большим в округе, показался мне удивительно маленьким среди новых каменных домов. Поредел садик, где мы бегали, сровнялась с землей горка, где мы играли. И я вспомнил: на этой чудесной горке я сделал великое открытие. Я открыл огонь. Вернее, удивительные камни, из которых можно было высечь огонь. Я приводил сюда ребят, мы набирали полные карманы этих камней и потом шли в темный чулан. В таинственном полумраке мы стучали камнем о камень. И появлялся желтовато-синий шарик пламени. Только потом я понял, что огонь делали не серые камни с моей горки, а мои руки.

Как эта чудесная горка, сровнялось с землей мое детство. Попробуй отыщи следы… За горкой во все стороны со своими настоящими чудесами начиналась жизнь. Но вера в свои руки, которые могут добывать огонь, осталась навсегда. Я пошел учиться на монтера.

Рисунок

Саша был мой друг и жил через стенку. Я приходил к Саше, когда он, подгоняемый нянькой, лениво доедал красный вишневый кисель. Ни киселя, ни няньки у меня не было.

Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шел на послеобеденный отдых.

Однажды взрослые сказали, что Саша заболел опасной болезнью и что приходить к нему нельзя совсем. Приезжал врач с чемоданчиком и, выходя от соседей, качал головой: «Сложно. Очень сложно». Мама Саши прижимала ладони к щекам и смотрела на меня невидящими глазами.

Мне было жаль Сашу. Я пробирался на кухню и слушал, как за дощатой перегородкой с коричневыми обоями раздавался надрывный кашель. Однажды я нарисовал на листе бумаги солнце, траву и себя: кружочек головы, палочка туловища, а от него четыре веточки – две руки и две ноги. Потом я прошел на кухню и, прислонясь к перегородке, прошептал:

– Саша, ты болеешь?

– …олею, – донеслось до меня.

– На, держи. Для тебя нарисовал. – Я сунул в щель листок.

С той стороны листок потянули.

– …сибо!..

Кашлять за стеной перестали. Кто-то смеялся. Ну конечно, смеялся Саша. В темной комнате с занавешенным окном он понял по моему рисунку, что на улице солнце и теплая трава. И что мне очень хорошо гулять. Потом я услышал, как он позвал маму и потребовал карандаш. Скоро из щели высунулся белый уголок. Я побежал в свою комнату. В моем рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой – кружок головы, палочка туловища, а от нее четыре веточки… Мальчик был изображен красным карандашом, и я понял: это Саша. Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком. Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков – это значит, они держались крепко за руки – и сунул лист обратно.

Деньги

Мы жили в старом деревянном двухэтажном доме, где от желтых стен легко отламывались целые куски. Взрослые рассказывали, что этим домом когда-то владела старуха Ситягина. Да мы не очень верили. Старуха эта ходила в черном платье, прижимая парализованную руку к груди, и совсем не была страшной. Да разве разрешил бы горсовет одной старухе Ситягиной жить во всем доме? И зачем ей весь?

Однажды я разбил на чердаке бутылку. Оттуда выпали свернутые в трубочку деньги. Деньги были красивые и с картинками. На одной бумажке стояла блестящая женщина. На другой – оловянный солдатик с вытаращенными глазами. А еще на одной – толстый человек с большими усами. Я позвал Сашку, и мы решили, что это самый главный царь.

Бутылок было много. Мы принесли молоток и стали их бить. И из каждой выпадали свернутые в трубочку цари. Мы рассовали их по пазухам и потащили на улицу.

Я как раз торговался с Шуркой, предлагая за его картонный домик десять усатых царей, когда вышла на улицу старуха Ситягина. Она посмотрела на мои руки, вся затряслась и стала вырывать деньги. Мне показалось, что даже ее парализованная рука задвигалась, стараясь черными пальцами ухватить хрустящие бумажки. На вой старухи выбежал ее сын, Густав Иванович.

– Не надо, мама. – Он вздохнул и отбросил деньги. – Ведь это при ихней власти уже не понадобится…

И старуха Ситягина заковыляла домой, всхлипывая. Ее парализованная рука, зажатая в кулак, бессильно тряслась.

Мы вернулись к нашей торговле, и через минуту я был уже владельцем целого картонного дома. И все это за каких-то десять усатых царей.

Первые цветы

У Саши был велосипед. У меня тоже, только похуже. Соседская девочка Марина иногда брала у нас покататься велосипед, и я сильно мучился, если она предпочитала велосипед моего друга.

Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе его отца, и решил написать письмо. Это было первое письмо к девочке, и я писал его весь день. И каждую строчку я писал разным цветом. Сперва красным, потом синим, зеленым… Мне казалось, что это будет самым лучшим выражением моего чувства.

Два дня я не видел Марину, хотя старался проезжать все время у нее под окнами. Потом вышел ее старший брат и стал меня пристально рассматривать. И на его лице было ясно написано: «А я все знаю». Потом брат скрылся и выбежала Марина. И в знак хорошего ко мне расположения попросила велосипед. Проехала один раз для вида и сказала, чертя носком маленького ботиночка по земле:

– Ну, вот что. Я тебе отвечу на письмо, если ты принесешь мне цветов. – И она топнула твердо своим маленьким ботиночком. – Цветы нужны сейчас!

Я ринулся в городской сад. Цвели одуванчики, и я собирал их, как рассыпанные солнечные зайчики. Скоро среди лужайки возвышалась целая золотая горка. И вдруг меня охватила первая мужская робость. Как же при всех поднесу ей это? Я накрыл цветы лопухами и пошел домой. Нужно было подумать. И решиться.

На следующий день Марина скакала с подругами на тротуаре, расчерченном мелом, и на меня взглянула очень строго:

– Где же твои цветы?

Я опять побежал в сад. Я уже знал, что буду делать. Нашел свою лужайку, откинул лопухи – и обмер: передо мной лежала куча вялой травы. Золотые искры цветов потухли навсегда. А Марина? Марина каталась с тех пор только на Сашкином велосипеде.

Человеческий коридор

Это было в сорок первом году. Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. Была ночь.

– Здесь есть пища, – сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.

Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. Но скоро мы увидели и другое. Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. Там шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало. Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. Здесь начиналась очередь.

Мы стояли и смотрели на окна. Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. И голос у него слабый, голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

А люди вдруг зашевелились. Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. Человеческий коридор…

Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что и не перестаю шагать этим человеческим коридором. А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный.

И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. И яркий свет вдали. Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки.

Портрет отца

Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

– Ерунда! Это не твой отец!

– Нет, мой!

– Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

– Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

– Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрета. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил усмехаясь:

– Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?

– Нож свой отдашь?

– И компас?

– А новый костюм поменяешь на старый?.. – И протянул измятую обложку. – Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду… – В глазах Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

Джафар

Сторожем у нас в детдоме – я жил тогда в Сибири – был старик Джафар. Хотя он и стригся наголо, голова у него была как серебряный шар. Такой он был седой. Из щек и подбородка торчали толстые белые волосы, вроде как проволока на терке, которой Джафар скоблил пол. Наверное, он был очень стар, он работал медленно и плохо. Про него говорили, что он из чеченцев. И за то, что он плохо работал, взрослые его потихоньку ругали. Мы подражали взрослым, но действовали смелей и старались вредить ему.

В теплый сентябрьский день я сидел на скамеечке. Рядом сидел Джафар. Он, почти не щурясь, глядел на солнце, подставляя теплу лицо, и серая кожа на скулах, похожая на старую мешковину, вздрагивала и тряслась. Он вдруг спросил, даже не взглянув на меня:

– Ты откуда родом, мальчик?

У меня был рубль. Я очень берег его. Но мне совсем не было жалко рубля. Я добежал до угла и купил Джафару яблоко. Он долго разглядывал яблоко, поворачивая перед глазами. Мелко надкусил и забыл про меня. Медленно покачиваясь, он беззвучно запел, и тусклые глаза его смотрели куда-то дальше деревянного заборчика, перед которым мы сидели.

Через месяц Джафар простудился, и его отвезли в больницу. А потом нам сказали, что он умер. И толстая наша заведующая, которая кормила детдомовскими обедами всех своих родственников, пошла опознать его, но скоро вернулась и объяснила, что умерших там много и она не нашла сторожа.

И ребята пораньше легли спать в нетопленой спальне. И тут же забыли о стороже. А я плакал, закрыв голову одеялом, чтобы не слышала дежурная няня. И заснул. И мне снился теплый, теплый Кавказ, и снилось, что старик Джафар угощал меня яблоками.

Между строк

У нас не было тетрадок. Воспитательница аккуратно рвала старые книги из нашей детской библиотеки, и мы шили из них тетрадочки, ровно по двенадцать листов.

Мы писали между строк. Чернила расползались на старой бумаге, потому что мы делали их из сажи. Обломки химических грифелей мы хранили только для писем отцам на фронт.

А в книжках, между строк которых мы писали, говорилось о далеких, полузабытых вещах. Там было написано: «Мы дети солнечной страны. Наши родители трудятся на заводах и на колхозных полях. Мы ходим учиться в школы. Мы читаем по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях о нашем счастье».

Вот так было написано в книгах, между строк которых мы писали. А Витька Свинковский меня однажды спросил:

– Твои родители трудились где – на заводах или на колхозных полях?

И оттого, что все было так непохоже, мы наизусть знали строчки о счастливом детстве. И в один из обычных дней мы, то есть я и Витька Свинковский, почти не сговариваясь, написали отцам в письмах эти хорошие слова. Это было в самую тревожную пору войны. А мы написали о замечательной жизни, о школе, в которой учимся по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях…

Жалко, правда, что не было ни одного чистого листочка для письма. Но мы написали обо всем этом между строк. Мы знали: отцы разберутся.

Николай Петрович

Николай Петрович часто бывал в спальне ребят. Пел песни, рассказывал разные истории. Но больше говорил и своем сыне и родном городе Волоколамске. Мы все знали, что Волоколамск он оставил по распоряжению районо и что сын его, настоящий советский командир, бьет фашистов.

Когда в интернате чего-нибудь остро не хватало, ребята сразу узнавали об этом. Николай Петрович в такие дни приходил особо подтянутый, и бесцветные губы его сжимались.

– А знаете, ребята, сколько хлеба у нас будет после войны? Мягкого, чудесного… Милые мои мальчики, у нас будут подаваться к столу полные тарелки хорошего хлеба! Уж тогда мы отъедимся за всю войну.

И нам до предела было ясно, что завтра не дадут даже наши легковесные порции. Потому что нет в интернате ни кусочка этого самого хлеба. Тогда мы шли на наши огороды, разгребали снег и из промерзлых грядок выковыривали капустные корни, прочные и безвкусные, как веревки. Редкому счастливцу попадалась морковь. И в один из таких дней самый маленький из ребят, Соколик, задумчиво сказал:

– Кончится война, и у нас будет много-много капустных корней…

Шла лютая зима сорок первого года. Однажды Николай Петрович сказал строго, присаживаясь на чьей-то кровати:

– А знаете, ребята, мы после войны все города заново отстроим. Чудесные у нас будут города… И никаких военных следов, как бы сейчас ни глумились захватчики.

И мы поняли, что сдан фашистам родной город Николая Петровича.

Стоял леденящий январь. В темный вечер, когда мы уже ложились спать, в черноту спальни пришел Николай Петрович. Сел и, ни слова не говоря, притих. Квадратными льдинками белели окна, и видно было, как от них шел пар. И вдруг Николай Петрович сказал:

– А после войны вернутся домой наши… У кого отец, у кого сын. И какие бы вести мы ни получали, мы обязательно должны дождаться их…

Казалось, что в спальню вошла еще большая чернота. И все ж мы видели, знали, что сидит Николай Петрович, поджав белые губы, строгий, как у могилы сына. И мы ничем не нарушили этой траурной тишины.

Анатолий Приставкин

Солдат и мальчик

Васька возвращался из школы. День был теплый, пасмурный, приятный. Зеленая острая травка вылезла через прошлогоднюю листву. Почки на деревьях разбухли, стали мясистые. Васька, наклонив сук, обгладывал эти почки, а потом сорвал ветку и всю ее обгрыз вместе с корой, облизал белый прутик. Кора была горьковато-терпкой, пахла весной.

Навстречу попался Витька, Васькин одноклассник, который сегодня не был на уроках. Впрочем, он и вчера не был, и позавчера. Может, он вообще забросил школу.

Витька бежал по тропинке и делал Ваське издалека какие-то знаки. Васька решил, что Витька будет его снова просить прийти домой, чтобы Витькина мать поверила, что сын ее ходит исправно в школу. За такое вранье в прошлый раз Витька дал две картофелины. Васька сразу их съел в сыром виде. Схрупал, как кролик морковку, и попросил еще. «Жирный будешь! – сказал Витька. – Потом придешь, получишь».

Теперь Васька сообразил, что предполагается пожива, и, бросив горькую веточку, спросил:

– Ты чего? Снова пропустил?

– Тише! – прошипел Витька. – Из школы, Сморчок?

– Ага. А ты почему не был?

– По кочану, – ответил Витька и оглянулся. – Сморчок, дело есть.

– Какое дело? – спросил Васька.

– Тише ты! Иди сюда. Скорей, тебе говорят! Васька приблизился к забору, с интересом глядя на Витьку. Тот шептал:

– Стой тут, смотри! Если какой шухер, свистнешь! Понял?

– Не… – сказал Васька. – А ты чего будешь делать?

– Что надо! Потом узнаешь. Так, понял? В четыре глаза смотреть!

– Чур, моя доля, – уже шепотом сказал Васька. Витька оглянулся, кивнул. Нырнул в узкую дырку и скрылся.

Ваську в детдоме и на улице звали Сморчком. Откуда пришло такое прозвище, он и сам не знал. Но откликался, когда его звали. А почему бы не откликаться! У всех были какие-нибудь клички: Жаба, Король, Дыра, Обгрызок… Ну а он Сморчок. Повариха однажды сказала ему, что сморчок – гриб такой весенний, после зимы вылезает на теплых полянах, серый и кривой. И хоть виду в нем никакого нет, да и вкус не настоящий, все-таки он гриб, а не поганка. Его едят, а нынче-то, в войну, чего не едят… А он, сморчок, хоть уродец, прет из земли этой весной кучей, как детдомовская шпана на поляне…

Так ли объясняла повариха, а может, и нет, Васька не запоминал. Запомнил другое, что она разрешила ему собрать картофельные очистки и поскребыш из мусорного ведра. И пока она рассказывала ему сказки о грибах, Васька живо, будто фокусник, слепил из очисток комок, сунул в духовку и через пару минут ел его обжигаясь, слезы текли из глаз. Знал, что у дверей дежурят шакалы. В детдоме шакалами зовут тех, кто вечно торчит у дверей кухни, просит, ноет, ждет кусочка. Увидят съедобное, изо рта вырвут. Васька это помнил и, пока не выгнала повариха (он дежурил по дровам и подлизывался, получил очистки), быстро, быстро, стоя в дверях, сжевал все и проглотил. Потом уже вышел наружу. Теперь проси не проси, а если проглотил – твое.

Васька попробовал вспомнить вкус поджаристых очисток, но во рту и на губах еще оставался горький запах коры. Вот если бы Витька тяпнул что-нибудь съестное, буханку хлеба, например… Он везучий, тут и Ваське перепадет кусок, отломок от угла, да с кислым мякишем, да с коркой…

Бывало же время, это еще из глупой довоенной Васькиной жизни, из далекого, значит, времени, из детства, – сейчас он числил себя иным, – когда он не догадывался, не знал, что нужно наедаться про запас. Тогда не только картофельные очистки, а гуща, капуста и крупа водилась в супе, и даже корки хлеба оставались на столах. Вот бы знать, Васька вмиг сообразил, как все это добро применить, подсушить, скопить, заханырить на черный сегодняшний день! Но ведь мал был, неумен, неопытен, одним словом – дурачок! Об этом времени мало что помнилось, но осталось счастливое и щемящее чувство, как во сне. Но при удобном случае кто-то из ребят обычно произносил: «Ну, как до войны». И тогда понималось, что оно было, было, хоть и давно, и хоть не так, как представлялось теперь. Потому что, перехлестывая через собственную фантазию, один из помнящих все в той сказочной, довоенной жизни однажды утверждал и божился несуществующей родней, что на какой-то праздник, на Новый год, что ли, детдомовцам принесли от шефов мешок баранок и еще горсть конфет в золотых бумажках, и никто не шарапил, не тырил в заначку, а высыпали на стол, и можно было брать без счета, – вот случались какие непостижимые, почти легендарные случаи!

Он будто очнулся, вспомнив, что поставлен на шухере отрабатывать свой кусок. Быстро, словно носом вынюхивал, посмотрел по сторонам. Пусто. Редкий сосняк, за которым далеко видно. Васька подошел к дыре и осторожно заглянул за забор. Сразу увидел нескольких ребят, все постарше его и Витьки. Наклонившись, что-то они шуровали у забора, и только Витька прыгал, мельтешил около них, временами оглядываясь в сторону лаза. Васька догадался вдруг, что Витька сам был оставлен сторожить, быть на шухере, но передоверил свое дело ему, то есть Ваське, чтобы самому не остаться внакладе. Витька – цепкий, зубастый, он-то свое возьмет. Он из горла вырвет, если что…

У Васьки зоркий глаз, но, как ни щурился, как ни напрягался, не мог разобрать за спинами, что они делают. Вот один из компании разогнулся, и Васька узнал толстомордого Купца – так его звали. Еще бы Ваське не помнить Купца, который издевался над детдомовскими:

встречал их по пути в школу и начинал медленно клещами-пальцами щипать кожу… Через одежду выворачивал кожу так, что она потом вспухала и болела, не могла зажить. А Купец требовал, чтобы стоял под его щипками прямо и не смел чтобы голосом. А в горле крик застревал, когда он медленно крутил кожу, и слезы брызгали на полметра, и, несмотря на запрещение, вырывалось:

«А-а-а!» Купец блаженно прищуривал поросячьи глазки, но всевидящие, цепляющие, как крючки, проходящих, и делал новый щипок, где-нибудь в чувствительном месте, под ребром, при этом смотрел в твои глаза, наслаждаясь и удивляясь твоей нечеловеческой боли…

Как же Ваське не узнать Купца, он даже вздрогнул, увидев толстое лицо с цепучими глазками. Даже шею вытянул Васька, но Купец сейчас не смотрел по сторонам. Он держал в руках мешок и быстро туда что-то клал. Долговязый незнакомый парень поднял с земли длинный предмет, и еще один парень, тоже незнакомый, которыйбыл к Ваське спиной, помогал ему возиться с этим предметом, а Витька прыгал вокруг, суетился, мешал. Вдруг оглянулся, увидел торчащую Васькину голову и показал кулак. Мол, смотри. Сморчок, не сюда, а смотри на дорогу. Васька мигом отпрянул от дыры, зыркнул быстрым глазом во все стороны, сунулся в лаз, но смотреть уже было нечего.

Купец с мешком в руках – Васька увидел, что это зеленый вещмешок, – бежит от забора в сторону парка, за сосны. Толстый Купец, но легко бежит, прыгает через пеньки, а за ним долговязый с другим парнем. Этот оглянулся, налетел на дерево, ударившись ногой, присел, скорчился от боли. Его не ждали, и, хромая, он поскакал дальше, вслед за дружками. Все моментально, как в кино.

Теперь Васька увидел у забора на земле лежащего человека в зеленом. Еще не сообразил, солдат убитый ли, а может, пьяный, как налетел Витька, крикнул «бежим», и они рванулись вдвоем, дальше и дальше в лес, прочь от пагубного места. Долго бежали, пока вдруг поняли, что вне опасности. Витька опустился на пенек, а Васька лег на землю, и рот у него был открыт. Он задохнулся, не мог произнести ни слова. Только грудь часто ходила, глаза вылезли от натуги. Не было сил шевельнуть рукой или ногой.

Витька снимал ботинок, он с разбегу влетел в какую-то лужу и одним глазом весело следил за Васькой, думал про себя: «Эх, Сморчок, не бегун ты, нет, не бегун… Задохнулся так, что плашмя лег и слюну пустил. А если бы догоняли? Нет, Сморчок, с тобой накроют на мокром деле. А ты кусаться по-настоящему не умеешь и бегать не умеешь, не жилец ты на белом свете. Подохнешь однажды, когда будут гнать. И не своруешь – подохнешь, прутиками не наешься. Куда ни кинь, все не жилец… А ведь тоже тявкает, тоже чего-то хочет. Чего он хочет еще?» – Чего ты хочешь? – сказал Витька. Он сидел на пне, руки в боки. Хозяин, настоящий хозяин, не чета всякой вшивоте.

Тема: А. И. Приставкин «Портрет отца»
Класс: 4
УМК: «Перспектива»
Медиапродукт: презентация, видеоролик
Выставка книг А.И Приставкина
Цель: знакомство с творчеством нашего современника писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина, создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств;
Планируемый результат:
Личностные умения:
проявлять интерес и желание читать произведения о Великой Отечественной войне;
проявлять эмоционально ценностное отношение к героям произведений о Великой
Отечественной войне;
Познавательные умения:
раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «Отчизна», «патриотизм»,
определять тему произведения и обосновывать своё мнение;
раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;
определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.
Регулятивные умения:
работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;
проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание в рамках учебного диалога;
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Предметные умения:
собирать пословицу;
выбирать пословицы о любви к Родине;
выразительно читать произведение;
работать с содержанием текста;
составлять план и пересказывать текст;
описывать картину, используя план;
составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной войны;
проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны;

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.
А) У. Здравствуйте, господа кадеты.
Все готовы начать урок?
Мы с вами постараемся справиться со всеми заданиями.
Но если встретятся трудности, мы их вместе преодолеем.
Какие качества вы будете проявлять на уроке?
Д. Доброта, сотрудничество, трудолюбие, сопереживание, участие, взаимопонимание.
У. Чему будете учиться?
Д. Анализировать факты, делать выводы, проводить самостоятельно наблюдения, излагать свои мысли, слушать, коллективно работать.
У. Девиз нашего урока мы проговорим вместе:
«Один за всех – все за одного»
Успехов вам в работе.
Б) Проверка домашнего задания.
1) Объясните значение слова «реквием». Слайд 1, 2.
Реквием это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящен памяти умершим.
2) Назовите тему произведения Р. И. Рождественского «Реквием».

Тема ВОВ, Родины и выбора человека) Обоснуйте своё мнение.
3) Назовите главную мысль произведения «Реквием».
(Самое главное и дорогое – Родина)
4) Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием».
(Чувство гордости, ответственности, благодарности, патриотизма, гражданственности)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

А) Работа в парах. (Правило работы в парах). Слайд 3.
Подберите к каждой пословице её продолжение. Слайд 4.

Родина краше солнца,
тот истинный герой

Кто за Родину горой,
не сохраняя её историю

Нельзя любить Родину,
и стены помогают

Всякому мила
своя сторона

В своём доме
дороже золота

О чём эти пословицы? О любви к Родине.
Что обозначает слово Родина?
Родина (происходит от слова «род»; семья, место рождения); место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.
- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна).
Толковый словарь - В.И.Ожегов:
Отечество, Отчизна родная страна. Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые люди испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
Патриотизм любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
- Как раньше называли нашу Родину? (Русь – страна света (светлое место)).
- Закончите предложение: Слайд 6.
Родина для меня – это
- Какие великие даты вы знаете в истории нашей Родины?
1240г- победа над шведами на берегу Невы Александром Невским (битва на Чудском озере – 1242г),
1380г – победа над монголо-татарским игом за Доном Дмитрием Донским (Куликовская битва), 1812г – победа над французами во главе с фельдмаршалом М.И. Кутузовым,
1941 – 1945 г- ВОВ – победа над фашистской Германией.

Выявление причины затруднения.
Видеоролик: (события ВОВ)
Какое событие увидели? Когда оно происходило?
Давайте подумаем вместе, вы знаете ответ на эти вопросы?
(Наверное, сражение ВОВ 1941 – 1945гг)

Построение проекта выхода из затруднения.
А) - Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
Верно, о событиях ВОВ.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И. Приставкина.
Посмотрите на слайд. Прочитайте название рассказа. Слайд 7.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (Об отце - солдате).
- Верны ли ваши предположения мы узнаем, когда прочитаем рассказ.
Б) Знакомство с биографией писателя. Слайд 8,9,10.
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931 – 2008 гг) родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири.

«У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».

В) Какую цель поставим перед собой? Слайд 11.

Заполните таблицу, работая в паре: что вы знаете о теме, что хотите узнать. Слайд 12.
Таблица ЗХУ

ЗНАЮ
(на фазе вызова)
Хочу узнать
(на фазе вызова)
Узнал
(на фазе осмысления
или рефлексии)

Работа в паре:
что я знаю о теме урока?

Формулирование вопросов (целей)
Запись ответов на вопросы (на основе новой полученной информации)

Реализация построенного проекта. Открытие детьми нового знания.
1) Первичное чтение.
А) Мозговой штурм (дети читают текст «по цепочке» и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)
Словарная работа. Слайд 13.
Детдом – воспитательное учреждение для детей, оставшихся без родителей или детей, нуждающихся в помощи и защите государства
Полушубок – короткая до колен овчинная шуба
Наткнулся на книжку – обнаружил неожиданно
Стащил – украл
Компас – прибор для ориентирования на местности
Зависть – негативное чувство, вызванное успехом другого человека
Б) Проверка первичного восприятия
- Кто главный герой рассказа?
- Что вы можете сказать о мальчике?
- Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

Физкультминутка. (Родины сыны)
Первичное закрепление во внешней речи.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Прочитайте отрывок рассказа с. 81, со 2-ого абзаца по ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе? Назовите. (автор, Вовка Акимцев, воспитательница)
-
- Найдите в первом абзаце текста пятисложные слова. Прочитайте.
- Найдите в первом абзаце текста словосочетания. Прочитайте.
- Сколько вопросительных предложений в тексте?
- Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?
- Хорошо ли он поступил?
- Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?
- С кем он поделился своим открытием? Прочитайте.
- Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.
- Верно ли, что Вовка в рассказе А.И.Приставкина «Портрет отца» мог бы обменять портрет отца только на перочинный нож? Обоснуйте своё мнение строчками из рассказа.

Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа. (Вопрос в треугольных письмах) Слайд 14.

(Ответы детей)
У. - Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на восток страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.
- Справились мы с поставленными задачами?
- А теперь я попрошу ответить вас на очень важный вопрос
Как мы с вами должны жить, чтобы сохранить мир на земле?
(ответы детей)
- Закончите предложение:
Рассказ А.И.Приставкина «Портрет отца» помог мне понять
События Великой Отечественной войны помогают мне(узнать больше о мужестве, чести, смелости, отваге, бесстрашии, храбрости обычных людей и героев того времени)

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из рассказа.

Рефлексия.

1) Работа в группах.
Я попрошу вас высказать свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Слайд 15, 16, 17.
Синквейн – малая стихотворная форма.
Тема: Война. Победа. Парад. Салют. Солдат. Память. (6 групп)

Молодцы.
Я всех благодарю за эту работу и прошу вас поблагодарить друг друга.

X. Домашнее задание. (По выбору)
- Составьте план для пересказа произведения А.И.Приставкина «Портрет отца», подготовьте пересказ произведения или подготовьте ответы на данные вопросы (Слайд 19).
Алгоритм составления сложного плана произведения (для пересказа)
Для того чтобы составить и оформить подробный план текста, надо:
1. Внимательно прочитать текст и определить его тему.

2. Разделить текст на основные части по смыслу, используя три, подсказки
появление новой темы;
появление нового героя;
появление нового места действия.
3. Озаглавить каждую часть текста.
4. В каждой части выделить ключевые события и разделить содержание основной части на подчасти.
5. Озаглавить каждую подчасть текста.
6. Оформить письменно подробный план текста.
7. Пересказать текст, используя составленный план (пересказ краткий, т. е. использовать для пересказа план основных частей).

Итог урока.
- Что вас взволновало на уроке, что показалось важным, таким, что надо обязательно запомнить?
- Почему мальчик был согласен отдать другу все, что у него было, за портрет своего отца?
- Мы сегодня с вами говорили о ВОВ, о героическом подвиге Советского народа. Мы живем с вами в мирное время, и чтобы всегда был мир на земле, мы должны помнить своих героев.

Список используемых ресурсов:

Информационный материал:
Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2 / Л.: Просвещение, 2013
Демонстрационный материал:
компьютерные презентации «Государственные символы Российской Федерации», «Великие полководцы»; выставка книг А.И. Приставкина.
Интерактивный материал:
карточки с учебными заданиями, экранно-звуковые пособия CD.