Рабочая программа

по физической культуре

для учащихся специальной медицинской группы Б

Составитель Галкин Г. А.

Программа разработана на основе Программы по физической культуре, для учащихся 5-9 классов (А.А. Матвеев «Физическая культура» 5 – 9 классы – М.: Просвещение,2012 год), Программы по физической культуре, для учащихся 1-11 классов (Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: Просвещение,2010 год)

Учебники:

    Учебник: А.П. Матвеев «Физическая культура 5 класс», Москва. «Просвещение», 2010 год

    Учебник: А.П. Матвеев «Физическая культура 6-7 классы», Москва. «Просвещение», 2009 год

    Учебник: А.П. Матвеев «Физическая культура 8-9 классы», Москва. «Просвещение», 2011 год

    Учебник: Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура 10-11 классы», Москва. «Просвещение», 2009 год

Пояснительная записка

К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически – это освобождение от школьных занятий физкультурой.

Специальная медицинская группа делится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б» 0+.

К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся: с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, – например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия физической культурой вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы. Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, занимается физической культурой чаще, чем здоровые дети – 4 раза в неделю.

К специальной группе «Б» (4-я группа здоровья) относятся дети:
имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в ОУ (например, при прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом осмотре и на фоне энергичного лечения) Школьникам, отнесенным к этой группе, рекомендовано:
освобождение от уроков физкультуры в ОУ; занятия ЛФК в отделениях ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.

Тематическое планирование

5 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I четверть

II четверть

Гимнастика

III четверть

Лыжная подготовка

Подвижные игры

IV четверть

Лёгкая атлетика

6 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I четверть

Основы знаний о физической культуре

II четверть

Гимнастика

III четверть

Лыжная подготовка

Спортивные игры

IV четверть

Лёгкая атлетика

7 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I четверть

Основы знаний о физической культуре

II четверть

Гимнастика

III четверть

Лыжная подготовка

Спортивные игры

IV четверть

Лёгкая атлетика

8 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I четверть

Основы знаний о физической культуре

II четверть

Гимнастика

III четверть

Лыжная подготовка

Спортивные игры

IV четверть

Лёгкая атлетика

9 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I четверть

Основы знаний о физической культуре

II четверть

Гимнастика

III четверть

Лыжная подготовка

Спортивные игры

IV четверть

Лёгкая атлетика

10 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I полугодие

Основы знаний о физической культуре

Гимнастика

II полугодие

Лыжная подготовка

Спортивные игры

Лёгкая атлетика


11 класс

Разделы программы

Фамилия, имя

Форма контроля

I полугодие

Основы знаний о физической культуре

Гимнастика

II полугодие

Лыжная подготовка

Спортивные игры

Лёгкая атлетика

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ВУЗЕ

Токарева Александра Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
Ассистент кафедры физической культуры и спорта


Аннотация
В статье представлен опыт организации занятий со студентами специальной медицинской группы в вузах на примере кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета. В рамках рабочей программы по физической культуре и спорту СПбГУ были разработаны занятия для студентов с отклонениями в состоянии здоровья. В статье представлены показания и противопоказания при часто встречающихся заболеваниях.

ORGANIZATION OF CLASSES WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP IN UNIVERSITY

Tokarev Alexandra Vladimirovna
St. Petersburg State University
Assistant, Department of Physical Education and Sport


Abstract
The article presents the experience of the organization of classes with students of special medical group in higher education by the example of the Department of Physical Culture and Sports of St. Petersburg State University. As part of the work program for Physical Culture and Sports of St. Petersburg State University have developed classes for students with disabilities in the state of health. The article presents the indications and contraindications for common diseases.

Согласно Приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777 распределение студентов на медицинские группы осуществляется на основании медицинского осмотра врачебной комиссии . В настоящее время в высших учебных заведениях для занятий физической культурой выделяют следующие медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В СПбГУ студенты подготовительной и специальной группы «А» объединяются 3-ем «оздоровительном» блоке, а освобожденные от физической культуры по медицинским показаниям (специальная группа «Б») распределяются в 4-й «дополнительный» блок.

К подготовительной медицинской группе относятся практически здоровые студенты, имеющие некоторые морфофункциональные отклонения либо слабо подготовленные физически; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии не менее 3-5 лет.

Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешается заниматься физической культурой по учебной программе при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более строгой дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Специальная медицинская группа делится на: «А» и «Б».

К специальной группе «А» относятся студенты с отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронического заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера.

Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия физкультурой с ограничением физических нагрузок и исключением противопоказанных физических упражнений. На занятиях обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом и функциональном развитии.

К специальной группе «Б» относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий.

Физическая культура для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья в вузах в целом по стране, включает в качестве обязательного минимума теоретические, практические, в том числе и консультативно-методические занятия. В содержание курса студентов специального медицинского отделения уделяется особое внимание средствам для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Практические занятия проводятся с учетом работоспособности и функциональных возможностей студентов.

В СПбГУ в «Оздоровительном» блоке занятия проходят по специальной методике по следующим видам спорта: аэробика (фитбол, стретчинг, фитнес), восточные единоборства (ушу), ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительный бег), плавание, скандинавская ходьба, туризм (пешеходный), бадминтон, специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка.

Освобождение от занятий по физической культуре по состоянию здоровья может носить только временный характер (на период болезни). Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период занимаются в группах дополнительного блока (основной модуль), где овладевают теоретическим и методическим материалом, а так же шашками и шахматами.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

  • содействие разностороннему развитию организма, сохранение и укрепление здоровья, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
  • повышение уровня физической работоспособности, развитие профессионально важных физических качеств;
  • формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие навыков здорового образа жизни;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • приобретение знаний и навыков закаливания, методики проведения самостоятельных занятий, проведение самоконтроля и самомассажа.

По данным специальной литературы, в настоящее время в студенческой среде к числу наиболее распространенных заболеваний относятся нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата (до 80% отклонений), дыхательной системы, органов зрения, мочеполовой, пищеварительной систем и др. .

В таблице 1 приведены в зависимости от распространенности заболеваний примерные показания и противопоказания при занятиях физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья .

Таблица 1

Заболевание

Показания

Противопоказания

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

ВСД по гипертоническому типу Дозированная ходьба и подъем по лестнице, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, велосипедные прогулки. Возможно участие в подвижных и спортивных играх, не требующих интенсивных физических усилий, сложной координации движений, напряженного внимания. В оздоровительные комплексы включают упражнения на растяжение, координацию, дыхательные, общеразвивающие и т.д. Исключить упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, упражнения, вызывающие задержку дыхания, резкие изменения направления движения головы и туловища, силовые упражнения
Гипотоническая болезнь ОРУ, разнообразные дыхательные упражнения, дозированная ходьба, бег, туризм, плавание, спортивные и подвижные игры, упражнения на тренажерах. Силовые упражнения для крупных мышечных групп с небольшим отягощением, упражнения скоростно-силовой направленности (прыжки, бег на 20-40 м) Упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, статическим напряжением
Пороки сердца ОРУ, дыхательные упражнения с поворотами туловища, дозированные ходьба и подъем по лестнице, велосипедные прогулки, все упражнения не значительные по величине и длительности нагрузки Упражнения, связанные с усилием, натуживанием, ношением тяжести, прыжки, метания. При стенозе левого предсердно-желудочкого отверстия исключаются упражнения с углубленным дыханием и стимулирующие внесердечные факторы кровообращения
Ишемическая болезнь сердца Циклические виды физических упражнений (ходьба, плавание, медленный бег, езда на велосипеде и др.) Силовые упражнения, подтягивания на руках, натуживания, упор лежа
Варикозное расширение вен ОРУ с предметами (гимнастическая палка, набивные мячи) и у гимнастической стенки, упражнения для мышц брюшного пресса и глубокое дыхание, упражнения с чередованием сокращения и расслабления мышц, приседания, ходьба, плавание, ходьба на лыжах, оздоровительный бег Упражнения с задержкой дыхания, натуживания, статическое напряжение, резкое ускорение темпа, ограничены упражнения на выносливость

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНО АППАРАТА

Сколиоз 1 степени Упражнения для мышц спины и брюшного пресса, для пояснично-повздошных и ягодичных мышц, динамические и статические дыхательные упражнения. Проводится симметричная тренировка всех групп мышц. Рекомендуются лыжи, игры, плавание (брасс, кроль)
Сколиоз 2 степени ОРУ с применением ассиметричной коррекции. В плавании до 50% времени отводится на применение ассиметричных исходных положений для снижения нагрузки с вогнутой стороны дуги позвоночника Не рекомендуется заниматься видами спорта, которые увеличивают статическую нагрузку на позвоночник (тяжелая атлетика, туризм, прыжки в высоту, длину, акробатика, хореография, фигурное катание и т.д.
Нарушение осанки Упражнения с акцентом на развитие силы и статической выносливости мышц, симметричные корригирующие упражнения, при которых сохраняется серединное положение позвоночного столба. Упражнения, способные привести к перенапряжению
Плоскостопие Специальные упражнения: подошвенное сгибание, супинирование стоп. Ходьба на наружных краях стопы, на носках, сгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседания в положении – носки внутрь, пятки разведены, лазание по гимнастической стенке и канату, катание подошвами мелких предметов и т.д. Упражнения, вызывающие уплощение свода стопы, пронирования стоп (ходьба на внутренних краях стопы)
Остеохондроз шейного отдела позвоночника Упражнения для укрепления мышц шеи и плечевого пояса, занятия плаванием, массаж воротниковой зоны.
Остеохондроз грудного отдела позвоночника При уплощении грудного кифоза необходимо укрепление мышц брюшного пресса и растяжение длинных мышц спины.

При усилении грудного кифоза необходимо укрепление мышц спины, растяжение длинных мышц и мышц брюшного пресса. Показаны упражнения с изометрическим напряжением мышц спины, с последующим полным их расслаблением.

Все упражнения выполняются свободно, без резких и активных движений. Избегать вибрации, противопоказаны бег и езда по неровной местности, игровые виды спорта (баскетбол, футбол, гандбол, хоккей, волейбол и т.д.), занятия со штангой, не рекомендуются упражнения с наклоном туловища вперед, поднимание прямых ног из положения лежа и сидя, растяжки и т.д.
Остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника Упражнения для отделов нижних конечностей в сочетании со статическими и динамическими дыхательными упражнениями, релаксацией мышц туловища и конечностей, которые следует выполнять в и.п. лежа на животе, спине, боку, стоя в упоре на коленях. Упражнения для формирования мышечного корсета. Все упражнения выполняются свободно, без резких и активных движений. Избегать вибрации, противопоказаны бег и езда по неровной местности, игровые виды спорта (баскетбол, футбол, гандбол, хоккей, волейбол и т.д.), занятия со штангой, не рекомендуются упражнения с наклоном туловища вперед, поднимание прямых ног из положения лежа и сидя, растяжки и т.д. Не рекомендуются упражнения, направленные на разгибание поясничного отдела позвоночника.

ОГРАНЫ ДЫХАНИЯ

Хронический бронхит Упражнения, вовлекающие в работу мышцы грудной клетки и верхних конечностей, ОРУ, плавание, гребля, легкая атлетика, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п. Широко использовать удлиненный выдох. Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой показано больным с простым хроническим бронхитом, без одышки. Острая стадия болезни; натуживания, задержка дыхания на вдохе. Вдох не должен быть чрезмерным, максимальным, напряжённым.
Бронхиальная астма Специальные упражнения: дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, с задержкой дыхания на выдохе, «звуковая» гимнастика, постуральный дренаж и дренажная гимнастика, упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения, направленные на расслабление скелетных мышц. Специальные упражнения применяются в сочетании с ОРУ Острая стадия болезни, сердечная недостаточность; плавание, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания (вызывают спазмы бронхов)

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ

Миопия (близорукость) Специальные упражнения:

Упражнения для наружных и внутренней мышц глаз (круговые вращения глазного яблока, перевод взгляда с ближней точки на дальнюю и т.д.). Зажмуривания, моргания.

Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли. Выполнять специальные упражнения одновременно с дыхательными и ОРУ. Упражнения для укрепления мышц шеи и спины. Полезно заниматься спортивными играми без подскоков и прыжков (бадминтон, настольный теннис), плаванием, туризмом, ходьбой на лыжах

Гиперметропия (дальнозоркость) Использовать лечебную гимнастику по системе Брега, йогу для глаз Нежелательный упражнения высокой интенсивности, связанные с прыжками и подскоками или требующие большого напряжения (подтягивания, поднятие тяжестей и т.п.), упражнения, требующие длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз или резкие наклоны туловища. Исключить игры, где имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове.

МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА

Пиелонефрит, цистит Тренировать диафрагмальное дыхание. ОРУ средней интенсивности, обратить внимание на укрепление передней стенки живота Длительные статические напряжения мышц брюшного пресса, спины, поднятие тяжестей. Прыжки.
Почечно-каменная болезнь Бег, подскоки, игры с мячом, езда на велосипеде, дыхательные упражнения Упражнения на выносливость

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Язвенная болезнь желудка Циклические, небольшие по интенсивности упражнения (ходьба, лыжи и т.п.), упражнения для мышц передней брюшной стенки, диафрагмальное дыхание Упражнения для брюшного пресса, со снарядами (гантелями, набивными мячами)
Гастрит
  • Повышенная секреция
  • Пониженная секреция

Упражнения циклического характера в медленном темпе, продолжительные по времени, упражнения для мышц брюшного пресса

Эмоциональные упражнения, тренирующие нервную систему (игры), упражнения для мышц брюшного пресса

Упражнения для брюшного пресса, со снарядами (гантелями, набивными мячами)

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Ожирение Упражнения на выносливость, спортивные игры: баскетбол, футбол; плавание, ускоренная ходьба, бег, бег трусцой, туризм, гребля, катание на велосипеде, лыжах, коньках, подвижные игры, гимнастические упражнения с гантелями, самомассаж, занятия на тренажерах.

Длительность занятий должна составлять не менее 30 минут

Упражнения на тренажерах (IVстепень ожирения)
Сахарный диабет Упражнения для всех групп мышц в медленном и среднем темпе, возможны скоростно-силовые упражнения, показаны спортивные игры, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег, упражнения на тренажерах, велосипед, гребля, упражнения с гантелями, резиновыми амортизаторами, набивными мячами и у гимнастической стенки. При возникновении чувства голода, слабости, дрожания рук необходимо съесть 1-2 кусочка сахара и прекратить занятия

ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Повреждение связок Плавание, дозированная ходьба, езда на велосипеде или велотренажере, самомассаж В период формирования рубца динамические нагрузки противопоказаны
Повреждение мениска коленного сустава Упражнения с резиновым бинтом: лежа на спине и животе сгибание и разгибание голеней, а также упражнения для мышц живота и спины, езда на велосипеде, ходьба по лестнице, плавание, гидрокинезотерапия, можно включать медленный бег по мягкому грунту в сочетании с ходьбой. Приседания с дополнительной нагрузкой, резких движений при сгибании и выпрямлении коленного сустава, ротационные движения голени. Кроме того, нельзя рано начинать тренировки в таких видах спорта, как хоккей с шайбой, футбол, борьба и т.п.
Вывихи Необходимо фиксировать сустав эластическим бинтом, выполнять щадящие движения и движения в облегченных условиях, упражнения на расслабление мышц и в воде Движения силового характера и с большой амплитудой в поврежденном суставе
Переломы Пассивно-активные движения, упражнения на напряжение и растягивание мышц, изометрические упражнения, применение осевой нагрузки на конечность, плавание, занятия на тренажерах, бег и гимнастика в воде, езда на велосипеде, игры, ходьба на лыжах Перенапряжение и утомление мышц, ношение тяжестей, упражнения, вызывающие болевые ощущения

Сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов специальных медицинских групп в период обучения в вузе является важной составляющей высшего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

  • Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. и др. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высш. учебн. заведений / (под ред. Попов С.Н.). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  • Янгулова Т.И. Лечебная физкультура: анатомия упражнений – Ростов н/Д: Феникс, 2010–175 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана в целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

    Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное профессиональное образовательное

    учреждение Саратовской области

    «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    физическая культура

    для занятий в специальной медицинской группе

    2018г.

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана в целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

    Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»

    Разработчик:

    Сеничкин Р.А.. - преподаватель

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Область применения рабочей программы

    Рабочая программа учебной дисциплины создана в целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 г.г. Министерством образования и науки Российской федерации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованиемсредств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в профессиональных образовательных организациях.

    Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

    Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    Основной целью дисциплины «Физическая культура» для студентов, имеющих ограничения здоровья является:

    Формирование физической культуры личности, адаптивно-компенсаторных механизмов организма,

    Повышение уровня физической подготовленности и работоспособности,

    Профессионально-прикладная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Главной задачей является:

    Развитие и совершенствование двигательных (физических) способностей и физических качеств с применением средств и методов физической культуры, не имеющих противопоказаний для применения на практических занятиях в специальной медицинской группе.

    уметь :

    • использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
    • проводить контроль и самоконтроль уровня совершенствования профессинально важных качеств при занятии физическими упражнениями.

    Уметь:

    • выполнять

    В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен знать:

    • о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
    • основы здорового образа жизни.
    • основы профессионально прикладной физической культуры

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь выполнять следующие трудовые действия

    Профессиональный стандарт − Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

    А/01.6

    А/02.6

    A/03.6

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

    основных общеобразовательных программ

    B/01.5

    B/03.6

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часов.

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117 часов

    Самостоятельная работа обучающегося (всего) 117 часов

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    в том числе:

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    в том числе:

    Внеаудиторная самостоятельная работа

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

    1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»

    Наименование разделов и тем

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел 1.

    Физическая культура в обеспечении здоровья.

    Тема 1.1.

    Основы здорового образа жизни.

    Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

    Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.

    О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Рациональное питание, двигательная активность, активный отдых. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособности.

    Самостоятельная работа

    Подготовка презентации по здоровьесберегающим технологиям.

    Составление режима дня.

    Тема 1.2.

    Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

    Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.

    Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Основные принципы построения самостоятельных занятий.

    Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки.

    Самостоятельная работа

    Составление и проведение комплекса производственной гимнастики.

    Тема 1.3.

    Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств

    Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание.

    Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки.

    Использование методов стандартов, антропометрических индексов, упражнений - тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.

    Самостоятельная работа

    Подбор и апробация методик проведения функциональных проб.

    Тема 1.4 Профессионально - прикладная физическая подготовка.

    Профессионально-прикладная физическая подготовка, прикладные физические, психофизические и специальные знания, прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта.

    Личная и социально- экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

    Цели и задачи ППФП. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков.

    Самостоятельная работа

    Составление комплексов прикладной физической подготовки

    Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность

    Тема 2.1.

    Лёгкая атлетика

    Практические занятия

    Оздоровительная ходьба. Сочетание ходьбы и бега /300 и 300м/

    Работа с карточками по заболеванию.

    Метание: метание малого мяча в цель.

    контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

    Самостоятельная работа

    Оздоровительная ходьба.

    Составление и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на развитие силы рук.

    Тема 2.2

    Гимнастика

    Тема 2.3

    Подвижные и спортивные игры

    Практические занятия

    Организующие команды и приёмы, общеразвивающие упражнения:

    строевые действия в шеренге и в колонне; выполнение строевых команд. Упражнения без предметов и с предметами. Комплексы корригирующих упражнений.

    Корригирующая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

    Равновесие: упражнения на гимнастической скамейке и низком бревне. Ходьба на носках, равновесия, танцевальные шаги, прыжки, подскоки, повороты, соскоки. Приёмы страховки и самостраховки.

    контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

    Самостоятельная работа

    Составление и проведение комплексов упражнений без предметов и с предметами.

    Составление и выполнение упражнений для сохранения равновесия.

    Составление и проведение комплексов дыхательной гимнастики.

    Практические занятия

    Бадминтон: Стойки, перемещения, хваты, подачи, передачи, одиночная игра, парная игра, игра через сетку.

    Подвижные игры: на материале гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр.

    контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

    Самостоятельная работа

    Подбор подвижных игр на основе спортивных игр.

    Оздоровительная ходьба

    Тема 2.4

    Атлетическая гимнастика

    Практические занятия

    Ритмическая гимнастика: Упражнения из положения лёжа на полу; упражнения на расслабление.

    Атлетическая гимнастика: работа на тренажерах, с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями.. Техника безопасности занятий.

    контрольные нормативы с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

    Самостоятельная работа

    Составление и выполнение комплексов упражнений на развитие силы с учетом заболевания.

    Составление и выполнению комплексов упражнений для развития сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

    Составление и выполнению комплексов упражнений для развития координационных способностей.

    Тема 2.5.

    Массаж

    Изучение и применение техники массажа по заболеванию.

    Изучение и применение массажных приемов точечного и самомассажа.

    Самостоятельная работа обучающегося

    Выполнение приемов массажа и самомассажа.

    Всего:

    Основные источники:

    1. Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 104 с. 74.26 Л98 7 экз.

    2. Рабочая программа. Физическая культура. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / авт. – сост. Г. И. Погадаев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 115. 74.266.8 Р13

    3. Физическая культура: программа: 5-9 классы / Т. В. Петрова, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская, С. С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с. + 1 электронный опт. диск. 74.267 Ф50

    4. Примерные программы по учебным предметам. – Физическая культура. 5-9 классы. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 61 с. 74.26 П76 5 экз.

    5. Мурзинова Р. М. Воспитание как составляющая деятельности спортивного педагога: учебное пособие/ Р.М. Мурзинова, В. В. Воропаев. – М. КНОРУС, 2014. – 94 С. 75Я73 М91

    6. Погадаев Г. И. Физическая культура. 5-9 классы. Методическое пособие к учебникам Г. И. Погадаева «Физическая культура. 5-9 классы» Г. И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2014. – 127 с. 74.267.5 П43 2 экз.

    7. Погадаев Г. И. Физическая культура. 10 – 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г. И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2013. – 271 с. 75я72 П43

    8. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с. 74.267.5 С74

    9. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др. .; под ред. М. Я. Виленского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с. 75я72 Ф50

    10. Столяров В. И. , Сухин В. П., Логунов В. И. Олимпийский урок «Час здоровья». Общая компетенция олимпийского образования школьников. Учебно-методическое пособие / под общ. Ред. докт. Филос. Наук, проф. В. И. Столярова. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 236 с. 74.200.55 О54

    11. Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. 1-11 классы. / авт.-сост. Н. В. Барминова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 289 с. 74.200.58 О54

    Интернет-ресурсы:

    Новая программа по физической культуре в СПО: [email protected]

    Дополнительные источники:

    Патрикеев А.Ю. Подвижные игры (1-4 кл.). - М.: «ВАКО», 20010.

    Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий в школе. - М.: Дрофа, 2011.

    Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. - М., 2009.

    Поль С. БРЭГГ, Йога в помощь позвоночнику. - М.: «Диля», 2010.

    Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2012.

    1. Периодические издания

    «Физическая культура в школе»

    «Спорт в школе»

    «Здоровье школьника»

    1. Ресурсы электронной библиотеки Znanium.com
    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
    1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Освоенные умения :

    - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей.

    ПА – дифференцированный зачёт в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 1-14

    Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей;

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2

    Проводить контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом .

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2

    Выполнять контрольные нормативы для определения уровня физической подготовленности с учетом функциональных возможностей своего организма.

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2

    Усвоенные знания:

    О роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2

    ПА – экзамен в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 1-14

    Основы здорового образа жизни.

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2

    ПА – экзамен в форме теоретического и практического задания.ТЗ № 15-30

    способы самоконтроля в процессе физического воспитания

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ № 1,2

    Основы профессионально - прикладной физической подготовки.

    ТА – устный опрос, тестирование.ТЗ № 1,2

    А/01.6

    Формирование мотивации к обучению

    Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    ТА – устный опрос, тестирование., ТЗ №3

    А/02.6

    Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

    A/03.6

    Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ №3

    B/01.5

    Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ №3

    B/03.6

    Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

    ТА – устный опрос, тестирование. ТЗ №3


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Физическая культура

    для студентов специальных

    медицинских групп (СМГ)

    образовательных учреждений

    среднего профессионального

    образования

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709 «Преподавание в начальных классах », и 050303 «Иностранный язык» повышенный уровень среднего профессионального образования .

    Программа составлена в Составлена в соответствии с государст­венными требованиями к минимуму со­держания и уровню подготовки выпуск­ников по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», и 050303 «Иностранный язык» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.

    Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний и особенно против сердечно-сосудистых.

    Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, высокопроизводительный труд.

    Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для студентов специальной медицинской группы (СМГ), так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного различными заболеваниями.


    Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения и в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все студенты распределяются по состоянию здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. «Занятия в этих группах отличаются учебными программами , объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню усвоения учебного материала».

    К основной группе относятся студенты без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющие достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (согласно учебной программе) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированными зачетами, рекомендуются занятия в спортивной секции и участие в соревнованиях.

    К подготовительной медицинской группе относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточные физическое развитие и физическую подготовленность. Отнесенным к этой группе разрешаются: занятия по учебным программам по физической культуре при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований; дополнительные занятия для повышения уровня физического развития отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой. Они должны заниматься по специально разработанным учебным программам по физической культуре. Отнесенным к СМГ особенно необходимы систематические занятия физическими упражнениями.

    Студенты со значительными нарушениями в состоянии здоровья, препятствующими групповым занятиям, направляются на занятия в группы лечебной физической культуры в лечебно-профилактические учреждения или специальные помещения или площадки, отвечающие всем требованиям гигиены (имеющие хорошую вентиляцию , достаточную освещенность, чистые, защищенные от пыли и ветра), оборудованные специальной аппаратурой.

    С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов студентов, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболеваний, рекомендуется подразделять на две подгруппы А и Б.

    К подгруппе А относятся студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

    К подгруппе Б относятся студенты с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).

    Деление на подгруппы - это тот фактор, который определяет режим занятий. При этом наиболее доступным критерием отбора соответствующих нагрузок служит пульсовой режим.

    Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ, являются:

    Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

    Расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение;

    Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;


    Формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности;

    Воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

    Разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для имеющих избыточный вес);

    Формирование правильной осанки и при необходимости - ее коррекции;

    Обучение правильным движениям.

    Организация и проведение занятий со студентами специальной медицинской группы имеют свои специфические особенности:

    Здесь собираются студенты из разных групп, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физической культурой.

    Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных студентов необходимо четкое взаимодействие управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений .

    Комплектование СМГ к предстоящему учебному году должно проводиться на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня) по данным медицинского обследования, проводимого в апреле - мае текущего года.

    Тема 2.2.Длительный бег

    Тема 2.5.Метание гранаты

    Тема 2.8.Контрольные занятия

    Раздел 3. Баскетбол

    Тема 3.2.Приемы передачи мяча

    Тема 3.3.Ведение мяча

    Тема 3.6.Основы судейства

    Раздел 4. Гимнастика

    Тема 4.1.Строевые приемы

    Тема 4.8.Упражнения на бревне

    Раздел 5.Волейбол

    Тема 5.1.Стойки, перемещения

    Раздел 6. Подвижные игры

    Тема 6.2.Подвижные игры с элементами баскетбола и волейбола

    Раздел 7. Плавание

    Всего по дисциплине:

    Таблица расчета часов

    для календарно - тематического планирования по дисциплине

    "Физическая культура для студентов СМГ"

    специальность 050709 "Преподавание в начальных классах"

    Наименование разделов

    разделам

    Раздел 1. Теория.

    Раздел 2. Практика.

    Всего по семестрам

    Всего по курсам

    Тематический план по специальности 050303 «Иностранный язык»

    Наименование разделов и тем

    студента

    Кол-во ауд. часов при очной форме обучении

    Практика

    Раздел 1. Социально-культурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы.

    Тема 1.Роль ФК и спорта в духовном воспитании личности

    Тема 2. Основы ЗОЖ

    Тема 3. Спорт в физическом воспитании человека

    Тема 4.Физические способности человека

    Тема 5.ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка)

    Тема 6. Социально-биологические основы ФК и спорта

    Тема 7.Основы физической и спортивной тренировки

    Тема 8.Профилактические, реабилитацион-ные мероприятия в процессе занятий ФУ.

    Раздел 2. Легкая атлетика

    Тема 2.1.Бег на короткие дистанции

    Тема 2.2.Длительный бег

    Тема 2.3. Прыжки в высоту с разбега

    Тема 2.4.Прыжки в длину с разбега

    Тема 2.5.Метание гранаты

    Тема 2.6.Методика эффективных и экономических способов владения жизненно важными умениями

    Тема 2.7. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств ФК для их направленной коррекции

    Тема 2.8.Контрольные занятия

    Раздел 3. Баскетбол

    Тема 3.1.Стойки, перемещения, остановки, повороты

    Тема 3.2.Приемы передачи мяча

    Тема 3.3.Ведение мяча

    Тема 3.4.Техника штрафных бросков

    Тема 3.5.Тактика игры в защите и нападении

    Тема 3.6.Основы судейства

    Тема 3.7.Методика индивидуального подхо-да к направленному развитию физических качеств

    Раздел 4. Гимнастика

    Тема 4.1.Строевые приемы

    Тема 4.2.ОРУ с предметами и без предметов

    Тема 4.3.Составление комплекса ОРУ и проведение их студентами

    Тема 4.4.Техника акробатических упраж-нений

    Тема 4.5.Самостоятельное составление и выполнение простейших комбинаций из изученных элементов

    Тема 4.6.Техника опорного прыжка

    Тема 4.7.Упражнения на брусьях

    Тема 4.8.Упражнения на бревне

    Тема 4.9.Самостоятельное проведение подготовительной части урока с группой студентов

    Раздел 5.Волейбол

    Тема 5.1.Стойки, перемещения

    Тема 5.2.Приемы и передачи мяча снизу и сверху

    Тема 5.3.Нижняя прямая и боковая подача

    Тема 5.4.Верхняя прямая подача

    Тема 5.5.Тактика игры в защите и нападении

    Тема 5.6.Основы методики и тактики игры

    Тема 5.7.Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий ФУ с гигиенической направленностью

    Раздел 6. Подвижные игры

    Тема 6.1.Подвижные игры преимущест-венно с бегом

    Тема 6.2.Подвижные игры с элементами баскетбола и волейбола

    Тема 6.3.Подвижные игры на развитие физических качеств

    Тема 6.4.Подвижные игры на освоение отдельных элементов ППФП.

    Раздел 7. Плавание

    Тема 7.1.Правила поведения студентов на воде

    Тема 7.2.Упражнения по адаптации к водной среде

    Тема 7.3. Разные способы плавания

    Тема 7.4.Прикладные способы плавания

    Всего по дисциплине:

    Таблица расчета часов

    для календарно - тематического планирования

    по дисциплине "Физическая культура для студентов СМГ" специальность 050303 "Иностранный язык"

    Наименование разделов

    разделам

    Раздел 1. Теория.

    Раздел 2. Практика.

    Всего по семестрам

    Всего по курсам

    Раздел I. Социально-культурные, психолого-педагогические и медике биологические основы

    Тема 1.1. Роль ФК и спорта в духовном воспитании личности.

    Основные понятия: физическая культура и спорт; физическое воспитание, самовоспитание и самообразование; ценности физической культуры, ценностное отношение и ориентация, физическое развитие, физическая и его организации.

    Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

    Тема 1.2. – 1.3. Основы здорового образа жизни.

    Спорт в физическом воспитании студентов.

    Основные понятия: основные понятия, относящиеся к спорту: физическая культура, физическая подготовка, физические способности, тренировка, тренировочная нагрузка, соревновательная деятельность, спорт, физическое совершенство.

    Общедоступный спорт. Школьно-студенческий спорт. Физкультурно-кондиционный спорт. Представление о неоднородности спорта высших достижений. Положение и место детского спорта в системе спортивного движения.

    Понятия о физических способностях. Основные формы их проявления. Основные закономерности развития физических способностей. Этапность развития физических способностей. Неравномерность и обратимость развития способностей. Перенос физических способностей. Единство взаимосвязь двигательных умений и физических способностей. Система сторон подготовки спортсмена.

    Понятие оздоровительной работы, здоровье, оздоровительно - рекреативная физкультура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, спортивно-реабилитационная физическая культура, гигиеническая физическая культура.

    Самостоятельные формы физкультурной и спортивной работы в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. Организация массовой работы по физической культуре и спорту в высших и средних специальных учебных заведениях.

    Организация учебно-тренировочной работы в детско-юношеских спортивных школах.

    Организация специализированных классов по видам спорта в общеобразовательных школах. Виды физкультурно-спортивных мероприятий и их значения.

    Составление плана и организация подготовки массовых физкультурно-спортивных мероприятий.

    Разработка положения о массовом физкультурно-спортивном мероприятии. Организация мемориальных спортивных соревнований.

    ОЗОЖ. Характеристика. Сущность. Роль.

    Тема 1.4. Физические способности человека.

    Основные понятия: физические способности (качества), методические принципы, коррекция телосложения и функциональной подготовленности, акцентирование и комплексное развитие физических качеств.

    Содержание: физиологическая и биохимическая природа проявления физических способностей. Биологические факторы, обусловливающие их развитие. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при комплексном развитии. Возможная степень развития каждого из них. Возрастные особенности развития. Методические принципы, средства и методы развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Возможности и условия акцентированного развития отдельных физических качеств.

    Тема 1.5. ППФП (Профессионально-прикладная физическая подготовка)

    Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка; прикладные виды спорта.

    Средства, методы и методика направленного формирования профессионально-прикладных двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных физических и психических качеств. Прикладная значимость некоторых видов спорта, специальных комплексов упражнений, тренировочных устройств для ППФП. Примерная схема составления программы для осуществления задач по конкретной специальности. Контроль за эффективностью и помощью специальных тестов.

    Тема 1.6. Социально-биологические основы ФК и спорта.

    Основные понятия: общая и специальная физическая подготовка, спортивная тренировка, тренированность, спортивная форма, двигательные умения и навыки, учебно-тренировочные занятия, объем и интенсивность занятий, разминка и врабатывание.

    Спортивная тренировка, цели, задачи, средства, методы, принципы. Контроль за эффективностью тренировочного процесса. Особенности психофизического и функционального воздействия тренировки на физическое развитие, подготовленность, психические свойства и качество личности. Основные стороны подготовки спортсменов. Построение спортивной тренировки. Структура и характеристика ее циклов. Спортивная тренировка как многолетний процесс.

    Тема 1.7. Основы физической и спортивной тренировки.

    Основные понятия: спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Система студенческих спортивных соревнований. Международное спортивное движение. История Олимпийских игр. Участие спортсменов нашей страны в Олимпиадах.

    Тема 1.8.Профилактические, реабилитационные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями.

    Раздел 2. Легкая атлетика

    Тема 2.1. Бег на короткие дистанции.

    Биомеханические основы техники бега.

    Выполнение контрольного норматива в беге на 100 м.

    Утренняя гимнастика, оздоровительный бег.

    Тема 2.2. Длительный бег.

    Требования к знаниям студентов:

    Техника бега на средние дистанции.

    Требования к умениям студентов:

    Выполнение контрольного норматива в беге на м.

    Виды самостоятельной работы студентов:

    Пробегание дистанции до м.

    Тема 2.3. Прыжки в высоту с разбега.

    Специальные упражнения.

    Требования к знанию студентов:

    Знать способы прыжков в высоту («перешагивание», «перекидной», и
    «фосбери-флоп»).

    Требования к умениям студентов:

    Выполнение контроля.... в прыжках в высоту.

    Виды самостоятельной работы студентов:

    Тема 2.4. Прыжки в длину с разбега.

    Специальные упражнения.

    требования к знаниям студентов:

    Знать способы прыжков в длину (“согнув ноги”, “прогнувшись”, “ножницы”).

    Требования к умениям студентов:

    Выполнение контрольного норматива в прыжках в длину.

    Виды самостоятельной работы студентов:

    Специальные упражнения прыгуна (многоскоки, ускорения, маховые упражнения для рук и ног), акробатические упражнения (кувырки, группировки, перекаты).

    Тема 2.5. Метание гранаты.

    Специальные упражнения.

    Требования к знаниям студентов:

    Биомеханические основы техники метания.

    Требования к умениям студентов:

    Выполнение контрольного норматива в метании гранаты.

    Виды самостоятельной работы студентов:

    Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, ног.

    Тема 2.6. Методика эффективных и экономичных способов владения жизненно-важными умениями (ходьба, бег).

    Требования к знаниям студентов:

    Знать эффективные способы владения жизненно-важными умениями и навыками.

    Виды самостоятельной деятельности студентов:

    Утренние прогулки, бег трусцой.

    Тема 2.7. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для направленной коррекции.

    Требования к знаниям студентов:

    Признаки работоспособности, усталости, утомления,

    Средства физической культуры для коррекции.

    Тема 2.8. Контрольные занятия.

    Раздел 3. Баскетбол.

    Тема 3.1 Стойка игрока, перемещения, остановки, повороты).

    Тема 3.2. Приемы и передачи мяча.

    Тема 3.3. Ведение мяча.

    Тема 3.4. Техника штрафных бросков.

    Тема 3.5. Тактика игры в защите и нападении.

    Тема 3.6. Основы методики судейства и тактики игры.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать технику игры;

    Знать правила судейства.

    Требования к умениям студентов:

    Выполнить технику поворотов, приема и передачи мяча, технику
    штрафных бросков, ведение мяча;

    Участвовать в судействе соревнований.

    Виды самостоятельной работы студентов:

    Упражнения для укрепления мышц кистей, плечевого пояса, брюшного
    пресса, мышц ног.

    Тема 3.7. Методика индивидуального подхода к направленному развитию физических качеств.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать методику индивидуального подхода двигательных качеств.

    Раздел 4. Гимнастика.

    Тема 4.1. Строевые приемы.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать основные движения и перестроения из колонн и шеренг, элементы
    фигурной маршировки.

    Требования к умениям студентов:

    Выполнение поворотов на месте, перестроение на месте и в движении.
    Виды самостоятельной работы студентов:

    Повороты на месте и в движении.

    Тема 4.2. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать основные положения рук, ног, терминологию.
    Требования к умениям студентов:

    Провести с группой по одному общеразвивающему упражнению, комплекс ОРУ.

    Тема 4.3. Составление комплекса ОРУ и их проведение со студентами.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать требования к составлению комплекса ОРУ, терминологию.

    Требования к умениям студентов:

    Составить комплексы ОРУ без предметов, с предметами (мячи, палки, скакалки и др.)

    Проведение комплексного ОРУ с подгруппой и группой студентов.

    Виды самостоятельной работы:

    Выполнение утренней гигиенической гимнастики.

    Тема 4.4. Совершенствование техники акробатических упражнений (кувырки вперед, назад, стойки на лопатках, голове, руках, мост, полушпагат).

    Требования к знаниям студентов:

    Знать технику безопасности при выполнении акробатических упражнений.

    Требования к умениям студентов:

    Виды самостоятельной работы:

    Перекаты вперед, назад, группировки.

    Тема 4.5. Самостоятельное составление и выполнение простейших комбинаций из изученных упражнений.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать терминологию.

    Требования к умениям студентов:

    Составить простейшую комбинацию из акробатических упражнений.

    Виды самостоятельной работы:

    Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, шеи, рук, ног.

    Тема 4.6. Техника опорного прыжка.

    Требования к знаниям студентов:

    Требования к умениям студентов:

    Уметь страховать партнера,

    Выполнение контрольного норматива (прыжок “ноги врозь”)

    Виды самостоятельной работы:

    Многоскоки, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, плечевого пояса.

    Тема 4.7. Упражнения на брусьях.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать правила техники безопасности.

    Требования к умениям студентов:

    Уметь страховать партнера.

    Виды самостоятельной работы:

    упражнения для мышц плечевого пояса, брюшного пресса.

    Тема 4.8. Упражнения на бревне.

    Знать правила техники безопасности.

    Требования к умениям студентов:

    Выполнение контрольного норматива.

    Виды самостоятельной работы:

    Тема 4.9. Самостоятельное проведение подготовительной части урока с группой студентов.

    Требования к знаниям студентов:

    Структура подготовительной части урока.

    Требования к умениям студентов:

    Провести подготовительную часть урока по гимнастике с группой.

    Виды самостоятельной работы:

    Составить конспект подготовительной части урока.

    Раздел 5. Волейбол.

    Тема 5.1. Стойка игрока и перемещение.

    Тема 5.2.Приемы и передачи мяча снизу и сверху двумя руками.

    Тема 5.3. Нижняя прямая и боковая подачи.

    Тема 5.4. Верхняя прямая подача.

    Тема 5.5. Тактики игры в защите и нападении.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать тактику игры в защите и нападении;

    Знать технику игры;

    знать правила судейства.

    Требования к умениям студентов:

    Выполнять приемы передачи мяча,

    Выполнять нижнюю прямую и боковую, верхнюю прямую подачи,

    Участвовать в судействе соревнований.

    Виды самостоятельной работы:

    Упражнения на укрепление мышц кистей, плечевого пояса, брюшного пресса мышц ног.

    Тема 5.6. Основы методики тактика игры.

    Тема 5.7. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с гигиенической направленностью. Контрольные занятия.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать правила соревнований;

    Знать технику безопасности.

    Требования к умениям студентов:

    Иметь практику судейства;

    Провести простейшие самостоятельные занятия.

    Виды самостоятельной работы:

    Судейство по упрощенным правилам.

    Раздел 6. Подвижные игры.

    Тема 6.1. Подвижные игры преемственно с бегом.

    Тема 6.2. Подвижные игры с элементами баскетбола, волейбола.

    Тема 6.3. Подвижные игры на развитие физических качеств.

    Тема 6.4. Подвижные игры на освоение отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать методику подвижных игр.

    Требования к умениям студентов:

    Проведение подвижных игр с группой.

    Виды самостоятельной работы.

    Утренняя гигиеническая гимнастика.

    Раздел 7. Плавание.

    Тема 7.1. Правила поведения учащихся на воде.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать правила поведения учащихся на воде при купании;

    Знать технику безопасности.

    Тема 7.2. Упражнения по адаптации к водной среде.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать упражнения и игры по адаптации к водной среде.

    Требования к умениям студентов:

    Уметь выполнять упражнения по адаптации к водной среде.

    Виды самостоятельной работы:

    Специальные упражнения на суше.

    Тема 7.3. Разные способы плавания.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать способы плавания («кроль на груди, спине», «брасс»,
    «баттерфляй»).

    Требования к умениям студентов:

    Проплывание отрезков 10 метров разными способами.

    Виды самостоятельной работы:

    ОРУ и подготовительные упражнения на суше.

    Тема 7.4. Прикладные способы плавания.

    Требования к знаниям студентов:

    Знать прикладные способы плавания (на боку, брассом на спине, плавание
    в одежде, транспортировка утопающего).

    Требования к умениям студентов:

    Уметь транспортировать утопающего 10 м.

    Виды самостоятельной работы:

    Упражнения на совершенствование техники плавания и развития двигательных способностей.

    Основная литература

    1. «Лыжный спорт» Москва. Академия. 2000.

    2. «Плавание» Москва. Владос. 2004.

    3. «Спортивные игры» Москва. Академия. 2000.

    4. «Подвижные игры» Москва. Академия. 2000.

    5. «Физическая культура» Просвещение. Москва. 2001.

    6. «Гимнастика с методикой преподавания» Москва. Просвещение. 1990.

    7. «Легкая атлетика и методика преподавания» Москва. ФиС. 1985.

    8. «Методика и техника урока в школе» Москва. Просвещение. 1985.

    Дополнительная литература

    1. «Методика физического воспитания» Москва. Просвещение. 1968.