МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Об организации изучения учебного предмета "Астрономия"


Минобрнауки России подготовлены изменения в федеральный компонент государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089) в части изучения учебного предмета "Астрономия" в качестве обязательного на уровне среднего общего образования. Копия приказа "О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. N 1089" от 7 июня 2017 г. N 506 .

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации Минобрнауки России с 2017/2018 учебного года также направляет методические рекомендации по введению учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования и просит довести указанную информацию до сведения общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Дополнительно Минобрнауки России сообщает, что подготовлен проект приказа о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования , утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 . В настоящее время указанный проект проходит процедуру антикоррупционной экспертизы, по завершении которой будет утвержден и направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

После утверждения изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования будет доработана примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

Т.Ю.Синюгина

Методические рекомендации по введению учебного предмета "Астрономия" как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

В качестве обязательного для изучения учебного предмета "Астрономия" включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами её изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.

Изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета "Астрономия" как обязательного на уровне среднего общего образования.

На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

обеспечение необходимого объёма финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;

организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка педагогических работников);

обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета "Астрономия";

организация проведения мониторинга введения учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.

На уровне общеобразовательной организации:

обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);

заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;

обеспечение учебниками и/или учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;

обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);

включение учебного предмета "Астрономия" в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;

обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).

Объём часов на изучение учебного предмета "Астрономия" должен составлять не менее 35 часов за два года обучения.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом утверждённых постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ;

определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";

принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

При изучении астрономии может быть использован учебник "Астрономия. Базовый уровень". 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253), а также учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).

Включение учебного предмета "Астрономия" в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по астрономии включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

, ст. преп. каф.

МПЕМД КРИПКРО

Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлены изменения в федеральный компонент государственного образовательного стандарта (приказ МОиН РФ от 5 марта 2004 г. № 000) в части изучения учебного предмета «Астрономия» в качестве обязательного на уровне среднего общего образования (приказ «О внесении изменений в федеральный компонент государственного стандарта , утвержденный приказом МО РФ от 5.03.2004г. № 000 от 01.01.2001г. № 000)

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях Республики Калмыкия с 2017г. направляем методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

На базовом уровне ученики должны освоить понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной. Содержание курса изложено в рабочей программе, результаты освоения курса, содержания курса, тематическое планирование и дополнительные материалы, которые помогу учителю грамотно спланировать урок.


Содержание курса астрономии несколько изменилось: уменьшена доля материала по небесной механике и астрометрии, увеличено число тем, посвященных астрофизике и космологии. В программу внесены новые научные сведения, такие как: гравитационные волны, коричневые карлики, тёмная материя и тёмная энергия. Особое место в программе занимает использование компьютерных приложений для определения положения звёзд, Луны, Солнца для любого населённого пункта. Реализация программы должна быть направлена на формирование у обучающихся практических навыков, например, таких как: умение находить на небе ряд созвездий и ярких звёзд; объяснять целый ряд астрономических явлений; отделять астрономию от лженаук, что особенно актуально в наше время. Также в качестве обязательного материала, для изучения учебного предмета «Астрономия», включается изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел.

Успешное освоение астрономии возможно только при условии реализации межпредметных связей. Пожалуй, в учебном плане школ немногие предметы имеют настолько интегративный характер. Так, астрономия связана с физикой, математикой, географией, историей, экологией, химией, ОБЖ, экономикой, языкознанием и литературой. Её особенностью является то, что содержание предмета позволяет проследить эволюцию научной мысли в исторической ретроспективе. Таким образом, изучение астрономии в школе является мощным ресурсом, обеспечивающим формирование научной картины мира у обучающихся.

Изучение учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета «Астрономия» в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного на уровне среднего общего образования.

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе . При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

· перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом утверждённых постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

· определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";


· принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

Включение учебного предмета «Астрономия» в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется. Однако, в 2018 году будет внесено изменение в содержание ЕГЭ по физике. К уже имеющимся заданиям будет добавлено ещё одно, астрономического содержания. Это 2-х балльное задание, в котором на основании предложенной в виде таблицы информации обучающийся должен будет установить соответствие либо выбрать 2 верных ответа из 5 представленных.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии.

При изучении астрономии может быть использован учебник «Астрономия. Базовый уровень». 11 класс, Воронцов-, ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 01.01.2001г. № 000) также учебные пособия , изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

1. . Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г.

2. , . Астрономия/Издательство «Физматлит», 2017 г.

3. . Открытая астрономия/ Под ред. . – Электронный образовательный ресурс. Доступен он - лайн по ссылке http://www. college. ru/astronomy/course/content/index. htm

4. . Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

1. Астронет http://www. astronet. ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно - популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.

2. Сайт http://www. gomulina. orc. ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит ин - формационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результатов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»

3. Сайт преподавателя астрономии http://myastronomy. ru/ - содержит методические подборки, научно - популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.

4. Школьная астрономия Санкт - Петербурга http://school. astro. spbu. ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет - ресурсы.

5. Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www. astronews. ru/ - сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

В качестве обязательного для изучения учебного предмета астрономия включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами ее изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.

Изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.

При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета "Астрономия" в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.

С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета "Астрономия" в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета "Астрономия" как обязательного на уровне среднего общего образования.

На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

Обеспечение необходимого объема финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;

Организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и [или] профессиональная переподготовка педагогических работников);

Обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета "Астрономия";

Организация проведения мониторинга введения учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.

На уровне общеобразовательной организации:

Обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);

Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;

Обеспечение учебниками и (или) учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;

Обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);

Включение учебного предмета "Астрономия" в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;

Обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей [законных представителей], иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).

Объем часов на изучение учебного предмета "Астрономия" должен составлять не менее 35 часов за два года обучения.

Образовательная организация самостоятельно осуществляет:

Перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки с учетом утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Определение модели изучения учебного предмета "Астрономия";

Принятие решения об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

При изучении астрономии может быть использован учебник Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия. Базовый уровень. 11 класс" (М.: Дрофа), включенный в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253), а также учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).

Включение учебного предмета "Астрономия" в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.

С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по астрономии включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.

Приказываю:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69 и от 23 июня 2015 г. N 609.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 июня 2017 г. N 506

Изменения,
которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

1. В части II "Среднее (полное) общее образование":

1.1. В разделе "Общие положения":

а) в абзаце двенадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Учебные предметы Астрономия и Естествознание представлены только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения учебный предмет Естествознание может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.";

в) в абзаце четырнадцатом после слов "Физическая культура" дополнить словом ", Астрономия".

1.2. После раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физике" дополнить разделом следующего содержания:

"Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии

Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.".

1.3. В разделе "Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию" (базовый уровень):

а) в абзаце третьем позиции "Современные естественно-научные знания о мире" подраздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" слова "Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, Эволюция звезд и планет, Солнечная система)" исключить;

б) в подразделе "Требования к уровню подготовки выпускников" (базовый уровень):

в позиции "знать/понимать" слова "эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика," исключить;

в позиции "уметь" слова ", разбегание галактик" исключить.

2. В подразделе "2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования" раздела "Пояснительная записка":

а) в абзаце двадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) дополнить новым абзацем двадцать вторым следующего содержания:

"Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом";

в) абзацы двадцать второй - двадцать шестой считать соответственно абзацами двадцать третьим - двадцать седьмым.

Обзор документа

Утвержден стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии. Это обусловлено введением астрономии в качестве отдельного учебного предмета.

Определены обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году. Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.