Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду ﷺ и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии. Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка ﷺ и фикха. Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия» и «Аль-Када ва аль-абтал»

Его войны грабили населения, разрушали религиозные и исторические памятники, проявляли невероятную жестокость по отношению к жителям. Из индийского похода 1019г. султан Махмуд вывез в Газну огромное количество драгоценных камней и других ценностей, 305 слонов и 57 тыс. рабов; для размещения пленников не хватало зданий в городах и пришлось строить специальные помещения.

В 1029г, захватив Рей, Махмуд заключил в тюрьму его правителя, а все взятые богатства в Газну. Таким образом, в государство Махмуда Газневи вошло огромное число областей начиная с севера и северо-запада Индии до Чаганиана и Хорезма,а на территории нынешнего Ирана- до Исфагана и Рея.

Захватнические походы султана Махмуда, особенно его войны в Индии, составлявшие основной источник обогащения султана, его гвардии и войска, приводили к разорению трудового населения, которое подвергалось перед каждым походом жесточайшему грабежу и после уплаты огромных налогов практически лишалось средств к существованию. Поэтому хозяйство страны приходило в упадок, многие земледельческие оазисы опустели, а оросительное система в ряде лист совершено вышла из строя.

В результате такого упадка сельского хозяйства в Хорасане в 1011г. начался голод, от которого в Нишапуре и его окрестностях, по данным исторических хроник, от голода - погибли тысячи человек. Махмуд Газневи не предпринял каких-либо серьезных мер, чтобы спасти население Хорасана от голодной смерти и лишь приказал, чтобы правители Хорасана выдали ничтожную денежную сумму беднякам.

В перерывах между походами султан Махмуд занимался украшениями своей столицы, возводил роскошные здания. При нем были построены известная мечеть и медресе и Газне. Строительство стоило населению больших жертв.

Махмуд делил всех жителей страны на две категории: на вооруженные силы и гражданское население. Войскам он выплачивал жалования и требовал безропотного выполнения любого приказа. От гражданского населения он требовал, чтобы оно также беспрекословно выполняло каждое его распространение и, кроме того, платило государственные налоги.

Махмуд Газневи придавал большое значение государственному сыску. Кроме приставленных к каждому правителю секретных агентств, при султане состоял специальный чиновник, обязательностью которого была информация о внутреннем положении, действиях и настроениях правителей. Он приставил соглядатаев даже к своим родным детям, в том числе и к престолонаследнику Масуду, у которого, в свою очередь, были осведомители при дворе отца.

Султан Махмуд Газневи, несомненно, был крупным полководцем своего времени, энергичным и твердым правителем. Заботясь о внешнем великолепии своего государства, Махмуд возводил грандиозные общественные здания, покровительствовал придворным ученым (при его дворе жил увезенный в плен из захваченного Хорезма выдающегося ученый- энциклопедист Беруни) и поэтом. Но он проявлял заботы о развитии сельского хозяйства; земледелие пришло при нем в упадок, ослабли экономические связи между отдельными областями государства.

При Масуде (1030-1041г.г.), который в жадности и стяжательстве не уступал своему отцу, ограбление население перешло всякие границы. Правители отдельных областей грабили народ, вымогая взятки и устанавливая незаконные налоги. Масуд не только не боролся с злоупотреблением, но и сам получил от этого немалые доходы.

В 1035г. ему пришлось выступить против наступавших на Хорасан тюрков - сельджуков. Посланное Масудом против них войско потерпело поражение под Серахсом, что открыло сельджукам дорогу к главному городу Хорасана - Нишапуру. В результате этого сражения бал навсегда положен конец владычеству Газневидов в Хорсане. После окончания битвы предводитель сельджуков, Торгул поставил на поле боя трон, взошел на него и объявил себя правителем Хорасана. Нужно отметить, что большую помощь сельджукам оказала городская знать Мерва и Нишапура, интересы которой были ущемлены Газневидами.

В 1059г. сельджуки захватили Балх и тем самым перерезали связь между Мавераннахром и Газневидским государством. После этого газневидская династия с каждым днем теряла свою мощь, а некогда могущественная держава Газневидов прекратила свое существование, расколовшись на ряд мелких карликовых государств, потерявших всякое политическое значение. На развалинах Газневидского государства образовалось новая держава государство великих Сельджукидов, историческая жизнь которого протекала за пределами современного Узбекистана.

Махму́д Газневи́ (970-1030), крупнейший представитель тюркской мусульманской династии Газневидов . Происходил из знатных гвардейцев-гулямов . Правил с 998 года. В результате ряда завоевательных походов под флагом «священной борьбы с неверными» подчинил своей власти Восточный Иран, южную часть Средней Азии, Хорезм . Прославился опустошительными набегами на Индию.

Первое вторжение в Индию предпринял в 1001, когда против него выступил раджа Джайпал. В битве под Пешаваром индийское войско было разбито, а сам Джайпал покончил жизнь самоубийством. После этого вплоть до 1026 Махмуд Газневи совершил еще 16 набегов на Индию. В результате этих походов мусульмане опустошили все Джамно-Гангское двуречье и разграбили богатое княжество Анхилвара (ныне Гуджарат). Махмуд Газневи разрушал и грабил храмы, захватывал накопленные сокровища, собирал дань с покоренных областей и уходил обратно. Территория, подвергшаяся нашествию Махмуда Газневи, огромна - от Сомнатха на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Канауджское государство в результате этих нашествий распалось. Однако непосредственно в состав своего государства Махмуд Газневи включил лишь Пенджаб и Кашмир .

Десятки тысяч ремесленников, насильственно угнанных в столицу Газневидов - город Газни - украсили его большим числом архитектурных сооружений и других произведений искусства. В царствование Махмуда Газневи широкое распространение получил суфизм .

Во внутренней политике Махмуд Газневи стремился укрепить султанскую власть, создать сильный и централизованный административный аппарат, подавить сепаратистские настроения. Нередки были расправы над слишком влиятельными землевладельцами, сопровождавшиеся конфискациями имущества и казнями. Военной его опорой была гвардия гулямов, набиравшаяся из представителей разных народностей, и отряды газиев, добровольцев, формировавшиеся из разорившихся крестьян и ремесленников (см.

Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду ﷺ и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва ) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии . Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка ﷺ и фикха . Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия » и «Аль-Када ва аль-абтал »

Подготовили Алибек Абдурахманов и Насир Сулейманов

Махмуд Газневи (Mahmud of Ghazni) (Абу-ль-Касим Махмуд, октябрь 971? – 30.04.1030) – второй правитель династии Газневидов в Афганистане и в восточном Иране, ревностный и фанатичный мусульманин-суннит, блестящий полководец, прозванный «мечом державы», и государственный деятель. Сын основателя династии Газневидов, эмира Себук-тегина (ок. 940 – 997), бывшего раба-тюрка, выдвинувшегося в военачальники при Алп-тегине, наместнике иранских Саманидов в провинции Хорасан. Наместником Хорасана назначил Себук-тегина саманидский эмир Нух в 994 г. в награду за помощь при усмирении восстания в Афганистане и Трансоксиане (Средняя Азия). Себук-тегин из верности, а скорее из благоразумия, признал себя вассалом Саманидов, но зависимость эта была только номинальной, так как он был могущественнее своего сюзерена. В 997 г. Себук-тегин умер, завещав власть старшему сыну Исмаилу, однако Махмуд в ходе междоусобной войны старшего брата сверг и занял трон в Газни. Махмуд отказался также признавать над собой власть слабого правителя Саманидов и получил грамоту (маншур) на правление в Хорасане и Газне непосредственно от багдадского халифа аль-Кадира, «распоряжевшегося тем, что ему более не принадлежало». Расправившись или усмирив соседних князьков и вождей в Афганистане, Белуджистане, Гургандже, Хорезме и Систане, Махмуд во главе лучшей в халифате армии, совершил ряд завоевательных и карательных походов в Индию. Семнадцать раз между 1001 и 1026 гг. Махмуд спускался в равнины Индостана, сея смерть и разрушения. Все эти военные набеги имели характер священной войны с «неверными» (газават), истинной целью их были грабеж и «разрушение идолов», что составляло обязанность правоверного мусульманина. Махмуд не закрепился на завоеванных территориях, как это позднее сделал , основав в Индии династию Великих Моголов, а всякий раз возвращался в Газну, свою столицу, вывозя из Индии пленников-рабов и богатую добычу из индусских храмов, бывших хранилищем несметных богатств, в том числе из богатейшего храма в Самнатхе. Фанатичный, коварный, жестокий по отношению к «неверным» (индусам и еретикам-шиитам), он был жаден до богатства. Считается, что Махмуд вывез из Индии сокровищ, – драгоценных камней, золота и серебра – более чем на три миллиарда динаров, в дополнение к сотням тысяч рабов. Рассказывают, что индийцы готовы были предложить огромный выкуп за сокровища храма в Самнатхе, но Махмуд отказался принять выкуп, сказав, что «хочет остаться в истории как сокрушитель идолов, а не продавец сокровищ». Произнося эти слова, он ударил своей булавой, с которой не расставался (к слову, булава была настолько тяжела, что не каждый мог пустить её в ход; долгое время булава Махмуда лежала на его могильной плите), «идола», и из него посыпались драгоценные камни, золотые и серебряные монеты и украшения. Его единственным территориальным приобретением в Индии был Пенджаб (1021 г.), а Гуджарат только покорно принял раджу (князя), назначенного им. Махмуд присоединил к своим владениям Трансоксиану с двумя её богатейшими городами Бухарой и Самаркандом. Он умер в апреле 1030 г., оставив власть своему сыну Мухаммаду, которого через пять месяцев сместил с трона и ослепил второй сын Махмуда – Масуд. Махмуд Газневи был талантливым полководцем и правителем, особенно боеспособной он создал кавалерию, которую сам же и возглавлял в походах. Он не только знал, как грабить Индию, но и как у неё учиться, а также разумно распоряжался награбленными богатствам: прежде всего он не жалел средств на свою гвардию и наемную армию. Основанная Махмудом империя Газневидов простиралась от Лахора до Самарканда и Исфахана, от Персидского залива до Аральского моря. Однако после смерти Махмуда сельджуки, разбив в сражении около Мерва Масуда, сына Махмуда, захватили все иранские и трансоксианские владения Газневидов. Махмуд оказывал покровительство учёным и литераторам, собрав при своем дворе в Газне блестящее общество талантов (числом около 400), среди них поэты и литераторы Фирдоуси, Фаррухи, ученые Авиценна, и аль-Фараби, мемуарист и летописец Утби, оставившие записки о царствовании Махмуда. Столица империи Газна превосходила едва ли не все города того времени на Востоке своими дворцами, медресе и мечетями, садами и фонтанами. Махмуд построил в городе водопровод, основал университет, библиотеку и музей редкостей. Царствование Махмуда Газневи оставило значительный след в истории всего Востока. Именно он заложил основы восточно-мусульманской государственной милитаристской административной системы. Случаи смертной казни в правление Махмуда случались сравнительно редко (если исключить религиозные мотивы), по той причине, что султан считал, что «царь в минуту гнева может отнимать у подданного только то, что может возвратить в минуту милости». Махмуд Газневи, особенно почитаемый на мусульманском Востоке до сих пор, является героем легенд, анекдотов и занимательных историй, многие из которых касаются его отношений со своим любовником рабом Маликом Аязом, с которым в последние годы жизни почти не расставался. Джавахарлал Неру о Махмуде Газневи: «Человеком, поднявшим меч, был Махмуд Газневи, который пришел в Индию жечь и убивать. Газни сейчас – небольшой город в Афганистане. Вокруг Газни в десятом веке сложилось государство. Номинально среднеазиатские государства были под властью багдадского халифа, но, как я уже говорил, после смерти власть халифов ослабела и наступило время, когда империя распалась на ряд независимых государств. Именно об этом периоде мы сейчас и говорим. Раб-тюрок по имени Сабук-тегин основал в 975 году государство в районе Газни и Кандагара. Он совершил также набег на Индию. В то время раджей в Лахоре был человек по имени Джайпал. Джайпал предпринял очень рискованный поход в долину Кабула против Сабук-тегина и был разбит. Махмуд наследовал своему отцу Сабук-тегину. Он был блестящим полководцем и отличным предводителем конницы. Из года в год он совершал набеги на Индию, грабил, убивал, увозил с собой огромные сокровища и уводил множество пленных. Всего он предпринял семнадцать набегов, и только один из них, на Кашмир, оказался неудачным. Другие были успешными, он стал грозой для всего севера Индии. Махмуд доходил до Паталипутры, Матхуры и Самнатха. Из Стханешвары он увел, как рассказывают, двести тысяч пленных и вывез несметные богатства. Но самые большие сокровища он захватил в Самнатхе: там находился один из больших храмов, где столетиями накапивались жертвоприношения. Рассказывают, что при приближении Махмуда тысячи людей искали убежища в храме в надежде на то, что свершится чудо и бог, которому они поклоняются, защитит их. Но чудеса случаются редко, разве что в воображении верующих; Махмуд ворвался в храм и ограбил его, при этом погибло пятьдесят тысяч человек, ожидавших чуда, которое так и не случилось. Махмуд умер в 1030 году. К этому времени весь Пенджаб и Синд находились под его властью. Махмуд считается одним из великих вождей ислама, который отправился распространять ислам в Индии. Большинство мусульман восхищается им, большинство индусов ненавидит. В действительности он едва ли был религиозным человеком. Он, конечно, был магометанином, лишь между прочим. Прежде всего он был воином, и притом блестящим. Он явился в Индию завоевывать и грабить, как, к несчастью, это делают солдаты, и поступал бы так же, к какой бы религии он ни принадлежал. Интересно, что он, оказывается, угрожал мусульманским правителям Синда и пощадил их только после того, как они подчинились ему и выплатили дань. Он угрожал смертью даже багдадскому халифу, требуя от него уступки Самарканда. Мы поэтому не должны впадать в широко распространенную ошибку и считать Махмуда чем-то большим, нежели удачливым солдатом. Махмуд увел с собой в Газни множество индийских архитекторов и строителей и построил там красивую мечеть, которую назвал Небесной невестой. Он очень любил сады. О Матхуре Махмуд оставил мимолетное свидетельство, из которого видно, какой это был большой город. В послании к своему наместнику в Газни Махмуд говорит: “Здесь (в Матхуре) есть тысячи зданий, столь же прочных, как вера правоверных; вряд ли город этот мог стать таким, как сейчас, без того чтобы на это не были израсходованы миллионы динаров, и вряд ли можно построить другой такой же город меньше чем за двести лет”. Рассказывают, что [эпическая поэма] “Шахнаме” была написана по просьбе Махмуда, который обещал заплатить Фирдоуси по золотому динару (монете) за каждое двустишие. Фирдоуси, очевидно, не был поклонником краткости и сжатого изложения. Он написал чудовищно длинное произведение. Когда он представил многие тысячи своих двустиший Махмуду, то труд его удостоился похвалы, но Махмуд пожалел о своем опрометчивом обещании щедро оплатиь этот труд. Он попытался заплатить Фирдоуси гораздо меньшую сумму, однако тот страшно разгневался и отказался от всякой оплаты». (…) В Средней Азии из многочисленных орд авантюристов и завоевателей, прошедших по её земле, всё ещё помнят о четырёх людях – , или Александре Македонском, султане Махмуде [Газневи], Чингисхане и » (Дж. Неру, «Взгляд на всемирную историю», т. 1, М., Прогресс, 1981). Говорят, что у султана Махмуда [Газневи] было некрасивое лицо; оно было желтое. Когда опочил его отец Себуктегин, он начал царствовать и ему подчинился Хиндустан; однажды ранним утром он сидел в отдельных покоях на молитвенном коврике и совершал намаз, – а перед ним были положены зеркало, гребень и стояли два придворных гуляма, а в покои вошел его вазир Шамс ал-Куфат, Ахмед сын Хасана, приветствовал его в дверях покоя. Махмуд сделал знак головой, чтобы тот присел. Освободившись от чтения молитв, Махмуд облачился в каба, надел на голову кулах, взглянул в зеркало, поглядел на свое лицо, улыбнулся и спросил Ахмеда сына Хасана: “Знаешь, о чем я сейчас думаю?” Ответил: “Вдадыка лучше знает”. Сказал: “Опасаюсь, что люди не любят меня из-за того, что мое лицо некрасиво. Обычно народ более любит государя с красивым лицом”. Ахмед сын Хасана сказал: “О владыка! соверши одно дело и тогда тебя полюбят более, чем жену и ребенка, более, чем свою душу и по твоему приказу пойдут в огонь и в воду”. Спросил: “Что надо сделать?” Сказал: “Сочти золото за врага и тотчас народ сочтет тебя за друга”. Махмуду понравилось, и он сказал: “В этих словах тысяча смыслов и полезностей”. Потом он отверз свои руки для даров и благодеяний, миряне полюбили, стали превозносить его, он совершил великие деяния, одержал большие победы; он пошел в Самнатх, захватил его, двинулся на Самарканд, пришел в Ирак. Однажды он сказал Ахмеду сыну Хасана: “С тех пор, как я отнял руки от золота, и тот и этот мир достались мне в руки”. До него не было наименования султан. Махмуд был первым лицом, который во времена ислама назвал себя султаном, а уж после него это стало обычаем. Он был справедливым государем, любил науку, был щедрым, неусыпным, с чистой верой, воителем. Прекрасно время, когда правит правосудный государь.