1

В 1888 году император Пруссии Вильгельм II присоединился к движению общественности за оздоровление образования, поскольку, как установили медики, 74% людей, закончивших учебные заведения, были больны. Он обвинил чиновников в том, что именно школа подрывает здоровье нации и формирует неудачников. Культура, полученная ценой здоровья учеников ничего не стоит, посчитал император, и ввел систему образования, которая учитывала природные способности учеников и исключала перегрузки. Кризис образования, развившийся в стране на тот момент, пошел на спад. Данный исторический факт можно считать началом реформирования образования.

Усложняющееся противоречивое взаимодействие Мира Природы и Мира Человека настоятельно требует инновационных подходов в образовании подрастающего поколения, поведение которых должно быть адекватным социоприродной динамики.

Целостность, системность, природосообразность образования сегодня объединены в Концепции ноосферного образования, которое базируется на богатых традициях мировой и отечественной педагогики, культуры и психологии.

Научить человека мыслить сообразно природе, а не вопреки ей - основная задача новой системы образования, а единение индивидуального и коллективного сознания на основе синтеза духовной культуры и целостного аналитического мышления понимается сегодня как главный признак сферы разума или ноосферы. То есть человечество достигло такой степени развития, что может взаимодействовать с биосферой с той степенью мудрости, которая соответствует накопленным, обширным и глубоким знаниям и созданным высоким технологиям. Отсюда и название образования - ноосферное, которое предлагает адекватный природе человека и его мозга набор инструментов для образовательного процесса, использование в нем всех каналов восприятия информации, а также гармоничное развитие человека: его души, разума, тела на всех этапах образования.

Нынешнее образование во всем мире строится на знаниевой основе. Ноосферное образование будет строиться на основе деятельностной. То есть ноосферное образование будет учить прежде всего способам взаимодействия человека с миром, а знания приобретут чисто прикладной характер. И содержание образования и педагогические технологии будут совершенно иными. Ноосферное образование предполагает большую опытную и экспериментальную работу.

Конечно, все это пока идеал. Но не утопия. Это реалистичный идеал, потому что он находится на кончике вектора, по которому движется человечество. У вектора есть направление - ноосферное развитие.

Сегодня задачи в области ноосферного образования достаточно скромны. Это разработка учебных пособий, позволяющих ученику (студенту) видеть изучаемый объект в его целостности, многоаспектности, системности. Это - издание литературы, несущей ноосферную идеологию, показывающей пути перехода человечества на ноосферный путь развития. Это - проведение научно-практических семинаров и конференций по проблеме формирования ноосферного менталитета.

Ноосферное образование представляется как нестандартный подход к образовательному процессу, шаг в область, где разрешено все, что не запрещено. Тип образного мышления является наиболее жизнеспособным и ранее явно недооценивался, но ситуация меняется и возможно поэтому в последние годы появились направления науки, ориентированные на поиск возможностей человека адаптироваться ко все более возрастающим информационным нагрузкам. Ноосферное образование позволяет существенно сократить энергетические затраты на образовательный процесс, развить интерес к получению знаний и не только в стадии профессиональной подготовки, но и во вне учебное время.

Как взаимодействие нескольких содержательных и методических линий мы представляем модель ноосферного образования на базе Тюменского государственного нефтегазового университета. Из содержательных линий мы выделяем: профессиональную (подготовка высококачественных специалистов в пяти институтах более чем по 90 специальностям); культурно-историческую (изучение культурных традиций, духовного опыта коренных народов Севера в экспедициях по профилю специальности); патриотическую (развитие чувства любви к Родине через предметы гуманитарного цикла, в патриотических поисковых отрядах - Отряды памяти); нравственную (проведение кураторских часов, открытых просмотров фильмов через видеостудию); этическую (изучение содержательного материала по этике и этикету, акцент на корпоративную этику через гимн Университета: «За нас, за Вас, за НЕФТЕГАЗ...»); эстетическую (через Центр развития творчества по шестнадцати направлениям, предметом особой гордости является команда КВН - участница игр Высшей лиги); валеологическую (изучение культуры здорового образа жизни по программе «Валеология» в соответствии с образовательным Стандартом); экологическую (направлена на оптимизацию, гармонизацию отношений человека и природы, развитие у него экологического сознания: основную функциональную роль в развитии этой линии выполняет кафедра Промышленной экологии Института Геологии и геоинформатики); правовую (реализуется на предметах гуманитарного, естественного цикла и интегративных курсах по авторским рабочим программам); научную ( через студенческую Академию наук под руководством 100 докторов и 350 кандидатов наук); философскую (включает в себя сущностные знания, что способствует самореализации личности- представлено на предметах естественнонаучных и гуманитарных циклов); социальную (развитие социальной компетентности, что служит основой самосовершенствования и самоактуализации, это особенно необходимо для будущих специалистов, формируется на спецкурсах); библиографическую (формирование у студентов информационно-библиографической культуры осуществляется по пяти направлениям, что позволяет самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве).

Из методических линий мы выделяем развивающую , направленную на развитие у студентов высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления. В их основе лежат умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, систематизировать, создавать новое. Все эти качества необходимы в ноосферном мышлении, направленном на поддержание гармоничных отношений в системе «общество-человек-природа». Очень важно отметить творческую составляющую развивающего обучения, поскольку через творчество происходит интеллектуальное и духовно-нравственное развитие человека.

Также очень важно отметить интегративную линию, которая, на наш взгляд, является фундаментальной, так как создает целостное мировоззрение личности. Реализуется с помощью специальных интегративных курсов (предметов общего профиля и спецкурсов), межпредметных связей. Важнейшим интегрирующим фактором при этом являются эпистемные (сущностные знания), представленные идеями русских космистов (Н. Ф. Федоровым, В. И. Вернадским, К. Э Циолковским).

Мы считаем, что такое построение линий ноосферного образования и способы их реализации позволят нам решить некоторые задачи опережающего образования к которому мы относим - ноосферное образование.

Новую систему образования можно рассматривать и как оптимальный способ раскрытия потенциальных возможностей человека. Разработкой и внедрением ноосферного образования занимается отделение Ноосферного образования Российской Академии Естественных наук под руководством действительного члена РАЕН, доктора психологических наук Н. В. Масловой. Она приходит к выводу, что ноосферное образование должно носить опережающий характер, задавая скорость и уровень развития общества. Более того, если «...ранее историческое предназначение образования состояло в сохранении и защите наследуемой обществом культуры и передаче ее новым поколениям, то теперь к этой функции добавилась еще одна...расширение доступа людей к самопознанию, самобытности личности и достижениям мировой науки, культуры и самоидентификации личности в социуме». Понимание этого тезиса зависит от понимания того, что такое культура.

В свое время Цицерон считал, что культура состоит в уважении традиций, в «очеловечивании» мира. Кант связывал культуру с положительным в проявлениях людей и тесно связывал культуру с воспитанием, так как в процессе воспитания в бытие человека вносятся общественные ценности. «Вся культура и искусство, украшающие человечество,- учил Кант,- самое лучшее общественное устройство». Однако Гегель более глубоко сущность культуры «как поднятие человека до всеобщности в его знаниях, чувствовании, велении». Культура, по Гегелю, ведет к стремлению обладать бесконечным, абсолютным, к привычке обладать общезначимым, к власти над природной силой в человеке. Тем самым, образование участвует в трансляции, а следовательно и в сохранении культуры. Множество характеристик культуры, данные после Гегеля лишь подчеркивают ее роль в процессе становления личности: «От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту - к человечности»,- писал В. Сухомлинский.

Ноосферное образование является проектным ориентиром глобального образования. Основанием обращения внимания на глобальное образование выступает неуклонное сближение народов, их хозяйственной и культурной жизни, ускоряемое научно-технической революцией. При этом целями глобального образования являются преодоление разделения мира по социальным, национальным, этническим и другим критериям, разлада между человеком и природой, расщепления человеческой души. Глобальное образование ничего не подменяет, не вытесняет из достигнутого педагогикой и выступает как один из вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях, как дополнение к любому образованию.

Побудительной причиной предстает нарастание глобальных кризисов и проблем, учет которых и подготовка к проведению которых являются очевидными. Чтобы не делать зло, не уничтожать жизнь, не подавлять ее необходима «смена принципов поведения... увеличение роли Разума в судьбах нашего биологического вида и формировании общепланетарного коллективного интеллекта», - писал Н. Н. Моисеев. Тем самым появляются специфические «заказы» на образование.

Базисные противоречия ноосферизации должны быть положены в основу создания содержательной стороны образовательного проекта. Так как противоречия обращены и воздействуют на людей, существующих в ноосфере, то цели образования ноосферного типа должны отражать установку на формирование способностей к адекватному поведению в условиях наличия таких противоречий.

В заключение хотелось бы в благодарность памяти замечательного русского ученого Владимира Ивановича Вернадского процитировать его высказывание: «Как часть планетарного земного вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни своего существования. Это самое глубокое проявления самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе».

Библиографическая ссылка

Беззубцева Н.А. НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5. – С. 38-40;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11093 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ноосферное образование - от прошлого к будущему

В 1888 году император Пруссии Вильгельм II присоединился к движению общественности за оздоровление образования, поскольку, как установили медики, 74% людей, закончивших учебные заведения, были больны. Он обвинил чиновников в том, что именно школа подрывает здоровье нации и формирует неудачников. Культура, полученная ценой здоровья учеников, ничего не стоит, посчитал император, и ввел систему образования, которая учитывала природные способности учеников и исключала перегрузки. Кризис образования, развившийся в стране на тот момент, пошел на спад.

Особая ноосферная среда, основанная на синтезе разумного, доброго, вечного, святого восходит к организации образовательного процесса Пифагором, который создал свою школу, основываясь на триединстве Истины, Добра и Красоты.

Цели и особенности ноосферного образования.

Представление о ноосферном образовании возникло в конце XX века. Сложилось два основных подхода к ноосферному образованию. С одной стороны, оно рассматривается как самостоятельное направление развития педагогической теории и практики, с другой - как особое направление экологического образования. В этой связи выделяются работы известных уче- ных-философов А. М. Буровского, С. Г. Смирнова и др. По мнению А. М. Буровского , директора «Ноосферной школы» в г. Красноярске, «ноосферным» следует считать образование, которым задается представление о целостности мира, единства человека и окружающей природы.

  • 1. Формирование у ученика знаний или представлений о мире как едином целом.
  • 2. Формирование у ученика знаний о человеке как части мира.
  • 3. Формирование у учащихся знаний и представлений о глобальных проблемах и о взаимосвязи локальных проблем с глобальными.
  • 4. Интеграции различных предметных областей, построение курсов организованных не по отраслям, а «по проблемам».
  • 5. Формирование у учеников представления о престижности деятельности в области искусства, литературы, гуманистических отраслей знаний.
  • 6. Включение учащихся в такие формы учебной деятельности, в которых осуществлялось бы единство позитивного знания, эмоционального (в том числе эстетического) восприятия.

В организационном плане ноосферизация образования, как считает А. М. Буровский, может выражаться: во введении интегративных курсов, позволяющих получать более цельные предметные знания; во введении синтезных интегрированных курсов, показывающих мир как единое целое; во введении специальных антропологических, экологических и культурологических курсов, носящих мировоззренческий характер; во введение в учебный план новых предметов, осуществляющих философизацию образования; во введении новых форм преподавания, объединяющих вербальные средства обучения с невербальными; введение структуры обучения, которая уравнивает развитие разных сторон человеческой личности и культуры .

Ноосферная парадигма образования, как отмечает С. Г. Смирнов, директор «Ноосферной школы» в г. Иваново, не является противопоставлением «фундаментальной», «целостной», «экологической», «эволюционно-синергетической», «гуманистической», «естественнонаучной» и другим парадигмам, она вбирает в себя их как стороны отражения ноосферной реальности .

В систему генеральных принципов ноосферного образования Г.

С. Смирнов включил принципы целостности, фундаментальности, экологизации, гуманизации и принцип развивающего обучения. Целостность образования подразумевает установку на полноту видения мира, осознание субъектами различных уровней своей планетарнокосмической среды (ноосферной реальности) как собственного ноосферного (духовно-материального) тела . Ноосферной парадигмы образования придерживается и Т. В. Голубева .

Целостность, системность, природосообразность образования сегодня объединены в Концепции ноосферного образования, которая базируется на богатых традициях мировой и отечественной педагогики, культуры и психологии. В 1999 году РАЕН совместно с Международным независимым эколого-политологическим университетом и

ЮНЕСКО провела конференцию «Мышление XXI века и образование», посвященную проблемам ноосферного образования .

Научить человека мыслить сообразно природе, а не вопреки ей - основная задача новой системы образования, а единение индивидуального и коллективного сознания на основе синтеза духовной культуры и целостного аналитического мышления понимается сегодня как главный признак сферы разума или ноосферы. Человечество достигло такой стадии развития, что может взаимодействовать с биосферой с той степенью мудрости, которая соответствует накопленным, обширным и глубоким знаниям и созданным высоким технологиям. Отсюда и название образования - ноосферное, предполагающее адекватный природе человека и его мозга набор инструментов для образовательного процесса, использование в нем всех каналов восприятия информации, а также гармоничное развитие человека: его души, разума, тела на всех этапах образования.

Ноосферное образование способствует духовно-нравственному формированию личности и определяет становление трех компонентов ноосферного мировоззрения: онтологического - представление об окружающем мире, аксиологического - нравственных установок и рефлексивного - осознание себя и своего места в мире.

Н. Н. Моисеев пишет, что центральной фигурой в эпоху ноосферного развития становится учитель, в самом широком смысле этого слова, но прежде необходимо, чтобы совершилась смена образовательных парадигм . Н. К. Рерих отмечал: «Учитель...- может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» .

По утверждению В. С. Лысенко, нынешнее образование во всем мире строится на знаниевой основе. Ноосферное образование строится на деятельностной основе. Ноосферное образование предполагает большую опытную и экспериментальную работу.

Следует отметить, что ноосферное образование начало впервые рассматриваться только в рамках средней общеобразовательной школы, а то и дошкольного образования , позднее начал освещаться вопрос о ноосферном образовании применительно к процессу образования в вузе . Российская и мировая педагогика не имеет опыта вузов, целостно и системно реализующих концепцию ноосферного образования.

Сегодня задачи в области ноосферного образования достаточно скромны. Это разработка новых учебных пособий, позволяющих ученику (студенту) видеть изучаемый объект в его целостности, многоаспектное™, системности, издание литературы, несущей ноосферную идеологию, показывающей пути перехода человечества на ноосферный путь развития, проведение научно-практических семинаров и конференций по проблеме формирования ноосферного менталитета .

В некоторых исследованиях ноосферное образование представляется как способ легкого удовлетворения потребности оперативного получения знаний. Одно из главных его отличий - нестандартный подход к образовательному процессу, шаг в область, где разрешено все, что не запрещено. Тип образного мышления является наиболее жизнеспособным и ранее явно недооценивался, но ситуация меняется и, возможно, поэтому в последние годы появились направления науки, ориентированные на поиск возможностей человека адаптироваться ко все более возрастающим информационным нагрузкам. Ноосферное образование позволяет существенно сократить энергетические затраты на образовательный процесс, развить интерес к получению знаний и не только в стадии профессиональной подготовки, но и во внеучебное время.

Новую систему образования можно рассматривать и как оптимальный способ раскрытия потенциальных возможностей человека .

Разработкой и внедрением ноосферного образования занимается отделение Ноосферного образования РАЕН Н.В. Масловой. Рассматривая взгляды Н. В. Масловой, касающиеся ноосферного образования, выражающие сложившееся в настоящее время общее проектное настроение приверженцев ноосферного развития, которое понимается как «осознанно управляемое природосообразно ориентированное соразви- тие Человека, Природы и Общества» , мы можем оценить отношение к текущему процессу ноосферизации. Н. В. Маслова приходит к выводу о том, что «ноосферное образование должно носить опережающий характер, задавая скорость и уровень развития общества». Более того, если, по ее мнению, «...ранее историческое предназначение образования состояло, в основном, в сохранении и защите наследуемой обществом культуры и передаче ее новым поколениям, то теперь к этой функции добавилась еще одна... расширение доступа людей к самопознанию, самобытности личности и достижениям мировой науки и других культур и самоидентификации личности в социуме» . Понимание этого тезиса зависит от понимания того, что такое культура.

В свое время Цицерон считал, что культура состоит в уважении традиций, в «очеловечивании» мира. Кант связывал культуру с положительным в проявлениях людей и тесно связывал культуру с воспитанием, так как в процессе воспитания в бытие человека вносятся общественные ценности. «Вся культура и искусство, украшающие человечество, - учил Кант, - самое лучшее общественное устройство» [цитируем по 435]. Однако Гегель определил более глубокую сущность культуры «как поднятие человека до всеобщности в его знаниях, чувствовании, велении» . Культура, по Гегелю, ведет к стремлению обладать бесконечным, абсолютным, к привычке обладать общезначимым, к власти над природной силой в человеке. Тем самым, образование участвует в трансляции, а следовательно, и в сохранении культуры . Множество характеристик культуры, данные после Гегеля, лишь подчеркивают ее роль в процессе становления личности: «От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту - к человечности», - писал В. Сухомлинский .

Ноосферное образование является проектным ориентиром глобального образования. Основанием обращения внимания на глобальное образование выступает неуклонное сближение народов, их хозяйственной и культурной жизни, ускоряемое научно-технической революцией . При этом целями глобального образования являются преодоление разделения мира по социальным, национальным, этническим и другим критериям, разлада между человеком и природой, расщепления человеческой души. А. П. Лиферов подчеркивает, что глобальное образование ничего не подменяет, не вытесняет из достигнутого педагогикой и выступает как один из вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях, как дополнение к любому образованию . Побудительной причиной предстает нарастание глобальных кризисов и проблем, учет которых и подготовка к проведению которых являются очевидными. Чтобы не делать зло, не уничтожать жизнь, не подавлять ее необходима «смена принципов поведения... увеличение роли Разума в судьбах нашего биологического вида и формировании общепланетарного коллективного интеллекта», - писал Н. Н. Моисеев .

М. Н. Ростовская подчеркивает, что механизм образования таков, что в его развитом виде он обладает инерционностью и его эффективное бытие, реальное принесение пользы обществу зависит от того, что вносится в него как содержательное наполнение. Образование ноо- сферного типа предполагает использование образовательных механизмов, реализующих образовательную функцию. Конкретизация содержания этой функции зависит от практического заказа .

0. С. Анисимов утверждает, что базисные противоречия ноосфе- ризации должны быть положены в основу создания содержательной стороны образовательного проекта. Так как противоречия обращены и воздействуют на людей, существующих в ноосфере, то цели образования ноосферного типа должны отражать установку на формирование способностей к адекватному поведению в условиях наличия таких противоречий .

По мнению С. Н. Глазачева, специфика ноосферного образования неизбежно предполагает максимальное отхождение от случайного характера педагогического управления обретения новых способностей. Требуется такое конструирование блоков образовательного процесса, чтобы не противопоставить интересы глобального, ноосферного, экологического и привычных предметно-ориентированных комплексов .

Сегодня мы вновь отмечаем, что ноосферные идеи В. И. Вернадского предвосхитили концепцию устойчивого развития. Внедрение в образование идей о биосфере и эволюции ее в ноосферу - не только научная, методологическая и познавательная задача, но и проблема социокультурного, цивилизационного, стратегического выбора нынешнего и грядущих поколений .

Модель образования XXI века - это модель, которая изменит функции всего образования в обществе, стремящемся выжить в условиях обострения глобальных проблем, кризисов и в перспективе обеспечит всеобщую безопасность.

Результаты системного анализа процесса развития глобальных проблем современности и тех основных качеств, которыми должны обладать люди для их успешной социальной адаптации в новых условиях стремительно формирующегося в мире постиндустриального общества, показывают, что перспективная система образования должна обладать рядом принципиально новых качеств . Эти качества настолько существенны, что их совокупность может рассматриваться как новая образовательная парадигма, ориентированная на условия существования человечества в начале XXI века. В числе основных качеств можно выделить наиболее важные:

  • 1. Опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации, развитие творческих способностей человека и его умение самостоятельно принимать ответственные решения в условиях критической ситуации.
  • 2. Фундаментализация системы образования за счет все большей ее ориентации на изучение новейших достижений науки в области познания глобальных законов развития природы, человека и общества.
  • 3. Существенное расширение и качественное развитие высшей школы, которая должна обеспечить необходимое для условий XXI века количество специалистов с высшим образованием на качественно новой основе. Таким образом, речь идет о необходимости перехода к новой философской концепции образования, целью которой должна быть признана, прежде всего, высокая образованность человека, способность глобального мышления, а не подготовка из него специалиста узкого профиля, как это в большинстве случаев имеет место сегодня .

Идея опережающего образования в России начала активно обсуждаться в научной печати , а также на страницах российских газет . Как достаточно полная и научно обоснованная концепция эта идея была впервые доложена на XI Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» .

Суть этой концепции, - как пишет К. К. Колин, - перестроить содержание и методологию учебного процесса во всех звеньях системы образования так, чтобы она оказалась способной своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания и умения, которые позволили бы им не только успешно адаптироваться в новой социальной среде, но и активно воздействовать на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы .

В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» отмечается, что движение человечества в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой. По предположениям Ю. И. Новоже- нова, в дальнейшей эволюции появится человек нового вида, нового ноосферного типа духовности, в котором гармонически будут сочетаться и сосуществовать три основных ипостаси: биологический вид, ответственный за сохранение биосферы (биосферный человек), популяционный человек, живущий интересами своей популяции, заботящийся о ее культуре, и Человек - личность с большой буквы .

Учение о ноосфере является одной из важных составляющих концепции устойчивого развития, разработанной российскими учеными. Это отметил Президент РФ В. В. Путин, выступая на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» 15 ноября 2000 года в Брунее: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития» .

К числу российских основоположников учения о ноосфере (особенно в его космическом варианте) относится и К. Э. Циолковского. Если В. И. Вернадский считал, что человечество уже стало мощной геологической силой на Земле, он писал: «Сейчас мы переживаем новое геологическое изменение биосферы. Мы входим в ноосферу, но важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами Природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть, поэтому, в наше будущее уверено. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» , то К. Э. Циолковский полагал, что мысль станет не только планетарным, но и решающим фактором в эволюции космоса, что разум будет влиять на устройство Вселенной. Не менее радикален К. Э. Циолковский, утверждавший, что смысл и предназначение эволюции человечества состоит в многообразии индивидуальных жизненных форм, которые восполняют приток сил из космоса. «Мы всегда жили и всегда будем жить - но каждый раз в новой форме» .

В. И. Вернадский выдвинул идею ноосферы в качестве главного направления развития человечества. Последователи ученого существенно развили его идеи и показали, что эпоха становления ноосферы и переход мирового сообщества к устойчивому развитию - процессы одного плана. Идея выживания и непрерывного (устойчивого) развития цивилизации как коэволюции человека и биосферы означает, вместе с тем, продвижение человечества к сфере разума, в которой будет обеспечено рациональное управление взаимодействием природы, общества и Космоса.

С появлением человека разумного и развитием цивилизации биосфера постепенно переходит в ноосферу. Отличительным видовым признаком человека становится форма энергии, связанная с разумом. Она становится главным фактором в геологической истории планеты. В. И. Вернадский доказал, что разумная деятельность человека - не только его внутреннее дело. Биосфера переходит в ноосферу, главным фактором развития которой становится разум человека и связанная с ним новая научная мысль и научная организация человечества. Связь человека и окружающего мира неразрывна, человек един с природой, где его разум - явление закономерное. Таким образом, по В. И. Вернадскому, открывается новое продолжение истории естественной, в которой на место биологической наследственности выдвигается процесс создания и передачи потомкам духовных богатств .

Между тем В. И. Вернадский не раз писал о том, что согласованное с природой развитие человечества, ответственность за природу и ее будущее потребует специальной организации общества. В настоящее время этот аспект подчеркивается в работах С.В. Казначеева, А. И. Су- бетто, Г. И. Худякова .

Таким образом, В. И. Вернадский предполагал, что наука должна соответствовать требованиям ноосферы, человеческому разуму, направленному не на разрушение, а на созидание. Он предвидел сущность ноосферы как цели, как идеала . Вернадского можно считать источником и началом новой цивилизации, название которой Ноосфера. Уже более полувека мы живем без Вернадского в сфере Разума, но, к сожалению, люди все еще не придерживаются разумных законов биосферы. Возможно, в новом столетии идеи Вернадского восторжествуют. Мы на это очень надеемся. Вернадский писал: «Как часть планетарного земного вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни своего существования. Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе» . На наш взгляд, замечательно и очень точно о В. И. Вернадском сказал датский писатель и литературный критик Георг Брандес (1842-1927): «Великий человек никогда не является итогом уже существующей цивилизации. Он источник и начало нового состояния цивилизации».

Многие ученые конца XX - начала XXI столетия, уточняя, развивая ноосферные цели и задачи, делают их практикоориентированными .

Теория ноосферы на первый план выдвигает не материальный компонент, а духовно-ценностный. Как заключает А.Д. Урсул, «опережение сознания бытия, приоритетные позиции разума - это наиболее общая характеристика грядущего ноосферного состояния, если оно сможет появиться на магистрали устойчивого развития» . Экологические императивы (ограничения) устанавливают новые приоритеты в шкале человеческих ценностей, выдвигая на первое место гуманистически ориентированные коэволюционно-разумные приоритеты. Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без соблюдения самого главного права человека - права жить в чистой природной среде.

При решении любых хозяйственных проблем человек вынужден в XXI веке отдавать приоритет природным факторам перед социальными. Конечной целью такого подхода является человек, его интересы, но опосредованно, через сохранение среды обитания. Человек должен уметь взять под свой экологически компетентный контроль и регулировать все основные процессы в биосфере. Только человек может обеспечить своей деятельностью нормальный круговорот вещества на планете - так он выполнит свою главную биосферную функцию, вписавшись в глобальные природные процессы. Гуманизм биосферной функции человека также связан с тем, что его деятельность должна учитывать интересы других поколений. Таким образом, экологическая деятельность является критерием оценки нравственных принципов общества. Важно формировать уважительное отношение к естественным природным системам, которые являются общечеловеческими ценностями не только для нынешних, но и будущих поколений.

На пути к ноосфере наука будет играть приоритетнодоминирующую роль, формируя сферу разума. С помощью ноосферно - ориентированной науки должна появиться УР-экспертиза (экспертиза по переходу к устойчивому развитию), которая призвана решать вопросы соответствия тех или иных важных решений и проектов стратегии устойчивого развития . Ноосферная ориентация при переходе к устойчивому развитию характеризуется сохранением биосферы и выживанием человечества.

Общество, которое будет воздвигнуто при эффективной реализации устойчивого развития мировым сообществом, уместно назвать сферой разума, поскольку все известные определения этого типа развития, принципы, средства, пути его воплощения базируются на научно-рациональной основе. Это действительно свободный научный поиск, творчество, стимулируемое потребностью выживания цивилизации. Иное средство, кроме человеческого разума и научной мысли, для создания новой цивилизационной модели развития просто неизвестно. Да и главным механизмом опережающего воплощения модели устойчивого развития также окажется коллективный человеческий разум, который может существенно трансформироваться в ходе ноосферогенеза, превратившись в так называемый ноосферный интеллект .

Устойчивое развитие - это процесс, который будет иметь ряд этапов, конечной же целью и ступенью эволюции должно оказаться то общество, которое сейчас часто именуют устойчивым обществом, обществом с устойчивым развитием, а в России теперь все чаще именуют ноосферой. Как справедливо отмечают В. М. Матросов и Г. В. Осипов: «Стратегическая проблема перехода к устойчивому развитию состоит не только в сбалансировании экологических и экономических требований, но и в создании новой системы духовно-нравственных и социально-этических ценностей общества устойчивого развития, которые предрасполагают его к преобразованию в сферу разума по мере их освоения массовым сознанием, в новую цивилизацию в процессе реализации новой парадигмы развития» .

«Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставятся под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой» .

Уже имеет смысл говорить о наступлении нового этапа в учении о ноосфере. Если считать, что учение о ноосфере берет начало с 20-х годов XX в., то сейчас, в начале XXI в., можно говорить о новом этапе учения о сфере разума. «Учение о ноосфере является концептуальнотеоретической основой стратегии устойчивого развития», - отметил в своем выступлении на деловом саммите АТЭС в Брунее В. В. Путин .

Развернувшиеся в настоящее время процессы глобализации как стихийные процессы движения цивилизации к постиндустриальному обществу и единому человечеству важно направить на достижение целей устойчивого развития ноосферной ориентации . Глобальноэкологические императивы должны быть дополнены экономическими и социальными требованиями, информационно-коммуникативными процессами. Это означает, что, например, всемирные организации (ООН, ВТО, ФАО, ВОЗ, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНКТАД, Всемирный банк и др.), выполняющие экономические, социальные, экологические и иные функции в планетарном масштабе, должны учитывать цели устойчивого развития на этапе формирования планетарного уровня образования. « Особое значение приобретают в условиях глобального перехода к устойчивому развитию информационно-коммуникативные процессы, способствующие глобализации многих позитивных тенденций и формированию планетарного уровня образования» .

Становление ноосферы предполагает, что главным ресурсом дальнейшего развития станет информация, позволяющая экономить вещественно-энергетические ресурсы, реализуется опережающее развитие информационно-интеллектуальных процессов и духовной культуры (прежде всего науки и образования). «Информация станет тем ресурсом, который определит новое направление поступательного движения цивилизации и оно «впишется» в модель устойчивого развития уже на стадии становления информационного общества как первой ступени сферы разума».

Критерием уровня развития и качества жизни в сфере разума станут гуманистические ценности, духовно-творческий потенциал и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой в условиях всеобщей безопасности. «Человек, - считает Н. Н. Моисеев, - все дальше отдаляется от остального живого мира благодаря своему духовно-творческому потенциалу, который необходимо поставить на службу будущему» .

В начале XXI века система образования в нашей стране, чутко реагируя на социальные и экономические перемены, осознанно проходит стадию самоопределения. Большое место в этом процессе занимает путь ноосферного образования. Человечество уже реально ощутило возможность разрушения природного комплекса и вследствие этого возможность вымирания. Деятельность человека, его разум, во многом определяют состояние биосферы и эволюции цивилизации .

Изменения среды обитания человечества под влиянием его деятельности столь глобальны и стремительны, что в целях сохранения себя как вида человек стихии самоорганизации должен противопоставить стратегию управляемого соразвития (коэволюции) природы, общества, культуры и сознания человечества. На этом пути необходимо реализовать принцип приемлемости и непрерывного развития, принцип единства обучения, воспитания и развития личности. « Принцип приемлемости и непрерывного развития как принцип равенства возможностей поколений, - писал А. В. Шаронов, - предполагает, с одной стороны, готовность предшествующих поколений к разумному самоограничению, во имя будущих поколений, а с другой, развитие каждого нового молодого поколения как целенаправленный и необратимый процесс» .

Таким образом, новый этап подготовки специалистов высшего звена, связанный с интенсификацией и дифференциацией образевательного процесса, появлением вариативных образовательных систем, настоятельно требует, с одной стороны, таких методов обучения, которые позволили бы активизировать и максимально приблизить процесс подготовки студента к содержанию и характеру его профессиональной деятельности, а с другой - вызревает необходимость поэтапной научно обоснованной организации самого учебного процесса в вузе, активизации воспитательного процесса, развитием ноосферного интеллекта .

Ноосферный интеллект, как отмечал Тейяр де Шарден, будет представлять собой социальный интеллект планетарного масштаба, направленный на решение проблем создания сферы разума и управления глобальным социоэкоразвитием . Ноосферный интеллект окажется наиболее демократичным и в то же время наиболее рациональным, опережающим образом учитывающим важнейшие жизненные интересы и потребности современных и будущих поколений. Он развил собственное направление ноосферной концепции. По его представлениям ноосфера будет построена, когда человечество, основываясь на науке и культуре, посредством самосовершенствования духовной жизни достигнет высшего уровня морали.

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.

“Взрыв” обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты - НООСФЕРУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ноосферное образование - новый этап в развитии педагогики

(доклад на педагогическом совете)

Юшкова Е.Б., учитель физики

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.

“Взрыв” творческой энергии деятелей науки, культуры и образования обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты - НООСФЕРУ.

Со слов академика Масловой: «Создание передовой системы образования -
это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача человечества на пути к устойчивому развитию».

Термин "ноосфера" привнесен академиком В.И.Вернадским в начале 20 века и означает сферу одухотворенности разума.

Ноосфера - это пространство и эпоха единения индивидуального и коллективного разума и духовности, целостного качества мышления и личности

Только обновленная и усовершенствованная система образования позволит нам органично войти в новую, направленно развиваемую человеком сферу жизни на планете Земля.

Академик Н. Н. Моисеев, говорил «Мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. Вот здесь и лежит ключ к самому человеку - сохранению вида «homo sapiens» на планете».

По сути дела, ноосферное развитие - восстановление экологического равновесия на планете . Ноосферная наука – это эволюционно неизбежный этап роста знаний, когда человечество овладевает Всеобщими Законами Мира, Общими законами человеческого общества, познания и постижения, новыми механизмами мышления, использует природосообразные биотехнологии.

Необходимым и достаточным принципом ноосферного образования является природосообразность (биоадекватность) . Этот принцип - интегральная сумма известных принципов.

Биологически адекватная методика представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ (образонов) по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.

В методике преподавания ничего нового, кроме активизации творческих способностей и экономии мышления: это - кратчайший путь к цели. Можно 10 лет учить русский или иностранный язык, или любой другой предмет, но не уметь пользоваться полученными знаниями, Можно представить некое «лоскутное одеяло» из правил и отрывочных сведений, которое многим не под силу соединить в цельное знание. Снова заговорили о ноосферном образовании и его необходимости после исследований PISA, в результате которых наша страна и наше образование занимают 41-43 места, что значительно ниже среднего балла стран, входящих в ОЭСР – Организацию экономического сотрудничества и развития.

В методике ставится цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, т. е. сделать его творческой подвижной микроструктурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. (метапредметный подход)

Педагог нового поколения должен привнести целостное мышление в качестве базового инструмента в педагогику. Синтез знания и умения - вот отличительное качество педагога.

Специалистами РАЕН разработан практический инструментарий, модели и концепция ноосферной школы. Созданы программы и пилотные проекты для инновационного развития системы образования. Большая группа специалистов отделения работает по созданию нового поколения учебников, адекватных природе мозга человека. Важнейшей целью практической работы отделения является переподготовка кадров для системы образования

На экране представлены примеры некоторых образонов из различных учебников: С.В.Балашев, Н.В.Маслова "Русский язык" Биоадекватный учебник русского языка для школы 1-8 кл; И.Карелина, Н.Маслова, Н.Антоненко "Русский язык" ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ Биоадекватный учебник для 5 класса; Н.В.Маслова, И.А.Балюк "Древо английского языка" Биоадекватный учебник для 6 класса; А.Г.Ванцян, О.А.Карабутова "ФИЗИКА" Биоадекватный учебник для 7 класса; Т.Н.Дунаева "МАТЕМАТИКА"
Биоадекватный учебник для 1 класса

This article is devoted to the topical issue of forming a healthy way of life through mind-body culture, which is an innovative approach to teaching children and adolescents.

Современные условия жизни человека в условиях глобальной урбанизации, социальной нестабильности и климатических катаклизмов вызывают все возрастающие психологические и функциональные напряжения в жизни отдельных личностей и человеческого общества в целом.

Все эти изменения тесным образом связаны с космическими процессами и эволюционными преобразованиями ноосферы. Известно, что в настоящий период Солнечная система входит в новый галактический период развития, который характеризуется повышением частотных характеристик электромагнитного поля Земли .

Организм человека, его психофизиологические параметры, также активно перестраиваются в новых космопланетарных условиях. Эти изменения, как правило, легче происходят у молодого поколения. Однако для людей среднего и более старшего возраста они становятся болезненными и зачастую непреодолимым препятствием к стабилизации здоровья, несмотря на методы традиционной медицины. Кроме этого, эти классические методы зачастую становятся причинами нарушения нормального процесса адаптации организма человека.

Назрела острая необходимость в усвоении новых современных методов поддержания гармонизации и работоспособности организма человека. В настоящее время такими методами являются энерго-информационные технологии, созданные на универсальных принципах и системном синергетическом подходе к психологическому и функциональному единству человека и биосферы Земли.

В начале XXI века медики всего мира заговорили о резком ухудшении здоровья людей, о высоких показателях заболеваемости, инвалидности и смертности среди всего населения планеты.

Ученые всего мира отмечают, что все подходы в области современной психофизической культуры, претендующие на здоровьесбережение и здоровьеразвитие жизни людей, не удовлетворяют изменениям, происходящим во Вселенной.

Резкое повышение мощности электромагнитного излучения в крупных городах, в 30…70 тысяч раз превосходит естественное природное излучение. Резко возросла активность Солнца. В 4…5 раз увеличилась скорость перемещения в межпланетном пространстве облаков намагниченного излучения Юпитера и Урана. В высшей степени возросла стимулирующая (антигравитационная) активность космических излучений. Положение отягощается нарастанием природных и техногенных катастроф, появлением многочисленных новых видов возбудителей инфекционных болезней.

С приходом нового века становится все более очевидно, что устаревшая парадигма развития цивилизации заводит нас в безнадежный тупик. Усилия многих стран мира на протяжении последних лет направлены на реализацию решений международных конференций (Рио-де-Жанейро, 1992г., Йоханнесбург, 2002 г.) по разработке новой концептуальной доктрины обеспечения безопасности и устойчивости развития цивилизации в 21-ом веке. Эти же проблемы касаются и области создания новой научной парадигмы.

При этом в последние годы биоинформационная концепция Человека не раз становилась предметом оживленных дискуссий у ученых и в управленческих кругах. Причиной явилась проблема того, что до сих пор не создана теория живых систем. Существует большое количество новых подходов к изучению Человека (нелинейная динамика, теория катастроф, универсология, когнитология, синергетика, теория систем, эниология и т.п.), но единого подхода до сих пор не создано. Однозначно установлено только то, что живую систему нельзя понять с помощью анализа, т.е. с помощью линейного (механистического) подхода. Принцип «познай себя» является актуальным и до сих пор. Познание Человеком самого себя означало бы расшифровку глобальных тайн Мироздания. Последняя нобелевская конференция «Конец науки» в Сан-Диего (США) в 1989 году четко определила, что для познания тайн природы Человека требуется новая биоинформационная концепция.

В настоящее время актуальна проблема разрыва между быстро развивающимися экспериментальными науками и законами формирования общеорганизменных функций. Очень большие достижения в экспериментальных областях науки, но очень мало теоретических объяснений полученных результатов. Именно этот методологический разрыв не позволяет создать единую теорию об организме человека как целом. Решением данной проблемы может явиться моделирование ноуменальных процессов в Природе (естественных информационных технологий), где главным аспектом является решение проблемы целостности.

Согласно системному пониманию жизни, паутина жизни состоит из сетей, нет линейных пирамид систем, нет «над» и «под». В Природе есть лишь сети, вложенные в другие сети. Природа живых систем в высшей степени не линейна. С системной точки зрения, понимание жизни начинается с понимания паттерна. Структура может быть измерена (это линейных подход), паттерн должен быть обозначен конфигурацией взаимоотношений, вычерчен (это нелинейный подход).

Ясно, что жизнь вне Универсальных законов Мира ведет к гибели человечества и разрушению биосферы Земли, о чем свидетельствует существующий в настоящее время цивилизационный кризис. Это и есть развитие системы с линейным подходом, с преимущественно отрицательными энергиями, которая ведет себя к саморазрушению и гибели.

Суть кризиса заключается в том, что используются в основном традиционные методы физического образования и культуры, ориентированные на ее прошлый опыт, устаревшие привычки, в отсутствии ориентации на новейшие исследования, научные открытия в области психофизиологического здоровья людей.

Отсутствует понимание того, что здоровье человека напрямую сопряжено с процессами, происходящими во Вселенной, обусловленными Биологической Обратной Связью (БОС).

В настоящее время в семнадцати европейских странах смертность превышает рождаемость. Из двадцати наций с низким уровнем рождаемости восемнадцать – европейские. К 1960 г. люди европейского происхождения составляли четверть мирового наследия, в 2000 г. – одну шестую, к 2050 г. составят одну десятую.

В России ежегодно регистрируется 155…185 млн. случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, из которых 100 млн. – с впервые установленным диагнозом. Ежегодно около 700 тысяч россиян умирают. Общее число психических больных возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или увеличилось на 19,1 %, а интенсивный показатель – с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26 %.

Крайне напряженная эпидемиологическая обстановка сложилась по заболеваниям, передаваемым половым путем. Зарегистрирован 1 млн.165 тыс. больных. За последние 9 лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза, в 10,7 раза возрос уровень заболеваемости наркоманией и алкоголизмом. Среди всех причин смертности на долю гибели от травм, отравлений и несчастных случаев приходится 14%. На 100 тыс. населения это составляет 214,3 случая («Медицинская газета», 2011 г.)

Разразившуюся катастрофу в СМИ всего мира сводят к пресловутой политической воле лидеров государств и здоровьеразрушающей системе образования.

Происходящие перемены в обществе и Мире требуют новой системы психофизиологической культуры – инновационного подхода в обучении основам физического здоровья и воспитании здорового образа жизни, что способствовало бы формированию у личности способности к проективной созидательности будущего, ответственности за него, веру в Универсальные Законы Мира, в себя, в свою здоровую жизнь и своих потомков.

Самым вопиющим фактором является падение здоровья детей и подростков.

Как показывают исследования, проведенные специалистами в последние несколько лет, основной причиной кризиса является несформированность у детей и подростков целостного, природосообразного здорового мышления. В традиционной школьной системе, аппелирующей в большой степени к вербально-логическому, т.е. левополушарному мышлению, у школьников страдает развитие таких жизненно необходимых функций мышления, как образность, видение «картины в целом»? Гибкость мышления, проектная функция мозга. Недоразвитие данных функций приводит к фрагментарному, непоследовательному усвоению знаний и бесцельности обучения, которое не представляется ученику личностно значимым, что в первую очередь отражается на его здоровье, формирует потребительское отношение к Миру.

Изменить положение сможет новый способ мышления, новая психофизическая культура людей, ноосферные подходы к образованию, то есть новая научная парадигма.

Программа ноосферного подхода к образованию как научное исследование, нацелена на предоставление социуму новой ноосферной психофизической культуры, основанной на новейших открытиях в науке о человеке, которые сопряжены с природосообразными здоровьесберегающими вековыми традициями славян.

На современном этапе развития новой научной парадигмы и ноосферной системы образования и воспитания существует много различных направлений, исследований и деятельности:

Ноосферная наука, универсология и философия;

Ноосферное образование: организация, управление, опыт развития;

Подготовка педагогических кадров для биоадекватного преподавания учебных дисциплин;

Создание биоадекватных учебников и учебных пособий;

Ноосферное воспитание;

Ноосферная психология;

Ноосферная медицина;

Экспертно-аналитическая деятельность;

Образовательно-просфетительская деятельность в ключе создания новой научной парадигмы;

Технолого-производственная деятельность в аспекте ноосферного образования;

Ноосферная культура, искусство, творчество;

Фандрайзинг;

Ноосферное здоровьеформирование, здоровьеразвитие, здоровьесбережение.

В наших предыдущих работах делалась попытка обобщить накопленный многолетний опыт работы применения специально отобранных технологий и методов по диагностике и коррекции функционального состояния людей различного возраста, а также спортсменов, различной квалификации и специализации [ 2,3,4 ].

Данная работа представляет собой новое направление в системе ноосферного развития общества – исследование ноосферной психофизической культуры.

Новизна представленной темы порождена также реалиями новейших научных открытий в области психофизиологии, которые опровергают утверждение о том, что нервные клетки не восстанавливаются и не размножаются.

Все известные в настоящий момент способы регенерации нейронов используются случайным образом, фрагментарно и нецеленаправленно.

Ранее вопрос о стимуляции роста, развития и восстановления нервных клеток при обучении и воспитании личности не стоял вовсе.

Впервые в ноосферном образовании предлагается комплекс методов и здоровьесберегающих упражнений, которые способствуют стимуляции роста, развитию и восстановлению нервных клеток.

Программа ноосферного образования, рассматриваемая в данной работе, является основополагающей платформой в развитии направления ноосферной психофизической культуры. Данная программа научно-теоретически и методологически соотносится с Всеобщими Универсальными Законами Мира, Общими законами человеческого общества, Общими законами управления, специальными законами психики и физиологии.

В настоящее время в мире широко ведется научный поиск в области междисциплинарных исследований универсализации и оптимизации процессов развития Человека.

Внедрение ноосферной методологии в системе образования позволит: повысить эффективность функционирования и прогнозируемости развития систем; сократить расходы и издержки общества; согласовать многоуровневые интересы в обществе с целью устранения конфликтов, кризисов, стрессов, а также для преодоления односторонности развития человека, ведущей к его страданиям и заболеваниям.

В этом смысле востребованность в междисциплинарном синтезе подходов по формированию ноосферной психофизической культуры, как в универсальном подходе к исследованию разнообразных явлений бытия и определении эффективных путей развития чрезвычайно высока. Разработка этих путей и является дальнейшей задачей нашего исследования.

Список литературы:

    Бреус Т.К., Халберг Ф., Корнелиссен Ж. Влияние солнечной активности на физиологические ритмы биологических систем // Биофизика. 1995. Т. 40. Вып. 4. С. 737–749.

    Статья в сборнике статей международной научной конференции «Экологическая безопасность регионов России и риск от техногенных аварий и катастроф» (ВС-35-47) – Денисенко Н.Н., Ильина Н.Л., Марьин В.К. «К вопросу о новой научной парадигме», - Пенза, 2007 г., с.9…14.

    Статья в сборнике статей Всероссийской НПК с международным участием – Ильина Н.Л., Денисенко Н.Н. «Современные биоинформационные технологии и научно-методические аспекты здоровья», - Пенза: ПГПУ, 2008 г., с.44…45.

    Cтатья в Вестнике Пензенского отделения Российского философского общества №2 – Денисенко Н.Н., Ильина Н.Л.«Космобиоритмология и новое время», - Москва-Пенза, 2009 г., с.152…160.

С.А. Рогова (ПГУ, Пенза)

Фундаментальная концепция выживания человечества предложена В. И. Вернадским в его учении о ноосфере. Человек в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается пока человек существует. С появлением человечества биосфера и все происходящие в ней процессы качественно меняются, эволюционный процесс получает особое геологическое значение: "биосфера переходит в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества". Здесь необходимо отметить, что для В. И. Вернадского новой геологической силой в эволюции биосферы является не само существование человечества, а рационально обобществленная деятельность последнего по преобразовыванию природных объектов. Эта сила способна в корне преобразовывать всю биосферу.

Из учения В. И. Вернадского следует, что становление ноосферы относится к периоду возрастания роли научно-технического прогресса в развитии общества с XVIII до ХХ вв. Ноосфера с социально-экономической точки зрения означает новое системное качество единства общества и природы.

Концепция ноосферы, разработанная Вернадским, имеет большое методологическое, эвристическое значение в познании взаимодействия общества и природы и играет большую роль в постсовременной тематизации устойчивого развития. В ней: 1) общество и природа рассматриваются в неразрывной связи, в рамках целостной системы; 2) фиксируется, наряду с единством, коренное качественное отличие общества от остальной природы, общество рассматривается не как один из равноправных элементов, а как высший, организующий элемент системы.

Экологическая проблематика привела к выработке новых мировоззренческих перспектив, качественно иного видения будущего, в которое, возможно, устремится рационально управляемый цивилизационный процесс. Социум должен изменить взаимоотношения с природой, приоритетными для него должны стать гуманитарно-общечеловеческие ценности. Интегральный интеллект человечества в принципе может обеспечить переход от стихийного сползания к глобальной катастрофе к управляемому, устойчивому и безопасному развитию.

Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, Мир, человека. Развитие целостного мышления (в отличие от преимущественно левополушарного) рассматривается в качестве первого шага на пути к развитию высокой нравственности, самосознания и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле.

Это единственная педагогическая система прочно стоящая на фундаменте Законов Мира , общества, познания/постижения, психики человека, а также законов образования. Открытые в XXI веке эти системы законов впервые дают в руки педагога «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе! Законы образования впервые обосновывают релаксационно-активный режим в учёбе, опору на личные мысленные образы учеников, вовлечение жизненного опыта ребёнка в учёбу и познание Мира.

Ноосферное образование – это :

1) эволюционно новый этап в развитии образования, продолжающий его совершенствование на современной научной базе,
2) системная технология организации учебной деятельности,
3) новая педагогическая система XXI века.

На входе в XXI век в России впервые в мире создан уникальный научно-методический комплекс: 1) Теория Творения и генетического энергоинформационного единства Мира и его Законов, 2) Периодические системы: а) Всеобщих Законов Мира, б) Общих законов человеческого общества, в) Общих законов познания и постижения, г) законов образования, д) законов психики, 3) концепция, методология, инструментарий ноосферного образования.

Эти эволюционные достижения современной науки и психолого-педагогической практики были апробированы в образовательных учреждениях восьми регионов России: в Калужской, Кемеровской, Вологодской, Владимирской, Московской областях, Санкт-Петербурге, Якутии, Бурятии, а также в Украине, Казахстане. Широкая география испытаний, высокие результаты и низкая затратность внедрения позволяют предложить систему ноосферного образования к внедрению в широкую практику.

Около 70 тысяч государственных и 500 частных школ России не справляются с катастрофическим падением нравственности, здоровья, успеваемости школьников и студентов. Россия занимает 69 место по соматическому здоровью населения. При этом 92% факторов не связаны с системой здравоохранения. Это – социальные факторы, которые формируются способом людей мыслить и жить.

Сегодня россияне запрашивают в Internet 850 тысяч раз в сутки информацию о наркотиках, 1,5 млн. раз о терроризме и лишь 250 тысяч раз – информацию духовного содержания. Информация определяет сознание. Россияне потребляют 350 тысяч тонн наркотиков в год. В итоге только 3–4% поступающих в школу детей здоровы. Каждый второй ребёнок нуждается в психологической коррекции. Среди 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний.

Качество жизни является синонимом соответствия человека Законам Мира. Выживаемость человечества определяется знанием, принятием Законов Мира и организацией жизни в соответствии с ними. Доказано (закон Онсагера), что при возможности развития эволюции в нескольких направлениях реализуется то из них, которое соответствует минимуму рассеивания энергии, затрат. Человечеству необходимо овладеть этой истиной и научиться энергоёмким низкозатратным социальным технологиям.

Для овладения ими человек должен приобрести новые, эмерджентные качества: нравственное управление собственным мозгом, телом, психикой на основе Законов Мира . Такая постановка вопроса диктуется необходимостью построения общества с устойчивым развитием, т. е. общества гармоничного развития человека без угрозы для жизни последующих поколений.

Стратегия соразвития человека, природы и общества на базе Законов Мира и есть стратегия устойчивого развития. Необходимым и достаточным условием для устойчивого развития общества являются личности, способные выдвигать и воплощать идеи в соответствии с созидающими Законами Мира. Это обеспечивает неубывающий темп роста эффективного использования потенциальных возможностей людей и общества. Задача ноосферного образования – формирование таких творческих людей.

Миссией ноосферного образования является стратегический прорыв в новое качество технологий мышления, социального государства, качества жизни.

Ноосферное образование – наукоёмкая инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с выработкой духовных и ценностных ориентаций учащихся на базе Всеобщих Законов Мира.

Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет. Учебная информация, которая предоставляется при помощи методик, воспринимается, усваивается и обрабатывается в системе «Ученик», не нарушая естественных циклов работы организма, что позволяет назвать этот процесс – сбережением здоровья. В учебный процесс задействуются не только функции мозга. В процесс обучения включается также и тело, так как оно является биологической антенной, а каждая его клетка – хранилище информации. Таким образом, каждое занятие становится маленьким открытием себя, учит быть в гармонии с собой, понимать себя и окружающих.

Ноосферное образование впервые выступает как образовательная система , формирующая личностное пространство ребенка, как пространство созидания. Впервые вместо слова «надо формировать» творческую личность, получен инструмент, который позволяет формировать такую личность в процессе обучения и воспитания.

Для этого создана социальная технология образования, позволяющая оптимизировать процесс образования и управления им, сделать его рациональным, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата. Основными компонентами этой технологии являются: концепция ноосферного образования, учитель, владеющий новой методикой преподавания, методика, ученик, биоадекватные учебники и учебные пособия, программы и технические средства обучения. Важно отметить, что новая образовательная технология может осуществляться в рамках действующих образовательных программ и на имеющейся материальной базе, практически без дополнительных капитальных вложений.

Результатом внедрения этой социальной технологии является новое качество образования. Раскрытие талантов становится не случайным явлением, а системой, которая будет формировать новую генерацию людей, качество жизни для которых будет определять не только и не столько потребительская корзина, сколько своё творческое самовыражение, созидание, как основной вид потребности.

В социальном управлении выделяют 4 уровня управления: личностный, социальный, планетарный и вселенский. И пока этот первый – личностный уровень будет оставаться без должного внимания, пока он будет формироваться как пространство потребления, как это было в СССР, будут оставаться ‘глиняные ноги’, которые будут падать и падать, несмотря на то, какие бы сложные и грандиозные задачи не решались на социальном, планетарном и даже вселенском уровнях.

Нарушение человечеством Всеобщих Законов Мира не оставит безучастным ни нашу планету, ни Космос к тому неразумному потребительству, которое практикует человечество, используя свои новейшие технологии и научные достижения. Ни власть, ни счета в банках не спасут от катастроф и стихийных бедствий, которые устраивает живая открытая развивающаяся система Земли, чтобы очиститься от человека неразумного.

Система ноосферного образования – одна из первых социальных технологий, которая решает самую сложную социальную задачу – создание Человека Будущего.

К. Э. Циолковский когда-то сказал: «Земля – это колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели». Ноосферное образование – это новый эволюционный этап развития человечества в созидающей сфере разума.

Цель ноосферного образования – мотивация системного, целостного (совокупно право– и левополушарного) мышления, оздоравливающего весь организм.

Стратегической задачей является раскрытие внутренних потенциалов системы образования и её эволюционное инновирование для формирования поколений молодёжи, способных совершать социально-технологические, культурные, мировоззренческие прорывы и вывести страну на лидирующие мировые позиции.

Результатом ноосферного образования является физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.

Инструмент перехода к ноосферному образованию – эволюционно созревшие (невостребованные ранее) возможности человека (5-й нейросоматический контур головного мозга).

Метод перехода – психолого-педагогические семинары-тренинги с одновременным внедрением инноваций в практику работы учителя.

Анализ результатов «точечного» внедрения ноосферного образования (на основе отчётов директоров 7-ми образовательных учреждений, начавших внедрение ноосферного образования с 2002 г.)

Результаты «точечного» внедрения ноосферного образования экспериментально подтвердили, что технологию ноосферного образования можно вводить по мере готовности учителя попредметно, поэтапно, без изменения государственных программ, структуры традиционной системы образования, без дополнительных бюджетных вливаний только при условии переподготовки учителей и администраторов. Эти условия позволяют определить ноосферное образование как эффективную образовательно-воспитательную систему, позволяющую достигать в короткое время высоких личных (в здоровье, учёбе, нравственных показателях) и социальных результатов.

Реинжиниринг (от англ. engine – двигатель, мотор, орудие) системы образования: проективные изменения движущих механизмов системы – целей, методов, методологии, инструментария воспитания и образования, подготовки и переподготовки кадров.

Цель ноосферного образования – достижение высочайшего качества образования на основе наукоёмких биотехнологий в соответствии с Всеобщими Законами Мира, законами общества, познания и постижения и законами образования, вытекающими из Всеобщих Законов Мира.

Частными задачами являются:

Замена традиционной системы образования ноосферным образованием в переходный период 2012–2020 гг., т. е. после кардинального перехода биосферы Земли на новый, эмерджентный уровень;

Подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров для ноосферного образования;

На первом этапе вышеуказанного перехода создание модельных образовательных учреждений, работающих в системе ноосферного образования;

Создание комплекта инструктивно-методических документов, пилотных проектов, моделей для общепланетарного внедрения ноосферного образования.

Технология проекта – эволюционный реинжиниринг традиционной системы образования с сохранением государственных программ, учебников, классов, финансирования и т.д.

Форма перехода : «точечное» внедрение ноосферного образования по мере готовности администрации и учителей образовательных учреждений в течение 5–7 лет.

Затем включается механизм самоорганизации процесса внедрения ноосферного образования в практику. На каждую школу готовится по 10 педагогов-новаторов.

Принципиальные отличия ноосферного образования

Целевые отличия: ноосферное образование – эволюционно новый этап развития традиционного образования. Оно нацелено на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.

Структурные отличия. Ноосферное образование представлено комплексом наукоёмких разработок различной иерархической направленности:

1) системой научно-теоретического обоснования всех аспектов ноосферного образования в виде концепции;

2) системной стратегией мировоззренческого, идеологического, кадрового, методологического и методического обеспечения в виде доктрины ноосферного образования;

3) тактической разработкой практических направлений инновационной деятельности в виде комплексной программы внедрения;

4) агрегированной схемой системного взаимодействия составляющих процесса реформирования образования;

5) оптимальным инструментарием для всех звеньев и уровней ноосферного образования в виде комплекса наукоёмких психолого-педагогических биотехнологий преподавания, управления и подготовки кадров.

Затратные отличия. Ноосферное образование является самой дешёвой социальной технологией. Оно не требует затрат на материально-технические, административные, структурные, программные, управленческие изменения, так как осуществляется за счёт активизации естественных интеллектуальных механизмов личности, ранее не востребованных в образовательном процессе. Осуществляется в форме подготовки кадров в ВУЗах, переподготовки кадров в поствузовском периоде.

Технологические отличия. Ноосферное образование интегрирует социальные технологии трёх типов: «know how» (тактики), «know way» (стратегии), «know what» (мировоззрения).

Функциональные отличия. Ноосферное образование функционально повышает эффективность потенциалов членов общества, т. е. обеспечивает их эволюционное развитие на основе Всеобщих Законов Мира и даёт ощутимые результаты по параметрам:

1) высокое качество знаний,
2) сбережение здоровья;
3) духовно-нравственный рост;
4) мировоззренческая гармония;
5) социализация личности;
6) сокращение социальных затрат.

Информационно-интеллектуальная безопасность. Ноосферное образование впервые провозглашает и реализует принцип естественной безопасности (соблюдение норм и законов работы мозга, тела учащихся) и потенциальной интеллектуальной безопасности – использование средств и методов, не нарушающих естественную безопасность в любом отдалённом от момента учёбы периоде времени.

Универсальность. Ноосферное образование использует инструментарий, адекватный возможностям человека любого возраста, и поэтому используется во всех звеньях образования населения: дошкольном, школьном, вузовском, поствузовском, образовании взрослых, создавая систему непрерывного образования и воспитания граждан.

Ноосферное образование – это новый этап в эволюции образования. Он стартовал в 90-е годы ХХ в.. Ему предшествовали этапы доклассического (античного, средневекового), классического (ХVII – ХVII вв.), неклассического (XIX – 40 гг. ХХ в.), постнеклассического (50-90 гг. ХХ в.) образования. Каждый из этапов отличался соответствующим времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа было образование классически (по образцу античного) образованного человека на базе наследия прошлого. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, классической математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические гимназии, школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоновской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг, письменные работы учеников. Именно тогда Ян Амос Коменский заложил научную, методологическую и методическую базу образования, создал образцы учебных книг, классно-урочную систему преподавания и классических школ во всей Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (XIX – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов, концернов и других объединений промышленно-экономического профиля становятся определяющими задачи, методологию, методы преподавания. Важнейшей задачей стало обучение учащихся навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные школы и училища. Методология утверждает приоритет и методы практического «делания» – обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров. Создавались новые учебные книги, преподаватели часто готовились в цеху. Работа в мастерской стала важнейшим приёмом с соответствующими методами «делай как я». Выдающиеся педагоги И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, К. Д. Ушинский привносят дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные подходы, педагогические концепции. Осознание потребностей образования неклассического периода его истории, в первой четверти ХХ в. получило научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности.

Постнеоклассическое образование (40–90 гг. ХХ в.) было вызвано к жизни потребностями послевоенного времени: новой расстановкой социально-политических сил в мире, утверждением гуманистических идеалов, демократических свобод, воспитанием человека с широкими интересами, отходом от парадигмы «производящего человека», научно-техническим прогрессом. Происходил творческий поиск педагогических методов, школ разного типа: специальных математических, химических, биологических, языковых, художественных, спортивных. Создавались тематические программы историко-патриотического, национально-этнографического, интернационального, экологического образования и воспитания молодёжи. Было предложено около 500 авторских методов и методик, педагогических приёмов и технологий: национальных, региональных, авторских, коллективных. «Расслоение» педагогической практики привело к забвению научной методологии, системного подхода в образовании в целом.

Современное развитие науки позволило в начале XXI в. ввести в мировое информационное пространство мощную научную блок-базу: теорию Творения и генетического единства Мира, системы Всеобщих Законов Мира, Законов человеческого общества, законов познания/постижения. На этом общенаучном фундаменте строится специальный научный фундамент педагогики как науки о преподавании и воспитании учащихся. Он включает систему специальных законов образования, систему специальных законов педагогической методологии, систему законов психики человека.

Благодаря этим принципиально новым и ранее небывалым научно – методологическим новациям в жизнь уверенно входит эволюционно новый этап педагогики и системы образования в целом. Он назван ноосферным (от греч. noos – ум, разум), поскольку роль одухотворённого разума в информационном обществе неизмеримо возрастает по сравнению с предыдущими этапами развития.

Ноосферный этап в эволюции образования имеет особую миссию : на современной научной базе интегрировать лучший мировой и отечественный психолого-педагогического опыт и создать образовательную систему, способную ответить на вызовы XXI в.: воспитание и подготовка человека, конгруэнтно Всеобщим Законам Мира. Такой человек духовен, нравственен, интеллектуален, исполнен творческих возможностей, здоров, гармоничен Миру, Природе, Космосу.

Руководствуясь предыдущей концептуализацией, которая привела к существующему положению дел в образовании, мы можем не изменять её, если нас всё устраивает. Если же предыдущая концепция сработала плохо или недостаточно хорошо, и она нас не устраивает, мы должны искать более эффективную. Общество не придёт к нововведениям и не сможем сдвинуться с места без новой концепции, т.к. в ней заключается и новая методология как наука, разрешающая применение того или иного принципа, педагогического метода. Он, в свою очередь, даёт планируемый результат образовательного процесса. Понимая динамику изменений тандема науки и образования, давайте задумаемся, что же нас не устраивает в образовании сегодня? Каковы же рифы, препятствующие движению в море знаний корабля «Образование»?

1. Отсутствие в традиционном образовании научно-духовного мировоззрения генетического единства Мира – Природы – человека. Это препятствует созданию фундаментальных основ и ориентиров для построения передовых школьных и вузовских программ, созданию на этой базе учебников, методов, пособий и подготовки педагогических кадров нового поколения, т. е. учитывающих в своих профессиональных и жизненных позициях Всеобщие Законы Мира и Общие Законы человеческого общества. Этот главный мировоззренческий «риф» создаёт в обществе в целом и в образовании, в частности, ситуацию безнадёжности, смятения, метаний и шараханий от одного «спасательного круга» к другому с потерей энергии и жизненных сил. Отсутствие до последнего времени общепризнанного эталонного научно-духовного мировоззрения, к которому следует стремиться, порождает массовые заблуждения, неверие в возможность устремления к Истине, блуждания во мгле, бесперспективность, отчаяние, пустоту жизни, следовательно, ненужность учёбы, школы, образования. Этот мировоззренческий дефект теперь исправлен. Создана Теория Творения и генетического энергоинформационного единства Мира, впервые доказавшая Божественное происхождение Мира, создание и управление им Мировым Духом-Творцом. Эта теория стала базой для открытия Всеобщих Законов Мира. Она объяснила множество (практически все) явлений Природы и общества, которые оставались «тайной за семью печатями».

2. Отсутствие до последнего времени фундаментальной природосообразной теории личности, конгруэнтной специальным законам психики человека и специальным законам сбережения здоровья личности. Это не позволяло сформулировать непротиворечивую цель образовательно-воспитательной деятельности на научной базе и препятствовало созданию целостной и системной модели выпускника школы и вуза. В результате, у значительной части населения отсутствует понимание места и предназначения человека на планете, в обществе, семье. Создаются условия для манипулирования личностью, которая не имеет собственных идеалов, ориентируется на иллюзию вседозволенности, «всемогущества» человека вплоть до искажения его собственной природы.

3. Отсутствие современной теории познания (гносеологии), конгруэнтной общим законам познания и постижения. Это препятствовало внедрению системы специальных законов образования, педагогической методологии, ориентированных на генетическое единство Мира. Нарушались и нарушаются принципы познания и постижения, преподавания, воспитания. Рождаются многочисленные новые методики, приёмы, средства, инструменты образовательного процесса, однако не стоящие на фундаменте Всеобщих Законов Мира, а потому несовершенные. И этот «риф» теперь устранён.

Мы рассмотрели три рифа, невидимых глазами. Система образования, как корабль, потерявший управление, застряла на этих рифах и обездвижена из-за недостатка ведущих принципов. Понятно, почему бесконечные волны педагогических попыток сдвинуть педагогический корабль с его, не утверждающей жизнь стоянки, разбиваются.

Профессиональная воля капитанов корабля под названием «Образование» – государственных мужей, потерявших истинный курс эволюции образования в океане мировоззренческого хаоса, оказался в плену сиюминутных интересов. Невооруженные современными фундаментальными педагогическими знаниями, они не видят планетарно-космической миссии образования, его стратегической цели, не ведая об истинном эволюционном курсе образования. Они не ведают, к какой серьёзнейшей опасности, а фактически к какой ужасной катастрофе они ведут не только корабль «Образование», но и всю планету Земля.

Осознать истинный, эволюционно значимый курс корабля «Образование» – значит понять иерархию мировоззрений в обществе, сделав среди их множества главный выбор – мировоззрение о генетическом единстве Мира и об управлении им Творцом (Всеразумным Началом Космоса).

Выбрать эволюционно потребное обществу мировоззрение – значит наметить вектор движения корабля.

Утвердить это мировоззрение как стержень и цель системы образования – значит направить курс корабля к искомой цели по безопасному для него и землян пути.

Что же следует предпринять капитанам сегодня, чтобы осознать – выбрать – утвердить курс вверенного им обществом корабля?

Надо сделать всего три шага.

1. Познакомиться с современным достижением мировой и отечественной науки – Теорией Творения и генетического единства Мира.

2. Принять аксиому эволюционной изменчивости мировоззрений. Осознать закон достаточности личного мировоззрения для получения базовой энергии, биологически адекватной программам жизнедеятельности и построения системы управления образованием.

3. Осознать и прочувствовать закон личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом».

Эти три шага, естественно, приведут к вопросу: Если Мир генетически един, и я выбираю этот взгляд на него, что же такое учащийся человек и какова модель выпускника, к которой должно быть устремлено нынешнее образование?

Биологическая (физиологическая), социальная и духовно-психическая система «человек» является биорезонансной и способна принимать, передавать и производить экспертную оценку (узнавать, выбирать, присваивать, отбрасывать) волновых информационных сигналов. Эта уникальная система – связующее звено между проявленным (материальным) и непроявленным (идеальным) мирами. Её функция не имеет аналогов на планете: ни одна система на планете Земля не способна превращать свои мысли, идеи, замыслы в материальные объекты: дома, дороги, приборы, книги, картины, вещи, автомобили. Инструментом, отличающим человека от всего духовно-материального мира, является творчество. Проявленное в разнообразных сферах жизни, оно определяет предназначение человека. Высший уровень возможностей человека, устремлённого к реализации своей мечты, и есть его Высший потенциал. Способствовать реализации человеком своего предназначения в социальном, планетарном, космическом планах и есть предмет педагогического труда в высшем, а потому истинном, его понимании. В этом суть научно-педагогической планетарно-космической теории личности на фундаменте Теории Творения и генетического единства Мира. В рамках этой теории создана модель выпускника школы нового эволюционного этапа системы образования. Рассмотрим её ядро.

В центре схемы расположен Высший потенциал ученика как интегрированная сумма всех высших возможностей его личности. Они представлены как физический, творческий, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный (космический) уровни развития личности. Это модель собственно личности вне окружающей среды.

Профессиональное знание капитанов корабля «Образование» – государственных мужей, в предстоящей истории человечества взявших истинный курс на эволюцию образования в океане мировоззренческого хаоса, станет способным утвердить в жизни человечества модель ноосферного (в будущем – космичного) образования, творящую Человека творческого, биоадекватно и трезво мыслящего. Известно, что кораблю без курса, которому некуда плыть, любой ветер будет попутным.

Вот зачем нужны концептуальные подвижки в образовании. Образование под руководством сферы одухотворённого разума человека – всей духовности, культуры, науки, доброй и полезной практики. Термин «ноосфера» привнёс в русский язык и науку В. И. Вернадский в 30-е гг. прошлого века. Более 60 лет идеи о ноосфере были забыты. Но с 1999 г., когда вышла монография Н. В. Масловой «Ноосферное образование», это инновационное направление стало набирать силу. Это единственная целостная педагогическая система, созданная на фундаменте Теории генетического энергоинформационного единства Мира (Б. А. Астафьев), Всеобщих Законов Мира (Б. А. Астафьев, Н. В. Маслова) и специальных законов образования (Н. В. Маслова).

Концептуальная новизна научной методологии генетического единства Мира, привносит в педагогическое сообщество новые понятия, подходы, термины, постулаты, принципы и методику. Остановимся на фундаментальных системобразующих терминах, понятиях, определениях.

Система – целое, составленное из ряда взаимодействующих элементов, каждый из которых или их простая сумма не обладают всем комплексом качеств, которыми обладает система, т. е. система эмерджентна по отношению к любому из составляющих её элементов, а потому она богаче в выборе средств эволюционного развития. Система создаётся для реализации определённой цели и имеет набор первичных элементов, объединённых отношениями их единства на основе правил композиции. Научное определение системы необходимо для отчётливого взгляда на системы образования, педагогического знания, педагогической методологии и системное построение концепции.

Концепция ноосферного образования – это принципиальная логико-ментальная модель системы ноосферного образования…

(Фрагмент Открытой Публикации по Системе Ноосферного Образования и методикам Духовно-Научного Развития Человека и Общества Третьего Тысячелетия, Гранд-Доктора Философии и Образования, Профессора и Академика Н.В.Масловой – Члена Духовно-Экологической Ноосферной Ассамблеи Мира)

Всех Вселенских Благ и ПРЕОБРÅЖЕНИЯ, …